Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации. Этюд гипсовой головы. Основные этапы работы.»
Методические рекомендации.
Этюд гипсовой головы. Основные этапы работы.
Бурдин В. А.
преподаватель МБУДО
«Детская школа искусств № 10»
Выполнение этюдов гипсовых моделей - это хороший способ выйти на новый уровень живописного мастерства. Постановки с гипсовыми моделями выделены в отдельную тему неспроста. Главной причиной является то, что это совершенно другие по восприятию и отображению на листе предметы.
Гипсовые модели требуют более тщательного построения и прорисовки деталей карандашом, особенно в процессе обучения. В отличие от построения гипсовых моделей изображение прочих предметов, вид которых можно исказить или ошибиться в пропорциях, например, неточно изобразить форму яблока, бутылки, складки тканей или неточно расположить цветы в букете, не приведет к явному искажению образа предмета и не повлияет на общий вид постановки.
Неточность построения гипсовых моделей, а если речь идет о гипсовой голове, то особенно, сразу бросается в глаза. В учебных постановках именно в фигурах из гипса ярче всего проявляются такие ошибки как асимметрия, нарушение перспективы, неправильное расположение отдельных частей и фрагментов относительно друг друга.
Следующей важной особенностью постановки с гипсовой головой является собственный цвет гипса и его зависимость от цветового окружения постановки. Белый матовый цвет гипса - это отправная точка, или, как принято у профессиональных фотографов, базовый белый цвет, от образца белого цвета полностью зависит цветовая гамма фотографии. Гипс помимо собственного цвета собирает в себе все цвета, присутствующие в постановке, преобразует и отражает их в виде условных рефлексов на своей поверхности.
Для художника гипсовый предмет в натюрморте является хорошим помощником, это камертон, который задает интенсивность света, глубину темных оттенков. Отталкиваясь от него, можно сверять и проверять все тональные сочетания. Образно выражаясь - гипс не даст вам ошибиться.
Также изображение гипсовых голов станет хорошей практикой для тех, кто занимается рисунком.
Важно одновременно заниматься живописью, рисунком и композицией для равномерного комплексного, а главное, наиболее продуктивного обучения, при котором все программы объединены в единую систему, а каждое отдельное задание является частью общего.
Постановка с гипсовой головой человека предваряет работу над живописью головы натурщика и является переходной стадией к изучению живой модели. Гипсовая голова активно вбирает в себя отсветы, цветовые рефлексы от окружающих ее разноокрашенных драпировок и предметов, что позволяет решать проблемы цветового взаимоотношения формы головы человека и окружающей среды. Так как гипс имеет белый цвет, фон всегда плотнее и насыщеннее по цвету, чем гипсовая голова. Образующаяся силуэтность способствует выявлению цельности форм в этюде.
Порядок выполнения работы
1. Расположение постановки в формате, выполнение линейного рисунка.
Работа начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Предварительно надо осмотреть натуру со всех сторон, чтобы определить, как выгоднее (эффектнее) поместить изображение на плоскости, с какой точки зрения лучше будут выражены особенности строения формы. Выбор точки зрения, с которой объект изображения смотрится наиболее выразительно, помогает художнику успешнее решить композиционную задачу. Рисующий должен научиться красиво заполнять плоскость листа бумаги.
Далее следует передача характера формы головы, пропорций и положения головы в пространстве. Прежде чем приступить к выявлению характера формы головы, рисовальщик должен более внимательно ознакомиться с натурой, отметить наиболее характерные особенности строения формы. Познание натуры здесь должно быть объективное, правильное, возникающее не на основе субъективных впечатлений, а на основе серьезных научных знаний. Изучение натуры начинается с непосредственного наблюдения. Художник, прежде всего, замечает общий характер формы, положение головы в пространстве, а затем уже пропорциональные отношения частей и целого. Такое предварительное ознакомление с натурой служит поводом к переходу к дальнейшему анализу объекта.
Изображение намечается очень легко, материал наносится на бумагу без особого нажима, форма головы рисуется очень обобщенно и схематично. Выявляется основной характер большой формы - общий вид натуры.
Наметив общий вид головы, надо бегло посмотреть на характер формы каждой ее части - лоб, глазничные впадины и выступающие из них шаровидные формы глаз, а также выступающую призматическую форму носа. На рисунке уточняем направления плоскостей, определяющие форму губ, подбородка, носа, щек. Но пока их не вырисовываем, а только определяем местоположение, и проверяем, как они влияют на общий характер головы.
Определяя основными плоскостями общую массу головы, тут же необходимо уточнить наклон и поворот головы, то есть правильно показать положение головы по отношению к зрителю.
Чтобы правильно найти наклон головы, мысленно надо соединить прямой линией переносицу и середину подбородка, и представить себе, какой угол образуется между этой линией и воображаемой вертикалью. Определив правильно угол наклона профильной линии с вертикалью, учащийся правильно определит и наклон головы. Уточняя положение головы в пространстве, надо проверить согласованность движений головы и шеи. От правильной передачи характера движения шеи зависит и убедительность положения головы в пространстве, и, наоборот, движение шеи определяет положение головы в пространстве. (Рисунок 1)
Рисунок 1. Расположение постановки в формате,
выполнение линейного рисунка.
Приступая к изображению основных деталей головы (глаза, носа, прямей волос и так далее), нужно исходить от основы формы - нос это призма, глаз - шар, нависающие пряди - цилиндрический обруч.
При работе над линейным рисунком точка зрения должна оставаться неизменной на протяжении всего процесса рисования. В процессе построения рисунка головы, ученик должен особенно внимательно следить за правильностью распределения парных и симметричных форм. Для этого рекомендуется: во-первых, парные и симметричные формы рисовать одновременно, во-вторых, проводить параллельные линии от края каждой парной и симметричной формы к другой. Например, верхний край глазного яблока справа и слева должен находиться на одной линии, намечая ширину и толщину века одного глаза, сразу же переходить к другому.
Выявляя шаровидные формы глаз, веки вначале четко не прорисовываются, намечается только их ширина, толщина и направление каждого века. У глаза, который ближе к нам, взлет верхнего века будет ближе к слезнику, а дальнего - к уголку глаза. Нижнее веко пока можно даже не намечать.
Строя призму носа, нужно следить, чтобы профильная линия находилась посредине переносицы и основания носа. То же и в отношении лицевой части головы. Но поскольку они воспринимаются в перспективе, середину находим зрительно.
Губы четко не прорисовываются, а только намечается величина нижней и верхней губы. Намечая характер и величину губ, внимательно проверяется их местоположение. Для этого пользуются вспомогательными линиями и с их помощью можно проверить, как согласуются уголки губ с крыльями носа, какое расстояние от линии основания носа до кромки верхней губы, чтобы она не оказалась около ноздрей. Тут же уточняется, где располагаются нижние локоны волос по отношению линии разреза губ.
Легко намечаем и основные пряди волос, но все время уточняется их местоположение по отношению к глазам, носу, губам. Например, концы свисающих на уши прядей волос будут в данном случае ниже линии разреза глаз. Пряди на висках оканчиваются у линии разреза глаз и тому подобное. Всю эту работу выполняйте легким прикосновением карандаша к бумаге, чтобы замеченную ошибку можно было бы легко выправить ластиком.
Прежде чем перейти к следующему этапу работы, внимательно проверьте результаты проделанной работы, заметив ошибку, тут же ее исправьте, не оставляйте на потом. Каждая ошибка рождает новую и выправить их потом уже невозможно. Многие учащиеся недопонимают важности первых этапов построения изображения, они торопятся прорисовывать детали, ищут внешних эффектов. Между тем прорисованная линейно-конструктивная основа формы дает возможность художнику уверенно продолжать работу.
2. Выполнение форэскиза. Передача лаконичными средствами натурных впечатлений от постановки, учитывая цветовую гамму, теплохолодность и тоновые отношения.
Прежде чем начать писать, художник должен мысленно проанализировать модель в зависимости от задач и решить, примерно, какие смеси он должен взять для этюда, какие красочные сочетания он обнаружил в модели, увидеть в натуре теплые и холодные тона. После того как автор «вжился» в натуру, мысленно понял ее колористический строй, как бы видя ее уже написанной, он приступает к самой первой стадии работы, представляющей легкую прописку цветом всего листа. Прописка иногда делается без белил, как акварелью, иногда вводится и небольшое количество белил. (Рисунок 2)
По легкой прописи художнику впоследствии легче определить правильный тон и цвет, тогда как по чистому листу это сделать труднее.
Характерной ошибкой при работе является неправильное определение тональных отношений между головой и фоном. Гипсовая голова бывает «перечернена» и сливается с фоном или слишком светлая и «вываливается» из композиции. Чтобы избежать этого, перед этюдом необходимо исполнить несколько небольших пятновых зарисовок, что поможет разобраться в нюансах светотеневых отношений, даст необходимую уверенность руке. Робость наложения краски при моделировке формы гипсовой головы приводит к вялости выражения объема цветом.
Так как гипс имеет белый цвет, фон всегда плотнее и насыщеннее по цвету, чем гипсовая голова. Образующаяся силуэтность способствует выявлению цельности форм в этюде. Когда сделана прописка и пролеплена форма головы, можно переходить ко второму этапу - то есть к решению основных масс в полную силу натуры.
Р исунок 2. Выполнение форэскиза. Передача лаконичными средствами натурных впечатлений от постановки, учитывая цветовую гамму, теплохолодность и тоновые отношения.
3. Передача объёма, освещения и материальности.
Начинать писать в полную силу лучше с того фрагмента, который наиболее ясен автору. Предположим, художник почувствовал силу тона и цвет лба вместе с волосами и по подмалевку начал брать цвет «в упор». Начав писать лоб во всю силу, он берет и волосы, и фон, приводя все это в гармонию. Затем в ту же силу будет брать и остальные части головы, постоянно сравнивая между собой цветовые и тоновые отношения. Таким образом, после прописки автор переходит к лепке головы как бы по частям, сравнивая их друг с другом.
Но не всегда удается художнику, работая по частям, воспринимать всю постановку в целом, глаз его так и норовит задержаться на том участке натуры, который изображается, и никак не хочет увидеть окружающие участки. Это - извечная борьба за целостное видение натуры. Начинающий должен собрать необходимые усилия воли к постоянному вниманию и выработке такого типа работы, который позволял бы ему, когда он пишет щеку, сравнивать не только освещенную часть щеки с теневой частью, но сравнивать щеку и со лбом, и с шеей, и с фоном, и с волосами. Так всегда при письме любой детали сравнивайте как можно больше и чаще: весь процесс живописи состоит в сравнении. Сравнивать необходимо не только точки зрения формы, пропорций и характера а и с точки зрения цветовых отношений. (Рисунок 3)
Цель этого этапа заключается в том, чтобы раздробленную деталями голову привести снова к обобщению, снова укрепить конструкцию головы, привести к синтезу тот анализ форм, который был проделан раньше. В этот момент нужно собрать всю волю ради того, чтобы отказаться порой от многих найденных деталей ради цельного и наиболее художественного решения.
Рисунок 3. Передача объёма, освещения и материальности.
Список литературы
1. Ростовцев Н.Н. Рисование головы человека - М.: Изобразительное искусство, 1989;
2. Ли Н. Голова человека. Основы учебного академического рисунка - М.: Эксмо, 2009.