kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа ДПИ ( ФГТ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа предназначена  для ДШИ, ДХШ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа ДПИ ( ФГТ)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

"Детская школа искусств № 2"

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан





Рассмотрено и рекомендовано Принято

на заседании художественного на заседании педсовета

отделения школы

Протокол № _____________ Протокол № ___________

«___»____________202___г. «___»___________202___г.





Программа учебного предмета

«ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

(ФГТ)




срок реализации 4 года

Художественное отделение














Директор ДШИ №2 _______________



г. Альметьевск


ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



  1. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ



  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА



  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК



ОБУЧАЮЩИХСЯ



  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



















Пояснительная записка.

В учебно-воспитательной работе с детьми ДХШ и ДШИ наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию.

Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.

В процессе занятий декоративной работой преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение несущих и несомых частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки).

По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая, увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.

Срок реализации учебного предмета – 4 года. Объем учебного времени за весь курс составляет 264 аудиторных часа. Срок реализации учебного предмета – 4 года. Задания адаптированы и доступны для школьников 5 - 9 классов общеобразовательной школы. Возраст детей 10-12 лет.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.

Сведения о затратах учебного времени

Разделы

Затраты учебного времени

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4 –й год






Полугодие

1

2

1

2

1

2

1

2

Учебная нагрузка часов

34

34

34

34


34

34

34

34

Всего академических часов

68

68

68

68

ИТОГО:272ч.

Цели и задачи программы.

Цель: Научиться создавать предметы декоративно- прикладного искусства.

Задачи:

Обучающие: Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи; ознакомить с различными видами декоративно прикладного искусства; объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента; создавать предметы декоративно-прикладного искусства.

Развивающие: Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства; развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.

3) Воспитывающие: воспитать уважение к своей работе, аккуратность, волевые качества

Ожидаемые результаты

Основными темами для изучения в 1-м классе являются изучение пропорций, знакомство с формами, знакомство с различными видами прикладного искусства, делать витраж, граттаж, маски, аппликацию, штамповки из природных материалов.

Во 2-м классе учащиеся приступают к изучению батика и его различных видов батика, должны научиться расписывать шарф, платок, делать упражнения.

В 3-м классе задачи усложняются. Должны научиться обрабатывать кожу, аппликацию из самоклеющейся пленки, делать холодный батик, витраж.

В 4-м классе происходит закрепление и совершенствование полученных ранее учащимися знаний, умений и навыков.


Учебно-тематический план по композиции прикладной


1 ГОД ОБУЧЕНИЯ


Темы


Вид учебного занятия

Аудиторные занятия

(час)

1

1 четверть





1.1

1. Беседа о декоративно прикладном искусстве

беседа


2

1.2


Декоративная картина из засушенных

цветов и листьев.


урок


8

1.3


Аппликация на свободную тему в рваной

технике.

урок

6


2 четверть




2.1

Декоративная композиция «Бабочка»

урок


16

3

3 четверть




3.1

Маска или полумаска в технике аппликации из самоклеющийся пленки.

урок

18

3.2

Упражнение на многообразие тональной

пластики.

урок

4

4

4 четверть




4.1


Декупаж.

урок


8

4.2

Граттаж.

урок

8



Всего


66



2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Темы

Вид учебного занятия

Аудиторные занятия

(час)

1.

1 четверть




1.1

Бисероплетение.

урок

16


2

2 четверть




2.1

2. Стилизация. Образ женщины.

урок

16


3

3 четверть




3.1


Лепка из керамической глины.

Объемные фигуры.

урок

22

4

4 четверть




4.1

Кукольный театр.

урок


12



Всего


66

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Темы

Вид учебного занятия

Аудиторные занятия

(час)

1

1 четверть.




1.1

1. Роспись ткани. Холодный батик. Цветы

урок


14

2

2 четверть


урок



2.1


Роспись ткани. Холодный батик. Зима.


18

3

3 четверть




3.1

Аппликация из ткани.

урок


12

3.2

Цветы из гафрированной бумаги.

урок


10

4

4 четверть



4.1

6. Роспись по стеклу. Витраж.

урок

14



Всего



66

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Темы

Вид учебного занятия

Аудиторные занятия

(час)


1 четверть




1.1

Новогодний веночек.


урок

18

2

2 четверть




2.1

Выбор темы и техники для итоговой работы. Разработка эскиза.

урок

14

3

3 четверть




3.1


Выполнение работы в материале.


урок


22

4

4 четверть




4.1

Выполнение работы в материале.

урок

14


4.2

Оформление и защита итоговой работы.



2


Всего


66




Содержание учебного предмета


1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1.1 Беседа о декоративно прикладном искусстве. Цель: ознакомление учащихся с декоративно-прикладным искусством, его видами. Взаимосвязь формы и функционального назначения. Роль декора. Содержание курса декоративно-прикладного искусства.

Материалы: книги по ДПИ.

Тема 1.2. Декоративная картина из засушенных цветов и листьев.

Цель: Создание композиции из природного материала.

Задачи: Знакомство со способами и техникой выполнения - силуэтная аппликация, накладная, модульная (мозаика), симметричная, ленточная. Тренировка воображения.

Практическое задание: создание силуэтной композиции из засушенных цветов и листьев.

Материалы: природный материал, картон, ножницы, клей, калька или тонкая бумага, салфетка, пресс.

Тема1. 3. Аппликация на свободную тему в рваной технике.

Цель: Освоение техники.

Задачи: Навыки создания цельной композиции.

Практическое задание: Создать картину из рваных мелких частей ненужных журналов заданную композицию.

Материалы: картон, клей, ненужные журналы.

Тема 2.1. Декоративная композиция «Бабочка».

Цель: Освоение техники.

Задачи: Использование в композиции приема симметрии.

Практическое задание: Нанесение цветовых пятен на одну половину листа и отпечаток на другую.

Материалы: бумага произвольного формата, гуашь.

Тема 3.1 Маска или полумаска в технике аппликации из самоклеющийся пленки.

Цель: Освоение техники.

Задачи: применение на практике ранее приобретенных ЗУН.

Практическое задание: Изготовление маски или полумаски в технике аппликации из самоклеющийся пленки.

Материалы: бумага, картон самоклеющийся пленка, ножницы.

Тема 3.2. Упражнение на многообразие тональной пластики.

Цель: освоение цвето-тональной пластики в композиции.

Задачи: используя многообразие линий и соотношение черно-белого показать объем рельефа.

Практическое задание: упражнения на различные виды линий. Фактуры.

Материалы: бумага, черная гуашь, тушь, кисти, гелиевая ручка.

Тема 3.3. Упражнение на многообразие тональной пластики.

Цель: освоение цвето-тональной пластики в композиции.

Задачи: используя многообразие линий и соотношение черно-белого показать объем рельефа.

Практическое задание: упражнения на различные виды линий. Фактуры.

Материалы: бумага, черная гуашь, тушь, кисти, гелиевая ручка.

Тема 4.1 Декупаж. Цель: освоение техники.

Задачи: навыки создания декупажа

Практическое задание: сделать декупаж на стеклянной посуде.

своение техники.

Тема 4.2. Граттаж

Цель: освоение техники.

Задачи: навыки создания композиции.

Практическое задание: создать композицию в технике граттажа.

Материалы: бумага, парафин или свечи, тушь, краски, кисть, шило.

Тема 1.1 Цель: Познакомить основными способами плетения из бисера. Плетение необъемных и объемных украшений, животных. Материал: бисер, леска, иголка.

Тема 2.1 Стилизация. Образ женщины.

Цель: Выполнение декоративного образа женщины с применением стилизации, украшений. Работа на фантазию

Материал: черная ручка.

Тема 3.2. Лепка из керамической глины. Цель: освоение техники

Задачи: навыки создания объемной композиции

Материал: керамическая глина

Тема 4.1 Кукольный театр. Цель: выполнение объемной куклы из картона

Материл: картон, нитки, клей

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1.1.Холодный батик. Цветы

Цель: дальнейшее освоение техники холодного батика.

Задачи: развивать кругозор учащихся. Дальнейшее формирование навыков работы с материалом. Развивать умения декорирования предметов и вещей. Выполнить работу в выбранной технике в соответствии с замыслом.

Практическое задание: роспись панно в технике холодного батика.

Материалы: шелк, акриловые краски по ткани, резерв, контуры по ткани и др.

Тема 5. Холодный батик. Зима

Цель: освоение техники.

Задачи: навыки создания композиции.

Практическое задание: роспись панно в технике холодного батика.

Материалы: шелк, акриловые краски по ткани, резерв, контуры по ткани и др.

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Тема 3. Роспись ткани. Холодный батик. Цветы

Цель: освоение техники холодного батика.

Задачи: развивать кругозор учащихся. Формировать навыки работы с материалом. Развивать умения декорирования предметов и вещей. Выполнить работу в выбранной технике в соответствии с замыслом.

Практическое задание: роспись панно в технике холодного батика.

Материалы: шелк, акриловые краски по ткани, резерв, контуры по ткани и др

Тема 3. Роспись ткани. Холодный батик. Зима

Цель: освоение техники холодного батика.

Задачи: развивать кругозор учащихся. Формировать навыки работы с материалом. Развивать умения декорирования предметов и вещей. Выполнить работу в выбранной технике в соответствии с замыслом.

Практическое задание: роспись панно в технике холодного батика.

Материалы: шелк, акриловые краски по ткани, резерв, контуры по ткани и др.

Тема 3.1: Аппликация из ткани.

Цель: освоение техники

Задачи: развивать кругозор учащихся. Формировать навыки работы с материалом. Развивать умения декорирования предметов и вещей. Выполнить работу в выбранной технике в соответствии с замыслом

Практическое задание: выполнение аппликации . Город

Материал: ткани, клей, контур

Тема 3.2: цветы из гофрированной бумаги. Эскиз. Бумага. Вырезание элементов. Прикрепление.

Тема 4.1. Роспись по стеклу. Витраж.

Цель: освоение техники.

Задачи: Формировать навыки работы с материалом. Развивать умения декорирования предметов и вещей. Выполнить работу в выбранной технике в соответствии с замыслом.

Практическое задание: панно.

Материалы: краски для витража, кисти и т. д.

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1.1 Сказочный домик.

Цель: лепка сказочного домика пластилином на банке

Материал: пластилин, банка.

Тема 2.1. Выбор темы и техники для итоговой работы. Разработка эскиза.

Цель: Закрепить технологические приёмы в оформлении предмета в соответствии с поставленной задачей. Задачи ставятся перед каждым учащимся индивидуально в соответствии с заявленной темой и общими задачами предмета «Декоративно – прикладная композиция».

Практическое задание: разработка эскиза итоговой работы.

Материалы: по выбору учащихся.

Тема 3.1. Выполнение работы в материале.

Цель: проверка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися за четыре года обучения по данной программе.

Практическое задание: выполнение работы в материале.

Материалы: по выбору учащихся.

Тема 4.1 Оформление и защита итоговой работы.

Цель: проверка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися за четыре года обучения по данной программе.

Практическое задание: оформление и защита итоговой работы.

Материалы: по выбору учащихся.

ТРЕБОВАНИЯ У УРОВНЮ ПОДГОТОВИК ОБУЧАЮЩИХСЯ

По окончании обучения по данной программе учащиеся должны знать и уметь:

  • Виды декоративно-прикладного искусства.

  • Уметь стилизовать природные формы.

  • Работать с различными материалами и в разных техниках.

  • Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.

  • Различать и узнавать виды художественных промыслов.

  • Овладеть техническими навыками выполнения различных росписей.

  • Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства.

  • Уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства.

  • Уметь применять полученные знания на практике.

  • Умение давать объективную оценку своему труду; понимание причин успеха/ неуспеха собственной учебной деятельности и уважительное отношение к иному мнению и художественно – эстетическим взглядам;

Уровень достигнутого мастерства учащегося должен быть таков, чтобы полученное начальное образование могло быть продолжено в средних и высших учебных заведениях художественного профиля.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1.Наглядные пособия учителя

2.Учебная литература

3.Парты

4.Мольберты,

5.Табуреты,

6.Дипломные работы выпускников.

7.Сувениры

8 Расписные доски


ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность. Программа предусматривает промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во всех четвертях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за четверть. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся


КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПО ПРЕДМЕТУ

« ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»


Оценка «Отлично» ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.

Оценка «Хорошо» ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


О. А. Гильмутдинова, А. Г. Хамидуллин. Интегрированный курс по рисунку, живописи и композиции для ДХШ и ДШИ. Казань 2011

П. П. Гнедич. История искусств. ЖИВОПИСЬ. СКУЛЬПТУРА. АРХИТЕКТУРА. Москва,2008

Как работать в смешанной технике. Подробный самоучитель для начинающих. ВЕНДИ ДЖЕЛБЕРТ. Москва. Астрель. АСТ. 2004

Мастера и шедевры. ART BOOK Тициан. Москва. АСТ. Астрель . 2002

Мастер- класс. Акварель. Шаг за шагом. Москва. Астрель. 2005

Рисунок. Основы учебного академического рисунка. Учебник. М.Эксмо.2007.

Шедевры русской живописи. В издании использованы текст книги П.П. Гнедича « История искусств» БЕЛЫЙ ГОРОД. Москва. 2005

Энциклопедия для детей. Т 7. Искусств. Ч.1.-оЭ68 2 –е изд., испр/ Глав. Ред. М. Д. Аксёнова.- М.: Аванта+, 2001.- 688 с.: ил.

Ссылки на образовательные порталы: https://infourok.ru/biblioteka

https://rosuchebnik.ru



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образовательная программа ДПИ ( ФГТ)

Автор: Фархутдинова Алсу Ильшатовна

Дата: 10.09.2024

Номер свидетельства: 656038


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства