С самого раннего детства ребенок начинает тянуться к рисованию. Малыш берёт в кулачок карандаш или ручку и рисует прямо на том, что ему подворачивается под руку, будь то мамин журнал или папины «важные бумаги», ну а если ничего такого не нашлось, то прямо на недавно поклеенных обоях появляются всевозможные «каляки – маляки» .
Многие дети пробуют рисовать значительно раньше, чем читать и писать. Дети рисуют то, что чувствуют, ведь не зря говорят, что по рисункам можно прочесть внутренний мир ребёнка, увидеть то, что ребёнок никогда в слух может не сказать.
Прежде, чем говорить о теории развития творческих способностей детей в урочной и внеурочной деятельности, необходимо определить понятие “способности”, т.к. каждый ребенок талантлив от рождения, каждый фантазер и выдумщик, только впоследствии он теряет эти способности, потому что их вовремя до конца не развили. - “У меня нет воображения”, - говорим мы, будучи взрослыми. Просто мы его спрятали в детстве за не надобностью, не стали развивать дальше. Мы перестали видеть окружающий мир, искусство, красоту, которые нас окружают и перестали их понимать, когда теряли свою фантазию и воображение.
Способности это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Мне повезло, что я стала учителем рисования. Работаю учителем изобразительного искусства 16 лет. Ни один предмет не может позволить так глубоко заглянуть в душу ребёнка как изобразительное искусство. Я очень люблю свой предмет и моих учеников, таких разных, не похожих друг на друга, их глаза, наполненные восторгом, удивлением.
Сейчас у меня есть возможность встречаться с моими маленькими волшебниками с 1 класса на занятиях внеурочной деятельности по изобразительному искусству. Именно волшебниками, потому что с самого первого занятия я помогаю им поверить в то, что они настоящие волшебники, ведь на листе альбома рождаются рисунки, которые без них никогда бы не появились. Помогаю любить свои работы, видеть в каждом рисунке самое лучшее и стремиться сделать следующие работы ещё лучше.
Для удовлетворения потребностей детей в различных видах творческой деятельности с 2015 года на базе МАОУ Лопушская СОШ им. Н.М. Грибачева работает изо - студия «Юный художник», где ученики 1- 5 классов имеют возможность развивать свои творческие способности во внеурочной деятельности.
Годы работы показали, что в школу дети приходят с разным социально-культурным уровнем развития. Поэтому возникла необходимость подбора таких методов и приемов работы, которые позволили бы развивать творческие способности учащихся, помогать детям, познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о красоте своего края, дома, своего облика.
Сформированность и уровень развития самостоятельности, творческой активности учеников является важнейшим условием системного и глубокого усвоения ими образовательных и специальных знаний и умений, их актуализации в практической деятельности учеников. Кроме того, развитие творческих способностей учащихся является одним из запросов, которые общество предъявляет к образованию.
Данная проблема актуальна, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли, задачи дальнейшего совершенствования эстетического воспитания приобретают огромное значение.
Существует распространенное мнение, что творческий потенциал человека не может быть развит, возможно, лишь его освобождение. Однако опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий и способностей в различных сферах деятельности демонстрирует существенный рост показателей креативного мышления, а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.
Поэтому, с целью разрешения противоречия возникла необходимость не только учитывать возраст детей, но и уровень развития их способностей.
Ранее, работая только со старшеклассниками 8 -9 классы «Искусство», а потом и с учащимися среднего звена 5-7 классы на уроках изобразительного искусства заметила, что ученики с неохотой относятся к урокам рисования, рисуют без интереса. И поэтому в своей профессиональной деятельности я ставила перед собой следующие задачи:
прививать интерес к уроку изобразительного искусства;
помочь ребятам поверить, что они самые талантливые, способные;
развивать творческие способности;
учить видеть прекрасное вокруг себя, восторгаться им;
помочь представить свои работы на выставках, конкурсах.
Для того, чтобы решить задачи я использую в своей деятельности следующие
методики и технологии:
информационно-коммуникационные технологии;
интерактивные технологии и методики;
нетрадиционные способы рисования.
Использование данных технологий вытекает из требований, которые современное общество ставит перед школой:
обеспечить уровень образования, соответствующего современным требованиям;
реализовать принципы гуманистической педагогики, отношения к ребенку как к личности;
развивать у учащихся креативные способности ;
развивать коммуникативные способности, умение общаться в различных социальных группах, ориентироваться в различных жизненных ситуациях;
повышать образовательный уровень, работать над развитием нравственности, интеллекта.
Особую актуальность данная проблема приобрела в сельской школе, так как многие учащиеся развиваются в условиях маленькой социокультурной среды и не имеют возможности постоянно расширять свой кругозор.
Развивать творческие способности, творчество учеников на уроках Изобразительного искусства и Искусства, а также во внеурочной деятельности можно используя различные техники, методики и приемы.
Данную проблемную ситуацию я решаю целенаправленно через использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время. Компьютерные технологии я использую в образовательном процессе уже 10лет. За это время накоплен материал по разным курсам предметов «изобразительное искусство» и «искусство» для разных этапов урока, презентации для внеурочной деятельности по предметам. Я считаю, что опыт моей деятельности в области использования ИКТ на уроках Изобразительного искусства, Искусства и внеурочной деятельности, будет полезным и другим педагогам.
Таким образом, задачей обобщения опыта по теме « Развитие творческих способностей у школьников на уроках изобразительного искусства в урочной и внеурочной деятельности средствам информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) является:
раскрытие возможностей использования информационно – коммуникативных технологий, способствующих развитию творческих способностей у школьников на изобразительном искусстве как в урочной, так и внеурочной деятельности.
I. Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности
I.1 Место и роль ИКТ в современном образовательном процессе
В современных условиях, когда многие дети знакомы с интернетом, имеют дома компьютеры, оснащение уроков только привычными, традиционными учебными пособиями становится нецелесообразным, а может и несколько устаревшим. Мне как педагогу хотелось бы, чтобы дети использовали компьютер не только в развлекательных целях, но и для образования, получения полезной информации.
Поэтому встаёт задача внедрения современных компьютерных технологий в образовательный процесс по предметной области искусство, в том числе интернет-ресурсов.
В настоящее время образовательный процесс невозможен без использования ИКТ. Все классы нашей школы обеспечены компьютерами, видео проекторами. В школе нет отдельного кабинета ИЗО, уроки проходят в разных кабинетах, и это даёт дополнительный стимул использовать информационно коммуникативные технологии и методики.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:
поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
Классификация средств ИКТ по области методического назначения:
1. По решаемым педагогическим задачам:
средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
2. По функциям в организации образовательного процесса:
электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, программные и учебно-методические материалы);
электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, энциклопедии, словари, периодические издания).
4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
урочные;
внеурочные
5. По форме взаимодействия с обучаемым:
технология асинхронного режима связи – «offline»;
технология синхронного режима связи – «online».
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ
совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
повышение продуктивности подготовки учащихся;
индивидуализация работы самого учителя;
усиление мотивации к обучению;
активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
обеспечение гибкости процесса обучения.
Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:
1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:
максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;
широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;
раскрытия творческого потенциала обучающихся;
освоения учащимися современных информационных технологий.
2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы:
при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам Изобразительного искусства и Искусства для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;
для выполнения домашних заданий.
3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.
4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:
при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;
при фронтальной либо подгрупповой формах работы.
5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый. Тесты могут проводиться в режиме online (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме offline (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками).
Необходимо отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с информацией. И тогда необходимо подчеркнуть специфику коммуникативной составляющей: коммуникативные технологии предусматривают функциональность обучения (деятельность ученика):
ученик спрашивает;
подтверждает мысль;
побуждает к действию;
высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует познавательную составляющую.
Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает:
осознание необходимости общения;
потребность использования речи;
формируется речевое поведение.
Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть:
учебная;
игровая;
трудовая.
Ведущими признаками взаимодействия являются:
Многоголосье. Это возможность каждого участника процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме.
Диалог. Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи.
Мыследеятельность. Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.
Смыслотворчество. Это процесс осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.
Свобода выбора.
Создание ситуации успеха. Ведущие условия для создания ситуации успеха — позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.
Рефлексия. Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.
Единицей организации процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является ситуация. С помощью ситуации:
устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается;
мотивируется общение;
презентуется (преподносится) речевой материал;
приобретаются речевые навыки;
развивается активность детей и самостоятельность общения.
в коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям ребенка:
отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения;
возможно использование упрощенной модели речевого общения (даже невербальная форма общения).
Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:
Таким образом, использование ИКТ значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность учащихся в изучении программного материала.
I.2 Из опыта работы
ИКТ-технологии используются в разных целях:
при демонстрации
для организации обучения (показа этапов работы по определённой теме),
отдыха во время физминуток,
для музыкального и эмоционального сопровождения уроков,
для тестирования и т.д.
Для этого я создаю свои программные продукты, опыт других преподавателей, электронные образовательные ресурсы в виде дисков, интернет-ресурсы. В настоящее время таблицы, репродукции картин, поэтапное рисование на бумажных носителях стоит очень дорого, возможности сетей интернета позволяют использовать самые разные ресурсы. А детям всегда нравится что- то необычное, выходящее за рамки привычной работы. Ученики и сами с большим интересом делают презентации на определённые темы, например, представляют творчество художников, занимательный материал.
При проектировании урока очень важно знать, для чего использовать ИКТ, сколько времени это займёт на уроке. В ходе урока очень удобно использовать презентацию в формате Microsoft PowerPoint.
Используемые с применением ИКТ формы деятельности:
творческие задания,
работа в малых группах,
работа в парах,
обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры),
использование ресурсов интернета (виртуальные экскурсии),
проект и другие внеаудиторные методы обучения (конкурсы, газеты, выставки),
разминки,
изучение и закрепление нового материала (лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов),
обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений, проективные техники, «Один — вдвоем — все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты),
разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация», «Лестницы и змейки»),
кейс-метод,
презентации работ (проектов).
Рассмотрим их применение на различных этапах урока.
Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. На данном этапе часто использую видео фрагменты, соответствующие теме, цели и задачам урока, которые помогают учащимся самим определить тему урока или занятия, поставить цели и задачи на предстоящий урок, получить мотивационный заряд на учебную деятельность.
Этап проверки домашнего задания. Очень актуальны презентации, выполненные самими учениками, виртуальные экскурсии по музеям. Для начальных классов актуальны игры «Напиши название», «Определи автора». Для среднего звена часто использую задания «Соотнеси автора и произведение искусства», «Соотнеси декор и художественный промысел». Тестовые задания , он- лайн тесты.
Актуализация знаний - это этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. На этом этапе также осуществляется использование тестовых заданий, схем, игр. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им не достает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу.
Этап первичного усвоения новых знаний. Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей, приемов работы. На данном этапе очень целесообразно использовать видео фрагменты, виртуальные экскурсии, мастер - классы, интерактивные таблицы, слайд- шоу.
Этап первичного закрепления полученных знаний. Дидактическая задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Очень помогают Игры « Собери пазлы», «Связь предметов и жилища», «Найди каждому предмету место в избе», «Укрась дом», «Составь композицию из предложенных знаков и символов», «Соотнеси декор и художественный промысел», «Составь композицию и укрась предмет».
Этап творческого применения знаний в новой ситуации. Музыкальные произведения, «Схемы последовательности выполнения элементов»,динамические таблицы.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Можно использовать показ слайдов или показ работ учащихся прошлых лет.
Рефлексия (подведение итогов занятия) анимированные слайды, видео фрагменты реалаксирующей направленности.
Физминутки. Очень много в сети интернет различных упражнений для снятия усталости глаз, видео –физминуток.
Заключение
Таким образом, использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности помогает не только организовать и разнообразить учебный процесс, но и развивает творческие способности учеников. Способствует формированию креативности личности ребенка.
Приложение
1. Электронные ресурсы, используемые в практической деятельности