kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кейс Дидактического материала к мастер-классу в технике исполнения в гуаши «Летнее настроение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал матсер-класса направлен на развитие художественно-творческого воображения обучающихся, чувства композиции,  формирование навыков в работе с гуашевой краской,  совершенствование навыков живописи.

Просмотр содержимого документа
«Кейс Дидактического материала к мастер-классу в технике исполнения в гуаши «Летнее настроение»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детский эколого-биологический центр г. Ростова-на-Дону





Кейс

Дидактического материала

к мастер-классу

«Летнее настроение»

(розы)









Автор-составитель:

Чужданова С.А.

педагог

дополнительного образования







2019

Тема: «Летнее настроение»

Цели:  ознакомление обучающихся с летними цветами - розами, понятием и историей натюрморта.

Задачи:  развитие художественно-творческого воображения обучающихся, чувства композиции, формирование навыков в работе с гуашевой краской, совершенствование навыков живописи.

Материалы и инструменты:

Бумага, гуашь, кисть, емкость для воды.



План проведения мастер-класса

  1. Организационный момент.

  2. Основная часть:

  • Знакомство с жанром натюрморт.

  • Беседа о розах.

  • Технология рисования роз.

  • Индивидуальная работа по живописи.

  1. Заключительная часть:

  • Выставка творческих работ.

  • Подведение итогов мастер-класса.







Натюрмо́рт (от фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

В XV-XVI веках натюрморт рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

В качестве самостоятельного жанра живописи натюрморт сформировался в XVII веке в творчестве голландских и фламандских художников.

Эпоха расцвета натюрморта - XVII в. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитием национальных реалистических школ живописи.

В Италии и Испании подъёму натюрморта во многом способствовало творчество Караваджо и его последователей (см. Караваджизм). Излюбленными темами натюрморта были цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь и т. п. (П. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др.). Испанскому натюрморту свойственны возвышенная строгость и особая значительность изображения вещей (X. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др.). Интерес к бытовому характеру вещей, интимность, нередко демократизм образов ярко проявились в голландском натюрморте. Для него характерны особое внимание к передаче световой среды, разнообразной фактуры материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя - от изысканно скромного колорита "монохромных завтраков" В. Хеды и П. Класа до напряжённо-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа ("десерты").

Голландский натюрморт отличает обилие различных типов этого жанра: "рыбы" (А. Бейерен), "Ваза с цветами" (Я. Д. де Хем), "Битая дичь" (Я. Венике, М. Хондекутер), и др. Фламандский натюрморт (главным образом "рынки", "лавки", "цветы и фрукты") выделяется размахом и одновременно декоративностью композиций: это гимны плодородию и изобилию (Ф. Снейдерс, Я. Фейт), В XVII в. развивается также немецкий (Г. Флегель, К. Паудис) и французский (Л. Божен) натюрморт. С конца XVII в. во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства ("цветы" Ж. Б. Моннуайе и его школы, охотничий натюрморт А. Ф. Депорта и Ж. Б. Удри).

«Ваза с цветами» Ян Давидс де Хем «Фрукты в чаше »Ф. Снейдерс

В русском искусстве натюрморт появился в XVIII в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир ("обманки" Г. Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др.). Дальнейшее развитие русского натюрморта в течение значительного времени носило эпизодический характер. Его некоторый подъём в первой половине XIX в. (Ф. П. Толстой, школа А. Г. Венецианова, И. Т. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном.

Во второй половине XIX в. к натюрморту этюдного характера лишь изредка обращались И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, И. И. Левитан; подсобное значение натюрморта в художественной системе передвижников следовало из их представления о главенствующей роли сюжетно-тематической картины.

Самостоятельное значение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX вв. (М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX в. К его лучшим образцам относятся импрессионистические работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря; тонко обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников "Мира искусства" (А. Я. Головин и др.); остро декоративные образы П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С. Сарьяна и других живописцев круга "Голубой розы"; яркие, пронизанные полнотой бытия натюрморты мастеров "Бубнового валета" (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, Н. С. Гончарова).

К. А. Коровин «Розы» К. А. Коровин «На берегу моря»

А. Я. Головин М.А. Врубель Машков И. И.

Советский натюрморт, развиваясь в русле искусства социалистического реализма, обогащается новым содержанием. В 20-30-х гг. он включает и философское осмысление современности в обострённых по композиции произведениях (К. С. Петров-Водкин), и тематических "революционных" натюрмортах (Ф. С. Богородский и др.), и попытки вновь осязаемо обрести отвергнутую так называемыми беспредметниками "вещь" через эксперименты в области цвета и фактуры (Д. П. Штеренберг, Н. И. Альтман), и полнокровное воссоздание красочного богатства и многообразия предметного мира (А. М. Герасимов, Кончаловский, Машков, Куприн. Лентулов, Сарьян, А. А. Осмёркин и др.), а также поиски тонкой колористической гармонии, поэтизацию мира вещей (В. В. Лебедев, Н. А. Тырса и др.). В 40-50-х гг. значительно многообразные по манере натюрморты, отражающие существенные особенности современные эпохи, создали П. В. Кузнецов, Ю. И. Пименов и др. В 60-70-х гг. в натюрморте активно работают П. П. Кончаловский, В. Б. Эльконик, В. Ф. Стожаров, А. Ю. Никич.

Содержание беседы.

Роза относится к роду Шиповник семейства Разноцветные. Само растение является кустарником, размер которого может сильно колебаться от 15 см и свыше 2 метров. Ветки растения покрыты шипами, а листья имеют зеленый окрас и являются непарноперистыми. Мы различаем розы по цвету. Но они различаются не только по этому признаку. Они могут быть карликовыми, вьющимися, кустовыми, древовидными, отличаться формой лепестков и ароматом. Существует более 20 000 различных сортов роз и сегодня продолжают выводить все новые и новые сорта этих прекрасных цветов.

Роза – царица цветов. О её существовании знает каждый человек. Это очень древнее растение. Первые упоминания о нем относятся к II тысячелетию до нашей эры. Родиной розы считают Персию. На сегодняшний день одной из древнейших роз считается роза, растущая в Германии на территории Хильдесхаймского собора Вознесения Святой Марии. Её называют тысячелетней розой, высота которой 13 м, а диаметр ствола 50 см. У этой розы есть своя легенда: «Однажды в 885 году король Людовик отправился на охоту и потерялся в лесу. Он снял со своей груди крест и начал молиться. После этого он уснул. Проснувшись, он увидел, что вокруг креста расцвел розовый куст. Позже на том месте он приказал построить часовню, посвященную Богоматери». Во время второй мировой войны куст сильно обгорел, но в мае 1945 года он снова ожил и расцвел.

Пожалуй, ни о каком другом растении не существует такого количества легенд и мифов, как о розе. Розы почитали и в Древней Персии, и в Греции, и во Франции. О них сочиняли песни, им посвящали трактаты и оды.

Особенно почитали розу в Древнем Иране (Персии). По-персидски роза означает «гюль», и часто эту страну называли Гюлистан, т.е. страна розовых садов. Там тоже родилось множество легенд. Вот одна из них. Однажды к Аллаху явились дети Богини растений — Флоры. Они пожаловались на постоянно сонную Богиню Лотос и попросили назначить на ее место нового Повелителя. Аллах назначил правительницей Белую Розу с острыми шипами. Соловей, увидев новую царицу цветов, в восторге так сильно прижал ее к груди, что поранился сам, а лепестки розы от его крови стали розоватыми. По мотивам этой легенды Оскар Уайльд написал сказку «Соловей и роза».

Древние Греки считали розу даром Богов. Они верили, что она появилась из белой пены, которая покрывала тело Афродиты, выходящей из моря при рождении. Оценив новый красивый цветок, Боги тут же обрызгали его нектаром, благодаря чему у белой розы появился тончайший божественный аромат. Существует миф и о появлении красной розы. Афродита получила известие, что ее возлюбленного, Адониса, на охоте смертельно ранил Вепрь. Не разбирая дороги, Богиня красоты побежала к месту трагедии, пробираясь через колючие кустарники. Тернии царапали тело и лицо Афродиты, и всюду, где капала её кровь, вырастали красные розы. Есть и другой миф о том, как белые розы стали красными. Как-то, во время пира Богов, сын Афродиты Амур, порхая над столом с яствами, опрокинул на розы сосуд с нектаром, и эта волшебная жидкость придала цветам чудный запах и окрасила их лепестки в красный цвет.

Розы в древнем мире

В Европе самым ранним изображением розы считают фрески Кносского дворца на острове Крит (XVI в. до н. э.). Дворец находится сейчас в окрестностях популярного курорта Ираклиона, является красивейшим памятником древней архитектуры Греции и окутан множеством мифов и легенд. Многие считаются, что именно этот дворец был знаменитым «лабиринтом минотавра». Приблизительно в это же время роза выращивалась и в Египте. При раскопках египетских гробниц возрастом более 2000 лет, были обнаружены венки из роз, которые так хорошо сохранились, что удалось установить их ботанический вид. Древние греки тоже очень любили розы. Они использовали эти цветы для украшения своих жилищ, общественных зданий, улиц. Розами были украшены храмы Афродиты и других многочисленных богов. Розы носили на голове в виде венков в знак траура, ими убирали памятники и урны с прахом. Древние греки верили, что запах этого цветка предохранит останки от разрушения и будет приятен душам умерших.

Из Греции роза попала в Рим, где также стала любимым цветком. Римляне выращивали розы не только ради красоты – они обожали аромат этих цветов. Лепестками они наполняли ароматические подушечки, добавляли их в духи, в пищу, в косметику, усыпали лепестками полы в домах по праздникам и путь новобрачных. Уже в древние времена людям была известна технология изготовления ароматического масла из лепестков розы. А розовая вода была одним из самых распространенных косметических средств. После падения Римской империи о розе на время забыли, потому что она считалась у христиан языческим символом. В средние века популярность вернулась и, как свидетельствуют картины того времени, они даже стали частью культа Девы Марии. Во время молитвы монахи перебирали четки, сделанные из сухих плодов шиповника.

Ботанический сад Жозефины

В 1798 г. для жены французского императора Наполеона Бонапарта, Жозефины, был создан самый шикарный, по тем временам, ботанический сад. Со всего мира в ее замок Мальмезон свозились всевозможные экзотические растения. Наполеон питал особую любовь к розам. Говорят, что его военачальники обязаны были привозить из покоренных стран в сад Жозефины лучшие сорта этого цветка. Коллекция получилась внушительная – около 250 сортов.

Французский живописец, художник-ботаник Пьер-Жозеф Редуте, запечатлел эту беспрецедентную коллекцию роз, создав целую серию их «портретов». Тем самым художник спас на своих картинах каждую розу не только от увядания, но и от забвения. До сих пор его картины считаются непревзойденным шедевром ботанической иллюстрации.

Одна из картин Пьера-Жозефа Редуте

Известно, что культурные розы произошли от дикорастущих цветов. Самый распространенный из них, шиповник, родом из Северной Европы. В XIV веке крестоносцы завезли в Европу с Ближнего Востока Галльскую и Дамасскую розы. Они стали прародителями, как теперь принято говорить, старинных сортов.





Технология рисования натюрморта «Розы»



  • Наметить композицию натюрморта карандашом (рис.1)

  • Нарисовать розы сразу кистью и краской без подготовительного рисунка (рис.2, 3)

  • Раскрасить фон и листья цветов смешивая разные оттенки цветов (рис.4)

  • Раскрасить вазу (рис.5)



Рис.1 Рис.2 Рис.3

Рис. 4 Рис.5

  • Использованные Интернет-ресурсы:

  • https://www.art-spb.ru

  • https://dic.academic.ru

  • http://mirplaneta.ru

  • https://flowersadvice.ru






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чужданова Светлана Анатольевна

Дата: 22.08.2019

Номер свидетельства: 518133

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства