kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метопредметная деятельность на уроках рисования и черчения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе представлена методика работы с учащимися с 5 по 7 классы на уроках рисования с элементами черчения. Технология рисования с элементами черчения помогает развивать абстрактное мышление, творческий потенциал, навыки работы с графическими инструментами и понятиями, дает определенные задатки к развитию хороших способностей в какой-либо области человеческой деятельности и помогает ребенку в выборе профессии. Нашей стране требуются квалифицированные специалисты в инженерной отрасли, умеющие креативно и творчески мыслить. Только гармонично развитая личность может быть  профессионально компетентна.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метопредметная деятельность на уроках рисования и черчения»

Городское управления образования г.Якутск














Доклад

на тему: Метопредметная деятельность на уроках

рисования и черчения


















Выполнил:

учитель рисования, черчения, технологии

МОБУ СОШ №30 им. В.И.Кузьмина

г.Якутска РС (Я)

Рябченко Ирина Иннокентьевна













г. Якутск2017г.

Содержание:


1.Введение………………………………………………………………………………….........3

2.Метопредметная деятельность на уроках рисования и черчения…..........................9

3. Заключение (выводы)………………………………………………………….….........…..10



Введение


Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Сегодня все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Развивать творческую активность в людях надо со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают изобразительное искусство, черчение и технология - учебные предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его индивидуальности.Уроки технологии, рисования с элементами черчения, отличаются от других уроков т.е, наряду с графическим рисованием, идет подготовка детей к черчению и выбору будущей профессии. Рисование с элементами черчения, технология с элементами рисования и черчения - это сложный творческий процесс, который используют в своей повседневной деятельности и конструкторы, и архитекторы, и дизайнеры и т.д.Рассматривая суть интеграции уроков технологии, черчения и изобразительного искусства, можно отметить, что каждый из этих предметов имеет свое содержание, свои задачи, методы. Однако, несмотря на существенное различие, данные предметы имеют много общих вопросов. К ним следует отнести:

1) формирование и развитие пространственных представлений и пространственного воображения обучающихся;

2) развитие наблюдательности, внимания, образной памяти, глазомера;

3) умение воплощать свою идею в конкретную форму;

4) обучение анализу формы и конструкции разных предметов;

5) приобретение умений и навыков в графическом изображении предметов.

Общность задач дает возможность, преподавателям технологии, ИЗО и черчения устанавливать самую тесную связь между этими предметами в процессе обучения, не упуская из виду, что черчение опирается на пространственные представления. Та же задача – развитие пространственных представлений и пространственного воображения – связывает курсы черчения и рисования с уроками технологии, курсом геометрии.…..





















Актуальность темы исследования:


В условиях изменения содержания образовательной части « Черчения» остро стоит проблема развития графической грамотности обучающихся, развитие пространственного мышления, что является основой предмета черчение, изобразительного искусства и области дизайна.


Цель работы: 1. Развивать творческие способности, склонности учащихся; 2.Интересы каждого учащегося с учетом их возможностей; 3.Овладевать приемами осознанного решения различных творческих задач; 4. Направлять и активизировать творческие способности учащихся через практическую деятельность;


Объект исследования – процесс обучения детей графической грамотности

Предмет исследования – процесс обучения учащихся средствами интеграции предметов технологии, рисования и черчение


Задачи исследования

1. Научить выполнять работы с графическим содержанием, по аналогии, по техническому заданию в 5-6 -7 классах, создавая готовность учащихся к выполнению любых графических работ, с использованием чертежных инструментов.
2. Развивать умение выполнять задания с элементами дизайна и колористики, доконструирование .
3. Воспитывать у учащихся эстетический вкус, аккуратность, усидчивость.



























Метопредметная деятельность на уроках рисования и черчения.


Творчество многообразно, но виды его во многом связаны. Общим звеном, которое связывает большинство видов творчества, являются графические изображения (и в черчении, и в технологии, и в изобразительном искусстве), поэтому в курсе уроков технологии и рисования заложены огромные потенциальные возможности для интегрированных занятий с элементами черчения, формирования творческихкачеств личности. Одним из направлений формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии и рисования является решение творческих задач. Можно утверждать с педагогической точки зрения, что это деятельность, в процессе которой создаются новые индивидуальные значимые ценности, раскрываются и развиваются способности личности.

Мой педагогический стаж 30 лет,много лет я преподавала только технологию в школе,13 лет назад начала преподавание предметов ИЗО и черчения. Все эти предметы непосредственно связаны между собой. В связиc новыми требованиями времени-ФГОС перед каждым учителем стоит задача формирования универсальных учебных действий, выраженных в:

- Метапредметномподходе – организации деятельности учащихся с целью передачи им способов работы со знанием, подразумевает промысливание важнейших понятий учебного предмета, формирование и развитие у учащихся предметных базовых способностей, наличие рефлексивной деятельности.

- Метапредметных результатах – освоенных обучающимися на базе нескольких учебных предметов, обобщенных способов деятельности (например, сравнение, схематизация, наблюдение, моделирование и т.д.), применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

- Метапредметной деятельности – деятельность за пределами учебного предмета; направленная на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д. и связана с жизненными ситуациями.

Первый опыт интегрирования был приобретен на уроках технологии с элементами черчения.Эти усилия не прошли бесследно и дети на практике увидели связь изучаемого материала с жизнью, также я частично исключила дублирование одного и того же материала в учебных программах по черчению и технологии, а также значительно повысила свой профессиональный уровень.Со временем я поняла, что просто необходимы интегрированные уроки технологии, рисования с элементами черчения, толчком стали уроки связанные с понятием «перспектива». Стало ясно, что если на уроках технологии и рисования я буду вводить интегрирование с предметом черчение, то когда учащиеся начнут изучать предмет черчения, у них уже будут умение и навык работы с чертежными инструментами и понятиями. Первые интегрированные уроки я начала проводить в 7 классах.Результат был уже виден к концу учебного года, моторика, владение инструментами стали лучше и у детей появилась творческая мотивация.
В МОБУ СОШ №30 им. В.И Кузьмина я работаю с 2013 года учителем рисования, черчения, обучаю в школе все классы, с 5,6,7-рисование,8-9 черчение, технологию у мальчиков. Чтобы поднять мотивацию обучаемых и создать условия свободного контакта учитель – ученик, пришлось пересмотреть полностью преподавание предметов черчения, рисования и технологии.

Именно в среднем школьном возрасте происходит бурное психофизическое развитие и перестройка социальной активности ребенка. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления «Я», обретение новой социальной позиции. У каждого ребенка есть определенные задатки к развитию хороших способностей в какой-либо области человеческой деятельности, т. е. каждый ребенок является потенциально одаренным. Поэтому приняла решение проводить интегрированные уроки уже с 5 класса. Первые уроки с графическими работами всегда сначала настораживают детей, потому что у них практически нет навыка работы с линейкой, сложно построить квадрат. Поэтому сначала идет приобретение УУД ( универсальных учебных действий),как правильно построить прямой угол, найти середину квадрата, провести диагонали.Последующие работы идут также на основе построения квадрата, только меняются формы вписываемых в него форм.

Урок делится на два этапа. Первый этап – выполнение работ с графическим содержанием, по аналогии, по техническому заданию. Использую на ранних этапах обучения в 5 классе, создавая готовность учащихся к выполнению любых графических работ.

Ко второму этапу урока относятся развивающие задания с элементами дизайна и колористики, доконструирование. Если первый этап урока проходит под полным вниманием учителя, чтобы каждый ребенок мог справиться с заданием и быть уверенным в точности его выполнения. Тем самым дается возможность каждому ребенку ощутить свою значимость и компетентность в данной графической работе. Второй этап - это этап полной творческой активности, полета фантазии ребенка, индивидуального самостоятельного выбора средств и методов выполнения задания. В 5 классе дети приобретают и закрепляют знания по построению квадрата, нахождению середины квадрата, понятием диагональ, нахождением диагоналей, учатся вписывать окружность в квадрат и делить окружность на части, понятием –перспектива, построении примитивного домика в аксонометрических проекциях.

В 6 классе дети уже имеют навыки работы с чертежными инструментами, заложены простые графические знания. Поэтому дети уже легко выполняют простейший модуль – квадрат, для построения уже более сложных фигур. Уже нет беспокойства и тревоги, что они не справятся с заданием. Появляется любопытство, какой сложности работа будет выполнена на уроке.Подходят заранее спрашивают, что они будут делать на следующем занятии. С 6 класса начинают знакомиться с понятием симметрия, правилами выполнения простейшего орнамента, черчение форм в окружности, углубляются знания в законах перспективы и рисовании архитектуры.Если в 5 классе дети в основном раскрашивали свои работы разными цветами и уже появлялись учащиеся, которые подходили к работе со своим креативным мышлением. То уже с 6 класса количество учащихся мыслящих ярко и не стандартно увеличивается.

На уроках технологии у мальчиков 6 класс обучения начала вводить параллельно уроки с бумагопластикой. Вычерчивали небольшие блоки из картона с несложными фигурами

1 –этап урока – работа с формами, выполнение определенного графического блока (черчение);

2 – этап урока - подбор цветовой гаммы, колористика (рисование);

3 – этап урока – изготовление графического блока из картона и бумаги (технология).

На данных уроках очень повысилась мотивация к труду. Мальчики выполняют работу кропотливо и с удовольствием. Когда идут работы на усложнение блоков, кто-то уже с удовольствием включает свое пространственное представление о форме изготовления одного из частей изделия. Выбор цветовой гаммы подбирается индивидуально.

Также на уроках технологии начинаются уроки деревообработки и мы создаем панно уже из спичек и соломки, применяя полученные знания, построение графического блока,выполняем выжигание по графическому контуру и выжигаем элементы национального орнамента.

Уроки по рисованию в 7 классе уже составляют совокупность всех знаний заложенных в 5-6 классах. Уровень сложности и количество работ с ортогональными проекциями – аксонометрия - перспектива, растет. Видя сложность задачи, дети реагируют по-разному, кто-то спокоен, а кто-то переживает, что не справится. Обычно за 20 минут мы выстраиваем проекцию. И когда весь класс полностью справляется с заданием, появляется масса эмоций, радуются, сравнивают работы друг друга. Вторая часть урока направлена на обдумывание и выполнение цветового решения, средств (живопись, графика) и творческого полета. Именно в 7 классе появляется очень много дизайнерских работ, которые радуют и поражают. Все работы с 5 по 7 класс мы обсуждаем вместе и радуемся новым творческим находкам.

На уроках технологии у мальчиков 7 класса происходит совокупность знаний полученных на уроках технологии, рисования, и черчения. Учащиеся выполняют блоки с более сложными графически выстроенными фигурами (черчение), выбирают свою цветовую гамму (рисование). Сами выбирают цвет и форму, преобразовывают ее. Идет полностью творческая, дизайнерская работа. Также в этих классах мы выполняем технический рисунок в аксонометрии. С помощью учителя производится расчет размеров. Выполняются объемные детали из картона. Также проводятся уроки по созданию национального орнамента в полосе ( выжигание, выпиливание лобзиком и резьба по дереву)


Задачи, которые использую в своей практической работе:


  1. Выполнение графического орнамента в полосе, национальных орнаментов с использованием чертежных линий (6-7кл.).

  2. Использование сопряжений (плавных переходов одной линии в другую) в выполнении узоров, при написании художественных букв и т.д. (5,7кл.).

  3. Построение фигур (квадрат, ромб, круг) с вписанными элементами (5-7кл.).

  4. Изменение фигуры путем добавления элементов (6-7кл.).

  5. Выполнение объемных фигур с использованием аксонометрии (7кл.).

  6. Перекомбинирование частей фигуры (преобразование), оптические иллюзии.(7кл.).

  7. Рисование архитектуры по законам ортогонального проецирования – аксонометрия, перспектива.

  8. Использование приобретенных знаний по колористике, для завершения работы.


Творческая графическая деятельность учащихся на интегрированных занятиях требует:

-планирования учебных занятий с учетом условий (количества, последовательности);

-введения в учебный процесс задач с творческим содержанием;-разработки приемов творческой графической деятельности, пригодных для любого вида соответствующей работ и использования в практической деятельности;-выбор методов и средств обучения, наиболее подходящих для конкретных видов творческой работы, связанных с графическими заданиями на практике; -выделение оптимального времени на выполнение отдельных видов творческих заданий и учета индивидуальных особенностей школьников; -создания творческой атмосферы во время уроков, обстановки доброжелательности к учащимся ,внимания к каждому творческому предложению школьника.


Методика развития творческой графической деятельности учащихся


Обращаясь к методике развития творческой графической деятельности школьников, можно считать, что творческий процесс является закономерным звеном развития мышления, воображения и деятельности человека. Творчество не только акт озарения и интуиции, но и результат знания о способах действия, поэтому правомерно говорить о возможности обучения творчеству, возможности для учащихся постичь его технологию, наконец, о возможности управлять им. Для разработки соответствующей методики интегрированных уроков, необходимо знакомство с механизмами детского творчества и особенностями графической деятельности, сопровождающей его, с характерными затруднениями и ошибками школьников.

В зависимости от типа задачи, ее сложности и степени подготовки школьников можно принять простую схему выполнения работы. Практически для всех предлагаемых тем схема творческого процесса может быть представлена в следующем виде:

1. Анализ графической информации.

2. Осознание проблемной ситуации

3. Определение учеником конкретной цели работы.

4.Выбор вариантов графических фигур, для выполнения соответствующих изображений.

5.Выбор правильного решения.

6. Оформление изображений с учетом графического условия.

7.Приложить свой творческий подход для завершения рисунка.

В связи с тем, что процесс усвоения знаний в общеобразовательной школе по предмету «Рисование» включает в себя несколько этапов – понимание, применение знаний по правилам и решение творческих задач. Мое обращение к интеграции уроков изобразительного искусства, черчения и технологии продиктовано тем, что интеграция является еще и основой развития у детей пространственного представления, воображения, эстетического вкуса и главное позволяющих выработать знания, умения и навыки в совокупности и взаимодополнении предметов.

При таком способе работы информация хорошо усваивается, закрепляются навыки работы с графическими инструментами и умения построения фигур. И, кроме того, дают возможность адаптироваться в окружающем мире и уметь творчески его преобразовывать.



Процент качества учащихся 8 классов по теме «Аксонометрия» за четыре учебных периода:



2013-1014уч.г.-55%

2014-2015уч.г- 58%

2016- 2016 уч.г.-65%

2016-2017 уч.г.-72%









Заключение



Развитие современного общества, повышающиеся требования, предъявляемые к выпускнику общеобразовательной школы, обуславливают необходимость постоянного поиска учителем рисования, черчения и технологии средств усиления графического образования, развития пространственного мышления, являющихся частью общего образования современного человека. Для творческой графической деятельности нужно создать такие условия, которые обеспечивали бы эффективность образовательных задач, создать условия для того, чтобы учащиеся не только овладели определенной суммой знаний, но и способами их получения и применения.Перечисленные в данном докладе виды учебной работы активизируют обучение технологии и рисованию, связанных с использованием графических изображений. Кроме того, они отличаются относительной простотой в сравнении с конструированием по схеме или по собственному замыслу.

Данная методика нацелена на выявление у учащихся общеобразовательных школ творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной ответственности, лидерства. Интегрированные занятия в максимальнойспособствуют развитию детской одаренности и гармонизации личности. Происходит последовательное развитие творческих способностей обучаемых, эстетического вкуса, самостоятельности суждений и принятия решений. Использование межпредметных связей данных дисциплин позволяет, объединять их в единый блок и осуществлять обучение на уроках так, чтобы основные, узловые вопросы учебного материала усваивались детьми одновременно и параллельно при выполнении самых различных работ, включенных в разделы программы. А метапредметность помогает каждому ребенку выйти за грани предметов и применять свои знания, навыки в повседневной жизни. Помогает в дальнейшем в определении выбора профессии связанной с конструированием, архитектурой и дизайном.

Изложенные в выступлении формы и методы использования интеграции учебных предметов изобразительное искусство, черчение не претендуют на исчерпывающую полноту их применения.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Метопредметная деятельность на уроках рисования и черчения

Автор: Рябченко Ирина Иннокентьевна

Дата: 07.05.2017

Номер свидетельства: 413683


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства