Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Типы цветовых гармоний"»
Типы цветовых гармоний
Шатилова Любовь Сергеевна, учитель изобразительного искусства и черчения МБОУ «СОШ № 24 города Белово» Кемеровской области
Введение
Цветовая гармония строится на соблюдении конкретных принципов, знание которых обусловливает получение качественного результата, если требуется использовать краски, карандаши, мелки для раскрашивания или выполнить коллаж из ткани, аппликацию из бумаги и другие виды работ.
По этой причине вопросам цветоведения на протяжении всего периода реализации образовательной программы по изобразительному искусству уделяется много внимания. По мере усвоения основных приемов смешивания или сочетания цветовых тонов и оттенков у обучающихся формируется творческое воображение. Развивается художественный вкус, появляется уверенность в работе, самостоятельность при подборе гаммы.
Типы цветовых гармоний
Выделяется несколько ведущих признаков, по которым систематизируются типы цветовых гармоний,
монохроматические гармонии;
сложные (полихроматические);
нюансные (контрастные).
Также дифференцируются типы цветовых гармоний, исходя из сочетания различных цветов:
одних ахроматических;
только хроматических;
хроматических с ахроматическими;
насыщенных (чистых);
ненасыщенных;
ненасыщенных с насыщенными;
двух цветовых тонов;
трех и более (полицветные гармонии).
По одной из квалификаций выделяется семь доминирующих типов цветовых контрастов:
по цвету;
темного и светлого;
дополнительных цветов;
теплого и холодного;
одновременный;
по насыщенности;
по занимаемой цветовыми пятнами площади.
Встречается типология, в которой выделяются другие ключевые группы типов цветовых гармоний:
полихроматические, имеющие разную степень насыщенности входящих в них хроматических цветов или состоящие из ахроматических тонов;
монохроматические (составленные как их хроматических, так и ахроматических цветов);
полихроматические, представляющие собой сочетания сложных цветовых смесей с ахроматическими цветами.
Подбор цветовых сочетаний
Особого внимания при подборе цветовых сочетаний следует уделять насыщенности и придерживаться нескольких правил.
Два контрастных цвета, имеющих одинаковую степень насыщенности, не создадут гармоничного соседства (зеленый – красный). Если они необходимы в композиции, то нужно подбирать разную насыщенность.
Слабо насыщенные, располагающиеся на некотором расстоянии, цвета создают гармоничные образы, имея разную, или равную степень светлоты.
Дополнительные слабо насыщенные цветовые тона, равные по светлоте, плохо согласовываются, нарушая целостность восприятия.
Нежелательно располагать рядом два одинаковых по «холодности» цвета. Невыразительно смотрится сочетание серого и холодного зеленого или синего.
Наиболее универсальными считаются белый с черным, удачно гармонирующие с хроматическими, как спектральными, так и пурпурными.
Серые цвета при разной светлости легко составляют гармонию со спектральными цветовыми тонами.
При работе учитываются следующие правила достижения гармонизации любых цветов:
в сочетании цвет становится более выразительным, чем это было в одиночном варианте;
цвета в композиции при визуализации не должны вызывать диссонанс;
любой цвет, взятый даже в небольшом количестве, должен быть хорошо различим, находиться на нужном месте, выполняя конкретную задачу.
Подбор конкретного цветового ансамбля зависит не только от характеристик и особенностей каждого отдельного тона и оттенка, но и должен отвечать функциональной направленности создаваемого объекта.