kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс по нетрадиционным изобразительным техникам на уроках изобразительного искусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учителей с нетрадиционными изобразительными техниками.

Задачи:

- расширить знания учителей о нетрадиционных техниках рисования для обучающихся;

- познакомить с технологией выполнения техник;

- выполнить изображение в нетрадиционной изобразительной технике;

- поделиться опытом работы.

 

План мастер - класса:

  1. Вступительное слово
  2. Знакомство с технологией выполнения изображения в нетрадиционных  изобразительных техниках.
  3. Практическая работа по созданию изображения.
  4. Подведение итогов.

 

Ход мастер - класса

«Страна, в которой всех детей будут обучать рисованию,

подобно письму, вскоре превзойдет другие во всех отношениях»

Д.Дидро.

       Человек начинает рисовать раньше, чем писать и читать. Читаем и пишем мы до сих пор, а рисуем…? Куда все уходит?      

Школьное детство - очень важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для

себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем

успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные и творческие возможности.

              В 5-х классах дети охотно берутся за выполнение заданий, смело, и увлеченно работают, довольствуясь любым результатом. Ведь именно в этом возрасте, по моим наблюдениям, зрительное восприятие ребенка является доминирующим. У некоторых детей в 6 –м классе возникает проблема - «Ступор: почему у меня не получается так красиво, как у других одноклассников?», ведь выразить себя хочется, а выразить не получается. Что ж, было бы желание, а остальному можно научиться.

В 7-х же классах иные ученики принимаются за работу, а, выполнив задание, могут изорвать рисунок, объявив себя «неспособным».  Работая с подростками, иногда сталкиваешься с максимализмом и безапелляционным критицизмом, свойственными этому возрасту. На мой взгляд, есть несколько путей решения подобных конфликтных ситуаций, одним из которых является необходимость облегчения навыков рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. 

Во всякой картине есть две основные стороны: тема (что изображено) и выразительное

средство (как изображено). Чтобы придумать новые выразительные средства, нужно проанализировать РЕСУРСЫ. Ресурсы могут быть готовыми и производными, дорогими и бесплатными. Готовыми и БЕСПЛАТНЫМИ ресурсами всегда являются природные объекты. Рисовать можно и песком, и тополиным пухом, и шишками и листиками, и лепестками, и ракушками, и скажем, кнопками и зубной пастой. Все это можно подкрашивать, перемешивать, клеить, разводить водой и т.д.  И тогда получаем вот такой результат:

 

 

 

 

 

Цель:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по нетрадиционным изобразительным техникам на уроках изобразительного искусства»

Д
онецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №126




Мастер-класс


для учителей,

которые преподают изобразительное искусство

в школе.


«Нетрадиционные изобразительные техники

на уроках изобразительного искусства»





Составитель:

учитель изобразительного искусства

ДОШ І-ІІІ ступеней №126

Брындюк Вероника Викторовна






Донецк – 2015.

«Недаром в миру говориться,

Чтоб Божью иметь Благодать,

Учителем надо родиться,

А только потом уже стать»

Народная мудрость.






Цель: познакомить учителей с нетрадиционными изобразительными техниками.

Задачи:

- расширить знания учителей о нетрадиционных техниках рисования для обучающихся;

- познакомить с технологией выполнения техник;

- выполнить изображение в нетрадиционной изобразительной технике;

- поделиться опытом работы.


План мастер - класса:

  1. Вступительное слово

  2. Знакомство с технологией выполнения изображения в нетрадиционных изобразительных техниках.

  3. Практическая работа по созданию изображения.

  4. Подведение итогов.


Ход мастер - класса


«Страна, в которой всех детей будут обучать рисованию,

подобно письму, вскоре превзойдет другие во всех отношениях»

Д.Дидро.


Человек начинает рисовать раньше, чем писать и читать. Читаем и пишем мы до сих пор, а рисуем…? Куда все уходит?

Школьное детство - очень важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для

себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем

успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные и творческие возможности.

В 5-х классах дети охотно берутся за выполнение заданий, смело, и увлеченно работают, довольствуясь любым результатом. Ведь именно в этом возрасте, по моим наблюдениям, зрительное восприятие ребенка является доминирующим. У некоторых детей в 6 –м классе возникает проблема - «Ступор: почему у меня не получается так красиво, как у других одноклассников?», ведь выразить себя хочется, а выразить не получается. Что ж, было бы желание, а остальному можно научиться.

В 7-х же классах иные ученики принимаются за работу, а, выполнив задание, могут изорвать рисунок, объявив себя «неспособным». Работая с подростками, иногда сталкиваешься с максимализмом и безапелляционным критицизмом, свойственными этому возрасту. На мой взгляд, есть несколько путей решения подобных конфликтных ситуаций, одним из которых является необходимость облегчения навыков рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. 

Во всякой картине есть две основные стороны: тема (что изображено) и выразительное

средство (как изображено). Чтобы придумать новые выразительные средства, нужно проанализировать РЕСУРСЫ. Ресурсы могут быть готовыми и производными, дорогими и бесплатными. Готовыми и БЕСПЛАТНЫМИ ресурсами всегда являются природные объекты. Рисовать можно и песком, и тополиным пухом, и шишками и листиками, и лепестками, и ракушками, и скажем, кнопками и зубной пастой. Все это можно подкрашивать, перемешивать, клеить, разводить водой и т.д. И тогда получаем вот такой результат:

Фатьянова Настя.6-А. Рубан Аня. 5-А

Иванов Дима. 5-А Пастухов Женя.5-Г


Рисовать можно и на асфальте, на песке, на деревьях, на листочках, на коробках, на стене...

Цаценко Полина.7-А. Техника «ЗЕНТАНГЛ»

В общем, изображение получается, когда что-то на чем-то оставляет след.

Поэтому на своих уроках я часто применяю нестандартные изобразительные техники для формирования стойкого убеждения у ребенка, что он не только ХОЧЕТ рисовать, но и самое главное – МОЖЕТ.


МОНОТИПИЯ С ДОРИСОВКОЙ.

Это одна из простейших графических техник, в переводе с греческого – «один» и «отпечаток». В этой технике в основном рисуем симметричные предметы.  

5 класс:

6 класс:




РИСУНОК С РУКИ ПРИ ПОМОЩИ ЛАДОШЕК.

5 класс: «Образ птицы»



6,7 класс: плакат, «торцевая гуашь».



Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, декорировать их пластилином, бисером, крупами и другими материалами (декор 9 кабинета). Также интересен мой опыт работы с рельефными пластилиновыми изображениями: рельеф с использованием спичек, семечек, крылаток ясеня, а также создание изображение с помощью пластилиновых кружочков.


Минакова Дарья.6-Б. Брюшков Андрей.6-В Третьякова Яна.6-В.





ФЛОРИСИКА.


ШТАМПОВКА с ДОРИСОВКОЙ

Панченко Кирилл,7-А

На «печать» накладывается краска и штампуется рисунок на бумагу, затем в технике «силуэтная графика» дорисовывается композиция.


ТОЧЕЧНАЯ ГРАФИКА.

Выражение мысли на бумаге при помощи системы точек. Такое направление в мировой живописи получило название «пуантилизм». Когда-то, что бы не смешивать цвета, но при этом получить оттенки, стали ставить рядышком, скажем, желтую и синюю краски, которые издали, казались зелеными.

Волкова Елена,6 кл. Мыцык Вика,6 кл. Кулешова Екатерина,7-А Балиоз Настя, 7 кл.


СМЕШАННАЯ ТЕХНИКА: ЛИНИИ+ТОЧКИ РИСОВАНИЕ ЛИНИЯМИ «Живая линия»


Морозова Лена, 7-А кл. Хохлач Аня,5 кл. Косякова Юля,5 кл.

Так рисовал масляными красками Ван Гог. После его картин остается впечатление сильной эмоциональности произведения.


«АРХИТЕКТУРНАЯ ВЫТЫНАНКА»


7 класс.



ГРАТТАЖ


Ананьев Саша, 7-А Ширнин Олег, 7-А

Слово “граттаж” произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. На натертый свечей лист нанести смесь (тушь с жидким мылом). После того как лист высохнет, заостренной палочкой процарапывается композиция.


ИМИТАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ.

Имитация наскальной живописи в 7 классе.

МЕДИТАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ.

Если представить, что нашими душевными переживаниями, нашим чувствам соответствуют цвета, формы, образы, то можно нарисовать душевное состояние.

«Мои сны». Соболева Мария,7-В Иорганская Кристина, 7- В(техника растушевка). В кругу профессиональных художников бытует мнение, что использование растушёвки в карандашном рисунке совершенно недопустимо и с головой выдаёт работу непрофессионала. Лично у меня другое мнение. Я считаю, что этот приём использовать не только можно, но и нужно. Аргумент у меня такой - в окружающем мире очень трудно найти объекты, тона которых передаются светлыми и тёмными полосами (т.е. штриховкой в рисунке), зато сплошь и рядом на реальных объектах присутствуют непрерывные тона и переходы тона (в рисунке - растушёвка). Поэтому повторюсь - применять растушёвку не только можно, но и нужно.

АНИМЕ

Иорганская Кристина, 7-В




РАЗМЫТЫЙ РИСУНОК

«Мой образ». Вика.7 кл.


Лист смачивается водой и по мокрому рисуется образ. Получается дымчатое изображение, плавные переходы и очертания. После высыхания – щадящая корректировка.

КОЛЛАЖ ПО ДОНЕЦКИ



Таким образом, на основе своего опыта я делаю вывод, что нетрадиционные техники рисования позволяют творчески всматриваются в окружающий мир, приобретать опыт эстетического восприятия. Дети создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. А, мы учителя должны знать эти техники и применять на уроках изобразительного искусства и технологии.



Сегодня на моём мастер - классе я предлагаю, Вам, создать несколько композиций в нетрадиционных изобразительных техниках.

Вначале проведем тренировочные упражнения по выполнению штриховки. (Тренировочные упражнения проводим под песню Шаинского «Дети любят рисовать»)

Прежде чем заняться созданием шедевра, Вам необходимо освоить техники штриховки. Существует масса учебников, в которых подробно расписано как работать карандашом, как его правильно держать, какие делать упражнения для правильной постановки руки и выработки рисовального навыка. К сожалению, на этом мини-курсе не стоит задача сделать из Вас классного рисовальщика, поэтому тут приведены лишь самые начальные (базовые) навыки работы с карандашом, которые помогут Вам создать более-менее достойную работу.

Итак. С помощью штрихов (коротких линий) можно с успехом передавать тон. В зависимости от частоты нанесения штрихов можно получить различные степени насыщенности тона (чем штрихи реже – тем тон светлее и наоборот – чем чаще, тем темнее). Так же направлением штрихов можно передать фактуру поверхности. Например, горизонтальные штрихи хорошо подходят для передачи поверхности воды, а вертикальные – для травы.

Штриховка выполняется, как правило, короткими прямыми штрихами с примерно одинаковым расстоянием между ними. Штрихи накладываются на бумагу с одной стороны с отрывом карандаша. Т.е. начав с одной стороны делают штрих, затем возвращают карандаш к началу, делают отступ и снова проводят штрих и т.д.

Это все имеет название «классика жанра», тяжело? А теперь перейдем к нетрадиционным изобразительным техникам, и вы на собственном опыте убедитесь насколько это легче и интересней.

Создание композиции при помощи линий. «Живая линия». В черно-белой графике существует минимум средств передачи изображения — это точка, пятно и линия. Сегодня мы попробуем узнать о свойствах и выразительных особенностях простой линии – следа, который оставляет карандаш, когда мы касаемся им бумаги.

Линию, проведенную по линейке, называют «чертежной», чаще всего она прямая и тонкая. Художники ею не пользуются из-за её однообразия. Линия на рисунках художников необычная, она «живая», то есть динамичная, меняющаяся, ускользающая. Рисунки, выполненные простой линией, принято называть линейными, они передают силуэт и контур изображаемого объекта.

Линии имеют свои характеристики, они бывают тонкими, толстыми, волнистыми, стремительными, ломаными, легкими и воздушными. Линия несет в себе информацию об изображении: художник не может обойтись без неё в своем творчестве. Ею пользуются скульптуры, архитекторы, живописцы и конструкторы.

С помощью диагональных линий можно отлично изобразить дождь и хмурое небо

Изогнутые, надломленные линии используют для передачи определенных эмоций, предметов с острыми и колючими формами.


С помощью таких спокойных и мягких линий можно изображать облака, воду, метель, цветы, листья и многое другое..


Техника «Зентангл».Чем же будет учащимся полезен «Зентангл»? Зентангл (англ. zentangle) – новая, развивающаяся форма искусства, которая сочетает в себе творчество, медитацию и удовольствие. Самые частые узоры — это: узоры из волнистых линий, дуги, сетки графические линии, листья, цветы и прочее узоры с окружностями. Методика Zentangle была изобретена Риком Робертсом и Марией Томас — Rick Roberts и Maria Thomas. Она защищена авторским правом. Zentangle ® является зарегистрированным товарным знаком Zentangle, Inc.

Расширят условные внутренние рамки и возможности. Повысят чувство собственного достоинства. Изменят поведение в лучшую сторону. Тренирует позитивное мышление. Даст неожиданные результаты. Может стать хобби. Разовьет творческую самореализацию. Интересно и расслабляет.


Техника  рисования  ладошками. На  лист  бумаги обводим  собственную  ладошку.  Затем предлагаем  детям  пофантазировать  и  дорисовать  ладошку,  чтобы  получился  какой-то образ.


Аппликации из «ладошек». Чтобы сделать аппликацию из «ладошек», можно сначала сделать много отпечатков ладошек (или обвести ладошки на цветной бумаге) и вырезать их.


Подведение итогов. Теперь, когда вы выполнили работу, давайте проведём небольшую выставку.

Посмотрите, какие необычные интересные работы получились. Всем большое спасибо!

Я  познакомила  вас  лишь с  несколькими нетрадиционными   изобразительными техниками, таковых  существует    много. Нетрадиционные   техники помогают сделать занятие эмоционально богаче, вызывают огромный интерес у  ребят  к  творчеству, к  художественной  деятельности, а также развивают у обучающихся воображение и фантазию,  улучшают мелкую  моторику, гибкость рук. Развиваем нестандартное мышление и творческое воображение.

В каждом ребенке  живёт художник, бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть детям в  себе  таланты должны мы, учителя!

Если вам доставил удовольствие мой мастер класс, то позволю себе рекомендовать сайты по нестандартным изобразительным техникам:

  • https://yandex.ua/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fcs3.livemaster.ru%2Fzhurnalfoto%2Fe%2F4%2F8%2F150507163031.jpeg&_=1450592314860&p=1&tex

  • http://merypoppins.com/risunki-i-applikatsii-s-pomoshhyu-ladoshek/

  • https://yandex.ua/search/?text=%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%B8%20%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB.%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B2%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F&lr=142

  • http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/12/18/netraditsionnye-tehniki-risovaniya

  • http://triz-plus.ru/xudozhestvennoe-tvorchestvo/netradicionnye-texniki-risovaniya

  • http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia32.htm

  • http://www.tcnordtv.ru/

  • http://www.info@art-publish/ru

  • http://prodecoupage.com/forum/8

  • http://prodecoupage.com/index/0-2

  • http://www.how-to-do.ru/page.php?id=91

  • http://www.arshobby.ru/

  • http://www.artgalery.ru/?id=300

  • http://razuznai.ru/kultura/

  • http://xozayka.ru/master.php


А так же литературу:

  • Альтшуллер Г.С. Дерзкие формулы творчества.

 Выгодский Л. С.  Воображение и творчество в детском возрасте.  -  М., 1991.

 Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей //  Художественное

творчество и ребенок./Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвещение, 1972г.   

 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: 1967г.    

  • Гин С.И. Мир фантазии: Метод. пособие для учителей нач. шк. Ч.1 и 2. Версия 2.0/ Система проф. разраб., консультантов и препод. "ТРИЗ-Шанс". — Гомель, 1995. — 138С.

 Комарова Т. С.  Обучение детей технике рисования.  -  М.,  1994.

 Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной.  - М.,  1972.

 Мелик-Пашаев А.А..,  Новлянская З. Н.  Ступеньки к творчеству.  -  М., 1995.

  • Мухина В. С.  Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта.  -  М.,  1981.

  • Журнал ТРИЗ Россия (Редактор Склобовский Кирилл Афанасьевич), Фонда ТРИЗ - Челябинск (Кожевникова Любовь Анатольевна)



14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Брындюк Вероника Викторовна

Дата: 20.12.2015

Номер свидетельства: 268198


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства