ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА По изобразительному искусству «Талантливые пальчики» для детей с ОВЗ возраст обучающихся 11-12 лет, срок реализации – 1 год
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА По изобразительному искусству «Талантливые пальчики» для детей с ОВЗ возраст обучающихся 11-12 лет, срок реализации – 1 год
Настоящая дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП» утв. Приказом МОиН РФ от 29.08.2013 № 1008.
Направленность программы «Талантливые пальчики» - художественная, которая предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков у детей с ОВЗ. Является экспериментальной. По времени реализации рассчитана на один год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА По изобразительному искусству «Талантливые пальчики» для детей с ОВЗ возраст обучающихся 11-12 лет, срок реализации – 1 год»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества г.Бикина
Бикинского муниципального района Хабаровского края
Принята на заседании педсовета УТВЕРЖДАЮ
Протокол №___ Директор МБОУ ДОД ДДТ
от _________ 200_ г. ______________О.В.Замосковцева
________________________2017г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
По изобразительному искусству
«Талантливые пальчики»
для детей с ОВЗ
возраст обучающихся 11-12 лет,
срок реализации – 1 год
Автор – составитель:
Тумилович Светлана Геннадьевна
педагог дополнительного образования
г.Бикин
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП» утв. Приказом МОиН РФ от 29.08.2013 № 1008.
Направленность программы «Талантливые пальчики» - художественная, которая предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков у детей с ОВЗ. Является экспериментальной. По времени реализации рассчитана на один год.
Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что – то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность не возможно охватить какими – то правилами, единственными и обязательными для всех.
Творческое вдохновение охватывает ребенка в момент рисования. Через рисунок дети выражают свои сокровенные мысли, чувства. Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств. Помогая ребенку чувствовать красоту окружающего мира, учитель незаметно прикасается к этим уголкам.
Актуальность программы
Программа «Талантливые пальчики» учит раскрывать души детей для красоты, учит смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное. Она тесно соприкасается с литературой, историей.
Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.
Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.
Отличительные особенности и новизна программы
Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструи рование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. В лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности материала. Когда ребенку трудно сразу представить и изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.
В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.
Программа «Талантливые пальчики» помогает ребёнку ощутить себя частью современного мира и наследником традиций всех предшествующих поколений. При помощи красок, звуков, движений постигается действительность, постигается мир. Предметом исследования является сам человек, его мир чувств, его духовный мир, его судьба и жизнь в целом.
На занятиях дети слушают эмоциональные рассказы учителя из жизни выдающихся художников, композиторов, музыкальных исполнителей, рассказы о значении цвета и звуков в жизни, в духовном мире.
Для бесед об искусстве рекомендуются следующие произведения искусства: И.Бродский «Опавшие листья»; И.Грабарь «Мартовский снег»; Левитан «Весна. Большая вода», «Март», «Золотая осень»; В.Пластов «первый снег»; В.Серов «Осень»; А.Саврасов «Грачи прилетели»; И.Шишкин «На севере диком»; Ю.Васнецов «Три медведя». Знакомство воспитанников с произведениями народных мастеров – дымковской игрушкой, Городецкой росписью, гжельской керамикой, хохломской росписью.
Следует помнить, что огромное влияние на активизацию изобразительной деятельности детей, на их идейно – эстетическое воспитание оказывает прослушивание музыкальных произведений П.Чайковского, Л.Бетховена, Э.Грига, С.Прокофьева, Д.Кабалевского и других композиторов, что обеспечивает глубокое прочувствование художественных образов, создает соответствующий эмоционально – образный настрой.
Необходимо, чтобы каждое занятие пробуждало у детей чувство прекрасного, доброту, эмоциональную отзывчивость, воспитывало любовь к Родине.
Цели и задачи:
Главная цель программы– формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, умению внимательно вглядываться в жизнь, в накапливании опыта понимания красоты.
Основными задачами являются:
Стремление к совершенствованию и гармонии;
Умение создавать красивые мысленные образы, радоваться воображаемой красоте;
Способность чувствовать и воспринимать незримую красоту;
Радоваться красоте во всех человеческих проявлениях;
Способность восхищаться и наслаждаться высшими образцами рукотворной красоты, высшими духовными ценностями, проникать в их глубь, в суть;
Способность видеть красоту во всех проявлениях природы и восхищаться ею;
Воспитание честных и благородных чувств в сердцах детей, искренности.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно – творческой деятельности, художественно – эстетическая пространственно – предметная среда. Методика работы строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребят самостоятельность, инициативность, творческую активность, способствовать снижению напряженности, скованности. Тема занятия, организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение педагога с детьми, также учитывается личное мнение ребенка, его готовность включиться в художественно – творческую деятельность.
Учитывая психофизические особенности воспитанников, основным видом деятельности является игра: игра – занятие, игра – сказка, игра – путешествие. Особое место отводится сказке. Сказка на занятиях облегчает вхождение детей в мир фантазии и волшебства, служит основой для развития образного и творческого воображения детей. Образ сказочных героев, продуманных детьми, становиться красочнее и конкретнее, характер разнообразнее, так как вся информация черпается из живописных полотен, стихотворных строк.
По форме занятия – групповые, преимущественно с одновозрастным составом.
Продолжительность занятий зависит то увлеченности детей. Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный сменой различных видов деятельности, чередованием активных и пассивных форм познания.
Программа также предусматривает оценку результатов творческой деятельности воспитанников: изовикторина, выставки, просмотры.
Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей.
1-й год обучения – занятия 4 часа в неделю – 144 часа. Возраст обучающихся: 11-12 лет.,в группе 15 человек
Деятельность педагога, работающего по программе «Талантливые пальчики» опирается на следующие принципы:
принцип научности (содержание обучения знакомит детей с объективными научными фактами, теориями, законами, а так же обучает элементам научного поиска);
принцип связи обучения с практикой (в практических работах умения закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются, а на основе самостоятельных упражнений и применения отработанных на практике приемов у детей формируются навыки работы с различными инструментами и материалами);
принцип систематичности и последовательности (усвоение знаний в порядке, предусмотренном учебно-тематическим планом);
принцип доступности (учет особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок);
принцип наглядности как один из старейших в дидактике и важнейших в преподавании искусства (целесообразность привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала);
принцип сознательности и активности воспитанников (система обучения опирается на активность учащихся при руководящей роли педагога).
Для решения поставленных задач используются следующие общепедагогические методы:
проблемно-поисковый;
объяснительно иллюстрированный;
эвристический;
модульный.
Формы подведения итогов и контроля
Программа предусматривает контроль усвоения учебного материала в следующих формах: выставки, конкурсы, презентации, анкетирование, тестирование, рефераты, творческие отчёты.
Условия реализации программы
Количество детей в группе – 15 человек.
Возраст детей, на которых рассчитана программа – 11-12 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Распределение количества часов
Год обучения
Количество занятий неделю
Длительность 1занятия (ч.)
Всего часов в неделю
Всего часов в год
1-й
2
2 ч.
4 ч.
144 ч.
Условия, необходимые для реализации программы:
Кабинет.
Столы, стулья.
Мебель для хранения наглядных и дидактических пособий, художественных материалов и инструментов.
Информационный стенд.
Методическое обеспечение программы:
Календарно-тематические планы. Планы учебных и итоговых занятий. Сценарии воспитательных мероприятий. Контрольно-диагностический аппарат (тесты, анкеты). Иллюстрации, наглядные пособия.
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Тестирование
Для итогового контроля разработаны тематические тестовые материалы по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.
Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом и приглашёнными экспертами (ведущими педагогами студии):
0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;
от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»;
от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».
Ниже приводятся тестовые материалы, выявляющие уровень теоретических знаний обучающихся по годам обучения. (Приложение 1,2,3)
Предполагаемый результат реализации программы:
наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире;
понимание эмоций, отраженных в произведениях искусств;
развитие фантазии, воображения, проявляющихся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
умение находить новые нестандартные решения творческих задач;
использование выразительных средств для создания художественного образа;
усвоение нравственно – эстетических ценностей и стремление ребят руководствоваться в повседневной жизни.
Программа «Мир красок» - это начало систематического приобщения школьников к удивительному миру искусства, к миру прекрасного, это первый шаг на пути к познанию азов художественного творчества. Поэтому особое значение имеют знания и умения по данному курсу, которыми овладевают воспитанники.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема
Количество часов
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
Основы художественной грамоты.
Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности.
Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция».
Основные композиционные схемы.
Создание творческих тематических композиций.
Иллюстрирование литературных произведений.
Теор.
Прак.
Всего
1
2
1
2
2
-
3
12
13
26
16
16
94
4
14
14
28
18
16
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
Графика.
Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
Творческие композиции с применением приёмов монотипии.
«Город» - цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.
Тема 2.5 Гравюра на картоне.
«Терема». Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала.
Тема 2.6 Прикладная графика.
Открытка, поздравление, шрифт.Связь с рисунком, композицией, живописью.
Поздравление. Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного.
Открытка – поздравление. Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.
Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов.
Раздел 3.Выставки, экскурсии, рисование на воздухе (12ч)
Раздел 4.Итоговое занятие (6ч)
Оценка эффективности программы
К концу года обучения дети будут знать:
контрасты цвета;
гармонию цвета;
азы композиции (статика, движение);
пропорции плоскостных и объёмных предметов;
уметь:
выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
работать с натуры;
работать в определённой гамме;
доводить работу от эскиза до композиции;
использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
работать с бумагой в технике объёмной пластики;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качес тва:
умение работать в группе;
умение уступать;
ответственность;
самокритичность;
самоконтроль.
Методическое обеспечение
1. Обеспечение программы различными видами методической продукции.
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для детей среднего школьного возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации.
Для активизации детей используются разработанные автором задания-игры на развитие фантазиии воображения.
Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности, автором предложена методика структурирования занятий по ИЗО.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.
Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.
Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмовс игровыми заданиями.
Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.
Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».
Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.
2. Дидактические материалы
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
Детям предоставляется возможность углубить и расширить знания в процессе познания мира животных, птиц, человека, пейзажа и т.д.
В программе предусматривается три вида занятий: индивидуальные, групповые, коллективные, имеется возможность их сочетания.
Программа даёт возможность ребятам приобщиться к достижениям культуры через беседы, просмотр видеофильмов, слайдов, репродукций, а также походов на выставки, музеи и выставки собственных работ.
У детей формируется умение сориентироваться в жизни, достигается постоянное приобретение умений и навыков в любимом деле, профориентация на будущее, а главное - становление характера, развитие нравственно-эстетических качеств в процессе занятием искусством.
Преемственность и согласованность данной программы со школьными позволяет расширить кругозор детей, воспитать в них хороший вкус, привить детям навыки и умения, которые будут способствовать успешному приобретению школьных знаний.
Данная программа основывается на последних разработках школьных программ и программ дополнительного образования, таких, как художников Неменского и Левина.
На занятиях присутствует сотворчество учителей и детей, объединенное общим содержанием, поддерживается интерес к совместным действиям, используется художественное слово ( потешки, загадки и стихи). Все это вызывает у детей эмоциональный отклик и создает радостное настроение. Дети становятся духовно богаче, задумываются о смысле жизни, становятся быть добрыми и учатся сострадать. От искусства человек прозревает. Это есть то главное, чему учит кружок по изобразительному искусству «Мир красок».
Литература.
1.Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», Москва «Педагогическое общество.России», 2014 г.
2.Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2012 г.
3.Рутковская А. «Рисование в начальной школе», Москва, Олма-Пресс, 2013 г.
4.Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель», 2016 г.
5.Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия развития», 2015 г.
6.Фиона Уотт «Как научиться рисовать», Москва «Росмэн», 2013 г.
7.Фиона Уотт «Я умею рисовать», Москва «Росмэн», 2013 г.
8.Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство», Москва «Просвещение», 2016 г.
9.Шалаева Г.П. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2014 г.
10.Гусакова М. А. «Аппликация». Москва «Просвещение» 1987.11.Гульянц Э. К.,
11.Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2015.
12.Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И. «Аппликационные работы в начальных классах». Москва «Просвещение» 1983.
13.Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать». Санкт-Петербург «Аврора» 2012.
14.Хосе М. Паррамон «Как писать маслом». Санкт-Петербург «Аврора» 2013.
15.Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2012.
16.Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2015.
17.Хайнс К., Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный театр». Москва «Росмэн» 2015.
18.Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2014. «Тестопластика»
19.Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика». Москва «Эксмо», Санкт-Петербург «Валери СПД» 2013.
20.Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2013.
21.Блейк В. « Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2013.
Приложение 1
Тестовые материалы
для итогового контрольного опроса обучающихся
на выявление уровня знаний теоретического материала
Фамилия, имя ребёнка
№
Перечень вопросов
Ответы (в баллах)
Оценка
Правильный
ответ
Не во всём правильный ответ
Невер-ный
ответ
1
Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет?
фиолетовый цвет?
зелёный цвет?
2
Какие цвета относятся к тёплой гамме?
3
Какие цвета относятся к холодной гамме?
4
Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму?
5
Какие геометрические фигуры ты знаешь?
6
Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах?
7
Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа?
8
С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)?
9.
Что такое орнамент?
Приложение 2
Фамилия, имя ребёнка
№
Перечень вопросов
Ответы (в баллах)
Оценка
Правильный
ответ
Не во всём правильный ответ
Неверный
ответ
1
Назови три основных жанра изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт)
2
Чем отличается эскиз от композиции
3
Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось грустное настроение?
4
Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось весёлое настроение?
5
Какие линии используются в рисунке?
6
Чем отличается плоская аппликация от объёмной?
7
Что такое линия горизонта?
8
Чем отличаются акварельные краски от гуаши?
9.
Какие объёмные формы ты знаешь?
10
Какие цвета являются контрастными?
Приложение 3
Фамилия, имя ребёнка
№
Перечень вопросов
Ответы (в баллах)
Оценка
Правильный
ответ
Не во всём правильный ответ
Неверный
ответ
1.
Назови известных русских художников, работавших в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт)
2.
Что такое ритм в орнаменте?
3.
Какие средства использует художник, чтобы выделить центр композиции?