В содержании статьи представлены основные направления формирования композиционных умений, которые, в свою очередь, вытекает из развития основных познавательных процессов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В содержании статьи представлены основные направления формирования композиционных умений, которые, в свою очередь, вытекает из развития основных познавательных процессов.
Salimova Venera Salavatovna
3rd year student,
Speciality 44.02.02 "Teaching in elementary classes"
State budget vocational education
Institution of Sverdlovsk region
"Nizhny Tagil Pedagogical College №1»
"Peculiarities of composite abilities at younger schoolboys at lessons of the fine arts"
Annotation. Problems article focuses on the development of composite abilities of younger schoolboys at lessons of the fine arts.
Keywords: composition, compositional skills.
The content of the article presents the main directions of formation of composite skills that, in turn, stems from the development of basic cognitive processes
В Федеральном Государственном Стандарте Начального Общего Образования прописано, что современные задачи образования во многом связаны с практической реализацией идей развивающего обучения. Важной научно-практической задачей является организация в педагогическом процессе оптимальных условий для становления целостной, гармонически развитой личности. В этой связи возникает потребность в психолого-педагогических разработках новых методов обучения с целью развития у учащихся способности к активной творческой познавательной деятельности. [4]
Композиционные умения являются совокупностью освоенных способов выполнения действий по согласованию отношений между частями и целым, обеспечиваемые приобретенными знаниями о материалах, средствах, способах, приемах композиции.
Все композиционные умения направлены на достижение цельности образа и имеют «образную» природу, по этой причине их можно называть «образными». Но композиционные умения неоднородны по своему составу и могут быть разделены на компоненты.
На данный момент эффективность работы современной школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс на уроках изобразительного искусства обеспечивает формирование композиционных умений у каждого школьника, эстетическое развитие творческой личности и готовит ее к познавательной и общественно-трудовой деятельности. Творческое развитие и саморазвитие младших школьников становится одной из главных стратегий и принципов современной педагогики.
На уроках по изобразительному искусству первостепенной задачей является формирование композиционных умений, которое, в свою очередь, вытекает из развития основных познавательных процессов. Для того чтобы понять, как развиваются познавательные процессы у младших школьников нужно рассмотреть такие понятия как: воображение, восприятие, внимание, память и мышление и обратимся к трудам Л.С. Выготского. [1]
Воображение. Воображение младшего школьника формируется в процессе его учебной деятельности под влиянием ее требований. Л.С. Выготский утверждает, что основная тенденция в развитии детского воображения - это переход к все более правильному и полному отражению действительности. Речь идет о реализме детского воображения (в игре, например, у ребенка увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации).
Следует отметить, что дети не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью. Фантазирование играет значительную роль и занимает определенное место в жизни ребенка. [2]
Воображение младшего школьника характеризируется наличием элементов репродуктивности, простого воспроизведения. С возрастом элементов репродуктивности в воображении младшего школьника становится меньше и в большей степени появляется творческая переработка представлений.
Восприятие. Быстрое сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета. Процесс обучения предъявляет новые требования к его восприятию. В процессе восприятия учебной информации нужна произвольность и осмысленность деятельности учащихся, они воспринимают различные образцы, в соответствии с которыми должны действовать. Произвольность и осмысленность действий тесно взаимосвязаны и развиваются одновременно.
Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект дает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.
Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при форсированности достаточно высокого уровня произвольного внимания. Как известно, у дошкольника преобладает непроизвольное внимание, оно же в первое время обучения преобладает и у младших школьников. Вот почему развитие произвольного внимания становится условием дальнейшей успешной учебной деятельности школьника, а, следовательно, и задачей первостепенной важности для учителя. В начале обучения, как и в дошкольном возрасте, внимание ученика привлекает лишь внешняя сторона вещей. Внешние впечатления захватывают учащихся. Однако это мешает им проникнуть в суть вещей (событий, явлений), затрудняет и контроль над своей деятельностью. Если учитель постоянно заботится о руководстве развитием произвольного внимания младших школьников, то в течение их обучения в начальных классах оно формируется очень интенсивно.
Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами- воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.
Память детей младшего школьного возраста является хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредствованная, логическая память (или смысловая память), так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте идет через осмысливание учебного материала. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными.
Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Если восприятие и память к началу школьного обучения уже проделали значительный путь развития, как правильно отмечал выдающийся советский психолог Л. С. Выготский, то интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. В школьный возраст, указывал Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти). Но интеллект претерпевает такое развитие, которое не проделывают больше, ни память, ни восприятие. Здесь особенно отчетливо сказывается стимулирующая роль содержания и методов обучения, роль учителя как организатора учебно-воспитательного процесса. Исследования показали, что при разной организации учебного процесса, при изменении содержания обучения, в зависимости от разной его методики можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.
Если любой из этих аспектов представлен слабо, то интеллектуальное развитие ребенка идет как односторонний процесс. При доминировании практических действий преимущественно развивается наглядно-действенное мышление, но может отставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей нередко наблюдается отставание в практическом мышлении и бедность образного мира. Все это, в конечном счете, может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка.
Индивидуальные особенности мышления. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей. Развивающее обучение.
Обучение изобразительному искусству активизирует творческую и познавательную деятельность школьников и оказывает положительное влияние на формирование композиционных умений и их эстетическую культуру. [3]
Программы Б.М. Неменского, В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, Е.В. Шорохова по предмету «изобразительное искусство» строятся таким образом, чтобы ребенок мог постепенно перейти от цвета к форме, от формы к ритму и далее к решению композиционных задач. Основной целью обучения изобразительному искусству в начальной школе является активизация творческой деятельности учащегося как основного фактора развития личности. Основным средством художественной выразительности у младших школьников является цвет, постепенно к нему прибавляются форма, ритм и композиция. Степень выразительности выполненных работ зависит от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений и уровня развития изобразительных способностей.
Библиографический список
Выготский Л. С. «Психология искусства» [Текст] /Выготский Л. С. изд.: «Пермское книжное издательство» 1999 г. с. 62
Гильбух Ю. М., 2000. «Психодиагностика»: [Текст] /Гильбух Ю. М. изд. «Просвещение» с.10
Рубинштейн С. Л. «Человек и мир». [Текст] /Рубинштейн. С изд. «Наука», 2005 с. 94
Федеральный Государственный Стандарт Начального Общего Образования