kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое сообщение на тему: «Применение основ академического рисования на уроках в детской школе искусств»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое сообщение тезисно знакомит с основными целями и задачами предмета рисунок и его особенностями в ДШИ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение на тему: «Применение основ академического рисования на уроках в детской школе искусств»»

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ИСКУССТВ»

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ. Г. Смоленск. Россия





Методическое сообщение на тему:

«Применение основ академического

рисования на уроках в детской школе искусств»

Составитель: Е.Г. Якуненская, преподаватель высшей категории Детской школы искусств СГИИ
























Октябрь 2017 г.

АКАДЕМИЗМ в искусстве

(от греч.akademia – школа)

  1. Бережное отношение к традициям, высокий профессионализм, «иммунитет» к модным, но недолговечным и поверхностным веяниям в искусстве

Академизм – направление в европейской живописи XVII – XIX веков. Академическая живопись возникла в период развития в Европе Академий художеств.

Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.

Академизм помогал компоновке объектов в художественном образовании, воплощал в себе традиции античного искусства, в котором идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты.

К представителям академизма относят Жана Энгра, Александра Кабанеля, Уильяма Бугеро во Франции и Фёдора Бруни, Александра Иванова, Карла Брюллова в России.

Для русского академизма первой половины XIX века характерны возвышенная тематика, высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность. Были популярны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. При сюжетной ограниченности тематики картин работы академистов отличались высоким техническим мастерством.

Академизм – характеристика направлений в искусстве, представители которых:

- ориентируются на установленные художественные авторитеты;

- отстаивают абсолютные, не зависящие от места и времени нормы прекрасного.

Исторически академизм связан с деятельностью художественных академий, воспитывавших молодых художников в духе нерассуждающего следования образцам искусства античности и итальянского Возрождения.

Однажды в журнал «Юный художник» пришло письмо из Новгорода. Его автор В.Ф. Гребенников сетовал: «Дух академической выучки губит в самом корне все чистые и вольные проявления миросозерцания детей, а свободную, по самой сокровенной природе, суверенную Душу ребёнка заковывает в ложные догмы «взрослого» искусства. Патриарший академический профессионализм сегодня уже полностью колонизировал детскую душу, не оставляя для нее ни малейшей возможности выражения своего чувствования жизни, правды и красоты такими, какими эта душа видит и понимает их.

А совсем недавно в тот же журнал прислал письмо В.И. Гребенников из посёлка Усть – Донецкий Ростовской области. Вот что говориться в этом письме. «Что же приводит ребят к мысли о бесполезности серьёзной учёбы и теоретических познаний? Причин здесь много. Немалая доля ответственности за это на совести некоторых наших критиков и искусствоведов, предавших забвению или вскользь освещающих те традиционные достоинства, которые составляют суть искусства. Их писания о современном искусстве буквально перегружены словами: «раскованность», «свобода письма», «новизна»,

«творческий подчерк», «своеобразно», «оригинальное решение» и т.д. и т.п. Не правда ли, блестящий набор провоцирующих слов, способный толкнуть души в творчество сразу, без соответствующей подготовки! Зарождается мнение: «Зачем учиться и знать, когда необходимо зарождать себя…» Удивит ли вас, если поступивший в музыкальную школу ребёнок начал изучать нотную грамоту, осваивать технику игры на пианино, скрипке или гитаре, заниматься сольфеджио? Если в хореографической студии ребёнок упорно осваивает азы танцевального искусства?

Действительно, вроде бы странные вопросы. А нужно ли, чтобы создать произведение изобразительного искусства, учиться? В книгах, журналах, газетах время от времени, и не так уж редко, можно прочитать, что учить детей рисованию необязательно. Наоборот, у них якобы надо учиться, предоставлять «детскому искусству» лучшие музеи, галереи и выставочные залы.

Недооценка обучения и воспитания всегда связана с переоценкой возможностей свободного развития.

По мере развития ребёнка, расширения влияния на него внешних факторов, углубления способности наблюдать и обобщать увиденное у него возрастёт критическое отношение к результатам собственного творчества. Юного художника уже не удовлетворяют прежние средства выражения. А трудность овладения новыми без посторонней систематической помощи приводит к неверию в собственные силы, к отказу от творческой деятельности.

Сохранить детские и юношеские акварели, этюды маслом, карандашные и угольные зарисовки Василия Сурикова, Фёдора Бруни, Ильи Репина, Василия Верещагина, Валентина Серова, Николая Рериха. Так вот по нынешним меркам они вряд ли удостоились бы чести быть экспонированными даже на иной районной выставке детского изобразительного творчества. Потому что выглядят скучными, «академическими» по сравнению с раскованными декоративными работами необученных или специально натренированных для выставочной деятельности ребят. Но что было бы с ныне знаменитыми художниками, если бы их не учили, если бы они не были одержимы желанием овладеть изобразительной грамотой?! Если бы пытливо не изучали натуру, не вникали в правила перспективы, светотени, цвета, не осваивали сложные законы композиции?

Искусство есть только одно. Настоящее, высокое, профессиональное. Иногда нам нравится красивые примитивы, «безголосое» несложное пение не только своей искренностью. Создаётся иллюзия доступности искусства, дескать, и мы сами способны не хуже изобразить или спеть нечто подобное. Подлинный ценитель искусства восхищает высоким совершенством произведений литературы, музыки, живописи, гордясь тем, что человек может создать столь поразительные шедевры.

Ребёнок, как бы он ни был одарён, всегда находится лишь в самом начале пути к вершинам, а путь этот длиться до конца жизни. Ведь ни Леонардо да Винчи, ни Рафаэль, ни Тициан не считали. Что совершили всё возможное. В «Поучениях Птахотепа», написанных древними египтянами сорок пять веков назад специально для тогдашних школьников, сказано: «Искусство не знает предела. Разве может художник достигнуть вершин мастерства?»

И потому нелепо говорить о «детском искусстве», создаваемом без особого труда, без жизненного опыта, а следовательно, без образного отражения действительности с позиции определённого эстетического идеала.

Каким образом восьмилетний ребёнок может совершить образное открытие жизненной правды, если он ещё не в состоянии понять сущность происходящих в мире событий, осознать жизненные ситуации, общественные отношения. Характеры и переживания людей, будучи к тому же практически художественно неграмотным? Как может выразить своё отношение к миру, дать ему верную оценку?

Безусловно, основным критерием оценки детского рисунка является степень его приближения к полноценному реалистическому изображению. Только этот критерий отвечает запросам самих юных художников, у которых по мере их развития формируется стремление к познанию действительности, к более полному и точному отображению предметов и явлений.

В изобразительном искусстве «детский лепет» хорош, когда соответствует возрасту автора. Благо, что рука рано способна ухватить карандаш или цветной мелок, что бумага легко принимает мазки гуаши или акварели, что результата долго ждать не надо-он приходит быстро, как в сказке. Это легче, чем спеть песенку: там надо запомнить мелодию, слова, иметь приятный голос и хотя бы примитивно владеть им.

Это проще, чем сложить небылицу или складно пересказать увиденное в зоопарке или на празднике. А тем более – изложить письменно: ведь писать ребёнок ещё не умеет!

Таким образом, рисунок условно можно назвать самой первой, относительно доступной человеку грамотой, которая позволяет в далёких от совершенства - но всё- таки понятных – формах обмениваться несложной информацией, выражать своё отношение к различным явлениям окружающей жизни, к прошлому и будущему.

Любой урок должен быть содержательным. Ребят можно увлечь и самым скучным, «неаппетитным» натюрмортом. Всё зависит от учителя. В то же время нельзя строить работу на основе «хочу» или «не хочу». Школа – это в какой-то мере принуждение. Хочешь не хочешь, но таблицу умножения надо знать, как и правило орфографии, и законы физики. Учёба – это труд, рисование – тоже труд. И незачем подменять его игрой в искусство. В противовес мнению о том, что на уроках изобразительного искусства надо не рисовать предметы, а вырабатывать к ним отношение, уместно привести слова В.А.Фаворского: «Искусство – это особый метод познания действительности. Особенность его в том, что он (рисующий. - А.А.) пластически познаёт натуру. И, следовательно, если так, то, чтобы нарисовать, нужно понять, оценить натуру».

Когда рисуешь какой-либо предмет с натуры, то самым активным образом его изучаешь, осознаёшь красоту формы, пропорций, фактуры. Изображая, открываешь для себя законы перспективы, светотени, цвета. Начинаешь иначе смотреть на мир – пытливей, заинтересованней, осмысленней. Каждая вещь становится полновесней, привлекательней.

Рисуя с натуры, не просто копируешь. А творчески осмысливаешь изображаемое, выражаешь к нему отношение. Познание и творчество в данном случае нераздельны.

Академический рисунок в ДХШ: от натюрморта к рисунку человека.

Академический рисунок является основополагающей дисциплиной в системе художественного образования. Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Знание академического рисунка необходимо каждому профессиональному художнику, независимо от того, какого направление в искусстве он придерживается. Для успешного выполнения любой художественной задачи, учащийся должен хорошо владеть искусством рисования, и это одно из важных профессиональных качеств будущих художников. В связи с этим подготовке по рисунку всегда уделяется основное внимание.

Основные принципы программы.

Программа по рисунку опирается не только на опыт предыдущих десятилетий, но и на опыт русской реалистической школы в области методики обучения рисунка. Здесь чётко соблюдаются принципы наглядности, последовательности, посильности и доступности обучения. Так, в рисунке, начиная с момента композиционного размещения изображения на листе бумаги и до окончательного завершения его, учащиеся с помощью педагога усваивают правила графического изображения и законы построения формы, перспективного построения, распределения света на предметах. Учащиеся получают некоторые сведения о пластической анатомии человека, животных, учатся изображать фигуру и портрет человека. При этом учащиеся приобретают навыки последовательного ведения рисунка по принципу: от общего к частному и от частного к общему, а также осваивает технические примеры рисунка – от самых простых до более сложных.

Тема №3. Наброски и зарисовки. Обучение академическому рисованию обязательно включаем в себя и занятие набросками. Слово «набросок» говорит само за себя и означает «набросать», т.е. за короткий промежуток времени передать основную характеристику изображаемого объекта. В учебном процессе наброски необходимы как вспомогательный материал и, в то же время, как упражнения, позволяющие пополнить знания и развить навыки, полученные в процессе обучения. Повышение эффективности профессионально-художественной подготовки учителей связано с активным использованием в обучении изобразительному искусству набросков и зарисовок, которые развивают художественное восприятие действительности, способствуют формированию художественного образа, освоению художественно-выразительных средств языка изобразительного искусства. Минимальное количество времени приучает рисующего работать быстро: акцентировать внимание в процессе восприятия на самом главном, таких особенностях натуры, которые наиболее характеризуют то или иное её состояние, способствуют созданию лаконичного рисунка. То есть при выполнении быстрых рисунков формируется острота восприятия, избирательность, целостность видения объекта. Вместе с тем, работа над выполнением набросков и зарисовок даёт возможность частой смены впечатлений, вариантов изобразительного решения образа. Рисующий так же имеет большие возможности разнообразить материалы, технику, способы.

Тема №4. Натюрморт в живописи. Изучение дисциплины «живопись» является основной частью подготовки учащегося, которая во многом определяет уровень изучения средств и овладения системой построения формы. Наряду с рисунком и композицией, живопись является одним из ведущих предметов в учебном процессе в детской художественной школе. Основным принципом программы: является изучение натуры, неразрывность владения цветом и формой. В обучении проводится принцип последовательности, постепенного усложнения учебных задач от знакомства с основами цветоведения и техническими приёмами акварели и гуаши в живописи. Начальный курс программы составляют основы живописной грамоты, учащиеся знакомятся с определённым набором технических приёмов в работе акварелью. Пространственные связи изучаются вначале на постановке из двух и трёх объёмных предметов. Постепенно учебные постановки усложняются, предлагаются различные условия освещения, перед учащимися ставятся более сложные колористические задачи. Изображение предметов, драпировок и фигур человека средствами живописи требует достаточной подготовленности, поэтому в данной программе эти темы идут соответственно после подобных заданий по рисунку. Основная цель учебного предмета «живопись» - развитие у учащихся способностей видеть и изображать форму во всём многообразие цветовых отношений, овладение начальными умениями, навыками, способами художественной грамоты.

Тема №5. Станковая композиция. Предмет «композиция» ведущая дисциплина в детской художественной школе. Она помогает формированию творческого мировоззрения и развивает художественное, образное мышление. Прививает умение видеть и понимать жизненные явления, помогает выявлению и развитию индивидуальных наклонностей и способностей учащихся. Работа над композицией развивает творческие способности, приучает к самостоятельности, даёт возможность передать своё восприятие мира. Курс станковой композиции является на сегодняшний день одним из актуальных в художественной школе. В его задачу входит знакомство учащихся с ролью творческого сочинительства в жизни художника. Предмет необходим для профессиональной ориентации учащихся, для более осознанного выбора будущей профессии. Основные причина программы: предлагаемая программа основывается на единстве задач обучения и эстетического развития учащихся. Концепция программы заключается в строгой последовательности изучения традиционных композиционных базовых законов и правил, навыков и умений и освоения учащимися новых принципов композиционного анализа. Композиция в данной программе понимается широко: не только как выполнение сюжетно-тематического произведения, но и как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения для реализации определённого замысла. В течении всех лет обучения учащиеся осваивают и развивают умение раскрыть тему композиции средствами различных жанров живописи и графики: натюрморт, пейзаж, интерьер. Основная цель учебного предмета «станковая композиция»: дать учащимся понятие об основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный, сознательный подход к творчеству. Освоение определённого объёма знаний, умений и навыков, которые позволят учащимся чётко и грамотно вести самостоятельную работу над станковой композицией.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Якуненская Елена Геннадьевна

Дата: 27.02.2018

Номер свидетельства: 459996


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства