kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка на тему: "Развитие творческих способностей учащмхся на уроках прикладного творчества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка раскрывает основные типы работы на уроках прикладного творчества в классе изобразительного искусства в ДШИ. Делается акцент на развитии творческих способностей учащихся, общем развитии детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: "Развитие творческих способностей учащмхся на уроках прикладного творчества"»

Методическая разработка на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках прикладного творчества».

Рисование имеет большое значение для развития детей, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастером, но и пластилином. Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации) неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить. Такие качества привлекают ребятишек, поэтому они с удовольствием занимаются лепкой. Между тем, не всем родителям известно, что пластилином можно еще и рисовать, создавая объемные картины. Такой вид деятельности называется пластилинография. Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества.

Одним из средств, способствующих и творческому и сенсомоторному

развитию детей, является работа с пластилином. Лепка – самый осязаемый вид

художественного творчества. Занятия лепкой восстанавливают внутренний

баланс организма и душевного равновесия, оказывают определенное психотерапевтическое воздействие на детей. Такие занятия способствуют

развитию творчества, чувства гармонии цвета и формы, эстетических чувств.


Чем же полезны занятия лепкой для детей? Во-первых, дети, воспроизводя

пластически предметы с натуры по памяти или по образцу, знакомятся с его

формой, развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи. Во-

вторых, развивается наблюдательность, внимание. Лепка способствует полету

детской фантазии. На занятиях лепкой дети имеют дело с действительной

формой предметов, они не только рассматривают, но и осязают их со всех

сторон руками. А впечатление становится отчетливее, если в восприятии

принимают участие все органы чувств.

Творческой альтернативой лепке может стать пластилинография или,

как ее называют иначе, «Живопись с помощью пальцев». Принцип данной

техники – создание картин из пластилина на горизонтальной поверхности.

Жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, данное

искусство пленяет и очаровывает детей и легко воспринимается ими. Оно

вносит в жизнь радость яркими, сочными красками.

Пластилинография – малоосвоенная техника, но чрезвычайно

занимательная и эффективная. Она развивает мелкую моторику, способствует

развитию тактильных ощущений, развивает внимание, любознательность,

расширяет представление об окружающем мире. А также совершенствует

сенсомоторику – ориентировку в пространстве, согласованность в работе руки

и глаза, координацию движений, их точность.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в

пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень

умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша

тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет

быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в

творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень

важно для работы с малышами. Поэтому необходимость и целесообразность

занятий пластилинографией не вызывает сомнения.

Этот вид рисования появился относительно недавно. Принцип пластилинографии заключается в создании объемной,полу объёмной картины на горизонтальной поверхности с помощью рук и пластилина. Пластилинография – это не только рисование пластилином, но еще и аппликация пластилином. Данная техника увлекательна и интересна детям, добавляет новизны в их творчество. Благодаря разноцветной палитре, дети с огромным удовольствием смешивают цвета и образовывают новые оттенки.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких

психических процессов, как внимание, память, мышление. Техника

способствует развитию восприятия, пространственной ориентации,

сенсомоторной координации детей. Дети учатся планировать свою работу и

доводить её до конца. Детям представляется возможность развивать самостоятельность, произвольность поведения. Во время выполнения практических заданий попластилинографии включаются различные группы мышц, происходит и коррекция моторики рук, познавательной

деятельности, эмоционально – волевой сферы. Тренируя пальцы рук, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение пластилинографии, ориентированной на развитие, является незаменимой в коррекционной работе. При использовании пластилинографии дети учатся правильно

соотносить «право», «лево», «сзади», «под», различать понятия «между тем-

то и тем-то», тем самым формируются понимания пространственных

отношений между предметами.


По мнению специалистов, такие занятия можно проводить уже с трехлетними детьми. Главное при создании картин из пластилина - учитывать возраст ребенка и его технические навыки, так как из-за сложности изображения может теряться интерес к творчеству. Поэтому малышей сначала знакомят с простейшими приемами "азбуки лепки":


  • Размазывание - самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.

  • Раскатывание - возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.

  • Сплющивание и вытягивание - наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно - прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.

Сюжетами картин для дошкольников в этом возрасте могут быть хорошо знакомые осенние и летние мотивы, например, "Солнышко" (на голубом фоне сплющиваем желтый шарик, а лучики примазываем вокруг); "Цветы на траве" (зеленый пластилин размазываем по гладкой основе, сплющенные разноцветные шарики накладываем сверху). Подобным образом декоративно изображаются "Осенние листья на земле", "Падающий снег", "Ежик", "Разноцветный салют", "Гирлянды на елочку". Педагоги советуют обязательно использовать стишки, загадки и небольшие истории о лепной картинке, чтобы поддержать интерес к творчеству.

Когда простейшие способы будут освоены детьми, переходят на более сложный этап обучения, показывают новые приемы и разновидность пластилинографии. Тем самым создается определенная система работы над картиной. Какие приемы пластилинографии являются характерными именно для данной техники?

  • Заглаживание - прием необходим для подготовки основы будущей картины. Чтобы получить гладкую поверхность, необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина. Можно смочить пальцы водой, тогда дело пойдет быстрее. Работа требует определенных мышечных усилий, поэтому доступна только старшим дошколятам.

  • Прищипывание - используется для создания новых деталей в картине и придания ей декоративности. Дошкольник прищипывает пальчиками пластилин там, где необходимо декорировать изображение.

  • Примазывание, придавливание - приемы необходимы для плотного присоединения элементов картины.

  • Налепливание соединяет одну часть изображения с другой или помогает наносить необходимые детали на уже готовый рисунок, фотографию.

  • Смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков - необходимо для декора картины. Детей учат разминать цветные шарики в одном куске или смешивать разные цвета прямо в контуре рисунка в виде аккуратного накладывания одного цветного кусочка на другой.

Для старших дошкольников сюжетами картин могут стать более сложные, чем у малышей, композиции на темы времен года, например, "Снег идет", "Бабочки на лугу", "Корзинка с грибами", "Натюрморт из фруктов", "Ваза с полевыми цветами", "Радуга и дождик". Детям нравится создавать картины из жизни животных ("Обитатели зоопарка", "Ежик с грибами", "Собака играет с мячиком", "Котенок и клубок"), из жизни людей ("Праздник", "Космос", "Дети лепят снежную бабу") или сказочных персонажей.


Какой бывает пластилинография?


Прямая пластилинография- лепное изображение строится на ровной поверхности. При выполнении картины нужно сначала скатать объемные формы, например, колобки, колбаски, потом расположить их по контуру и расплющить в соответствии с замыслом, хорошо присоединив детали.

Обратная пластилинография (витражная) предполагает рисование с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например, пластик или оргстекло. Рисунок составляется на основе маркером, а затем его элементы заполняются пластилином. В изображение подбираются кусочки пластилина необходимого размера и цвета, размягчаются, а затем размазываются по прозрачной основе. Чтобы получился тонкий аккуратный слой, размазывать можно пальчиками или стекой, тщательно придавливая пластилин к поверхности.

Модульная пластилинография принадлежит к сложной технике и требует от детей умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов.

Мозаичная пластилинография – любимая детьми техника, так как изображение составляется только из пластилиновых шариков. Достаточно простая техника доступна ребятишкам всех возрастов. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы. Методика работы состоит из скатывания мелких шариков, расположения их на основе и прижимания к ней.

Контурная пластилинография - предполагает вылепливание объекта по контуру. Пошагово этапы действия будут следующие: сначала на основу наносится маркером рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладывается контур, изображение заполняется жгутиками соответствующего цвета. Педагоги советуют воспользоваться большим шприцем без иглы, в который помещается пластилин, затем шприц помещается в горячую воду для размягчения. Таким образом можно получить красивые ровные жгутики.

Многослойная пластилинография - представляет собой последовательно нанесенные на основу слои пластилина. Подобная техника необходима для пейзажей: изображений леса, воды, поля, когда нужно подобрать не только основные цвета, но и их оттенки. Такая работа довольно сложна для маленьких детей, и ее уместно проводить только со старшими ребятишками. Методика работы следующая: подбираются разные цвета пластилина, из которых делаются тонкие лепешечки. Затем заготовки накладываются друг на друга в виде многослойного пирога в соответствии с рисунком.

Фактурная пластилинография - самая сложная техника, так как предполагает изготовление объемного изображения. В ней можно выделить барельеф (фр. bas-relief -низкий рельеф, объем рисунка менее половины), горельеф (выступающий более чем на половину) и контррельеф (лат. contra - против и рельеф, углубленный рисунок). Чтобы получить такие картины, можно воспользоваться специальным валиком с нанесенным на него изображением. В магазинах можно приобрести готовые шаблоны для данной техники.



Вывод: Развитие художественного творчества является неотъемлемой частью эстетического воспитания подрастающего поколения. Общество испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения в различных ситуациях.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Токарева Мария Владимировна

Дата: 26.03.2024

Номер свидетельства: 648030


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства