МАКЕТИРОВАНИЕ В ДИЗАЙНЕ ПОСРЕДСТВОМ БУМАГОПЛАСТИКИ
Макетирование – один из главных методов художественной проектной деятельности. Бумагопластика является средством отображения и проектирования, моделируемых дизайнерами объемно-пространственных объектов в процессе макетирования. Для максимально эффективного освоения макетирования необходимо учебный процесс наполнить учебный процесс информацией о множестве созданных и создающихся техниках, видах и приёмах бумагопластики, о закономерностях композиционной гармонизации трехмерных форм, о пластике поверхности при выполнении композиций различных по сложности объемных форм.
Макетирование – проектно-исследовательское моделирование, направленное на получение наглядной информации о свойствах проектируемого изделия в форме объёмного изображения. При этом создание макета представляет собой объемно-пространственное формообразование объекта, который выполнен в определённом масштабе, с определённой степенью условности и дающее представление о его форме, пропорциях, пространственной структуре, размерах, топологии поверхностей и других качествах изделия. Макетирование – это такой способ создание 3D-модели объекта, при котором можно не только разглядеть все возможные ракурсы проекций, но и ощущать предмет тактильно, более полно осознать его форму, положение в пространстве. При изготовлении макетов изделий используют различные материалы, как в натуральную величину, так и в выбранном масштабе. Макетирование из бумаги является одной из областей объемнопространственного формотворчества. Содержание художественной деятельности, связанной с бумаготворчеством – это в своем роде работа с бумагой в нетрадиционной сфере её применения. Использование бумаги для творческих макетов во многом обуславливается простотой приемов формоизменения бумажной плоскости в процессе конструирования. Бумагопластика является средством отображения и проектирования моделируемых дизайнерами объемно-пространственных объектов, в том числе в процессе макетирования. Термин «бумагопластика» отражает как художественно-творческие особенности, так и специфику самого жанра, и отражает специфику авторского подхода к изучению композиционных, конструктивных, структурно-технологических закономерностей. В процессе освоения бумагопластики возможно: овладевать различными приёмами и способами действий с бумагой, работе с чертежами, шаблонами; развивать творческие способности, воображение, пространственное мышление, чувство «прекрасного»; стимулировать развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции; воспитывать умение наблюдать, формировать чувство сопереживания, желание трудиться. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления. Бумага широко используется художниками при создании различных изделий, макетов, упаковок. Она традиционно не является материалом, ассоциировавшимся с возможностями трехмерного моделирования. Однако не 142 всякий знает пластические возможности этого распространенного материала. Макетирование посредством бумагопластики по виду творчества очень схоже со «скульптурой». Но в макетировании из бумаги все изделия внутри пусты, все изделия – оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре идёт как наращивание объёма дополнительными элементами, так и убирается лишнее. В отличие от традиционной лепки из различных видов пластичных материалов, где масса формы набирается постепенно, изделия из бумаги пустотелые и представляют собой как бы «оболочку» создаваемого объекта. Такой вид творчества нисколько не исключает широких возможностей в изучении формы предмета, а в некоторых случаях, наоборот, помогает осмыслить ту или иную пластическую основу. Также важной чертой бумажных конструкций является то, что они позволяют формировать пустотелый объем с помощью создания оболочки, что отвечает минимуму затрачиваемых средств, но максимум эффекта. Бумагопластика является на сегодняшний день достойной альтернативой классической скульптуре, как в системе художественного образования, так и шире. Пластическое проектирование сегодня уделяет особое внимание листовым материалам и методам их объемно-пространственной трансформации. Конструирование из бумаги является мощным средством развития бумаготворчества: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т.п.; организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности. Макетирование – один из главных методов художественной проектной деятельности. Обучение макетированию способствует развитию объемнопространственного мышления, с помощью которого студенты смогут легче освоить проекционные чертежи и аксонометрию, создать объемнопространственные композиции на рисунке. 143 В настоящее время учебная дисциплина «Макетирование» включена в программу обучения бакалавров многих учреждениях высшего образования, где изучается графический дизайн. Практическое освоение тематики макетирования в графическом дизайне, призвано максимально способствовать эффективному решению студентами конкретных предметных задач учебного проектирования. При этом определенные приёмы трансформации материала является формообразующими принципами создания конкретных форм объектов. В своих работах отечественные авторы В.Н.Гамаюнов, Н.В.Калмыкова, А.Н.Лаврентьев, М.М.Литвинова, И.А.Максимова, Б.Н.Рахманинов постоянно обращались к теме макетирования и бумагопластики. Издавались книги и учебные пособия, в которых рассматривались особенности бумаги как конструктивного материала на основе постижения формальных законов композиции, различные методики моделирования как инструмент развития творческих способностей. Но, как правило, в этих книгах и пособиях затрагивались лишь небольшие части художественно-проектного опыта в этой области. К сожалению, учебного и методического материала по данной дисциплине крайне мало, что затрудняет и замедляет образовательный процесс в данном направлении. Для того, чтобы максимально эффективно освоить макетирование, необходимо наполнить учебный процесс информацией о множестве созданных и создающихся техниках, видах и приёмах бумагопластики, о закономерностях композиционной гармонизации трехмерных форм, о пластике поверхности при выполнении композиций различных по сложности объемных форм. На сегодняшний момент составляющей частью макетирования является бумагокручение, бумажная филигрань или квиллинг – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но, само распространение, это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции 144 тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. Скрапбукинг – вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Не секрет, что значительная часть современных материалов, с которыми имеет дело дизайнер, – это плоские материалы подходят для скрапбукинга. Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Киригами – вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: (киру) – резать, (ками) – бумага. Мозаика – декоративно-прикладное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило – на плоскости) разноцветных кусков бумаги. Плетение – декоративно-прикладное искусство, произведения которого подразумевают изготовление поделок из бумаги по средствам плетения составных образующих между собой. Используя различные сочетания приемов и видов работы с бумагой, композиции становятся не просто образцами бумагопластики, но и аналитически экспериментальным материалом, позволяющим проникнуть в основы формотворческих закономерностей. Мировая культура бумагопластики накопила значительную базу методов и средств трансформации бумажной плоскости: это и складки, и разрезы, и различные виды склеивания. Приемы трансформации бумажного листа во многом заимствованы полиграфической промышленностью, однако, потенциал формотворческих возможностей при работе с листом для нее еще далеко не 145 окончен. Необходимо расширять спектр методов конструирования, включая современные технологии, осуществлять широкий поиск выразительных средств в бумагопластике, тем самым стимулировать развитие бумажного формообразования в промышленных условиях. Бумажные конструкции имеют особую логику формообразования, базирующуюся на принципах трансформации листа. Исходя из этой логики, происходят конструирование объема, формирование тектоники конструкций, нахождение особой образности в бумагопластике. Лаконичная, четкая геометрия, привычная для бумажных конструкций, казалось бы, накладывает определенный визуальный отпечаток на объекты бумагопластики. Однако своего рода жесткость в ограничении изобразительных возможностей, условность, отсутствие натурализма – всё это ценностные качества бумажных конструкций. Законы ритмической организации формы, принципы симметрии, динамические основы в разделке складками бумажных плоскостей или в формировании из бумаги объема, понимание элементов композиции как единой конструктивной системы, ее комбинаторные преобразования, ряды программного формообразования, объединяющие бумажные композиции в кинетические структуры, позволяют на примере бумагопластики выявить все многообразие композиционных возможностей для листовых материалов. Бумагопластика является интеллектуальным активом художественного моделирования, позволяющим находить яркие композиционные решения. Развивая экспериментальную деятельность в процессе изучения макетирования посредством использования бумагопластики, возможно не только накопить многообразные методы и средства пластического проектирования, но и расширить палитру выразительности в бумагопластике. В учебной практике подготовка будущих дизайнеров осуществляется по нескольким общедоступным учебным пособиям: Н.В.Калмыковой, И.А.Максимовой «Макетирование из бумаги и картона»; Н.Г.Стасюка, Т.Ю.Киселевой, И.Г.Орловой «Основы архитектурной композиции»; Б.Е.Сотникова «Макетирование»; Т.А.Мазуриной, 146 О.Р.Халиуллиной «Макетирование в графическом дизайне». Проанализировав данные учебные пособия, заметим, что каждое из пособий не рассчитано на изучение полного курса дисциплины и нуждается в дополнительном материале. Исходя из этого, возникла необходимость в разработке учебно-методического комплекса, рассчитанного на весь курс изучения дисциплины «Макетирование», включающий необходимый материал для лучшего овладения методами получения наглядной информации о свойствах проектируемого изделия в форме объемного изображения с использованием навыков работы с бумагой, картоном. Список использованных источников: 1 Беляева С.Е. Основы ИЗО и художественного проектирования: учебник/ С.Е. Беляева. М.: Академия, 2008. 2 Гамаюнов В.Н. Образы виртуального мира. М., 2004. 3 Гончар В.В. Модульное оригами. М.: Айрис-пресс, 2009. 4 Калмыкова Н.В. Макетирование: учеб. пособие. М.: Архитектура-С, 2004. 5 Лаврентьев А.Н. Лаборатория Конструктивизма: Опыты графического моделирования: учеб.-метод. пособие по истории графич. дизайна. М., 2000. 6 Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М.: Айрис-пресс, 2009. 7 Серова В.В. Все об оригами. Скульптуры из бумаги / В.В. Серова, В.Ю. Серов. СПб.: СЗКЭО «Кристалл», 2011. © И.И. Зайцева, Е.И. Чернышева, 2016