План-конспект занятия
Автор: Ананьева Надежда Владимировна
Данный материал будет полезен педагогам доп. образования художественно-эстетической направленности, учителям ИЗО. Предназначен для детей младшего и среднего возраста.
Программа «Роспись по ткани»
Раздел: «Основы цветоведения и графики»
Тема : Пушкинская осень
Цель :Дать представление о значении колорита в передаче настроения в пейзажной живописи.
Задачи:
-воспитывать эмоционально-образное восприятие поэзии Пушкина, посвященной красоте русской осени.
-расширить сферу получаемой информации
-предъявить результаты творческой деятельности на городскую выставку, посвященную юбилейным датам писателей.
-учить детей работать акварелью в технике «по-сырому».
-учить детей работать в технике обрывной аппликации
-учить видеть настроение природы через теплую цветовую гамму
-развивать колористическое чувство детей, умения составлять цветовую гамму
Материалы: акварельная бумага, акварель, кисти№5,№2,цветная бумага теплых оттенков, клей.
Стихотворение А.С.Пушкина «Осень», отрывки различных стихотворений, статья «Почему листья окрашены по-разному».Магнитофон с произведениями Чайковского «Времена года». Листочки для оценивания работ.
Наглядные пособия: репродукции различных художников а с изображением неба. Наглядное пособие «Теплые цвета», «Деревья».Мультимедийная установка с слайдами «Фото природы на закате».
Ход занятия
1.Организационная часть
Педагог приветствует детей и просит посмотреть их в окно. Обращая на краски неба. Состояние погоды, как и человека, бывает разным. Глядя на небо, можно угадать,какое у природы настроение(грозовое, печальное, веселое, задумчивое, пасмурное). Педагог просит детей вспомнить различные стихи о природе. Затем предлагает немного поиграть, и зачитывает отрывки из стихов, а дети находят образ, соответствующий им.
Печальный лес, и дол завялый,
Протянет день и уж темно,
И будто путник запоздалый,
Стучится буря к нам в окно…
Над омраченным Петроградом
Осенний вечер тучи гнал,
Дышало небо влажным хладом,
Нева шумела. Бился вал
О пристань набережной стройной
Как челобитчик беспокойный
Об дверь судейской. Дождь в окно
Стучал печально. Уж темно все становилось.
Вянет, вянет лето красно,
Улетают, ясны дни
Стелятся туман ненастный
Ночи в дремлющей тени,
Опустели злачны нивы,
Хладен ручеек игривый,
Лес кудрявый поседел
Свод небесный побледнел.
Педагог вместе с детьми рассматривает репродукции пейзажей, на которых изображено небо в различном состоянии. Затем просит детей описать свои ощущения. Просмотр продолжается в сладах, на которых изображен закат. Спрашивает в какой цветовой гамме изображено небо на фото. Вместе с детьми проговаривается теплая цветовая гамма(желтый, оранжевый, красный, бордовый, коричневый), обращая внимание на наглядное пособие «теплые цвета». Далее педагог просит детей послушать отрывок из стихотворения Пушкина «Осень»
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…
Педагог спрашивает у детей какие краски использовал поэт? Движение? Дети отвечают (яркая листва, серое небо,редки лучи солнца, движение плавно, спокойное)Автор представил множество ярких картин различных времен года, с какой теплотой и нежностью Александр Сергеевич говорит об осени, рисуя все приметы, чувствуется грусть поэта, когда он сравнивает ее с ребенком. Природа как бы засыпает после яркого праздничного торжества красок. У поэта осень- любимая пора. И чувствуется, что осенний пейзаж как бы оживает, серое дождливое небо не такое уж серое, приятно шумит листва под ногами, приятная морозная свежесть наполняет воздух. Мы радуемся вместе с автором.
2. Практическая часть.
Далее педагог предлагает написать пушкинскую осень. И лучшие работы отправить на городскую выставку «Иллюстрируем произведения любимых авторов». Тема выбрана в соответствии с календарем памятных и юбилейных дат. В 2013-2014 уч. г. Отмечался с юбилей детских авторов, как А.С.Пушкин (215 лет со дня рождения).
Педагог показывает приемы смешивания акварельных красок в технике «по-сырому».
Слово «акварель» происходит от слова «вода». Акварельные краски любят воду и разводятся ею. Набираем воду на кисть и смачиваем ею лист. Затем берем на кисточку и начинаем рисовать. Кисточка словно танцует на листочке: кисть скользит, потягивается- облака получаются вытянутыми. Плачущими(краска, растекаясь, тянется вниз). Особое внимание педагог обращает внимание на использование черной краски, которая,будучи темной, способна так затемнить цвет другой краски, что та может исчезнуть. Поэтому черно краски на кисть нужно брать чуть-чуть.
После показа приемов работы акварельными красками, педагог просит ребят нарисовать в технике «по-сырому». Небо с сырыми тучами или тусклым солнцем, кто как видит, пожухлая трава, опадающие листья. Во время работы звучит музыка. Педагог помогает детям, напоминает им, что эффекта потоков дождя можно добиться, если наклонить лист вертикально, краски, скатываясь вниз, будут перетекать одна в другую. Пока дети выполняют работу, педагог зачитывает статью «Почему листья окрашены по-разному».
Далее педагог просит отложить в сторону еще не подсохшие работы и рассмотреть пособие «Деревья», а также набор цветной бумаги, показывает багряный, золотой, пурпурный цвет. Демонстрирует приемы работы с цветной бумагой в технике обрывной аппликации, и ребята заканчивают оформлять крону деревьев.
3. Заключительная часть.
Когда все работы выполнены, на доске или на партах устраивается мини-выставка. Дети придумывают названия своим работам. Работе,которая больше всего симпатична, дети приклеивают заранее приготовленный листочек.
Педагог предлагает детям дома нарисовать небесные переливы цветными карандашами или фломастерами и принести их на следующее занятие.