Просмотр содержимого документа
«Научно-методическая разработка «Коллективное творчество на уроках изобразительного искусства в современной школе».»
Министерство образования и науки Калужской области
Отдел народного образования Юхновского района Калужской области
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
город Юхнов Юхновского района Калужской области
Научно-методическая разработка
«Коллективное творчество на уроках изобразительного искусства в современной школе».
учителя изобразительного искусства
Коротковой Галины Витальевны
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………….....3
Глава 1.Организация коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства в современной школе.
Коллективное творчество: история и развитие…………………………………………...................................................7
Урок изобразительного искусства с элементами коллективного творчества……………………………………………………....……..................12
Глава 2. Технология опыта
2.1 Использование коллективной деятельности на уроках
изобразительного искусства учитывая возрастные особенности детей …………............................................................................................................................16
1.Совместно – индивидуальная форма организации коллективной изобразительной деятельности.......................................................................................16
2.Совместно-последовательная деятельность и форма её организации на уроке изобразительного искусства...........................................................................................18
3. Совместно-взаимодействующая форма деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства………………...................................................................18
Литература ………………………………………………………………………………………...…26
Приложение
Введение
Наименование опыта
«Коллективное творчество на уроках изобразительного искусства
в современной школе».
Адрес опыта
Короткова Галина Витальевна, учитель изобразительного искусства,
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Юхновская общеобразовательная средняя школа №2»
Условие возникновение опыта
Опыт формировался в условиях школы в течение 3 лет.
Современное общество предъявляет высокие требования к современной школе и поэтому учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и развивать потенциал их личности.
Формирование интересов, потребности личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащиеся наряду с самостоятельной деятельностью подготовлены к восприятию произведения искусств. Опыт преподавания изобразительного искусства убеждает меня в необходимости поиска путей познавательной учебной деятельности школьников.
Познавательная деятельность ученика включает в себя:
деятельность перцептивная, когда учитель должен руководить восприятием учащихся: на что смотреть и как смотреть (действия восприятия).
Умственная деятельность, когда учитель руководит не только процессом восприятия, но и осмысления того, что воспринимает (действия осмысления).
Мнемоническая деятельность, когда ученик запоминает информацию с помощью мнемонических действий: упорядочение и организация материала, выделение в материале смысловых ориентиров и связей, названий, моделирование и повторения (действия запоминания).
Для становления развитой личности учитель должен так организовать свою работу, чтобы ученику было интересно на уроке, чтобы он мог проявить своё творчество, свою самостоятельность, при необходимости организовать работу и привести её к результату. Большие возможности для самореализации учащихся на уроках изобразительного искусства даёт коллективное творчество.
Изучая новые педагогические технологии, связанные с коллективными формами работы, особенности современного урока у меня появилось много вопросов:
Современный урок, какой он?
Как организовать урок так, чтобы обеспечить учащихся возможностью социальной адаптации в будущем?
Какие формы организации коллективной деятельности можно использовать на современном уроке?
Как влияют возрастные особенности учащихся на организацию коллективной деятельности?
Чтобы ответить на данные вопросы, была необходима длительная подготовка.
В 2008 году посетила лекции Марка Максимовича Поташника в городе Калуга. Лекции профессора произвели на меня большое впечатление, подстегнули меня к работе с новой силой. Работала с современной педагогической литературой. Следила за опытом учителей своей школы и на сайтах интернет ресурсов. Своим опытом и методическими наработками делилась с учителями района.
Актуальности опыта
В школьное образование происходят изменения, которые направлены на улучшение качества образования, на внедрение новых технологий в образовательный процесс. И поэтому перед школой стоит задача развивать и воспитывать активную, самостоятельную, грамотную личность.
Я считаю, что коллективное творчество одна из главных задач современного общества. Современный высококвалифицированный работник – это человек способный творчески, креативно мыслить и работать в коллективе. Выжить одному в обществе невозможно, добиться успеха в любой сфере деятельности можно только командой.
В изобразительном искусстве коллективное творчество на сегодняшний момент актуально и востребовано. Различные формы организации коллективной деятельности способствуют развитию творчества учащихся на разных возрастных этапах.
На современных уроках изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского предусматриваю проектную деятельность, которую можно связать как с индивидуальным, так и с коллективным творчеством.
Предмет исследования
Объектом исследования является коллективное творчество в структуре личностного развития учащегося.
Предметом исследования – формы коллективной деятельности учащихся в разновозрастных группах.
Считаю, что пришло то время, когда необходимо пересмотреть методы и формы своей работы. Работая по программе Б.М. Неменского пришла к выводу, что коллективная деятельность, методика её организации, сложившая в рамках школьной программы, до сих пор не получила её теоретического обоснования. А ведь именно в коллективной деятельности можно проследить заложенные в ней педагогические технологии обучения.
На уроках изобразительного искусства можно применять технологии проектного обучения, разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения, информационные технологии. Но необходимо помнить, что в традиционных методах обучения так же содержаться задачи всестороннего развития личности учащихся. Коллективное творчество на уроках изобразительного искусства способствует не только качественному усвоению знаний и умений учащихся, но и развитию таких востребованных качеств личности, как критичность мышления, инициативность. Способность учащихся контролировать не только свои действия, но и действия товарищей, умение находить пути решения в проблемной ситуации. Уроки коллективного творчества способствуют развитию интереса к предметам искусства и развивают творческую активность учащихся.
В настоящее время формирование культуры общения - это актуальная проблема воспитания подрастающего поколения. Рассматривая коллективное творчество как продуктивное общение в процессе, которого учащиеся получают полезную информацию и практический опыт.
Обучение - это, прежде всего общение, между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает.
Цель коллективного творчества на уроках изобразительного искусства включает в себя:
раскрепощение личности,
формирование гражданского самосознания,
развитие его способностей к социальному творчеству,
Основная гипотеза: применение коллективного творчества на уроках изобразительного искусства позволяет достичь высоких результатов при правильной организации учебного процесса и выборе форм коллективной деятельности.
Выдвинутая мной гипотеза предполагает, что использование коллективной изобразительной деятельности способствует активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности школьника в образовательном процессе.
В условиях работы в общеобразовательной школе ведущими педагогическими идеями моего опыта стали:
идея личностного подхода;
идея включение детей в улучшение окружающего мира;
идея развивающего обучения;
идея комплексного подхода;
идея практико-ориентированного подхода;
идея использования разнообразных форм коллективного творчества на уроке изобразительного искусства.
Опираясь на систематизацию видов коллективной изобразительной деятельности, разработанную Т.С.Комаровой и А.И.Савенковым, методику организации уроков коллективного творчества В.И. Колякина, связав эти работы с современными требованиями к уроку по Марка Максимовича Поташника, я обозначила основную цель моей работы: теоретическое обоснование и разработка педагогических условий для коллективное творчество на уроках изобразительного искусства в современной школе.
Гипотеза подтверждает опыт:
на уроках коллективного творчества идет процесс личностного развития, адекватной самооценки в непрерывной саморефлексии;
в систематической, целенаправленной творческой деятельности возникает и постоянно поддерживается потребность в самореализации своих идей и замыслов;
на уроке создаются оптимальные условия для успешной коллективной деятельности.
Практика моей работы показала, что коллективная деятельность учащихся является эффективной формой работы на современных уроках.
Выявить особенности коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства,
Опытно-экспериментальным путём проверить гипотезу исследования.
Методы исследования
Изучение передового опыта;
Изучение и анализ литературного источника;
Педагогический эксперимент;
Методологической основой для решения поставленных задач явились:
Государственный образовательный стандарт, современная концепция образования.
Научная новизна исследования состоит в том, что форма коллективного деятельности способствует внедрению новых педагогических технологий на уроках изобразительного искусства, имеет огромное значение в художественном восприятии школьников, совершенствует навыки совместной работы, развивает потребности в эстетическом общении с изобразительной деятельности. Ведущими идеями развития современной школы являются гуманизация образования и развития ребёнка, формирование у него духовно–нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости, творческого и ответственного отношения к жизни. Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства.
Предполагаемая научная разработка содержит в себе теоретические знания и практические рекомендации по организации коллективного творчества на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности.
Апробация результатов проходила в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»,г. Юхнов Юхновского района Калужской области.
Внедрение результатов исследования: на уроках изобразительного искусства, внеклассных мероприятиях, выступление на педагогических советах и методических объединениях.
Объем работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, 2 приложений и библиографии из 11 наименований.
Глава 1. Организация коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства в современной школе.
1.1 Коллективное творчество: история и развитие.
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Творческая деятельность-это форма деятельности человека или коллектива, создание качественно нового, никогда ранние не существовавшего.
Творческая деятельность складывается постепенно, требует длительного процесса, но результат превосходит ожидания. [10]
Творческая деятельность
1.Вдохновение 2.Подготовительный этапа. 3.Труд творчество.
Творческая деятельность – это условия для личностного роста ребёнка. В условиях современного школьного образования мы должны дать возможность учащимся проявить себя творчески, раскрыть свои возможности.
Приобщение детей к творчеству - верный путь формирования человека высокой нравственности и культуры. Школа ставит задачу научить школьника не останавливаться на достигнутом, постоянно стремиться к самосовершенствованию, к преобразованию мира по законам красоты.
Сила искусства в том, что оно способно потрясти чувства человека, повлиять на его мироощущение воздействовать на убеждение, на поведение и деятельность.
Если у ученика сложились представления о гуманизме, добре, красоте, тогда он сможет отделить положительное и отрицательное в области морали, эстетики.
Высшая цель общения человека с искусством – это, выработка потребности к самосовершенствованию. Таким образом, деятельность – необходимый момент взаимодействия ученика с искусством, и через это взаимодействие – с жизнью.
Учебно-воспитательный процесс в современной школе направлен на создание условий для лучшего раскрытия способностей ученика.
Школа даёт ребёнку комплексное развитие: обучая воспитывать и развивать. Уроки изобразительного искусства – прекрасная возможность воспитания чувства прекрасного, художественного вкуса, желание творчества. Именно на этих уроках, есть возможность воспитывать лучшие личностные качества учащихся.
Коллективное обучения на уроках изобразительного искусства - это методы и приемы, организационные формы воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.[10]
Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение ученика и учителя.
Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по новому, лучше, чем было.
Во время работы учащиеся делятся своими замыслами друг с другом. Учащиеся стремятся к общению, а это возможно лишь при определённом взаимодействии не только с учителем, но и друг с другом.
В коллективном творчестве у детей есть возможность подсказать помочь друг другу. В тоже время каждый выражает себя в общей композиции. Это настоящее производство. А главное стремление к результату.
В коллективном творчестве учащиеся рисуют не ради оценки, а ради результативности общего дела. Каждый показывает свои способности, стремясь к вершине своего мастерства.
Развивать творческий потенциал учащихся можно только тогда, когда дети увлечены замыслом, проявляют огромный интерес к данной теме [6].
Структура коллективной деятельности:
Время на вынашивание замысла;
Время на его обдумывание, уточнение мыслей, наполнение реальным материалом, опыт жизненных впечатлений;
Время на рассматривание, обсуждение, предварительное утверждение;
Время на пробы, черновики, эскизы, наброски;
Время на анализ.
Коллективная деятельность имеет свою историю, но и в наше время данная форма организации развивается, преобразуется и находит своё место в образовании, т е остаётся современным и сегодня. [3]
Впервые годы советской власти новая школа искала свои методы и приёмы воспитания и обучения детей. Социальное воспитание противопоставлялось воспитанию индивидуальному. Развитие коллективных навыков, умение жить и творить коллективно, развитие социальной активности-эти задачи осуществлялись на уроках художественной и декоративно-прикладной деятельности. Под руководством учителей изобразительного искусства усилиями одного класса создавались монументальные произведения: макеты, панно, большие тематические композиции («метод проектов», «бригадный метод»).
В 30-е годы произошла радикальная смена целей и задач преподавания изобразительного искусства в школе. Основными задачами предмета «Рисования» было обучить детей основам изобразительной грамоты, развития умения и навыков рисования различных предметов с натуры и по представлению. Задачи были направлены на развитие индивидуальных знаний, умений и навыков, а это исключало возможность совместной деятельности на уроке.
В 60-х годах были предприняты попытки использовать совместную изобразительную деятельность детей как средства активизации изобразительного искусства на уроках рисования в начальных классах. О значении данной деятельности писали Н.П. Сакулина, Т.Н. Доронова, Т.С Комарова, Г.В. Лабунская и т.д.
В 70-е годы кандидат педагогических наук И.Н. Турро отметил, что коллективные занятия создают благоприятные условия общения детей друг с другом, в процессе работы каждый становиться источником знаний для других участников. Результат коллективной деятельности, по мнению автора, всегда имеет практическое значение, позволяет связать обучение детей изобразительному искусству с жизнью.
В конце 70-х и в начале 80-х годов лаборатория изобразительного искусства НИИ художественного образования осуществила Всесоюзный эксперимент по определению новых содержаний, форм, методов обучения художественного воспитания детей средствами изобразительного искусства. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакции Б.М. Неменского как результат совместного труда НИИ художественного воспитания и Союза художников включили в перечень основных методов изобразительного искусства и метод коллективных и групповых работ.
В конце 90-х годов вышло учебное пособие Т.С. Комаровой и А.И. Савенковой предназначенное для педагогов дошкольных учреждений. В нём рассматриваются разнообразные формы и методы организации коллективной деятельности на занятиях изобразительного искусства. Однако эти методы могут быть использованы и на уроках изобразительного искусства в школе.
Из истории развития коллективной обучения видно, что отношение к коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства были противоречивые. В конце 80-х – начале 90-х годах произошел значительный рост интереса учителей к этому методу работы. Этому способствовало появление новых концепции художественного образования, новых программ по изобразительному искусству, но и расширилось представление о художественной культуре в целом.
Принципы коллективной деятельности
Согласно теории Дьяченко в основу коллективного способа обучения выходят следующие принципы, которые подходят к коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства:
Завершенность: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;
Интернационализм: обучение должно происходить на языке, представители, которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка;
Дифференциальный подход: каждый ученик может работать согласно своим возможностям и способностям;
Всеобщее сотрудничество и взаимопомощь: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;
Разновозрастность и разноуровневость: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;
Разделение учебного труда: с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;
Педагогизация населения: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, этому необходимо учиться в самом процессе обучения; [2]
Принципы обучения В.К. Дьяченко способствует сотрудничеству между учителем и учеником, учащиеся раскрывают свои возможности, совершенствуют свои знания и умения, проявляют самостоятельность и инициативность на уроке. Коллективная работа в классе нормализует взаимоотношение между детьми, умение общаться, отстаивать свою точку зрения, вступать в диалог.
Коллективная деятельность на уроке изобразительного искусства так же даёт ученику возможность проявить себя, закрепить знания и умения, приобретённые ранние на уроках, а также способствовать развитию своего творчества.[8]
В изобразительном искусстве выделяются три основных формы коллективной деятельности:
Фронтальная форма (индивидуально - коллективная). Коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся в общую композицию.
Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый ученик делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.
Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает одну определённую операцию в процессе изготовления изделия.
Б.М. Неменский систематизировал и классифицировал совместную деятельность по количеству учащихся:
Парные - работа в паре;
Групповые – небольшие группы по 3-5 человек;
Коллективная, работа осуществляется большой группой, половиной или всем классом.
Выбор формы коллективной деятельности влияет на результативность учебного процесса. В изобразительном искусстве выделяются три основных формы коллективного творчества, разработанные Т.С. Комаровой и А.И. Савенковым:[4]
Совместно – индивидуальная
Совместно - последовательная
Совместно - взаимодействующая
Кроме того, допускается комбинированные формы совместной деятельности, что внесёт разнообразие в коллективную работу и обогатит опыт коллективного творчества учащихся.
После выбора формы коллективной деятельности необходимо продумать принципы организации, которые повлияют на результат творческой работы.
Принципы организации:
Свободное размещение элементов на плоскости фона;
Мозаика:
Условия: единство материала и техники изображения; соблюдение размеров рисунка или его элементов; единство колорита; соблюдение правил размещения.
Фриз;
Условия: единство изобразительного материала и техники; определённый размер изображения; точное размещение элементов на бумаге.
«Эстафета»;
Условия: каждый привносит свой элемент в общую композицию, уравновешивают композицию и колорит.
«Конвейер».
Условия: каждый этап работы это новый элемент; каждый элемент одинаков по сложности и времени.
1.2 Современный урок изобразительного искусства
с элементами коллективного творчества.
Современный урок-это преимущественно диалог, а не монолог. А диалог зависит от взаимопонимания между учителем и учеником. Данное сотрудничество-это совместная добровольная деятельность по добыванию новых знаний. Образовательные задачи дополнены и дают возможность ученикам проявлять самостоятельность и творчество. На уроках изобразительного искусства диалог между учениками и учителем всесторонне развит в коллективной форме работы.
Образовательные задачи современного урока в полном объёме присутствуют на уроках изобразительного искусства, но именно на уроках коллективного творчества учащиеся проявляют свои личностные качества.
На современном этапе приобретение твёрдых теоретических знаний в школе не достаточно, необходимо уметь добывать и применять эти знания на практике. Не просто определенный объем знаний должен выносить ученик из школы, но умение учиться.
Так вот, наряду со знаниями, необходимо владеть навыками. Навыками сбора, обработки и систематизации. Эти навыки очень важны в жизни. Им можно и нужно обучать еще в школе. Навыки изобразительного искусства дают возможность развиваться учащемуся творчески, а это залог успешности в профессиональной деятельности. Опровергать классический тип урок нельзя его необходимо дополнить и преобразовать.
Уроки классического типа
Нетрадиционные типы уроков
Водный урок
Урок фантазирования
Тренировочный урок
Урок эстафета
Контрольный урок
Урок творчества
Урок закрепления
Урок спектакль
Урок самостоятельной работы
Урок конкурс
Урок ТСО
Урок игра
Урок практической работы
Урок сказка
Урок комбинированный
Урок взаимного обучения
Урок повторения и обобщения
Урок путешествия
Поскольку цели уроков разнообразны, то будут разнообразны типы уроков и их структур (расход времени на различных этапах урока).
Усвоение знаний на уроках изобразительного искусства складывается постепенно: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия
Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру:
организационный этап; этап проверки домашнего задания; этап актуализации субъектного опыта учащихся ; этап изучения новых знаний и способов деятельности; этап первичной проверки понимания изученного; этап закрепления изученного; этап применения изученного; этап обобщения и систематизации; этап контроля и самоконтроля; этап коррекции; этап информации о домашнем задании; этап подведения итогов занятия; этап рефлексии.
Из этапов создаются самые разнообразные комбинации в соответствии с решаемыми на уроке задачами. Основной этап определяет тип учебного занятия.
Урок изобразительного искусства содержит несколько этапов, каждый из которых отличается своим содержанием и характером взаимодействия с детьми. В коллективной деятельности этап созидательной творческой практической деятельности ученика требует особого состояния сосредоточенности и полной отдачи работе. В процессе творчества учащиеся показывают накопленные ранее опыт и знания и через эту самоотдачу развиваются. Отношения между учителем и детьми строго индивидуальны. Ребенок свободен в своём творчестве. Учитель следит за работой, но не вмешивается в творческий процесс. Задача учителя – побудить учащегося к творчеству, помочь ему поверить в свои силы, в свой успех.
Предлагаемые темы можно расширять с учётом реальных интересов, потребностей учеников. Можно предложить вариативность и импровизацию в организации познавательной деятельности учащихся в форме поисковой, исследовательской работы: выбор темы, определение задач для каждого ученика поисково-исследовательской группы, проведение дискуссий, диалогов по итогам работы творческих групп. Свободный выбор учеником литературных произведений в работе над портретом героя, над иллюстрацией; вариативность задания по композиции; выбор учащимися произведения изобразительного искусства для анализа.
Учитель, готовясь к уроку должен выполнять ряд требований, которые помогут ему сделать урок успешным. Прослушав лекции М.М. Поташника, я сделала вывод, что урок должен быть содержательным, конкретным, развивать познавательный интерес, желание учиться.
М.М. Поташник в своей книге «Требование к современному уроку» разработал новые требования к уроку, корректируя старые. Советы данные М.М. Поташником являются прекрасным дополнительным материалам для подготовки к современному уроку. [7]
Требования к современному уроку:
стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы (проекты) своих уроков;
точно и творчески выполнять программно-методические требования к уроку;
знание учителя типологии уроков, возрастные особенности класса, раздела;
внедрять игровые формы на уроке необходимо с осторожности, так как они становятся ведущими над содержанием. Использование игровой формы только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательной цели урока, не уводя в сторону от главной цели;
безусловный учёт обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся разных возрастов, классов и групп; учёт особенностей, интересов, склонностей, запросов учащихся;
стремление к поиску и по возможности формулирования кроме тем ещё и так называемые «имена» уроков в виде ярких афоризмов, крылатых фраз, эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока;
специально спланированная (продуманная) деятельность учителя по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока, то есть воспитания и в процессе обучения;
обязательное выделение в содержании учебного материала главного, существенного;
стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала;
опора на межпредметные связи, с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний;
включение в содержание урока упражнений творческого характера;
знание различных технологий развивающего обучения и их дифференцированное применение к разным классам или группам учащихся;
сочетание обще классных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности;
создание реальных условий для проявления каждым учеником самостоятельности на основе понимания ценности субъектной позиции ребёнка в обучении;
только обоснованное, целесообразное, рациональное использование компьютеров и других средств обучения на уроках;
по возможности дифференциация домашних заданий;
использование учителем здоровье сберегающие и развевающие технологи;
чётко следовать замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебной ситуации;
регулярный анализ полученных на уроке результатов обучения, воспитания, развития школьников;
оценка (самооценка) работы учителя по совпадению (или несовпадению) реальной успеваемости с её прогнозом;
Следуя этим требованиям можно сделать процесс обучения интересным, результативным, методически правильным.
Глава 2. Технология опыта
2.1 Использование коллективной формы деятельности на уроках изобразительного искусства, учитывая возрастные особенности детей.
На практике преподавания изобразительного искусства существуют несколько форм коллективной деятельности и большое число методик её организации. Анализируя опыт учителей, я пришла к выводу, что свой опыт начну с адекватных методов и приёмов ведения коллективного труда с учетом возрастных особенностей учащихся и спецификой технологии в изобразительной деятельности. Использования форму коллективного обучения в своей работе позволило мне заниматься со всеми детьми одновременно, в тоже время, используя индивидуальный подход в ходе коллективной деятельности, способствует активизации творчества, повышение мотивации к учению, возможности работать с различным изобразительным материалом и различной изобразительной техникой.
Мой личный опыт показывает, что использование коллективного творчества на уроках изобразительного искусства способствует развитию личности учащегося, творческого мышления в процессе коллективной деятельности.
Результативность коллективной деятельности состоит в том, что я как учитель могу своевременно проверить знания учеников после каждого блока уроков. В ходе коллективной работы могу оказывать индивидуальную помощь ученикам, не нарушая структуру урока и не отвлекая других учеников. Коллективное творчество даёт возможность строить учебный процесс в соответствии со знаниями и умениями школьника, а также проявление самостоятельности. Способности учеников разные и поэтому у каждого из них свой индивидуальный подход к коллективной работе.
Мотивация учебно-воспитательного процесса высокая. Учащиеся стараются проявить своё творчество, индивидуальные способности. Стремятся получить новую информацию, самостоятельно продумать свои действия. Мотивация, следовательно, успеваемость учащихся повышается. Дети стремятся к заданиям повышенной или пониженной трудности, самостоятельно анализируя свои способности и навыки.
Каждый член коллектива сопереживает за общую коллективную работу, поэтому учащиеся работают вместе, сотрудничают, проявляют инициативу и помощь сверстникам.
1 Совместно - индивидуальная форма организации коллективной изобразительной деятельности.
Совместно-индивидуальная деятельность является самой простой формой организации. Эту форму я применяю на кружковой работе с детьми 7-10 лет, а так же в комплексе с другими формами организации в работе с детьми 10-13 лет. Эта форма даёт каждому ученику возможность индивидуально выполнять изображение или изделие, которое на завершающим этапе, становятся частью, элементом коллективной работы.
Действия учеников должно быть обязательно согласованными от этого зависит результат деятельности:
в начале урока обязательно перед учащимися ставлю цель, на которую дети ориентируются в течение всего урока (идея урока);
поэтапно планирую работу урока вместе с детьми или самостоятельно в зависимости от возраста (по этапам);
в конце урока происходит составление композиции по образцу или творчески.
Для того чтобы урок прошёл продуктивно необходимо провести подготовительный этап:
продумать композицию коллективной работы, можно дать детям задание продумать композицию дома;
выбрать единый материал и технику изображения, материал должен быть доступен ученикам, а техника изображения увлекательная;
определить способ «сборки» коллективной композиции, для учащихся начальных классов это принцип свободного размещения.
По результатам деятельности учащихся могу сделать вывод, что данная форма организации имеет положительное значение:
в коллективной работе принимает участие весь класс;
каждый ученик выполняет свою часть работы, за которую несёт ответственность, в которой проявляет своё творчество;
у детей есть определённые знания и умения при выполнении данной работы;
учитель может проследить вклад каждого ученика в коллективную работу и оценить её;
учащиеся сами могут проанализировать и оценить свою или коллективную работу.
Примером данной формы работы служит коллективная работа «Осенний букет» внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов.
Содержание работы: учащиеся рисуют цветы, используя различные приёмы рисования, работа строиться по подгруппам: первая группа - рисует цветы в холодных оттенках; вторая группа – рисует цветы в теплом оттенке. Затем учащиеся вырезают свои цветы и наклеивают на плоскость, подбирая цветовую гамму букета. Коллективная работа в конце урока, становиться приятной неожиданностью.
При работе с учащимися среднего звена форма совместно-индивидуальной деятельности проявляется в соавторстве ученик-учитель-ученик. Ученики могут являться инициаторами совместной работы и организаторами процесса деятельности, составителями коллективной композиции. Такой процесс коллективного творчества зависит от уровня готовности детей к совместной деятельности.
2. Совместно-последовательная деятельность
Совместно-последовательная деятельность встречается редко. Используется в основном в средне звене, а также в комплексе с совместно-взаимодействующей формой. Деятельность предполагает последовательное выполнение учениками определённой технологической операции, когда результат работы одного ученика становиться предметом деятельности другого. Для того чтобы урок прошёл успешно необходимо продумать этапы урока, провести подготовительную работу.
Этапы деятельности:
индивидуальная работа ученика над элементом частью изделия;
последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой определённой технологической операцией.
Совместно-последовательная деятельность учащихся проявляется в творчестве при выполнении рисунка или декоративного оформления. Особенности совместно-последовательной деятельности состоят в том, что данную форму можно применять, если на уроке за короткий срок необходимо выполнить большое количество одинаковых изделий. Например, во внеурочное время для украшения зала необходимо было сделать «Ёлочные игрушки». Учащиеся разделились на три группы, каждая группа выполняла определенную «операцию», учащиеся сами проявили инициативу, какой элемент в общей работе будут выполнять. Данная деятельность имеет практический, общественно значимый результат.
3.Совместно-взаимодействующая форма деятельности
Совместно-взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности. Так как требует от учителя большой подготовительной работы. Форма организации предполагала одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества. Эту форму называют сотворчество и поэтому эта форма наиболее приемлема для уроков изобразительного искусства в старших классах.
Несмотря на сложность организации данной деятельности, она наиболее привлекательная для учителей т.к. даёт широкие возможности для педагогического творчества. Именно эта форма раскрывает личность и индивидуальность учащихся и учителя, что на современном этапе является ведущем в образовательном процессе.
Методика организации:
деление класса на группы, которая ведёт работу над частью коллективной композиции;
каждая группа выполняет свою задачу, но проявляя творчество и индивидуальность;
замысел композиции учащиеся могут продумать сами, заранее подготовить эскиз, продумать идею, общую композицию;
учитель может дать домашние задание в виде подготовке проекта своей деятельности.
В ходе урока происходит сотрудничество и сотворчество межу учителем и учеником, между учеником и учеником, между учителем и учениками. Учащиеся с уважением относятся к чужой инициативе, умению защищать собственную идею. Класс делится на группы. У каждой группы своё задание, различное по времени выполнения.
Работа проходит в несколько этапов:
1-ый этап. Коллективное планирование работы.
Учащиеся с учётом их пожеланий объединяются в группы (микроколлективы)
Выбор темы своей работ.
2-й этап. Коллективная подготовка.
Обсуждение полученного задания, составление плана работы, распределение между собой обязанностей
Педагог помогает в распределении конкретной работы, поддерживает эмоциональный фон, осуществляет личностный подход.
3-й этап. Коллективная работа.
Практическая работа в каждой группе или всем классом.
Педагог помогает советами и рекомендациями, поддерживает рабочий настрой, чувство уверенности в своих силах, стремление преодолеть трудности, поощряет успех каждого ребёнка.
4-й этап. Коллективный анализ выполненной работы. Выставка готовых работ.
Каждая группа или класс представляет свою работу. Защита своего проекта. Выслушивает мнение о работе всего коллектива.
Происходит обсуждение, вносятся пожелания, замечания.
Педагог помогает учащимся правильно оценить представленные работы, подчёркивает значимость коллективного творческого творчества, помогает в организации выставки.
Педагогический успех.
1 условие - сотрудничества.
2 условие – товарищество.
3 условие-единство мыслей и действий, воли и чувств.
4 условие – единый коллектив.
5 условие-творчество.
Пример: коллективная работа «приём во дворце короля» где учащиеся делятся на группы, ставят перед собой цель и, проявляя своё творчество, выполняют свой замысел.
Образуются группы:
группа выполняет фон коллективной композиции, эскиз продуман учащимися заранее (перспектива зала, оформление)
группа рисует фигуры женщин в костюмах определённой эпохи, эскиз костюма продуман учащимися заранее
группа рисует фигуры мужчин в костюмах определённой эпохи, эскиз костюма продуман учащимися заранее.
Вывод
Знание возрастных особенностей учащихся даёт возможность подобрать форму и методику организации коллективной деятельности. Мой опыт показывает, что коллективное творчество проявляется в разных возрастных группах по-разному. Учитывая возрастные особенности и формы организации коллективной деятельности можно подготовить и провести современный урок используя педагогические технологии в образовании. Проводя подготовку к уроку, я учитываю особенности восприятия учащихся разных классов
Применяя коллективное творчество на уроках изобразительного искусства в начальном и среднем звене следует учитывать возрастные особенности личности учащихся.
Начальное звено
Среднее звено
Развитое воображение
Реалистичность изображения
Эмоциональность
Организация творческого процесса
Восприятие целого
Восприятие от общего к частному
Индивидуальность
Критическое восприятие композиции
Самостоятельность, при контроле учителя
Учащиеся с большим желанием уходят от индивидуальности к коллективной деятельности
Лёгкое переключение с одного вида деятельности на другое
Самостоятельность действий
Быстрая утомляемость
Длительная работоспособность
Конкретно-образное мышление
Логическое мышление
Интерес к изобразительному творчеству высок
Интерес к изобразительному творчеству невысокий
Применяя формы коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства, мною были выявлены положительные результаты деятельности.
Учащиеся 5-9классы.
Творчество учащихся становится актуальным и удовлетворяет все возрастные амбиции подростка: дана возможность общаться со сверстниками в ходе работы, результат его труда социально и практически значим. Подростки в ходе работы могут не только общаться, но и чётко формировать свои мысли, обосновать своё решение, защитить своё работу (проект).
Учащиеся могут самостоятельно комбинировать различными формами совместной деятельности, добиваясь максимальной активности каждого из участников коллективного творчества.
Так как учащиеся этих классов работают самостоятельно в группах, то необходимо подготовить детей к этой работе, нужно выровнять умение изображать предметы и явления средствами выбранного пластического искусства. Необходимо подготовить учащихся, научить рисовать с натуры, зарисовки элементов композиции, составление эскизов к определённым темам.
Учащиеся 1-4 классов.
Успех совместной деятельности учащихся начальных классов зависит от эмоциональности урока. Детей необходимо заинтересовать, подбирая им задание не только интересные, но и посильные, которые можно выполнить за один урок. Техника рисования должна быть доступной, приёмы знакомые детям. Но не надо забывать, что дети в этом возрасти должны проявлять самостоятельность в творчестве, а учитель должен направлять и поддерживать ученика.
Коллективная деятельность является активизацией творчества изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Рассматривая современный урок, учебно-воспитательного процесса, мы раскрываем методику организации коллективного творчества в полном объёме, а метод совместной деятельности связываем с другими методами и приёмами приобщения учащихся к художественному творчеству. Из опыта работы могу сделать вывод, что урок с использованием коллективной деятельности интересен и продуктивен. Если рассматривать урок как обобщение знаний учащихся, полученных ими в течение четверти или тематического блока занятий, то его структура отличается от типового урока. Ведущая часть урока, это вводная беседа, так как именно беседа зарождает идею совместного выполнения задания, которая плавно перерастает в коллективное творчество.
Заключение
Опыт моей работы по теме «Коллективное творчество на уроках изобразительного искусства в современной школе» показывают хорошие результаты: повышенный интерес к урокам изобразительного искусства, желание детей научиться приёмам рисования и конструирования. Проявляя свою инициативу и творчество, ученик развивается как личность, которая ставит перед собой цель, планирует свою работу и самостоятельно приходит к конечному результату. Ученики не только создают работу, но и учатся работать вместе, сообща, проявляя лучшие душевные качества. На уроках изобразительного искусства, обучающие и воспитательные задачи, неразрывно связаны между собой.
Системность моей работы и её результативность заключена в использовании знаний, направленных на поиск новых тем и приёмов коллективной деятельности.
Учащиеся с большим желанием участвуют в разработке и создании коллективных панно для украшения школы, участвуют в школьных и районных конкурсах.
Данная работа показала, что ученики имеют следующие результаты:
умение работать в коллективе
учащиеся смело выдвигают идеи, отстаивают свою точку зрения
знания в области искусства
умение работать различными художественными материалами
заинтересованность работой
проявление творчества
Эффективность работы зависит от следующих методических условий:
Весь учебно-воспитательный процесс должен быть подчинён созданию условий для раскрытия сил ученика.
Постоянный учёт уровня подготовленности учащихся к решению задач конкретного урока.
Создание эмоциональных, технических условий для раскрытия самими учениками своих сил, способностей.
Бережное отношение к личности ученика, его внутреннему, как эмоциональному, так и духовному миру.
Постоянное управление процессом формирования личности школьника.
Постоянный поиск новых методических приёмов, форм организации деятельности учащихся.
Изменение структуры урока в соответствии с возможностями учащихся.
Уроки на основе коллективного творчества интересные, имеют особую духовность, каждый ребёнок стремится самоутвердиться, старается найти своё место в коллективной работе. Каждый ученик - это соавтор большого творческого процесса. В книге Б. Неменского «Мудрость красоты» есть высказывание профессора И.П. Глинской по вопросам коллективных форм обучения: «...Мы поражаемся: какие трудолюбивы дети, как много они сделали! Ведь это величайшая, грандиозная задача нашего времени – воспитание трудолюбия!» и профессор, несомненно, права. Б. Неменский комментирует: « Но как часто мы пытаемся заставить детей просто трудиться, а не увлечь их трудом! Как часто нагромождение формальных правил, сведений, навыков заслоняет в глазах педагога и ребёнка искусство и не даёт ученику ощутить себя субъектом творчества. И тогда происходит затаптывание родников его творчества, подавление непонятным, чуждым ему характером требований его живых интересов». Я считаю, что коллективной творчество раскрывает личность ученика, способности к социальному развитию. Ребёнок тянется к творчеству с рождения, задача родителей и учителей помочь раскрыться ребёнку, дать основу знаний и умений, направить и тогда результат будет успешным.[5]
Проведенная исследовательская работа дала ожидаемые результаты. Планирую продолжать работу дальше, используя новые педагогические технологии. Перспективу дальнейшей работы вижу в следующем:
1. Повышение педагогического уровня через чтение специальной литературы.
2. Изучение литературы по данной проблеме.
3. Использование новых педагогических технологий.
4. Сотрудничество с учителями.
5. Участие в педагогических семинарах, практикумах, дискуссиях по данной проблеме.
Простой бумаги свежий лист!
Ты бел, как мел. Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука.
Чем станешь ты?
…Кому и что ты принесёшь…
…Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу,
Его, заполнив пустоту.
И синим, будет небосвод,
И красным будет пароход,
И чёрным в небе будет дым,
И солнце будет золотым. (С. Михалков).
Литература:
Б.С. Волков Психология урока его подготовка проведение и анализ. Из-дат: Центр педагогического образования. Москва 2008 год.
Журнал «Народное образование» №1 2008 года. В. Дьяченко Коллективный способ обучения становиться практикой. С.191-198.
В.И. Колякина Методика организации уроков коллективного творчества. Из-дат. «Валдас» Москва 2002год. С 6-11.
Т.С.Комаровой и А.И.Савенковым «Коллективное творчество дошкольников». Издательство: Педагогическое общество России. Россия 2005 год.
Б.М. Неменский Мудрость красоты. Москва «Просвещение» 1987год.
В.У. Плюхин. Творчество – у истоков гражданственности. Москва «Просвещение» 1990год. С 2-6., 139-141.,151.
М.М.Поташник Требования к современному уроку. Из-дат: Центр педагогического образования. Москва 2008 год. С. 166-172.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского Москва «Просвещение» 2009год.
Селевко Г.К. –официальный сайт. Режим доступа: www. selevko. net
Словари Режим доступа:www. philosophi-terms. ru www. vedu.ru
Т.Я. Шпикалова Г.А. Поровская Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. Из-дат. «Валдас» Москва 2000год.
Приложение№1
Тема урока
Тема коллективной работы
5 класс
Интерьер и внутреннее убранство крестьянской избы.
Крестьянская изба.
Дом – космос. Единство конструкции и декора в народном жилище.
«Вот моя деревня»
Народная праздничная одежда.
Праздничное гулянье.
Народные промыслы.
Ярмарка
Декоративное искусство Древней Греции.
Греческая керамика.
Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества.