Методическая работа на тему "Трансцендентная композиция"
Методическая работа на тему "Трансцендентная композиция"
Методическая работа на тему "Трансцендентная композиция" посвящена композициям, в которых испльзуется индивидуальное восприятие мира, свободное самовыражение, разрушающее стереотипы художественного изображения действительности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая работа на тему "Трансцендентная композиция"»
8
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Детская школа искусств г. Углегорска
Трансцендентная композиция
в Детской школе искусств
Методическую работу выполнила
преподаватель Малахова И.С.
Углегорск
2013
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………………………………….1
Понятие трансцендентности…………………………………………………………………5
Трансцендентность в творчестве Марка Шагала…………………………………7
Трансцендентность в творчестве Василия Кандинского………………………9
Трансцендентные композиции на примере детских работ……………… 11
Произведения М. Шагала и В. Кандинского…………………………………………… 12
Примеры трансцендентных композиций в творчестве современных художников…………………………………………………………………………………………………13
Работы учащихся ДШИ г. Углегорска…………………………………………………………16
Список литературы …………………………………………………………………………………….18
Введение.
Живопись – это не только изображение на плоскости материального мира, но и изображение тонкого мира, пропущенного художником через его восприятие. Картины звучат в тех вибрациях, в которых пребывал дух автора во время её создания. Процесс создания картины проявляется как энергия взаимоотношения человеческой индивидуальности с окружающим миром. В результате этого взаимоотношения внешнее созерцание переходит во внутреннее, когда реальность преображается в нечто фантастическое, основанное на эмоциях, настроении, особом образном мышлении. Такое превращение реальности через сознание можно назвать трансцендентальным.
Многие современные художники считают, что условность, фантазия, имитация могут иметь больший эффект, чем мастерски выполненная копия действительности, что долг художника не потакать вкусам неподготовленного зрителя, а способствовать его духовному обогащению. Как указано в священном писании, Бог создал мир видимый и мир невидимый. Назовём этот невидимый мир мистическим, трансцендентальным.
Задача художника – посредством картины вызвать душевный резонанс у зрителя, даже не готового к восприятию такого рода изображений. Конечно, творчество не может быть чуждым образам действительного мира, формам, встречающимся в природе, сюжетам реальной жизни. Но картины должны стимулировать у зрителя творческий процесс. Они наподобие окна в другой мир, созданный сознанием художника. Картины как продукт трансцендентного мышления автора должны работать на поиск гармонии, идеала и вечных ценностей. Трансцендентное, абстрактное и символическое мышление необходимо развивать, поднимаясь над обыденным.
У каждого человека есть свой собственный мир, есть своя индивидуальная картина мира, которая сформирована сознанием человека. Отсюда можно заключить, что каждый человек есть уникальная Вселенная. Сколько людей, столько миров.
В современном мире человек особенно стремиться познать мир за пределами видимой реальности. Наряду с другими видами искусства эта реальность проявляется и в живописи. Трансцендентальное мышление проявлялось ещё в христианском искусстве. Примером, конечно, является русская иконопись. Трансцендентальными являются произведения Марка Шагала, Василия Кандинского других художников, которые с помощью искусства открывали зрителям свою истину, своё восприятие мира. И в современном изобразительном искусстве трансцендентальное перевоплощение окружающего мира ярко и разнообразно также проявляется.
Такое явление в искусстве действительно стимулирует у зрителя творческий процесс, заставляет относиться к окружающей действительности более осмысленно, философски. И детям, юным художникам, оно даёт свободу самовыражения, разрушает стереотипы художественного изображения мира, значительно расширяет представления об искусстве, о способах выразить своё индивидуальное отношение к действительности художественно-эстетическими методами и средствами – вот главная задача данной работы.
Понятие трансцендентности.
Трансцендентное (от лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы) философский термин, претепервший за свою историю существенные изменения своего значения. Его истоки уходят в античную философию, латинские выражения появляются уже у Августина, однако как таковая история понятия «трансцендентальный» началась в средние века, с 1-й четверти 13 века.
В статье А.И. Назарова «Н.А. Бердяев о самопознании» тема трансцендентности даёт её глубокое понимание. «Бердяев считал, что человеческое существование является средним термином между двумя мирами – трансцендентным бытием и повседневным эмпирическим бытием. Последнее мы воспринимаем, переживаем и размышляем о нём; это не только физический мир, но и духовный, включающий человеческую культуру. Трансцендентный же мир не доступен нашему восприятию и его нельзя постичь средствами рационального мышления, он открывается только интуиции мистически, а не рационально.
Отношения между трансцендентным и объективным мирами можно сравнить с отношением между мечтой и реальным воплощением, между ними нет тождества, всегда есть более или менее выраженное различие. Бердяев не без оснований доводит это различие до антагонизма. Объективный мир – это мир падший, не совершенный, тогда как трансцендентный мир – воплощение абсолютного совершенства. Человек существует между этими мирами, в том смысле, что у него есть мистическое чувство трансцендентного, он стремится к нему.
«Творчество для меня не столько оформление в конечном, творческом продукте, сколько раскрытие бесконечного, полёт в бесконечность, не объективизация,а трансцендирование». Н.А. Бердяев.
Творческий акт человека нуждается в материи, он не может обойтись без мировой реальности, он совершается не в пустоте, не в безвоздушном пространстве. Но творческий акт человека не может целиком определяться материалом, который даёт мир, в нём есть новизна, не детерминированная извне миром. Это и есть тот элемент свободы, который приводит во всякий подлинный творческий акт. В этом тайна творчества. В этом смысле творчество есть творчество из ничего». Н.А. Бердяев.
«Человек есть маленький бог в своём мире и микрокосме, управляемом им на свой манер, он творит в нём нечто удивительное, и его искусство часто подражает природе». Лейбниц.
«Христианское искусство – романтичное и трансцендентное. Искусство христианское иного духа. Небо разомкнулось над христианским миром, и открылось запредельное. В христианском искусстве всегда есть трансцендентная устремлённость к миру иному, к прорыву за пределы имманентного мира, есть романтическая тоска. Романтическая незавершённость, несовершенство форм характерно для христианского искусства». Н.А. Бердяев.
В публикации Шлемова А. «Эстетика трансцендентного в творчестве М. Цветаевой» понятие трансцендентного раскрывается так: «Неписанный закон творчества, его внутренний механизм есть отстранение, забвение очевидности, сон, грёзы, художественный экстаз, выход за пределы персонального эго, стремление от видимотекучего - т.е. трансцендирование за границы эмпирического опыта».
Или из книги Л.А. Секлитовой, Л.Л. Стрельниковой «Философия вечности»: «Трансцендентальность несёт в себе множество самых разнообразных знаний, которые на порядок выше тех, что принадлежат данному миру».
Есть самое простое высказывание: «Трансценденциальность – это что-то из другой реальности». ( из Интернета).
Трансцендентность в творчестве М. Шагала.
Творчество многих художников, которые не стремились просто копировать окружающий реальный мир, а наоборот, исследовали его за пределами его кажущейся видимости, таких как В. Кандинский, М. Шагал и др., актуально и в наше время. Живопись М. Шагала в основном опирается на воспоминания детства, которое он провёл в Витебске. Вот почему его картины вызывают восторг, удивление, ощущение чуда – всё, что так характерно для детского восприятия действительности. Художник всегда проявлял склонность к изобретательству. Он относился к живописи как к поэзии, одному из способов изображения бытия. Его картины наполнены метафорическим смыслом и одновременно сохраняют трогательность повседневной жизни. М. Шагал усвоил уроки фовистов, Ван Гога, Гогена, Матисса. Сезанну и кубистам он обязан геометрией своих работ, у них же он заимствовал элементы пластической грамматики. Но его индивидуальность выразилась в яркости воображения.
Картины художника передают детское, наивное и безотчётное ощущение счастья и грусти. В них всё материально, и одновременно фантастично. Предметы наделенные душой, стремятся освободиться от законов всемирного тяготения. Для М. Шагала важнее тайный смысл, а не видимость. Вытянутые вверх фигуры, отсутствие перспективы, некоторая направленность, характерная для русской иконописи – вот элементы шагаловского стиля. Его многоплановые композиции насыщены духовностью, символикой, мистицизмом.
Картины Шагала написаны с наивностью ребёнка, больше доверяющего интуиции и чуду, чем реальности. Темы любви, радости, горя, всегда волновали художника. В картинах волшебство, миф, детское представление о себе и об окружающем мире. Для художника важным было отобразить связь человека с космосом, глубинное единство всего живого. В его книги «Моя жизнь» есть высказывание: «По-моему, искусство – это, прежде всего, состояние души. А душа свята у всех нас, ходящих по грешной земле». В картинах М. Шагала ярко проявляется символистский принцип, житейская проза переходит в поэзию. Загадочность присутствует в живописи этого художника.
Творчество Шагала демонстрирует чудо, скрытое за обыденной реальностью. «Шагаловские полотна звучат, у него цвета ритмичны, контуры мелодичны, а метафора является неотъемлемой составляющей его трансцендентальных произведений».
Трансцендентность в творчестве В. Кандинского.
Примером трансцендентности в искусстве можно считать композиции В. Кандинского. Творчество этого загадочного сложного художника не подвластно обычному пониманию. Но динамичные структуры композиций, их энергетическая музыкальность, завораживающая цветовая экспрессия, притягательность таинственных миров являются мощным вдохновляющим на творчество уроком. Думаю, что картины Кандинского могут научить композиции, расстановке цветовых пятен, динамике в композиции, ритму, музыкальности без отвлечения на изобразительные средства реальных объектов. Не секрет, что дети увлечённые изображением реалистичного предмета не видят целостности задуманной композиции, не владеют её структурой. Кандинский даёт яркие примеры структурной композиции, не отвлекая внимание на сюжет картины и предметы.
Творчество Кандинского также подпитывалось на примерах искусства икон, модерна, импрессионизма, произведений Матисса, Пикассо. Следуя современным понятиям изобразительного искусства, изучение композиции в художественной школе наряду с реалистичными картинами может опираться и на трансцендентные композиции, характерные для этих и других подобных художников. Учащиеся должны понять, что изобразительное искусство может основываться не только на передаче реальности, но и её переосмысления, некоторой духовной трансформации, опирающейся на собственные ощущения и представления о мире. Для Кандинского была важна интерпретация в процессе создания произведения. Он обсуждал и музыку, и поэзию, вибрации которых помогали ему в создании своих миров. Художник осуществил переход от объективного мира в мир чистых форм, через реальность он ворвался в свой собственный мир. Через пейзажи, деревья, горные склоны Кандинский увидел свои собственные высшие миры, невиданные прежде. «Возможно, он стал первым транснациональным художником».
Владимир Соловьёв писал, что фундаментальным принципом искусства являлось «трансформация физической жизни в духовную!» Для Кандинского категория духовности в искусстве была очень важна как ничто другое. В картинах художника изображаются эмоции, видимое подсознание, фантастические миры. «Они образуют собственный малый (а может гигантский) мир, как каждый человек это всего лишь молекула мироздания, будучи самим мирозданием. Они плывут, радуя и волнуя нас, задавая загадки и помогая нам понять смысл жизни».
Конечно, мы не можем копировать миры, созданные художниками, не сможем их понять до конца, расшифровать, но вполне способны почувствовать интуитивно их красоту, музыкальность, космическую гармонию, тем самым вдохновиться на создание своих миров, стремящихся к бесконечному совершенству. Главное, через произведения Кандинского, Шагала и других художников дать понять детям реальность, основанную на духовности, чувственности, радости, эмоциях, которыми богата наша жизнь. Дети должны усвоить, что искусство не состоит в фотографичном копировании реальности, что детское восприятие мира,удивление всемупрекрасному, новизна восприятия действительности – вот, что дорогов творчестве. Важно понять, что детство проходит, и пройдёт эта наивность, которой многие художники следовали всю жизнь. Пикассо говорил, что всю жизнь учился рисовать как ребёнок.
Трансцендентные композиции на примере детских работ.
Задача, удивить зрителя необыкновенным и прекрасным методом изображения вооброжаемой действительности, придумать сказку о том, что всегда казалось привычным, изменить угол зрения на обычные явления – вот, что всегда волнует преподавателей и учеников детской художественной школы при создании композиционных заданий. Этот процесс нелёгкий, иной раз мучительный. Но если родилась идея, или она внезапно вспыхнула во время объяснения темы, изучения творчества других художников, или во время выполнения эскизов, то создание самой картины и особенно законченная работа, как результат нелёгких творческих поисков, вызывают восторг у детей и педагогов.
Сочиняя композицию, совсем необязательно идеи заимствовать из каких-то невероятных фантастических историй, сама окружающая действительность весьма богата образами, формами, сценами, событиями. Для художника любая деталь, мгновение, фрагмент, впечатление, эмоции могут оказаться мощным толчком для творчества. Если всё это наложить на собственное видение, личное отношение, индивидуальное эмоциональное восприятие, то возникает идея, которую необходимо перевести в художественную форму. Тогда решается вопрос о главном и второстепенном на изображаемой плоскости, пропорциях и величине объектов, взаимодействии героев композиции, окружающей среды, колорите, технике исполнения, эффектности изображения.
Конечно, чтобы раскрепостить творческую мысль учащихся, необходимо познакомить их с современными направлениями в изобразительном искусстве. Не секрет, что дети ограничены рамками реальности, что их воображение часто подчинено шаблонам восприятия, эти ограничения должны быть разрушены. Я всегда говорю детям, что наша цель при создании картины – красота. Мы учимся красоте через природу, наблюдения, через опыт других художников. Например, изучение произведений самых разных течений и направлений в изобразительном искусстве конца 19-20 веков, таких как сюрреализм, абстракционизм, фантастический реализм, символизм, кубизм, расширяет рамки творческого мышления, даёт свободу представления о мире.
Вот некоторые сюжеты, использованные учащимися при создании дипломных композиций.
В работе Арины Сляслиной история Маленького принца А. Экзюпери. Главный герой изображён на фоне большой фигуры Лиса, что отражает заботу и покровительство друга Маленького принца – это главная идея композиции, вокруг которой формировались все составляющие картины. Величина голубой Розы преднамеренно не соответствует росту принца, тем самым автор подчеркнула значимость этой героини в жизни мальчика.
В работе Нади Жиляковой отражена таинственная история полёта девочки, которая вероятно представляет автора, на лепестке одного из больших розовых цветов под завывающие звуки Волка, провожающего девочку. Цветы также невероятно больших размеров, чтобы придать больше фантазийности происходящему.
Образ мироздания, помогающего художнику в его творениях, представлен огромных размеров собакой с символами Луны и Солнца, в работе Насти Чен.
А сюжет картины Кати Попсуевой рассказывает как юная художница создаёт реальный пейзаж, оживающий под взмахами её кисти.
Ксения Абрамова одухотворила и обогатила разными образами рождение ручейка в облике девочки в голубом наряде.
Героиня Оли Сухомлиновой осуществит долгожданный полёт в далёкие миры на большой птице.
Большие фантастические грибы и улитки повстречались девочке – удивительный сказочный мир детства в работе Юли Савочкиной.
Мир благоухающих цветов окружает неразлучных друзей, девочки и кота, в картине Кати Щербак.
Дети реальный мир, наполненный радостью, любовью, красотой преобразуют в ещё более красочный, сказочный мир мечты и возвышенности.
Трансцендентные произведения В. Кандинского и М. Шагала.
Трансцендентные композиции на примере картин современных художников
Транцендентность в творчестве современных художников.
Трансцендентность в работах учащихся ДШИ г. Углегорска.