kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации "игры и упражнения на уроках изобразительного искусства в 1-3 классах дши"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может ли ребёнок прожить без игры? Естественно, нет, ведь игра - основная форма познания им жизни. В игре ребёнок изображает окружающую его жизнь в возможной полноте и разнообразии. Его наблюдения и впечатления цельны и оригинальны, это отражается в игре.

Профессионально организованный урок рисования поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в учебе, творчестве и в общении с другими.
Данные рекомендации  описывают  процесс освоения младшими школьниками основ живописи, рисунка, композиции  на уроках ИЗО при помощи игр, упражнений и творческих заданий.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "игры и упражнения на уроках изобразительного искусства в 1-3 классах дши"»






ДОКЛАД



ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 1-3 КЛАССАХ ДШИ


Преподавателя ДШИ г. Холмска

Просвириной Н.С.



















Введение

Современное общество характеризуется постоянной сменой способов производства, изменениями в материальной, научной и в других сферах жизни. Нельзя предугадать какие специалисты, с какими знаниями и качествами понадобятся завтра. Общество нуждается в творческом человеке, обладающем аналитическим мышлением, воображением, готовом на диалог, сотрудничество и сотворчество в семейных, социальных, политических, национальных отношениях. Поэтому, человек вынужден включаться в процесс непрерывного обучения и освоения новых технологий. Необходимыми становятся такие качества как мобильность, умение адаптироваться к новым условиям. Эти требования влияют на изменение целей и содержания образовательного процесса.

Может ли ребёнок прожить без игры? Естественно, нет, ведь игра - основная форма познания им жизни. В игре ребёнок изображает окружающую его жизнь в возможной полноте и разнообразии. Его наблюдения и впечатления цельны и оригинальны, это отражается в игре.

Многие игры объективно рождены религиозной культурой, культовыми традициями далекого прошлого. Религия действительно важный источник появления игр. Начало разработки общей теории игры следует отнести к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в данную теорию внесли Бюлер, Гросс, З. Фрейд, Вундт, Бейтендейк, Пиаже, Штерн, Дьюи, Жане, Колоцца, Кейра, Фромм, Хёйзинга, Валон, Берн и др. В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры К. Д.Ушинский, П.П.Блонский, Г.В.Плеханов, С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н.Леонтьев, Д. Б.Эльконин, А.С.Макаренко, М.М.Бахтин, Ф.И.Фрадкинна, Л.С.Славина, Е.А.Флерина, Д.В.Менджерицкая, В.А. Сухомлинский, Ю.П.Азаров, В.С.Мухина, О.С.Газман и др.

Профессионально организованный урок рисования поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в учебе, творчестве и в общении с другими.

Тема данного доклада посвящена является процессу освоения младшими школьниками основ живописи, рисунка, композиции на уроках ИЗО при помощи игр, упражнений и творческих заданий.

Психофизиологические особенности восприятия и воспроизведения цвета детьми младшего школьного возраста.

Согласно библейским сказаниям, первым человеком, увидевшим радугу, был спасшийся во время Всемирного потопа Ной. Появление на небе разноцветного чуда стало для него предвестием того, все неприятности позади и в будущем всё будет хорошо. Вероятно с того самого момента цвет стал ассоциироваться с жизнью.

Цвет - мощное средство воздействия на человека: он оживляет и придаёт силы, приводит в восторг и ввергает в уныние, дарует счастье и навевает печаль, создаёт ощущение тепла и холода, тесноты и простора.

Человеческий глаз способен различать около 1,5 миллиона оттенков, причём женщины в этом отношении более чувствительны, нежели мужчины, а дети и молодые люди до 25 лет различают большее количество цветов и оттенков, чем тридцатилетние и люди в возрасте.

Учёные утверждают, что ребёнок способен воспринимать цвет не только мозгом, но и всем телом, даже кожей. Например, в комнате, где преобладают красные тона, у ребёнка (даже если у него завязаны глаза) увеличивается пульс, в жёлтой он приходит в норму, а в зелёной замедляется.

Младший школьный возраст - ответственный период в развитии детей. Это время активного формирования представлений об окружающем мире, в котором цвету отводится большое значение как важному признаку предметов и явлений. В связи с этим, актуальными становятся вопросы педагогического руководства процессами изобразительной деятельности младших школьников и, прежде всего, проблема формирования способностей к цветовосприятию. 

Вопросами ознакомления детей с цветом и обучения их элементам живописи на первоначальных этапах обучения в общеобразовательной школе уделяли внимание такие просветители и педагоги как Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци и Фридрих Фребель.

Представители современной гуманистической педагогики считаю величайшей ценностью жизнь ребёнка в том виде, в какой она существует сегодня, а не только ту, к которой его готовят взрослые. Школа, урок с этой точки зрения - продолжение жизни ребёнка во всей её полноте, а не только в познавательной части. Ребёнок никогда не расстаётся с тем, что его огорчает, радует, что он любит, к чему стремится. Он идёт в школку не только за знаниями, которые даёт учитель, но и для встречи с друзьями, для общих игр и развлечений, для обмена впечатлениями. Не будь этого, наши дети больше походили бы на роботов. Счастливое детство ощущается как «радость жизни», и это доминирующее состояние детей должно быть перенесено в школу и в класс.

Когда на глазах у младших школьников происходят с красками удивительные превращения, а с карандашами и кисточками – забавные истории, когда вопросы звучат как загадки, а новая тема – как путешествие в мир живописи, учиться младшему школьнику интересно, потому что учение становится продолжением общего радостного мироощущения ребёнка.

Чтобы создать ощущение «радости жизни», не надо бояться обвинения в развлекательности, наоборот, считает Ш. А. Амонашвили, именно это «отступление», временное перенесение внимания на события, волнующее кого- то из детей, наполняет урок важным для них смыслом.

Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения.

Степень самостоятельности учащихся зависит от характера упражнения. Зрительный диктант требует повторения за учителем каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат. Быстрые наброски с натуры или короткие живописные упражнения представляют собой творческую работу.

Содержание упражнений охватывает все основные учебные темы, а характер — предполагает варианты решения, т. е. возможность творческого выбора в рамках конкретной учебной задачи.

По форме упражнения могут быть:

-изобразительными (рисунок, живопись, лепка);

-устными (ответы по теоретическим вопросам);

-письменными (анализ произведений искусства).

Упражнения могут носить характер зрительного диктанта. Ученики копируют действия учителя. Ценность этого вида упражнений заключается не столько в результатах, сколько в самом процессе. Выполняя действия «под диктант», школьники перенимают правильные, профессиональные приемы работы. При этом вырабатываются наблюдательность, аккуратность, улучшаются темп и ритм работы класса.

Зрительный диктант может применяться во всех видах работы: в рисовании, лепке, конструировании.

Целесообразно проводить упражнения с использованием печатной основы: дорисовывание, закрашивание, расписывание готовых изображений, вырезанных из бумаги силуэтов. Готовая основа позволяет четко выделить учебную задачу и решить ее в кратчайший срок.

При ознакомлении с цветом учащимся можно предложить упражнения на передачу цветом определенного настроения, что способствует осознанию содержательного, выразительного аспекта цвета.

При решении пространственных задач готовая основа помогает передать ощущение зрительной глубины на листе. Это задание целесообразно выполнить после изучения способов передачи глубины пространства. Можно предложить учащимся найти ошибки в композициях.

Понятие о декоративной композиции закрепляется с помощью упражнения, которое выполняется коллективно и имеет целью создание фриза для украшения класса.

Упражнения отвлеченного характера развивают мыслительную деятельность.

С подобными упражнениями ученики справляются за короткий срок (3—15 минут). Таким образом, готовая печатная основа служит вспомогательным средством для решения конкретных учебных задач и выработки навыков по всем учебным темам, а также средством повышения интереса учащихся к изобразительной деятельности.

Каждый учитель ищет свои примеры игрового общения с детьми. Эти приёмы как бы материализуют принцип учёта возрастных особенностей. А расширение круга тем с постепенным возрастанием сложных задач их конкретизации дадут ученикам возможность больше узнать и понять специальные термины и определения. Это особенно относится к проведению уроков в первом и втором классах. Овладение новыми умениями и навыками обязательно опирается на то, что ранее усвоено. В третьем классе задания можно менять, варьировать между собой. Такой чёткой последовательности нет.

Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.

Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».

Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.

Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.

На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр:

- внимание;

- развивающие глазомер;

- тренирующие наблюдательность;

- развивающие творческие способности;

- воздействующие на эмоции и чувства;

- раскрывающие личностные возможности ребенка.

Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.



Игры, конкурсы и упражнения на уроках изобразительного искусства

1) «Художники - фантазёры»: изобразить за условленное время как можно больше разных предметов, используя в качестве основы различные геометрические фигуры: круг, треугольник, многоугольник и другие (заранее для каждого ребёнка заготовлены листы бумаги и цветные карандаши). Работу заканчивают все одновременно по сигналу Мастера Карандаша.

2) «На ощупь»: Это конкурс, который проявляет способность детей воспринимать предметы, окружающий мир через его форму и цвет. Участники игры поочерёдно закрывают глаза, им дают мешочек с 3-4 предметами, которые нужно ощупать пальцами, определить предмет и представить себе какого они обычно бывают цвета, затем вынуть и положить на тот стол на котором лежит карандаш того же цвета. Заранее детям объясняют, что предметы будут только трёх цветов – жёлтого, зелёного, красного, и просит запомнить, на каких столах лежат карандаши этих цветов. (Набор предметов можно составить из овощей и фруктов: огурец, репчатый лук, морковь; листья петрушки, лимон, помидор; листья салата, апельсин, гроздь ягод красной рябины).

3) Цветные загадки.

Зелёные

Летом – в огороде,

Свежие, зелёные.

А зимой – в бочке,

Крепкие, солёные. (Огурец)

Красный

Красный нос

В землю врос.

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

Жёлтые

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке,

Только жёлтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух)

Синие

Выше леса, выше гор

Расстилается ковёр.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко – голубой. (Небо)

Разноцветные

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо – мост.

Чудо – мастер смастерил

Мост высокий без перил. (Радуга)

4) "Найди лишний цвет" или, наоборот, "Какого цвета не хватает?"

Далее выставляется несколько цветов (до 10 цветов). Все внимательно смотрят, потом один цвет убирается. Дети должны сказать, какой цвет убрали. Можно играть, в обратном порядке, т. е. не убирать, а поставить лишний цвет, тогда нужно заметить, какой цвет поставили. Повторить несколько раз.

5). Основные цвета.

Вызываются по одному участнику команды. Предлагается большой набор различных цветов. Ребёнок должен быстро и правильно найти три основных цвета (красный, желтый и синий).

6) Составные цвета.

Для проведения этой игры вызываются 2 участника. - Ребята, мы вспомнили основные цвета. Но в мире гораздо больше цветов. Первый участник должен найти составные цвета, второй - должен правильно их расставить, вспомнив, какой цвет получится при смешивании основных.

7) Теплые и холодные цвета.

На закрепление этих понятий проводятся несколько вариантов: 1. Играют по 2 человека из каждой команды. Первый должен найти как можно больше тёплых оттенков цвета. Второй - холодных. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

8) Закрепление представлений о контрастных цветах.

Выдаются карточки, различные по цвету. В центре вырезана какая-нибудь фигурка. Нужно найти и вставить нужный цвет, который будет контрастен заданному.

9) Хлопки.

Игру можно проводить в начале урока для повторения любой темы. Например, повторим тёплые и холодные цвета. Учитель показывает карточки, различные по цвету. Дети должны хлопнуть в ладоши только при одной гамме цветов. Предложенные игры интересны для детей, доступны им. Они не требуют длительной подготовки для учителя, помогают детям быстрее усвоить новый материал и закрепить пройденный.

10) Цветное лото.

Цель этого упражнения развивать у детей умение различать оттенки одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков.

11) Кто быстрее составит полоску из любого цвета так, чтобы слева была самая темная, а справа - светлая.

12) Нарисовать жар-птицу, бабочку, используя 3 основные краски.

13) Задания по теме «Основные и составные цвета»

- "Цветик - многоцветик" - придумать и изобразить необыкновенный цветок, используя 3 основные краски.

-"Волшебная веточка" -пользуясь основными краскам, нарисовать ветку рябины с разноцветными листьями и ягодками.

14) "Декоративный коврик" -нарисовать декоративный коврик, используя различные по размеру кисти.

15). Тёплые и холодные цвета

- "Ковры волшебников", «Замки волшебников» - нарисовать 2 коврика, используя технические приёмы.

-."Снеженика".Нарисовать снежный цветок.

-"Ком, комок, комочек". - Изобразить снеговика холодными оттенками цвета.

-Ах и Ох"."- Нарисовать сказочных человечков: весёлого и грустного

16) Домики" - рисование фантастических зданий, построенных и составленных из геометрических фигур, также рисование фантастических животных или человечков, составленных из геометрических фигур.

17) Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета) – упражнение с готовыми геометрическими фигурами различных цветов

18) Упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий

- продолжите цепочку слов. Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка...

- сгруппируйте слова по жанрам (видам).

- различные понятия, термины, названия написаны на доске, их необходимо объединить в смысловые группы.

- вычеркните лишнее слово. На доске написаны различные понятия, термины, названия, по смысловым группам , но в которых есть лишнее слово. Необходимо вычеркнуть лишнее слово.

блиц-контроль (вопрос — ответ). Для проведения блиц-контроля можно использовать «волшебный куб». На столе учителя куб, грани которого окрашены в разные цвета. На доске таблица, в которой каждому цвету, грани куба соответствуют названия видов изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, дизайн. Ведущий поворачивает куб одной из граней к классу, а учащиеся должны поднять карточку с изображением нужного объекта. Можно использовать разные варианты задания.

- «Вспомни сказку» Упражнение проводится перед иллюстрированием русских народных сказках, используются фрагменты сказки. Учащиеся должны вспомнить сказку и рассказать данный эпизод. Убрать фрагменты, которые не подходят к данной теме.

- «Веселый заяц» Дидактический материал: фотографии или изображение зайцев и кроликов в различных положениях; набор геометрических фигур. Сравнение изображения зайцев и кроликов, отмечая их характерное строение и отличие. Затем с помощью геометрических фигур анализируем основные части изображения зайца и кролика. Показ учителем изображение кролика или зайца с помощью геометрических фигур. Самостоятельная работа учащихся изображение зайца в трех разных положениях.

-диагностическое упражнение «вспомни слово». Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале урока. Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т. д.

- что на земле оранжевое Посмотри на рисунки оранжевых овощей и фруктов (апельсин, мандарин, морковь, абрикос, хурма, тыква). Расскажи о тех или иных дарах природы, не называя их. Опиши их вкус, размер, свойства, а мы угадаем, о чем ты рассказываешь.

- Творческое задание «Рыжий и оранжевый» - Перечисли тех, кто имеет рыжий цвет. Затем — тех, кто имеет оранжевый. Чем рыжий цвет отличается от оранжевого цвета? Придумай сказку о том, как подружились «рыжий» и «оранжевый». Например, тыква подружилась с лисой, а морковка с белкой.

- Головоломка - Составьте из геометрических фигур изображения животных.

- соревнование светлоты. - На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты.

19) Заколдованный лес - необходимы карточки со схематическим изображением деревьев и незаконченными линиями неопределенного характера (по количеству детей);

Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Перед вами заколдованный лес. Волшебник накрыл его шапкой невидимкой, поэтому многие растения и обитатели леса оказались невидимыми. Но кое-что вы можете разглядеть, наверное, потому, что шапка была маловата. Давайте попробуем расколдовать лес. Внимательно рассмотрите картинку, затем превратите все линии в законченные рисунки. Помните, что лес был необычайно красив и полон обитателей».

Выигрывает ребенок, который создал целостное изображение леса, используя все данные элементы. Примечание.: для раскрытия сюжета можно предложить детям дополнить получившиеся рисунки изображениями зверей, птиц, насекомых, людей или сказочных персонажей.

20) Поможем художнику

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур и линий (по количеству детей);

Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Один рассеянный художник решил подготовить картины для выставки. Он сделал наброски — провел некоторые штрихи, а потом отвлекся и забыл, что хотел нарисовать. Ребята, помогите художнику. Рассмотрите штрихи и превратите их в изображения различных предметов. Возможно, тогда художник вспомнит, что он хотел нарисовать. Затем мы устроим выставку и выберем лучшие картины».

Примечание. При возникновении трудностей, взрослый показывает на доске образец выполнения задания. Если один из детей справится с заданием быстрее, то можно предложить ему дополнительный вариант.

Для усложнения игры количество исходных фигур увеличиваются и доводят до 1О - 20.

21) Добрые — злые

Оборудование: карточки с контурным изображением двух фей (королей, волшебников, принцесс и пр.) Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «На листе бумаги вы видите изображения двух фей. Представь те себе, что одна из них злая, другая добрая. Чтобы всем было понятно, где какая фея, дорисуйте и раскрасьте лица и одежду. Возможно, вы захотите изобразить какие-нибудь волшебные вещи или сказочных спутников наших фей».

Примечание. Можно предложить детям изобразить фей при помощи мимики и пантомимы и выбрать ребенка, который, используя выразительные движения, создал наиболее яркие образы.

22) Фоторобот.

Оборудование: портреты с репродукций (плакатов, обложек журналов и пр.), разрезанные на полосы — отдельно лоб, отдельно подбородок, отдельно глаза, отдельно нос и т.д. (по количеству детей).

Взрослый раскладывает стимульный материал и говорит: «Должно быть, вы видели, как в детективных фильмах криминалисты составляют фоторобот. Чтобы создать портрет человека, они подбирают и соединяют части лица. Сейчас и мы попробуем составить фотороботов различных людей. Подберите подходящие полосы, сложите их так, чтобы получился портрет человека. Придумайте ему имя, профессию, расскажите о его характере».

23) Спрятанные рисунки

Оборудование: демонстрационные карточки с изображением геометрических фигур (прямоугольников, кругов, овалов и пр.) разного размера; 2—З листа бумаги, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка).

Взрослый показывает детям одну из карточек и говорит: «Ребята, внимательно посмотрите на картинку. Рисунки, которые были изображены на ней, решили поиграть в прятки. Они спрятались за геометрическими фигурами подходящего размера и формы. Догадайтесь, кто или что может скрываться за фигурами, и нарисуйте их на своем листе бумаги».

24) Волшебное животное – учитель задает детям уточняющи вопросы по внешним признакам животного, а они отвечают на них и рисуют его.

25) Волшебная нитка – взрослый показывает детям клубок ниток и говорит, что эти нитки волшебные, потому что они умеют рисовать картины. Затем он предлагает внимательно посмотреть, как это делается. Нитку окунают в краску и в произвольном порядке укладывают на листе бумаги. Сверху накрывают другим листом, слегка прижимают нижний лист и вытаскивают нитку за один конец — получается абстрактный рисунок. Дети повторяют все показанные операции и получают причудливыё изображения. Взрослый просит детей дать одно или несколько названий картинам.

26) изменяющийся рисунок - взрослый предлагает первому игроку, задумать какое-нибудь изображение и нарисовать только один элемент. Второй игрок говорит, что это может быть, и проводит еще одну линию. Следующий должен придумать уже что-нибудь другое и дорисовать линию в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему.

Примечание. Игра может проходить и без называния своих замыслов, т.е. молча.

26) Говорящие рисунки - взрослый говорит детям: «Когда-то, давным-давно, люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи назывался пиктографией, и им пользовались в древних странах — в Египте и Ассирии, Японии и Китае. Мы тоже можем оставить на память о себе какую-нибудь историю или сказку. Если вместо букв мы будем использовать «говорящие» рисунки, то нас смогут понять жители разных стран. Чтобы рисунки стали «говорящими», они должны быть совсем простыми и в то же время понятными. Посмотрите, как можно при помощи рисунков «записать» начало сказки: «Красная Шапочка пошла в лес и встретила волка».

Взрослый рисует на доске или показывает детям готовый образец.

Детям предлагается при помощи пиктографии продолжить сказку про Красную Шапочку или изобразить то, что произошло с другими сказочными героями — Колобком, Буратино, Дюймовочкой и т.д. Примечание. Когда дети освоят пиктографическую запись, можно будет предложить им придумать истории, изобразить их, обменяться рисунками и попробовать «расшифровать» записи друг друга и рассказать содержание истории.

27) Герб - взрослый рассказывает детям, что такое герб, и предлагает придумать и нарисовать герб: а) детского сада;б) школы (класса);в) города (села, деревни);г) своей семьи.

28) Веселый узор - на доске перед каждой командой прикрепляется чистая полоса бумаги для коллективной работы над созданием узора. По команде учителя к своим полосам подходят первые представители от каждой команды-ряда, выбирают и прикрепляют первый элемент узора. Затем выходят вторые представители, третьи и т. д. Каждый выбирает и прикрепляет один элемент узора, соблюдая ритм, учитывая форму и цвет. Выигрывает та команда, учащиеся которой правильно, красиво и быстро справятся с работой, не нарушая правил игры. Правило: участник эстафеты выходит прикреплять свой элемент узора только тогда, когда предыдущий участник сядет на свое место.

29) Подбери подружек - учащиеся делятся на команды. На столе перемешаны дымковские и филимоновские игрушки. Каждая команда должна отобрать игрушки определенного вида. Побеждает та команда, которая сделает это правильно и быстро.

30) Узнай цветок. Отгадайте загадки о цветах. Расскажите, по каким признакам вы догадались, что это за цветок.

Золотое решето черных домиков полно;

Сколько черненьких домков,

Столько беленьких жильцов. (Подсолнух.)

Стоит в поле кудряшка – белая рубашка,

Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка.)

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом.

А дунул ветерок –

Остался стебелек. (Одуванчик.)

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь,

Хоть не красный он, а синий,

Все ж на звездочку похож! (Василек.)

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)


Четыре ярко-красных

Блестящих лепестка,

И зернышки в коробочке

У этого цветка.

За зернышками этими ты бегал в огород,

На грядке в огороде

Такой цветок растет. (Мак.)

То фиолетовый, то голубой.

Он на опушке встречался с тобой.

Звонким названием он наделен.

Посмотришь – подходит название это,

Но никогда нам не слышался звон

Из голубого лесного букета. (Колокольчик.)

31) Найди аквариум для рыбки - на доске в общем «аквариуме» находятся 18 рыбок красного, жёлтого и синего цветов, включая пять степеней разбеленности каждого из них. Для каждой из этих рыбок нужно найти «свой аквариум», т.е. разместить её в определённой последовательности, например, от красного до белого цвета в порядке его разбеленности. В этом обучающимся помогает и форма рыбок: красные рыбки и их оттенки – одной формы, жёлтые рыбки и их оттенки – другой формы, синие рыбки и их оттенки – третьей формы.

32) Волшебный круг в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски. Учитель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Учитель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

33) Разбери картины по группам - у детей на столах лежат репродукции натюрмортов, написанных в теплой и холодной гамме.

- 1 задание. Найти картины, написанные только в теплой гамме (или в холодной).

- 2 задание. Разобрать по группам картины, написанные в теплой и холодной гамме.

34) Кто запомнит? взрослый показывает ребенку рисунок из палочек 5 - 10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.

34) исторический сюжет -покажите детям какую-либо репродукцию известной исторической картины. В течение минуты все смотрят на репродукцию и стараются запомнить, какими красками и что на ней изображено. Затем педагог убирает репродукцию, и спрашивает, что на картине того или иного цвета. Тот, кто ответит правильно, получает очко. Затем игра повторяется с другими репродукциями.

35) найди пейзаж среди картин - Спросить: какое время года изображено на картине? Почему дети думают, что на картине изображена осень? Какое время года сейчас?

36) Шарфики и шапочки. Эти мишки собрались на прогулку. Шарфики они уже завязали, а шапочки перепутали. Помоги им разобраться, где чья шапочка. Как же это узнать? Посмотри на шарфики (это подсказки). Подбери шапочки по цвету и узору шарфиков.

37) Цветные нюансы. Иногда художники пишут копии своих картин, которые полностью повторяют оригинал (первое, основное произведение) или же имеют какие-то отличия. Сравни эти натюрморты и найди 5 отличий. На первый взгляд, они кажутся одинаковыми. Всмотрись в колорит обеих картин, сравни все предметы попарно.

38) Ягоды поспели -Посмотри, как созревала ягодка-малинка: сначала она была почти белая, потом слегка порозовела, и так постепенно поспевала - от светло-розовой до малиновой. Все этапы созревания малины показаны точно по порядку сверху вниз. Этапы созревания сливы перепутаны. Восстанови верный порядок, сравнивая с малиной. Какой слива была сначала? Какой оттенок она приобрела, когда слегка поспела? Где созревшая слива? Сравни спелой малины и сливы. Какой из них холодный, а какой теплый?

39) Волшебные цвета - раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху. Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.

40) Узнай элементы узора, составь узор Материал: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.

Игровые правила: определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты, составить декоративные композиции.

41) Из какой росписи птица. Материал: изображения птиц городецкого, хохломского, дымковского, гжельского промыслов. Над: назвать вид прикладного творчества, найти птиц неизвестных видов росписи и не относящихся к декоративно-прикладному творчеству.

42) Художники-реставраторы- Дети из отдельных кусочков восстанавливают картину. По окончании работы называют её жанр. в диагностике знаний и умений по изобразительной деятельности.)

Вариант 2.

Картины нужно бережно хранить, поэтому в музеях всегда поддерживается определенная температура и влажность воздуха, а окна закрываются от ярких солнечных лучей. Но со временем на картинах могут появиться трещины, от них даже могут отколоться кусочки. Помоги «отреставрировать» этот натюрморт. Найди подходящие фрагменты. Что такое натюрморт? Что ты видишь на этом натюрморте?

43) Составь натюрморт - материал: предметы (посуда, ткани, цветы, муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы). Детям надо составить композицию из предметов, используя для фона различные ткани.

44) Исправь ошибку Материал: репродукции картины. Учитель в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своём произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям даётся установка – смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка, обнаружить и исправить ошибки. Примерный искусствоведческий рассказ воспитателя (с умышленно допущенными ошибками) по картине «Сенокос» А.А. Пластова:

«Перед вами репродукция картины А.А. Пластова «Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о том, как в знойный, ясный день на луг, покрытый зелёной, изумрудной травой (отсутствует описание цветов), вышли косари – старики и женщины (отсутствует в описании образ подростка). Самое главное и красивое в этой картине – белоствольные берёзы, они написаны в центре картины ( ошибочное описание композиционного центра). В произведении передан покой и тихая радость. Для этого художник использует яркие, сочные краски: жёлтую, зелёную, синюю, красную».

45) Угадай картину (словесная игра)

Материал: репродукция картины. Детям предлагаются несколько похожих картин. По описанию они должны угадать, о какой картине идет речь.

46) Из чего состоит пейзаж (портер, натюрморт и т.д.) Цель: закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях.

Материал: разнообразные картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные и т.д. Необходимо разложить их по жанрам и охарактеризовать каждый жанр.

47) Перспектива - материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линией горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие)

Описание игры: детям предлагается разложить силуэты на картинной плоскости с учётом перспективы.

48) Составь портрет-материал: разнообразные модификации частей лица по цвету и форме.

Описание игры: детям предлагается из разных частей лица составить портрет мальчика или девочки, взрослого.

Можно использовать в игре загадки:

Между двух светил

Я в середине один. (Нос)

Не сеют, не сажают,

Сами вырастают. (Волосы)

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы, зубы)

Один говорит, двое глядят,

Двое слушают. (Язык, глаза, уши)

Живёт мой братец за горой,

Не может встретиться со мной. (Глаза)

49) Времена года - кто нарисует больше предметов овальной формы?

50) Плоды садов и огородов. Лото.

Дидактический материал: карточки с изображениями овощей и фруктов, набор контурных изображений этих овощей и фруктов.

51) Составь цветок. Дидактический материал: наборы карточек лото с изображением составных частей различных цветов.

52) Фантастическое животное.

Учитель: Мир, в котором мы живем, прекрасен и разнообразен. Его, вместе с нами, населяет огромное количество живых существ. Они имеют разную форму, окраску, по-разному приспосабливаются к жизни. Но рядом с этим реальным миром существует мир сказок, легенд, преданий, мир, созданный человеческим воображением и фантазией. Помните, как писал великий русский поэт А.С. Пушкин: “…там, на неведомых дорожках следы невиданных зверей…”. Какие фантастические существа, сказочные животные встречались вам на страницах книг?

Дети перечисляют: Русалка, Жар-Птица, Змей Горыныч и т.д.

Учитель записывает на доске все названия, распределяя их на группы:

I. Русалка, кентавр, сфинкс и т.д.

II. Змей Горыныч, Пегас, Конёк -Горбунок и т.д.

III. Жар-Птица, Золотой петушок, Серебряное копытце и т.д.

Учитель: попробуйте определить по каким признакам я расположила названных вами персонажей по группам.Дети без труда определяют, что первая группа включает в себя существ, состоящих на половину из человека, наполовину из животного. Вторая группа тоже не вызывает затруднений: здесь в одном персонаже собраны элементы разных животных. Например, Змей Горыныч: голова и шея от змеи, туловище от ящерицы, крылья от летучей мыши. Подобным образом анализируются все остальные персонажи группы. Третья группа может вызвать затруднение, и ответ на вопрос детям придется искать вместе с учителем.

Учитель: а какую реально существующую птицу похожа Жар-Птица? Дети: на павлина. Учитель:Павлин, птица сказочная? Дети: Нет. Учитель:Что же превращает реальную, пусть даже очень красивую птицу в сказочный персонаж? Чем отличается Жар-Птица от павлина, какая она? Дети: У нее другой цвет. Перья у Жар-птицы красные, желтые, оранжевые, похожие на язычки пламени. От нее идет яркий свет. Она горячая как огонь, поймать ее можно только в рукавицах. Учитель: значит, изменив обычные свойства птицы на необычные, человек создал новый сказочный образ, и этим отличаются все персонажи третьей группы.

Задание: Придумайте и нарисуйте своё фантастическое существо, дайте ему имя и сочините историю жизни. А три группы на доске это три дороги, три способа, которыми вы можете воспользоваться при работе.

53) «Силуэт».

Дети «строят» город на плоскости, выкладывая разные детали.Дети знакомятся с основными чертами разных типов сооружений и спецификой каждого вида, с частями храмовой архитектуры (купол, арки, барабан и др.).

54) Рисунок и линии. Быстро и точно проводить линии без отрыва карандаша от бумаги по определённому сюжету (пройти по извилистой горной дороге, проплыть между препятствиями, провести хоккейную комбинацию).

Примерный текст игрового упражнения: «Мы стояли у подножия горы и никак не могли решить, куда двигаться дальше. Робко двинулись влево, но дорогу нам преградила бурная горная река. Пришлось вернуться. Затем мы двинулись вправо, но там нам встретились дикие звери. Мы убегали туда, откуда пришли, сломя голову, петляя между валунами. Отдохнув и отдышавшись, мы стали пробираться по узкой тропинке вверх. Шли медленно и робко, осторожно огибая большие камни. На пути нам попался кусок скалы необычной формы. Мы несколько раз обошли его вокруг и только потом двинулись дальше. Ура! Вот мы и на вершине! Поставим здесь свой флажок».

Итоги: игровое упражнение способствует развитию мелкой моторики руки, произвольного владения линией как средством художественной выразительности, умения изображать овалы с выделением ближней стороны более яркой линией.

55) Игра « Планеты разного цвета».

Правила игры: дети делятся на группы. Каждая группа – жители планеты какого-либо цвета спектра. Ведущий – житель шоколадной планеты, держит в руках шоколадные конфеты, которые надо доставить жителям Земли. Ведущий «пролетает» мимо разных планет и задаёт их жителям по три вопроса:- Что вы больше всего любите делать?- Что вы больше всего любите кушать?- О чём вы мечтаете?

По ответам, в которых не должно звучать название цвета, ведущий должен отгадать цвет данной планеты. Если не угадывает, отдаёт шоколадную конфету жителям планеты. Задача ведущего – сохранить больше конфет для жителей земли.Итоги: закрепляется знание названий цветов, развивается ассоциативное мышление.

56) «Угадай цвет». Правила игры: дети тайно записывают свой любимый цвет. Из числа учащихся выбирается художник, цель которого по ответам на вопросы отгадать название цвета. Вопросы:
- С какими красками дружит твой цвет?- Какой предмет получится, если смешать этот цвет с другим?
Примерные ответы: мой цвет крепко дружит с синим и жёлтым; если он будет дружить с жёлтым, получится сладкий апельсин, если с синим – баклажан; если его смешать с белым, вырастет прекрасная роза. Ответ: красный. 

57) Игра «Цветное выражение». Правила игры: класс делится на две команды, которые соревнуются, кто больше вспомнит выражений (поговорок и фразеологизмов), включающих название цвета. Примеры: Радужные надежды,- Зелёная тоска,- Предстать в чёрном цвете, - Чёрная зависть (неблагодарность),- Розовые очки,- Голубая (розовая) мечта,- Сгущать краски,- Чёрный юмор,- Мне всё глубоко фиолетово и др.

58) Игра-домино «Средства художественной выразительности в графике».

Правила игры: нужно соотнести друг с другом рисунок и термин, расположив их рядом. Карточки при этом располагаются в любом направлении.










Заключение



Таким образом, можно сделать следующий вывод: с помощью игры повторяются и закрепляются знания о графических средствах выразительности.Российский психолог А. Н. Леонтьев развил выводы о том, что игра для ребёнка является осмысленной деятельностью. Он считал, что игра должна быть ведущим типом деятельности младшего школьника, так как является для ребёнка доступным путём понимания и освоения мира, социальных отношений, себя в мире. Но и в среднем звене игры находят своё применение и несут различные функции: обучающую, развивающую, воспитывающую. Игра есть вид развивающей деятельности, по мнению многих учёных.  Так давайте учиться весело, играя на уроке!





















































ЛИТЕРАТУРА



  1. Абрамова М.А.Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. М-ва, Владос, 2002.

  2. Алёхин искусство: художник, педагог, школа. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984.

  3. Алёхин начинается художник. Книга для учащихся. - М.: Просвещение,1993.

  4. Волков студия в школе. Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1993.

  5. Горяева шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. - М.: Просвещение,1991,

  6. Ермолаева.М.Г. Игра в образовательном процессе. Санкт – Петербург., издательство Каро, 2008.

  7. Искусство в жизни детей: опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя: из опыта работы , , и др. - М.: Просвещение, 1992.

  8. Казакова у дошкольников творчество: Пособие для воспитателей дет. сада. - М.:Просвещение,1985.

  9. Кирцер и живопись: Практическое пособие. - М.: Высшая шк., 1992.

  10. Компанцева образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение,1985.

  11. Комарова детей технике рисования. Изд. 3-е перераб. и доп., М.: АО "Столетие", 1994.

  12. Кузин B. C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 - 3 классах: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1979.

  13. Кузин B. C., Кубышкина искусство. I - 2 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Просвещенке,1988.

  14. Кузнецова развитие личности младшего школьника. Книга для учителя. - М.: Просвещение,1988.

  15. Михейшина М. B. Уроки рисования для младших школьников 6 - 9 ЛЕТ. - МП: Литература, 1997.

  16. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Учебное пособие для учащихся педучилищ по спец.0308 "Дошкольное воспитание" (, , и др. Под ред. ) - 3-е изд. дораб. - М,: Просвещение,1991.

  17. Неменский с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 кл. - М.: Просвещение, 1992.

  18. Никологорская краски. Книга для детей и родителей. - М. :АСТ - ПРЕСС, 19Плюхин - у истоков гражданственности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989.

  19. Сокольникова искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл.: в 4 ч. 4.2. Основы живописи. - Обнинск: Титул, I996.

  20. Хижняк прекрасен этот мир. Из опыта работы по нравств.- эстетич. воспитанию школьников. Книга для учителя. - М.: Просвещение,1986.

  21. Шпикалова искусство во 2 и 3 классе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение,1984.

15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Просвирина Наталья Сергеевна

Дата: 10.11.2018

Номер свидетельства: 484788


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства