Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД "Украшение полотенца"»
Управление образования
Администрация городского округа Саранск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32 комбинированного вида»
Конспект ООД
по аппликации:
«Украшение полотенца»
ср. гр.
Подготовила и провела: воспитатель Абросова Н.В.
Саранск, 2022 г.
Цель.
Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством мордовского народа.
Учить детей вырезать элементы мордовского узора: крестик, квадрат.
Закреплять умение располагать узор на листе (полотенце).
Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства мордовских умельцев.
Материал.
Предметы национальной одежды мордовского народа; элементы мордовского орнамента; силуэты полотенец, украшенных мордовскими узорами; белая бумага прямоугольной формы (полотенце), цветная бумага, кисти, клей, салфетки, ножницы.
Кукла в мордовской одежде.
Ход занятия.
На столе разложены предметы национальной одежды мордовского народа (картинки).
На доске силуэты 2–3 полотенец, украшенных элементами мордовских узоров.
В. Ребята, в какой республике мы живем?
- В Мордовии.
В. У мордовского народа, как и у других народов нашей страны, свои обычаи, традиции и свой неповторимый орнамент, который включает в себя национальный окрас и сочетание декоративных элементов.
Воспитатель показывает элементы мордовского орнамента.
Красный и черный цвета, более других, присутствует в мордовском орнаменте.
К элементам узора мордовского орнамента относятся - квадрат, ёлочка, крест, угол.
Они встречаются на национальной одежде и предметах украшения: полотенцах, фартуках, наволочках, платках…
Сегодня у нас в гостях девочка Настенька. Она мордовочка. У нее в руках поднос с хлебом и солью, что говорит о гостеприимстве. На подносе красиво вышитое полотенце с элементами мордовского узора. Давайте рассмотрим его и другие полотенца, которые у нас находятся на столе.
Дети рассматривают образцы мордовских узоров на полотенцах.
В. Назовите элементы мордовских узоров, которые вы знаете?
- Крест, уголок, квадрат, ёлочка.
В. У вас есть заготовки полотенец, которые нужно разукрасить мордовским орнаментом. Хотите попробовать это сделать? Но сначала, давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
Дети выполняют упражнение для пальчиков:
бельевой прищепкой (нужно проверить на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
В. Итак, сегодня мы с вами будем украшать край полотенца. Посмотрите внимательно, на столе у каждого из вас квадраты, сложенные пополам. На них отмечена часть, которую нужно вырезать. Будьте внимательны и осторожны при использовании ножниц.
Дети выполняют элемент «крест».
В. Какой элемент у вас получился?
- Крест.
В. Перед вами на столе прямоугольники. Согните их пополам так, чтобы получились квадраты. Разверните и разрежьте прямоугольники по линии сгиба.
Какие элементы у вас получились?
- Квадраты.
В. Составьте узор из полученных элементов.
Дети раскладывают узор на заготовке. Затем, после проверки воспитателем и индивидуальной помощи отдельным детям, дети приступают к заклеиванию элементов.
В. Посмотрите, как радостно смотрит Настенька. Ей очень понравились ваши работы.
Итог.
Ребята, узор какого народа мы сегодня выполняли?
Из каких элементов состоит мордовский орнамент?
Какой цвет чаще всего присутствует в мордовском узоре?
В. Наше занятие заканчивается, а Настеньке пора уходить. Давайте попрощаемся с ней на мордовском языке: Вастомазонок!