kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка доклада на тему: «Методы повышения мотивации учащихся к изобразительной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподаватели часто сетуют на то, что дети пассивны на уроках. 

Как оживить урок изобразительного искусства? Как поддержать интерес  к творчеству учащихся? Очень важно, чтобы на уроках изобразительного искусства в своих рисунках дети выражали  собственные переживания и впечатления, окрашенные детскими эмоциями. Учить ребят на уроках раскрывать свое видение прекрасного, собственное эмоциональное состояние души, стремиться развивать зрительное воображение, что в большей степени помогает понять тему урока.

Методы и приёмы повышения мотивации к учебной деятельности на уроках изобразительного искусства рассматривает педагог в данной методической разработке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка доклада на тему: «Методы повышения мотивации учащихся к изобразительной деятельности»»

Методическая разработка доклада на тему:

«Методы повышения мотивации учащихся к изобразительной деятельности»

Преподаватель изобразительного искусства МАУДО г. Ялуторовска

«ДШИ им. С.И. Мамонтова»: Томилова Валентина Борисовна

«Все наши замыслы, все поиски и

построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться»

В.А.Сухомлинский

Современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему. Ученики говорят: “Мне тогда все понятно, когда интересно”.

Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес”– это синоним учебной мотивации. Так как же сформировать его у ребенка?

Мотивация («мотив»  от лат. – толкать, приводить в движение) – обязательный компонент любой деятельности, развивается на протяжении всей жизни человека, обогащаясь жизненным опытом.

Мотивация— побуждение к действию и предмет (материальный или идеальный), достижение которого выступает смыслом деятельности.

Процесс мотивации – это сложный психологический феномен, но именно он является стимулом к активной познавательной и творческой деятельности человека.

Низкая мотивация учащихся нередко скрывается за рядом причин:

  1. Бедность сообщаемого учебного материала

  2. Некомпетентность педагога, учителя, преподавателя

  3. Незаинтересованность его в работе

  4. Однообразие занятий, повторяемость

  5. Недоброжелательный настрой педагога к аудитории

  6. Принуждение к деятельности

Если человек стремится овладеть знаниями  — эффективность познавательного процесса в разы возрастает. Однако преподаватели  часто сетуют на то, что дети не проявляют интерес к учёбе.

Причины низкой школьной мотивации

  1. Непринятие новых условий, отсутствие адаптации

  2. Трудности с восприятием нового материала

  3. Неусидчивость, постоянное отвлечение на посторонние дела, игры

  4. Проблемы в общении со сверстниками, учителями

  5. Нежелание следовать нормам и правилам

  6. Нервно-психические расстройства

  7. Отсутствие интереса к предмету

  8. Эмоционально-некомфортная обстановка

Мотивацию ребёнка также снижает:

  • Недостаток родительского внимания и любви

  • Сомнения в способностях ребёнка, упрёки, принижающая критика

  • Высокие нагрузки (не по возрасту)


Современный учитель, педагог и родители должны быть в первую очередь сами:

  • Стрессоустойчивы

  • Креативны

  • Самокритичны

  • Иметь широкий кругозор

Важно! Если педагогу, учителю или кому-то из родителей  удаётся понять причины поведения ребёнка, то он приближается к тому, чтобы управлять не только его действиями, но и мотивами.

Для того, чтобы значительно повысить мотивацию учащихся необходимо использовать полный арсенал методов и приёмов организации познавательной деятельности:

  • Словесные (беседа, лекции, рассказы)

  • Наглядные и практические методы (позволяют снизить утомляемость, повысить интерес)

  • Поисковые методы (позволяющие ребёнку самостоятельно разрешить проблемную ситуацию)

  • Методы самостоятельной учебной работы (вырабатывает стимул сделать лучше, чем у соседа)

Необходимо  иметь в виду, что учебная деятельность ребёнка всегда является совместной (с педагогом, со сверстниками). Индивидуально протекающая учебная деятельность —  есть абстракция. Ученик всегда (явно или неявно) использует переданные ему старшим наставником общественно-выработанные способы учебных действий, соотносит свои действия и оценки с оценками окружающих. В этом плане учебная деятельность всегда пронизана социальными взаимодействиями, общением ребёнка с другими людьми.

Существуют следующие познавательные методы мотивации учащихся:

  1. Эмоциональные методы (поощрение, наказание)

  2. Познавательные методы (опора на жизненный опыт, выполнение творческих заданий)

  3. Волевые методы (предъявление требований, информирование об обязательных результатах)

  4. Социальные методы (развитие желания быть полезным Родине, Стране)


Мотивированные на достижение успеха учащиеся активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя внутренние ресурсы.

Понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно выделить:

  1. Познавательный интерес (эмоциональное включение в решение поставленной задачи)

  2. Творчество (креативность) – вложить в идею что-то своё

  3. Любознательность (стремление узнать что-то новое)

Что дает высокая мотивация учения ребенку:

·Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;

·Повышение собственной значимости;

·Признание учителей и сверстников;

·Развитие творческих способностей;

·Гордость собой и своими успехами;

·Статус успешного человека.

Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни?

       Уроки изобразительного искусства должны быть наиболее разнообразными и современно-технологичными, а не представлять собой стандартный школьный урок.

Урок искусства может быть представлен в жанре урока - путешествия, урока - прогулки, урока – спектакля, урока – викторины, урока - импровизации, деловой или ролевой игры, интервью. Возможен урок-репортаж из музея, с выставки, панорама. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Примеры проведения уроков:

 Урок – виртуальная прогулка/путешествие. Данный урок можно провести по знаменитым местам, рассматривая архитектуру, скульптуру, парковые зоны с их ландшафтами. На таком уроке учащиеся знакомятся с культурным наследием своего города, страны, других стран, через архитектуру и скульптуру они узнают новые имена архитекторов и скульпторов.

На уроках связанных с этой темой мы изучаются и выполняются эскизы архитектурных деталей, памятников народного зодчества, и др.

Урок – репортаж с выставки. Учащиеся подготавливают репортаж в форме сообщения или презентации по теме о выставке, музее, дополняя свой рассказ рисунками, фотографиями, репродукциями, подбирают музыку, стихи.

Урок – панорама. Этот урок может проходить так же после предварительного домашнего задания или вместе с детьми на уроке, по заготовленным учителем репродукциям картин на определенную тему, предметов декоративно-прикладного искусства или работ учащихся. Примером такого урока можно раскрыть образный и содержательный смысл понятия, например, «Пейзажная живопись».

Урок – викторина. Учащиеся разбиваются на команды или работают индивидуально, проявляют свои знания в области изобразительного искусства, показывают свои умения и знания. Ребята отвечают на вопросы подготовленные учителем, выполняют определенные задания, а для командных викторин самостоятельно заготавливают вопросы.

 Урока - игра. Здесь учащиеся становятся дизайнерами, художниками - оформителями при изучении нового материала. Например, урок по теме: «Русский костюм и современная мода», где они разрабатывают модели одежд для кукол.

 Уроки-конкурсы: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Пример такого урока – урок по теме «Жанры в изобразительном искусстве».

 Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.

Уроки-знакомства с различными техниками рисования (в том числе нетрадиционными): монотиия, восковые карандаши + акварель, рисование пальчиками, набрызг, кляксография, рисование нитками, рисование солью и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию. Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь детям познавать окружающую действительность, развивать наблюдательность, научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка.


Формирование мотивации - это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

Существует несколько видов мотивации.

1) методы внешней мотивации— мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Например, метод стимулирования. Родители используют материальный стимул. Нужно поощрять ребенка за знания, иначе он будет выпрашивать у учителей хорошие оценки.

Также к внешней мотивации можно отнести различные методы повышения интереса к предметам школьной программы. Здесь идёт речь об использовании различных игровых технологий, наглядных пособий, новых форм обучения.

2) внутренняя мотивация— мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

 Достаточно многим учащимся доставляет удовольствие сам творческий процесс на уроках изобразительного искусства.

На  уроке изобразительного искусства необходимо развить мотивацию, которая важна для конкретного ребенка. При всем многообразие мотивов, существуют общие факторы, влияющие на их развитие. Такие как, чувства, интерес, успех, новизна, комфорт, компетентность учителя, связь с жизнью.

Разберем каждый из факторов.

1.Оттенки чувств.

Очень важно, чтобы на уроках изобразительного искусства звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы,  а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детскими эмоциями. Учить детей отстаивать свою точку зрения и общаться с искусством, раскрывать свое видение прекрасного. Затронуть эмоциональное состояние помогут и музыкальные произведения, но это должно быть уместно. Если нас может тронуть за душу мелодия  из кинофильма «Мой ласковый зверь», то большее воздействие на детей произведет музыка из кинофильма «Титаник». Фрагменты из видеофильмов развивают зрительное воображение, что в большей степени помогает понять тему урока.

    2. Интерес.

Психологи подмечают, что интерес - наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, интеллекта. Формирование интереса к искусству развивает инициативу и самостоятельность в обучении.

 Урок изобразительного искусства не может быть скучным и неинтересным. Игра позволяет активизировать внимание ребят и вовлечь всех в творческий процесс. Важны   коллективные и групповые  формы работы, соревнования, метод открытий, дифференцированный подход к каждому ученику. Формирование интереса и увлечённости не может быть назидательным и идти только сверху от учителя. Нужно стараться поощрять свободу выбора детей, оставлять за каждым право иметь собственные интересы и предпочтения. В каждой теме урока может применена вариантность. Например, тема « Декор русской избы». Одни ученики выполняют рисунок узора ставней, другие рисуют окна с наличниками и ставнями избы, а некоторые украшают декором весь фасад избы. И часто дети берутся за самый сложный вариант работы. Каждый урок лучше начать с повторения. Как  выполнили работу на прошлом уроке; обсудить, отметить творческий подход.

3. Успех.

Каждый ученик понимает успех по-своему. Однако, не нужно выдумывать успех для ребёнка и хвалить его за это. Отмечайте те моменты, когда ребёнок действительно прилагает много усилий и у него что-то получается. Надо быть честным с детьми. Вера в ребёнка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению приводят ребёнка к хорошим результатам. Важно, чтобы после проведённого занятия в душе каждого ребёнка остался праздник творчества. Есть дети, которые очень талантливые, а другим ребятам, при всем желание, не получается достичь такого же результата в работах. Важно воодушевить учащегося, объяснить, что каждый талантливый, но может в другой области изобразительного творчества.

4. Новизна.

На каждом уроке нужно стараться удивлять учеников. Это может быть оригинальный подход к объяснению нового материала. Например, разместить фон картины, но только сине -голубых тонов, и поставить перед детьми задачу: нам надо сделать, чтобы картина стала интересней. Дети увидят морское дно, нарисуют рыбок и подумают, что они сами выбрали такую тему и будут радоваться новым открытиям.

Используя  разные методы обучения, необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций. Работа на интерактивной доске помогает разнообразить зрительное воображение учащихся. Проведение тестовых заданий при подведении итогов позволяет детям наглядно закрепить новую тему, и оценки, выставленные компьютером, объективны.

Метод проектов позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проекты выполняются на различную тематику по выбору учащиеся: архитектура, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.

5. Комфорт.

Конечно, важно в каком кабинете проходит урок, как он оснащен, удобен ли. Физический комфорт влияет на подсознательное восприятие материала. Но и эмоциональный комфорт несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью и ведет к индивидуальному росту каждого учащегося. Атмосфера радости и желание ученика прийти на следующий урок во многом зависят от учителя.

6. Компетентность учителя.

Компетентность - cовокупность  компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Огромная роль в мотивации принадлежит учителю. Всё зависит от его умения говорить, умения создать теплую атмосферу и творческий климат на уроке. Умение найти к каждому свой подход, уважать мнение ученика и быть готовым к мнениям, которые разнятся с личным восприятием. На многие творческие суждения, вопросы существует несколько правильных ответов. Учитель должен постоянно заниматься самообразованием. Сейчас дети имеют возможности получить информацию из Интернета и нам надо опережать на шаг  детей во всем или хотя бы не отставать. Чтобы мотивировать детей, надо быть интересным для них. Верить в творческий успех детей и быть заинтересованным в конечном результате. Многие работы своих учащихся я отправляю на Интернет - конкурсы, размещаю на сайтах. Грамоты, дипломы, отзывы на работы учащихся в Интернете - всё это стимулирует  творческое совершенствование. 

7.Связь с жизнью.

Ученик на уроке должен понимать значимость материла и его место в современном мире.

Моя задача: находить материал, актуальный для детей, и владеть информацией по этому вопросу. А также пользоваться на уроках новыми информационными технологиями.

Интерактивная доска обеспечивает высокий уровень наглядности, компьютер помогает готовить раздаточный материал, но иногда показ работ учеников пошлых лет является большим стимулом: «Я тоже так могу и даже лучше!».

Если присмотреть, то каждого предмета, окружающего нас в мире, «касалась» рука художника. Только существует массовое производство, где идею, проект создает мастер, а есть эксклюзивное создание произведений, в которых главным является его неповторимость. В профориентации учащихся, наверное, ни одна из школьных дисциплин не имеет столько областей применения, как область искусства. Начиная от художника -дизайнера - декоратора – архитектора и заканчивая просто ценителем искусства.

Много факторов влияет на развитие ребенка, на его жизненный выбор, но приятно, кода ученики  поступают в архитектурный институт, учатся на дизайнера.  Если  одним ребятам уроки искусства помогают найти свое место в мире, раскрыться творчески, другие   ждут следующий урок с трепетом, значит, стоит трудиться, меняться, совершенствоваться дальше. Поэтому для моей работы важный мотив – это дети.

Формирование мотивации к изобразительной деятельности: через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока

Ребятам интересно тогда, когда много наглядности. Так, показ работ учеников из методического фонда, накопленных за годы, настолько поражают воображение, что все прекрасно начинают выполнять свои «шедевры», так как разбуженное честолюбие, гордость за свой труд – один из сильнейших приемов стимулирования творческой деятельности учащихся. Нарисуй, сделай что-нибудь необыкновенное, и это будет храниться, служить будущим учащимся.

Ученикам-“звездочкам” нужно дать возможность двигаться вперед, самостоятельно добывать знания, развивать свой творческий потенциал. Каждая выращенная “звездочка” поведет за собой других (метод побуждения через подражание сильной личности). Каждый ученик “свободен” выполнить задание на таком уровне, какой ему по силам, но в будущем этот уровень будет обязательно расти.

Иногда ученик переоценивает свои возможности, вот в этом случае и нужна интуитивность и эмпатия преподавателя. Ребенок сделал выбор, а задача педагога - помочь ему осуществить его. И это является еще одним методом повышения мотивации: дать возможность поверить ребенку в свою неповторимость, в свои возможности.

Нельзя не сказать о стимулирующем оценивании знаний.

Мотивация к изобразительной деятельности ученика на уроке достигается за счет опоры на жизненный опыт. Любой изучаемый материал увязать с жизнью, показать его значимость, продумать моменты, показывающие, почему это очень важно знать. 

Нетрадиционные уроки, игровые и интегрированные, относятся к эмоциональным методам мотивации. Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий,

Здесь имеется широкое поле для фантазии учителя при его подготовке .

Несколько слов о волевых методах мотивации и стимулирования.

Они направлены на ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества. Все это проявляется через самостоятельную учебную и творческую деятельность. Это, организуемая самим учащимся в силу своих внутренних познавательных мотивов, в наиболее удобное, рациональное, с его точки зрения, время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на уроке (например, на уроках станковой композиции и графического дизайна), и в ходе выполнения домашних заданий.

Метод сравнения, весьма эффективный инструмент не только познания, но и мотивации.

Ученики на деле убеждаются, как один материал увязывается с другим. Ребята понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически.


   Известны случаи в педагогической практике по созданию семейных мастерских для того, чтобы ребенок и родители были в одной творческой команде, решали цветовые, декоративные и прочие задачи, учились понимать мысли друг друга.

 Немаловажно значение персональных выставок учащихся на отделении изобразительного искусства, на базе общеобразовательных школ учащихся, выпускников.

Самое главное, чтобы ребенок хотел не просто показать то, что он делает на занятиях, а проявил творческую активность, выставляя не только работы с уроков, но и свои собственные задумки и творения.

 Одна из форм поощрения - это участие в школьной выставке для школьников, для родителей, на праздники и т.д.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся прекрасным ее украшением.

Коллективные работы. Для детей очень важно принимать участие в создании единой работы, поэтому на занятиях практикуются коллективные работы. В 1 классе на первом занятии детям легче адаптироваться и познакомиться друг с другом делая общее задание. Они учатся договариваться друг с другом, советоваться, решать проблемы, которые возникают в процессе создания картины или панно.

Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности.

Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути.

Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса в области изобразительного искусства?

1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу творческого труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера. Проблемно – поисковые, деятельностные технологии обучения .

2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.

4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами), тем интереснее ему работать.

Как можно осуществлять проверку знаний? (Работа в парах с взаимопроверкой с помощью , рассказ домашнего задания друг другу, хоровые ответы на несложные вопросы. Когда ученик работает у доски, классу даётся задание – внимательно слушать и подготовить рецензию на ответ или оценку ответа; “метод закрытой доски” - ученик работает за отвёрнутой доской с последующим сравнением решения с классом (“Блиц – турниры”) и т. д.)

Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребёнка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем – недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза “было бы лучше, если…”.

6. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.

7. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. Недаром И. Г. Песталоцци принцип наглядности назвал “золотым правилом” дидактики.

8. В обучении должны создаваться возможности для творчества, необходима дифференциация обучения.

9. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого каждый урок оговаривается, что и как следует подготовить дома.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Томилова Валентина Борисовна

Дата: 19.02.2018

Номер свидетельства: 458295

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Доклад «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_ispolzovanie_novykh_informatsionnykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazy"
    ["file_id"] => string(6) "529662"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575212396"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства