ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ.
В статье овещаются разнообразные формы, методы и приемы деятельности на занятиях по изобразительному искусству, обеспечивающие эффективную реализацию задач нравственно - патриотического воспитания учащихся разных возрастных групп.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ.»
Кротова Наталья Викторовна
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ.
Аннотация: В статьеосвещаются разнообразные формы, методы, и приемы деятельности на занятиях по изобразительному искусству, обеспечивающие эффективную реализацию задач нравственно – патриотического воспитания учащихся разных возрастных групп.
Ключевые слова: патриотизм, Родина, искусство.
Художественное образование в основной школе ориентировано, прежде всего, на воспитание духовного мира школьников, развитие их эмоционально – чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Но это в идеале…
В нашем современном мире, существующем по определенным законам и правилам, очень часто происходит подмена понятий и общечеловеческих ценностей. Юное поколение зачастую плохо ориентируется в информационном потоке, который лавиной обрушивается через средства массовой информации и интернет на их неокрепшие умы. Подростки с интересом впитывают те идеи и теории, которые являются утопическими и очевидный бред принимают за истину: так широко распространились идеи неонацизма, анархизма и т. д. К сожалению, родители и школа не всегда знают, чем увлечен и что в голове их ребенка. Юношеский максимализм, желание быть не как все, «изменить мир», к сожалению, приводят их в сомнительные группировки. Искажаются и теряют свое значение такие понятия, как: честь, вера, совесть, справедливость, Родина, Отечество, патриотизм. Вот почему очень остро стоит вопрос о патриотическом воспитании детей в школе с самого раннего возраста, которое должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национальных и региональных особенностей. Наряду с изучением истории, традиций народа должно осуществляться привитие учащимся нравственно – эстетического восприятия окружающего мира. Именно на это направлена образовательная область искусства, изучаемая в современной общеобразовательной школе.
Патриотическое воспитание посредством искусства – это дифференцированный процесс, в котором учитываются возрастные особенности учащихся, и осуществляется, как в учебное, так и во внеурочное время.
Новая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» направлена на привлечение внимания государства и общества к проблемам патриотического воспитания, становления гражданского общества. В ней отмечено: «Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России, как свободного, демократического государства, формирование у граждан РФ высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей».
С чего же начинается патриотизм? Академик Лихачев Д. С. писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становиться также любовью к своему селу, к городу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое – либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».
Изобразительное искусство, как предмет, как никакой другой, способствует формированию и развитию лучших качеств личности. Процесс обучения строится на изучении высочайших образцов художественной культуры человечества и выполнении большого количества творческих работ. На занятиях мы знакомимся с народными промыслами, укладом жизни наших предков, обычаями и праздниками. Много уроков посвящено истории отечества и мира. Для развития творческих способностей и общего кругозора иллюстрируем произведения зарубежной и русской литературы.
Практически все темы, на протяжении всего курса изучения изобразительного искусства строятся на принципе: «От родного порога, в мир национальной и мировой культуры». На уроках и во внеурочной деятельности учащимся открывается многообразие культур разных народов, ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, культуру России и своего региона в частности. Патриотическое воспитание, воспитание любви к Родине прослеживается в большинстве тем по изобразительному искусству. К примеру, такие темы, как: «Природа родного края», «Памятники архитектуры», «Национальный костюм», «Праздник в деревне», «На улицах моего города», и многие другие напрямую связаны с изучением национальных традиций родной страны, направлены на воспитание чувства гордости за свою Родину.
Мы учимся принимать современную Россию с ее красотами, достижениями и проблемами. Родину надо любить любую. А так же осмысливать: «А что я могу сделать, чтобы моя Родина стала еще краше».
Накануне Олимпиады вся школа приняла участие в рисовании на тему: «Символы Олимпиады» Лучшие работы были отправлены на всероссийский конкурс талисманов.
В нашей школе, как и по всей стране, прошли мероприятия, связанные с семидесятой годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. Практически все учащиеся начального и среднего звена приняли участие в создании выставки рисунков на военную тематику. Предварительно с ребятами были проведены беседы о войне. С огромным интересом изучали художественные полотна советских художников, отразивших те страшные события в своем творчестве. Репродукции и слайды, конечно же, не могли передать в полной мере всю реалистичность происходящих событий. Огромным сюрпризом для всех стал подарок, сделанный управлением дороги для школы – интерната. Были подарены тридцать картин – репродукций батального жанра. Картины, оформленные в рамы, произвели огромное впечатление на ребят. События времен войны, написанные лучшими художниками двадцатого века, передавали с фотографической точностью страшные события сороковых годов. Героизм и мужество нашего народа, его вера в историческую закономерность победы над темными силами фашизма вдохновляли художников на творческие подвиги.
Около кабинета истории была выставлена экспозиция картин, на которых можно увидеть парад войск в ноябре 1941 года, солдат, бегущих в атаку и сидящих в окопе в редкие минуты затишья, разведчиков, выполняющих задание, и морские сражения, скромный подвиг медсестрички, спасающей на своих хрупких плечах раненых солдат и конечно же «Мать партизана» - как апофеоз войны, как символ многострадальной Родины, непобедимая и гордая женщина на картине в центре экспозиции. Каждая картина, как хронологический кадр одной большой исторической эпопеи под названием Великая Отечественная война. Глядя на удивленные глаза ребят, понимаешь, что они не только смотрят и слушают, а еще и сопереживают героям картин. В их лицах читается и страх за судьбу солдат, тревога и даже желание помочь нашим войскам и каждому бойцу. Проходя по коридору, в заключении, останавливаемся у радостных картин: «Письмо с фронта», «Победа» и на лицах ребят появляются улыбки. Умение сопереживать и сочувствовать пробуждает в юных сердцах патриотические чувства, чувства гордости за свою страну, победившую фашизм. Такие занятия, в нашем небольшом городе, как экскурсия в мини музей в стенах родной школы, имеют большое значение, в целях воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и сопричастности с судьбой своего народа, своего города, уважения к истории Отчизны.
Как практический результат таких экскурсий – многочисленные рисунки детей на военную тематику с последующей выставкой работ ко Дню Победы.
Участие в конкурсах рисунков и победа в областном конкурсе рисунков «Подвиг неизвестного солдата», который устраивал ДОСААФ России Самарской области.
В заключении хотелось бы отметить, что предмет изобразительное искусство, как ни какой другой, направлен на повышение роли гражданственно – патриотического воспитания (знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами) и формирование более широкого толерантного отношения к иным культурам, что соответствует приоритетным задачам современного образования.
Список литературы
. Сластенин В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. С. Исаев, А. И. Мищенко, Е. А. Иванов ; под общ. ред. В. А. Сластенина. - М. : Школа-Пресс, 1998. - 635 с.
. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 368 с., 12 ил.: ил.
. Троицкий В. Ю. О патриотическом воспитании. В. Ю. Троицкий // Русский вестник. - 2004. - № 16-64. - 29-30 с.
. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 520 с.
. Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. - М.: Юрист, 1997.
. Шапарь В. Г. Новейший психологический словарь. - Ростов на Дону.: Феникс, 2005.
. Шпикалова Т.Я., Кузин В.С. Программы для общеобразовательных учреждений, гимназий, лицеев. Москва: Дрофа. 2001 г.