Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: «воспитание чувства цвета учащихся класса изобразительного искусства дши»»
Методическая разработка на тему: «Воспитание чувства цвета учащихся класса изобразительного искусства ДШИ»
Слово “контраст” постоянно присутствует в нашей жизни. Особенности человеческого глаза таковы, что в зависимости от окружения один и тот же оттенок цвета может выглядеть по разному.
На первый взгляд контраст — понятие очень простое. Его в самой общей форме можно определить как противопоставление предметов или явлений, резко отличающихся друг от друга по тем или иным качествам или свойствам. Но при таком определении в стороне остается сущность контраста, и отмечаются лишь его внешние условия. А суть контраста, очевидно, можно видеть в том, что резко противоположные по каким-либо параметрам предметы или явления вместе вызывают в нас качественно новые ощущения и чувства, которые не могут быть вызваны при восприятии их по отдельности.
Контрастирующие цвета способны вызывать целую цепь новых ощущений. Возьмем для примера самое популярное и элементарное сопоставление белого и черного. Оно может сопровождаться ощущением некоторого шока вследствие внезапного перехода от белизны к черноте, кажущимся изменением размеров и светлоты, возникновением пространственного эффекта и т. п. Эти психофизиологические последствия, вызываемые действием контраста, играют исключительно важную роль в структуре живописного произведения.
Контраст является также одним из важнейших формообразующих элементов, участвуя в образовании свойства декоративности. Вместе со светотенью и линейной перспективой он способствует созданию ощущения пространственной глубины. Цветовая гармония, колорит и светотень в качестве одного из обязательных структурных элементов включают в себя тот или иной вид контраста. Редкое описание или анализ живописного произведения обходится без указания на использование художником контрастов.
Цветовой контраст — это разница между оттенками цвета.
Цвет является одним из самых мощных имеющихся у нас инструментов для создания художественного образа в живописи.
Существует ряд теорий, описывающих различные подходы к гармоничному сочетанию цветов, но самое простое правило, которое нужно помнить – это использование силы дополнительных цветов.
Чтобы цветовые акценты, основанные на дополнительных цветах, давали необходимое воздействие, вся картина должна быть построена на нюансных цветах (с помощью группы соседних цветов в цветовом круге). Цветовой акцент при этом будет являться дополнением к группе этих соседних цветов
. Насыщенные цвета – это все чистые цвета цветового круга. Это либо основные цвета спектра, либо их смешение: например, красный + оранжевый дают красно- оранжевый и т.д.
Составные цвета представляют собой смесь, содержащую все три основных цвета – это все коричневые, охра, хаки и т.д.
Нюансные цвета – любые группы цветов рядом друг с другом в цветовом круге – красный, красно-оранжевый, оранжевый.
Дополнительные цвета – цвета, расположенные цветовом круге друг напротив друга – красный и зеленый или синий и оранжевый цвета.
Контрасты разделяются на два вида: ахроматический (световой) и хроматический (цветовой). В каждом из названных контрастов в свою очередь различаются контрасты: одновременный, последовательный, пограничный (или краевой). Наиболее часто приходится иметь дело с ахроматическим (или световым) контрастом. Явление светового контраста даже нашло отражение в поговорке: «чем ночь темней, тем звезды ярче». Суть явления в том, что светлое пятно на темном фоне кажется еще более светлым, а темное на светлом — темнее.
Явление светового контраста наблюдается и тогда, когда оба поля имеют одинаковый цветовой тон, но различаются по светлоте. Такой контраст называется монохроматическим. В этом виде контраста изменяется не только светлота, но и насыщенность.
Несколько особого рода явление представляет контраст взаимодополнительных цветов. При их сопоставлении не возникает в восприятии новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и яркости (светлоты), пока они занимают сравнительно большую площадь в поле зрения. При рассматривании их с более далекой дистанции вступает в силу уже другая закономерность, а именно — действует закон аддитивного оптического смешения, и составляющие цвета воспринимаются все более и более тусклыми, вся комбинация в целом выглядит серым пятном.
Все холодные цвета дают более сильный контраст, нежели теплые.
Способность понимать цветовые контрасты и распознавать каждый из них по отдельности — важный раздел цветового контаста.
7 Видов цветовых контрастов.
Контраст по цвету.
Этот самый простой из всех контрастов означает сопоставление чистых, не смешанных цветов. Можно пользоваться первичными, вторичными и третичными цветами, для усиления контраста подойдут черный или белый. Если черными линиями разделить отдельные цвета, это усилит контраст.
Контраст светлого и тёмного.
Этот тип контраста основан на взаимодействии цветов разной тональности. Добиться контраста светлого и темного можно: а) непосредственно сопоставив цвета с разной светлотой, например, желтый — это самый светлый цвет, а фиолетовый — самый темный; б) добавив к цвету белого, чтобы осветлить его, или черного, чтобы затемнить.
Контраст холодного и тёплого.
Такой контраст возникает из того простого факта, что нам, людям, нравится ассоциировать цвета с ощущениями. Все цвета, напоминающие нам воду, снег или влагу, воспринимаются как холодные, а те, что наводят на мысль о солнце и огне, — как теплые. Этот принцип четко прослеживается в цветовом круге Иттена. Все теплые цвета располагаются с правой стороны, а холодные — с левой. Самый теплый оттенок красно-оранжевого и самый холодный оттенок зеленовато-голубого цвета располагаются в центре, по горизонтали. Контраст холодного и теплого — важное средство выражения в живописи. Он обращается непосредственно к эмоциям зрителя и идеально подходит для того, чтобы подчеркнуть вероятную двойственность.
Контраст цветового насыщения.
Этот контраст основан на взаимодействии между чистыми, насыщенными цветами и более тусклыми, ослабленными тонами. Вариацией такого контраста является контраст хроматических и ахроматических цветов, где насыщенные, «колоритные» цвета контрастируют с черным или белым, то есть с ахроматическими цветами. Это также служит эффективным инструментом в живописи, который можно использовать для того, чтобы акцентировать и выразить настроение.
Вы всегда можете изменить степень насыщенности тона, добавив к нему следующие цвета:
черный: оттенок становится темнее;
белый: оттенок становится более ярким, пастелеподобным, более холодным;
серый: оттенок становится холоднее;
дополнительный цвет: обычно оттенок становится более темным и ослабленным.
Контраст по площади цветовых пятен.
Такой контраст также называют контрастом пропорций, так как речь идет о соотношениях между отдельными цветовыми пятнами. Будь то крохотная точка или большое цветовое пятно — цвет работает не только посредством одного своего присутствия, но также посредством своего распространения. Теория контраста предполагает, что сбалансированная композиция должна основываться на обратно пропорциональных соотношениях светлоты отдельных цветов.
Контраст дополнительных цветов.
В цветовом круге дополнительные цвета всегда расположены непосредственно друг напротив друга. Пары есть не только у чистых цветов, но также у ослабленных и затененных оттенков. Создается нечто вроде магнетического притяжения, потому что чем ближе соседствуют на картине два комплементарных цвета, тем сильнее их воздействие, достигающее высочайшей интенсивности. Но стоит им коснуться друг друга и смешаться, получается нейтральный серый.
Симультанный контраст.
Эффект от этого контраста основан на том, что человеческий глаз, воспринимая определенный цвет, одновременно (т. е. симультанно) порождает дополнительный к нему цвет. В результате один и тот же цвет всегда видится по-разному в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Следовательно, цвета находятся в постоянном взаимовлиянии, которое нам следует учитывать.
Симультанные контрасты проявляют себя особенно сильно, когда рядом оказываются не комплементарные цвета, а те, что соседствуют с одним из них в цветовом круге. Так, например, вместо сопоставления фиолетового и желтого, можно было бы соединить сине-фиолетовый и желтый. Вот почему один и тот же серый щенок выглядит синеватым на оранжевом фоне, а в окружении синего он как будто приобретает оранжевый оттенок.
Таким образом, роль контрастов в композиции, как и в природе, универсальна. Они имеют отношение ко всем элементам композиции, начиная с характера конструктивной идеи и кончая построением сюжета.
Использовалась литература:
1. Беда Г. В. “Словарь специальных терминов в живописи”;
2. Эстетика: Словарь. - М.: Политиздат, под общ. ред. А.А. Беляева. 1989.
3. И. Иттен “Искусство цвета”.- М.: Д.Аронов. 2004.
4. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978. 5. Б.М. Теплов “Зрительные ощущения и восприятия”. - М.-Л.. 1935.