Исследовательская работа на тему: «Нетрадиционные техники ДПИ и ИЗО как средство развития познавательного интереса учащихся».
Исследовательская работа на тему: «Нетрадиционные техники ДПИ и ИЗО как средство развития познавательного интереса учащихся».
Для развития познавательного интереса на занятиях по изобразительной деятельности, наряду с традиционными техниками, можно применять нетрадиционные.
К нетрадиционным приёмам и техникам прикладной изобразительной деятельности относят различные смешанные техники, инновационные технологии. Направления, редко применяемые в детских заведениях общего типа. В настоящее время к их числу можно отнести: коллажи, декоративные мозаики, работу с природным материалом, работу с бросовым материалом, с тканью, с нитками, с солёным тестом, с глиной и многое другое.
Разнообразие техник способствует развитию познавательного интереса учащихся, побуждает создавать выразительные образы в своих работах доступными им изобразительными средствами.
· развивать творческие силы детей, создавать для этого условия;
· развивать у детей чувство собственного достоинства: позиции педагога и ребёнка являются равными, партнёрскими;
· укрепить в каждом ребёнке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: «Нетрадиционные техники ДПИ и ИЗО как средство развития познавательного интереса учащихся».»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СЕЛО ЗОЛОТОЕ САРАТОВСКОЙ
ОБЛАСТИ КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
СИНЕЛЬНИКОВА В.П»
Исследовательская работа на тему:
««Нетрадиционные техники ДПИ и ИЗО как средство развития познавательного интереса учащихся».
Выполнила:
педагог дополнительного образования
Романова Е.Ю.
С.Золотое
2018г
Содержание:
1. Введение
2. Цель, гипотеза и задачи исследования
3. Основная часть 1. Теоретические основы и проблемы развития познавательных интересов учащихся
. 1.1. Историко-педагогический аспект формирования познавательного интереса и творческой активности у учащихся.
1.2. Определение понятия познавательный интерес.
1.3. Формирование познавательного интереса.
2. Исследование познавательного интереса учащихся.
2.1. Познавательный процесс.
2.2. Возрастные особенности восприятия.
3. Методические аспекты использования приемов развития познавательного интереса на занятиях кружка изобразительного искусства.
3.1. Виды нетрадиционных техник.
3.2. Методическое применение нетрадиционных техник на занятиях кружка изобразительного искусства.
3.3. Конспекты занятий.
4. Заключение
1.Введение.
Искусство вторгается в мир представлений и понятий ребёнка с раннего детства. Едва научившись держать карандаш, ребёнок пытается нарисовать окружающий его мир. Общеизвестно, что большинство детей дошкольного возраста любят рисовать. Но, к сожалению, со временем интерес детей к изобразительной деятельности может постепенно угасать, так как в современном мире бурно развивается научно-технический прогресс, появляются много технических новинок, которые захватывают и отвлекают интерес учащихся от учёбы и, в частности, от занятий по изобразительной деятельности. Для мотивации активной деятельности учащихся необходимо развивать познавательный интерес. Что же такое познавательный интерес? Для начала рассмотрим, что такое интерес.
Интерес – это такая осознанная потребность, которая характеризует отношения людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них общественное значение, притягательность.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Для формирования и развития познавательного интереса необходимо использовать приёмы, способствующие выходу двигательной энергии.
Для развития познавательного интереса на занятиях по изобразительной деятельности, наряду с традиционными техниками, можно применять нетрадиционные. К традиционным техникам и методам изобразительной деятельности относят те, которые чаще всего применяются в учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования. В настоящее время к традиционным методам относят: тематические рисование, тематическую лепку, станковую композицию, классическое художественное рисование, академическое рисование, аппликацию из бумаги, лепку из пластилина.
К нетрадиционным приёмам и техникам прикладной изобразительной деятельности относят различные смешанные техники, инновационные технологии. Направления, редко применяемые в детских заведениях общего типа. В настоящее время к их числу можно отнести: коллажи, декоративные мозаики, работу с природным материалом, работу с бросовым материалом, с тканью, с нитками, с солёным тестом, с глиной и многое другое.
Разнообразие техник способствует развитию познавательного интереса учащихся, побуждает создавать выразительные образы в своих работах доступными им изобразительными средствами.
развивать творческие силы детей, создавать для этого условия;
развивать у детей чувство собственного достоинства: позиции педагога и ребёнка являются равными, партнёрскими;
укрепить в каждом ребёнке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
2.Цель, гипотеза и задачи исследования.
В результате изучения опыта работы дома детского творчества была сформулирована проблема исследовательской работы, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития познавательного интереса младших школьников в учреждениях дополнительного образования.
Вышеизложенное обусловило выбор темы исследовательской работы: «Нетрадиционные техники ДПИ и ИЗО как средство развития познавательного интереса учащихся». Объект исследования: учебно-воспитательный процесс. Предмет исследования: развитие познавательного интереса учащихся на занятиях ИЗО и ДПИ в кружке изобразительного искусства с помощью нетрадиционных техник. Цель исследования: 1) Теоретически обосновать проблему развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста;
2) разработать систему заданий с использованием нетрадиционных техник, ориентированную на повышение познавательного интереса детей младшего школьного возраста;
3) выявить комплекс педагогических условий, способствующих ее эффективному функционированию в учебном процессе. Задачи исследования: Задачи: 1. Конкретизировать понятие «познавательный интерес».
2. Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
3. Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения. 4. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
5. Раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы. Гипотеза исследования:
На основе системного, личностно-деятельностного подхода разработать и реализовать систему творческих заданий, особенностью которой является организация творческой деятельности, ориентированной на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, что находит отражение в компонентном составе системы (целевой, содержательный, деятельностный, результативный);
Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий эффективного функционирования системы нетрадиционных технологий на занятиях ИЗО и ДПИ.
1) личностно-деятельностное взаимодействие педагога и учащихся в процессе организации творческой деятельности;
2) обеспечение творческой продуктивности младших школьников в рамках дополнительной учебной программы;
3) диагностика уровня развития познавательного интереса младших школьников.
Основная часть.
1.Теоретические основы и проблемы развития познавательных интересов и творческой активности учащихся.
1.1. Историко-педагогический аспект формирования познавательного интереса и творческой активности у учащихся.
Проблема интереса и творческого отношения к учению в истории русской педагогической мысли и в практике обучения выкристаллизовывалась постепенно под влиянием требований жизни. Социально-экономические изменения в России, начиная со второй половины XVIII в. подводили к жизненно назревшим вопросам развития просвещения.
К перестройке просвещения в России и поиску путей усвоения знаний, пригодных для развития в стране промышленности и торговли, с учётом, однако, интересов помещиков-крепостников, были привлечены образованнейшие для того времени люди, воспринявшие передовые идеи европейской педагогики, — И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович. Идеи И.И. Бецкого создать сословные учебные заведения и вырастить в них “новую породу людей” выражали новое отношение к природе человека.
Природу ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению. Дальнейший поиск системы образования и обучения осуществлялся Ф.И. Янковичем. Янкович выступал за использование в обучении элементов занимательности, игры, оживляющих занятия.
Он впервые увидел связь интереса к учению с нравственностью. В.Г. Белинский и А.И. Герцен были убеждены в том, что любознательность детей и их активность следует в первую очередь развивать при помощи естественных наук, книг, знакомящих с землёй, природой, которые сильнее всего могут заинтересовать детей, так как природа близка им.
Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал интерес в обучении. Л.Н. Толстой всецело полагался на интересы детей, за учителем оставалось право лишь фиксировать увлечения детей, связанные с их природой.
Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого. Кроме познавательного интереса ученых (педагогов, психологов, теоретиков) интересовали вопросы детского творчества. Творчества не только как деятельность, созидающая в себе “…нечто новое, оригинальное”. А как деятельность, которая способствует усвоению учебного материала через совершенно другие приемы и способы, применяемые в традиционном обучении.
Благодаря, постановки данного вопроса, возникла проблема развития творческой активности у детей на уроках и во внеурочной деятельности.
Проблема изучения творчества и творческой активности ученика имеет место в работах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, М.Н. Скаткина, А.К. Марковой, Д.Н. Богоявленского и Н.А. Менчинской и других ученых.
Сегодня проблема интереса и творчества детей на уроках всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.
1.2. Определение понятия познавательный интерес.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Познавательный интерес играет в процессе обучения огромную роль. Интеллектуальные - логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства.
Средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей. Для образования мотива недостаточно внешних воздействий (занимательности). Мотивы должны опираться на потребности самой личности: лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, значимость, закрепляется в мотиве. Познавательный интерес как мотив имеет меньшую ситуационную привязанность: он заставляет ребёнка интересоваться тем или иным не только в рамках занятий, но и за их пределами.
Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
- Своеобразная разрядка напряжённой обстановки на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей.
- Опора для эмоциональной памяти, средство запоминания.
-Первоначальный толчок к познавательному интересу.
-Как средство обучения – то есть привлечение к обучению, активизации мышлении детей, как средство заставляющее их волноваться, переживать, увлечённо работать. В этом случае говорят о занимательности в обучении. Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Все эти особенности занимательности – сильнейший побудитель познавательного интереса, обостряющий эмоционально-мыслительные процессы, заставляющий пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из создавшейся ситуации.
Назначение занимательности при обучении детей: -Фантазируют (предвосхищают, создают новые модели и образы)
- Эмоциональные – переживания успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворения деятельностью.
1.3. Формирование познавательного интереса.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности учащегося, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся. Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Каковы же пути осуществления этой задачи? Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться . Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Ученики испытывают удивление, когда узнают, что, используя традиционные и нетрадиционные методы, можно создать новый приём. Например, возьмём простой карандаш. Что с ним можно сделать? На этот вопрос можно дать несколько десятков ответов: провести тонкую, прямую линию; провести толстую, плавную линию; провести несколько ярких, кривых линий, изобразить точки, растушевать пятно, применить множество видов штриховки и тушёвки… А если к простому карандашу добавить стирательную резинку, то перечень приёмов значительно увеличится. Кроме того, комбинация двух и более технических приёмов порождает новый приём. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение.
Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить детей умению в знакомом видеть новое. Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на занятиях. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением. Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.
Именно поэтому педагогу необходимо переводить учащегося со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.
Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учащихся с основными направлениями научных поисков, открытиями. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, заниматься интересным делом нужно развивать потребность учащегося заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее ребенок должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит прежде всего через разнообразные занятия с применением нетрадиционных техник и приёмов,
организованные в соответствии с особенностью познавательного интереса.
2.Исследование познавательных интересов учащихся.
2.1.Познавательные процессы.
Процесс обучения включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие самих познавательных процессов — внимания, памяти, мышления, способностей и личности ребенка. Однако в большинстве случаев именно сами знания и навыки рассматриваются как конечный итог успешного обучения. В результате на каждом новом, более высоком этапе обучения учащийся испытывает большие затруднения в усвоении и использовании нового материала.
Главная причина таких затруднений состоит не только в пробелах предшествующего этапа обучения, но и в неразвитости самих познавательных процессов, неподготовленности к постановке и решению более сложных проблем, пониманию нового учебного материала, обоснованию найденного решения, выражению собственной мысли. Для того чтобы способствовать на каждом возрастном этапе и в каждом учебном предмете успешному усвоению учебного материала, необходимо достичь на предшествующем этапе развития системы познавательных процессов, обеспечивающих возможность успешного усвоения. Это относится в равной степени к развитию внимания, памяти и мышления. Все познавательные процессы составляют единую систему, которую можно назвать интеллектуальной системой и которая одновременно обеспечивает и внимание к новому, и понимание, и запоминание учебного материала.
2.2.Возрастные особенности восприятия.
Детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога, имеющего жизненный опыт и специальные знания.
Изобразительная деятельность приносит много радости учащимся. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они изучают его. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать и на чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Задача педагога – научить детей использовать нетрадиционные способы изображения. Развитие познавательных психических процессов в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что из действий непроизвольных, совершающихся непреднамеренно в контексте игровой или практической деятельности, они превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения.
1. Наиболее типичной чертой восприятия учащихся 1-го и отчасти 2-го класса является его малая дифференцированность. Начиная со 2-го класса, у школьников процесс восприятия понемногу усложняется, все в большей степени в нем начинает преобладать анализ. В отдельных случаях восприятие приобретает характер наблюдения. Младшие школьники легко путают объемные предметы с плоскими формами, часто не узнают фигуру, если она расположена несколько иначе. Например, некоторые дети не воспринимают прямую линию как прямую, если она расположена вертикально или наклонно.
2. Следует иметь в виду и тот факт, что ребенок схватывает лишь общий вид знака, но не видит его элементов.
3. Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета.Поэтому дети замечают в предметах не главное, важное, существенное, а то, что ярко выделяется — окраску, величину, форму и т. п. Поэтому количество и яркость образов, используемых в учебных материалах, должно быть строго регламентировано и предельно обосновано.
4. Особенности восприятия сюжетной картинки таковы: младшие школьники используют картинки как средство, облегчающее запоминание. При запоминании словесного материала на всем протяжении младшего возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия.
5. Младшие школьники не умеют еще в должной степени управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, полноценно, самостоятельно работать с наглядными пособиями.
Младший школьный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них ребёнок может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.
Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Младшие школьники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и начальной школы , дома детского творчества, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности. В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
В художественно-эстетическом развитии детей важным является – способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью и самостоятельностью. Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные задачи. Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятий рисованием.
Продумывая занятие, необходимо подобрать тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если учащиеся хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала.
Для рисования в кружке изобразительного искусства можно представить различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангину; пластилин и тушь. В практике обучения детей изобразительной деятельности широко используются разнообразные материалы, так как детям нравится новизна. Они с большим интересом рисуют даже простым графитным карандашом, используя различный нажим для передачи оттеков предмета. Постепенно, по мере того как дети овладевают навыками работы с различными материалами, стараться подвести их к осознанному выбору материала для создания своего образа. Здесь очень важным моментом является то, что ребенок проявляет самостоятельность, получает возможность рисовать таким материалом, который ему больше понравился. Когда в конце занятия ребенок увидит свой рисунок среди других работ, он заметит разнообразие технического решения изображений. Тогда на следующем занятии его выбор может быть другим.
Ребенок должен ощутить возможность выбора. Это способствует развитию его творчества и познавательного интереса к деятельности. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло детям изображать мир во всем его многообразии. В данной исследовательской работе рассматриваются возможности применения различных видов нетрадиционных техник рисования.
3. Методические аспекты использования приемов развитияпознавательного интереса на занятиях кружка ИЗО и ДПИ.
3.1. Виды нетрадиционных техник.
Рисование пальчиками
Этот способ примакивания пальцев руки к поверхности листа бумаги разными способами (кончиками пальцев – подушечками, боковой стороной фаланги, лодочкой) для получения разных отпечатков. Пальчиковый прием позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства – вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно – выразительное средство.
Рисование методом тычка
Если у детей есть опыт рисования пальчиком, то этот способ не вызовет у них никаких сложностей. Для тычка достаточно взять какой-либо предмет (например, ватную палочку), опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз. Будет оставаться четкий, определенной формы отпечаток. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной, неоднородной фактуры. Ритмично нанося тычок, можно нарисовать падающий снег, украсить силуэт орнаментом или изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых элементов.
Кляксография
Основой данной техники рисования является клякса. В понимании многих клякса ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Поэтому задачей педагога является сделать кляксографию обучающим, развивающим средством в художественно – творческой деятельности детей. Задачей данного вида рисования является понимание детьми симметричности – зеркального оттиска половинки рисуемого объекта. Если лист сложить пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получаются необычные, причудливые узоры.
Раздувание краски
Несколько похожая на кляксографию техника, при которой на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист при этом не складывают, а берут трубочку (для коктейля или полую часть от шариковой ручки), ее нижний конец направляют в центр кляксы, затем с усилием дуют в трубочку и раздувают краску от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой – либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.
Монотипия
Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Техника схожая по исполнению с кляксографией: лист бумаги складывается пополам вертикально, на одной половинке рисуется подетально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половинке. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы он имел более четкие контуры, чем его отражение на «водной глади» водоема.
Фотокопия – рисование свечой
Данная техника называется «фотокопией». Рисунок наносится при помощи водоотталкивающего материала – свечи или кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.
Витраж
Витраж (фр. vitre— оконное стекло, от лат. vitrum— стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. Виды современных витражей :
Мозаичный витраж — наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.
Наборный витраж — простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.
Спечной витраж или фьюзинг — витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).
Расписной витраж - витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.
Свинцово-паечный (паечный) витраж — классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.
Комбинированный витраж — витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. В старину такие сочетания достигались путем подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающие части просто доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента. Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах. Узор «Мороз» — фактура стекла, получаемая при помощи нанесения столярного клея или желатина (годится также рыбий клей) на заранее запескоструенную, зацарапанную, протравленную или затертую абразивом поверхность. При данной технике используется свойство высыхающего клея уменьшаться в объеме. Горячий клей затекает и въедается в шероховатости соответственно обработанной поверхности, а по мере высыхания, он начинает отскакивать, выдирая тонкие пластинки стекла. Получается фактура, своим рисунком напоминающая морозные узоры на окне.
Нацвет — тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом (обычно бесцветном) в цельном изделии. Нацвет изготавливается при «горячем» формовании. Снятие этого слоя гравировкой, методом пескоструйной обработки или травлением позволяет получать очень контрастный, силуэтный рисунок (белый на цветном фоне или, наоборот).
Техника выполнения витражей – клеевые картинки
Клеем ПВА (из флакона с дозированным носиком) на лист бумаги наносится контур, дается время для просыхания клеевой основы рисунка – витража, затем пространство между контурами раскрашивают яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.
Набрызги
Краски нужного цвета развести в блюдечке с водой, обмакнуть в краску старую зубную щетку. Направить щетку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.
Рисование штрихом
Этот прием рисования называется «ЧИРКАТЬ». Карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нем видимый след, так называемый штрих. Штрих – это линия, черта, проведенная одним движением руки, короткая или длинная, тонкая или толстая, а может быть тоновая, то есть черная или серая. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту и агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или, наоборот, отрицательный, выразить свое личное отношение.
Расчесывание краски
Это прием рисования, при котором специальным гребешком, стенкой с зубчиками или обыкновенной вилкой проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные и короткие. Это придает объем рисунку и необычную структуру изображаемым объектам.
Рисование нитками
Первоначально на листе плотной белой или тонированной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наносится клей ПВА из флакона с дозировочным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Вместо клея можно использовать двухсторонний скотч, нитки легко приклеиваются на липкую основу.
Рисование солью
Нарисованный краской рисунок посыпается солью, соль пропитывается краской, и после высыхания получается необычная структура, эффект зернистости придает объемность изображению.
Граттаж
Граттаж – способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заостренной палочкой рисунок процарапывается до слоя краски. Работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому нетрадиционному способу изображения.
Батик
Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок). Роспись батик издавна известна у народов Индонезии. Батик — batik— индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска». Membatik— рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани. Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.
Горячий батик
В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом . Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
Холодный батик Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком. В работе с детьми можно использовать любую тонкую, белую ткань. Ткань предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на рамку или на коробку из-под конфет, или делается паспарту любой формы. Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.
Техника «а - ля прима»
Передать настроение в живописи можно в технике «а - ля прима». Это означает, что мы будем рисовать красками по сырому листу. Именно эта техника за счет того, что краски быстро растекаются и прекрасно соединяются друг с другом, позволяет ребенку передать нюансы своего настроения. Для того чтобы детям было легче было придумать свой пейзаж, их можно познакомить с репродукциями художников – импрессионистов. Именно эти художники более ста лет назад написали картины, в которых они передавали свои чувства.
Рисуем на наждачной бумаге
Для работы необходима наждачная бумага и масляные карандаши. Карандаш, скользя по «наждачке», стирается, оставляя яркий цвет. Получается интересный эффект работы красками по холсту. Для большей образности дополним работу гелем «Блеск» или «Неоновый». Дети с увлечением используют данную технику, создавая творческие работы.
Метод волшебного рисунка
Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение, а может и целый сюжет. Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение от свечи, рисунок как бы внезапно появляется перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла.
Техника монотипия
К сожалению, этот метод используется редко. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисуют краской с помощью кисточки или спички с ватой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз, как бы промокают рисунок. Тканевые изображения
В мешочек собираем остатки ткани всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Так, например, можно из ткани вырезать цветы, изображенные на ней, и потом подрисовать вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.
Рисование зубной пастой
На палитру выдавливают зубную пасту, добавляют разные цвета и рисуют как красками. Но такой метод рисования предполагает, что рисование будет проводиться методом примакивания, чтобы создавался объем.
Коллаж
В этой технике как бы собираются несколько вышеизложенных техник. К примеру, ученик решил нарисовать лето, и для этого использует точечный рисунок (цветы), а солнце нарисует пальцем, фрукты и овощи вырежет из открыток, тканью изобразит небо и облака. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Коллаж (французское collage, буквально — наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре;
Коллажем также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом. Коллаж применяется главным образом в графике ради большей эмоциональной остроты фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов.
Как формальный эксперимент коллаж был введен кубистами, футуристами и дадаистами (приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, обоев, кусков ткани, щепок и т.д.). Обычно для коллажа используются вырезанные картинки, бумага разного цвета и фактуры, а также ткань, фольга и прочее – зависит лишь от буйности фантазии творца. К тому же техника коллажа позволяет смешивать наклеивание и непосредственно «работу руками» - т.е. ваяние кистью, пером и прочее. Коллажи подразделяются : I – плоскостной коллаж; II – объемный коллаж.
Флористика
Флористика– основа работы с прессованными цветами. Еще одной, безусловно, важной причиной популярности цветочных коллажей является происходящая повсеместно в мире борьба за улучшение экологии. Ростки экологического сознания сублимируются в поиск нового искусства, позволяющего видеть в одном цветке целую Вселенную. Именно растения смогут вытеснить эстетический «хлам» отжившей индустриальной эпохи и «вдохнуть» в наши дома настоящие тепло и уют, если мы, позаботившись об их долговечности, найдем для них место в своей жизни.
Мозаика из бумаги
Широкий простор для развития личности, ее творческих начал дает работа над мозаикой. Мозаика – одно из самых древних искусств. Мозаика – это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребёнка. Во-первых, в нём участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение. Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребёнка развивается целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения. В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребёнка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.
Мозаика может быть выполнена из различных материалов: цветной бумаги, картона, пластилина, гальки, самых разнообразных бросовых материалов (стекло, черепки разбитой посуды, кусочки пластмассы, скорлупа). Отсюда эту работу можно подразделить на несколько видов: предметная, сюжетная, декоративная. При выполнении мозаики из бумаги, используется прием выщипывания бумаги. Эскиз будущей мозаики составляется на белом листе. Небольшие листы цветной бумаги порвать на кусочки разной величины. Затем закрепление кусочков бумаги с помощью клея (лучше использовать резиновый), комкая бумагу по задуманному рисунку. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, способствует обретению веры в свои силы, дарит детям новую широкую гамму ощущений. Очень часто отсутствие знаний и навыков в рисовании отвращает ребенка от рисования, поскольку результат его усилий получается непривлекательным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, которые он пытался изобразить. Нетрадиционные техники рисования вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получит возможность выбора, что сделает для него это занятие творчеством. Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок в дальнейшем может получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования
Техника, основанная на применении «печаток»
Этот вид рисования не требует никаких специальных навыков, он основан на оттиске готовых форм. Печатку можно сделать из ватной палочки, пробки от бутылки (ее можно заменить кусочком сырого картофеля), спичечного коробка, ластика, кусочка поролона.
Техника «Полусухого тычка»
Эта техника основана на законе смешения, слияния цветов маленьких разноцветных точек, рассматриваемых с некоторого расстояния. В своем творчестве использовали художники импрессионисты. Точки могут быть очень мелкими, а могут быть крупными, как отдельные мазки. Для этого метода используют жесткую сухую клеевую кисть, которую обмакивают в густую гуашь, при этом кисть держать надо вертикально, ударяя по бумаге. Получается имитация пушистой или колкой фактурности. Ритмично нанося тычок, можно нарисовать падающий снег, украсить готовый силуэт орнаментом или изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых элементов.
Рисунки из ладошки
Дети познают окружающий мир и пытаются отобразить его в своей деятельности – играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности представляет им изобразительное творчество. Необходимо учить ребят начинать рисунок от общего наброска. Одним из приемов такого рисования может быть техника «Рисунки из ладошки». Эта техника помогает детям устанавливать связь между контурным рисунком ладошки и определенным образом, например, деревья, кленовый лист, петушок, цветы в кувшине, грибы в корзине. Каждый новый рисунок – это маленькая игра. Нетрадиционные техники рисования можно использовать как на занятиях, так и на досуге. Благодаря этой методике, у детей повышается познавательный интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.
3.2. Методическое применение нетрадиционных техник на занятиях ИЗО.
«Пальчики-палитра» –рисование пальчиком.
Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой – в синюю, третий – в желтую… Чем не палитра!... Это не сложная, но очень интересная техника, которая очень понравится детям всех возрастов. Они рисуют с большим удовольствием. Обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этапов. Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Мы украшаем бабочек, рыбок и полянку такими элементами, как точки, мазки, спирали. На втором этапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка. Например, можно нарисовать «пушистого мишку». Дети, свободно владеющие «пальчиковой техникой», и сами придумывают темы для рисования, используя в сюжете, такие приемы как тычок, мазок, смешивание красок. «Пальчиковым методом» дети с увлечением рисуют сюжеты к сказкам. Работы получаются очень удачными.Следующая техника –рисование ладошкой.
Этот метод очень хорошо развивает творчество детей младшего школьного возраста. Они не только видят краску, но и чувствуют ее.
Следующей нетрадиционной формой обучения, которую можно использовать в работе, является рисование штрихом.С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Дети рисуют на темы: «Цыпленок» и «Петушок с семьей». Это не сложный и довольно выразительный метод рисования, в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки. Также очень интересен прием –рисование по сырой бумаге. Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике «Море», как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю. Рисование восковыми мелками, свечой и акварелью. Интересно в этой технике проходят занятия на темы: «Зимний лес», «Прогулка в парке», «Ночные сказки», «Вологодские кружева», «Морское дно», «Золотая рыбка», «Космическое путешествие». Мазковая живопись. Рисовать мазками детям очень нравится. Работы получаются насыщенные, интересные. Не у всех детей получается правильный мазок. У кого-то он очень длинный, у кого-то просто похож на примакивание. Поэтому рекомендуется больше рисовать в свободное время на такие темы: «Травка», «Елочка» и т.п. Очень интересны и такие приемы рисования, как – монотипияидиотипия(техника печатки). Этот метод помогает развить фантазию, воображение, чувство цвета и формы. С детьми можно рисовать на темы: «Город в дождливую погоду», «Деревья отражаются в реке», «Лилии на пруду». Дети рисуют с удовольствием, им интересно, как из одной половинки рисунка получается целый рисунок, и даже картина. Детям нравится и такая техника, как батик – роспись по ткани,стилизацией–подчинение определенным правилам. Это очень трудная, но интересная работа, которая способствует развитию творчества у детей. С детьми можно рисовать на темы: «Верба в вазе», «Ирисы», «Розовый Фламинго», «Цапли на пруду». Дети удачно проявляют себя, каждая их работа неповторима. Они показывают безграничность детского творчества и фантазии. Еще один нетрадиционный прием –набрызг.Это очень не простая техника. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. Для ее осуществления используют зубную щетку и стеку.
Рисунки на темы: «Снегопад», «Листопад», «Одуванчики», «Салют», «Космос». Это сложная техника, у детей она получается не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение. Рисование пластилином. Данная техника требует усидчивости, терпения и желания довести дело до конца. Можно рисовать на темы: «Лебединое озеро», «Попугайчик», а также проводить творческие занятия на тему «Сказки А.С. Пушкина». Также в работе можно использовать и другие нетрадиционные техники рисования: -рисование мелом;
-рисование углем и сангиной;
-рисование с использованием природного материала;
-африканская роспись;
-рисование тычком(жесткой кистью);
-рисование манкой;
-рисование при помощи шерстяной нити.
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Овладение техникой изображения доставляет учащимся истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, детей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
3.3.Конспекты занятий.
Тема занятия: «Мир фантазий «Кляксография и монотипия».
Кляксография помогает формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также воспитывает сопереживание.
Материал: бумага, тушь, акварель или жидко разведенная гуашь, трубочки или тонкие соломинки для сока, нитки.
Ход занятия:
-Здравствуйте, ребята!
- На сегодняшнем занятии мы с вами познакомимся с такими нетрадиционными видами рисования как кляксография и монотипия.
-Что же такое клякса? (ответы детей)
Клякса – это бесформенное пятно краски или чернил.
-Помните, в сказке «золотой ключик» Буратино посадил кляксу на бумагу, сунув нос в чернильницу. А какие еще произведения с участием клякс вы знаете? (ответы детей).
К.Чуковский
У тебя на шее вакса
У тебя под носом клякса…
С. Михалков
Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
Перо цепляется за «ко»,
И клякса черная, как жук,
С конца пера сползает вдруг...
А еще есть замечательное стихотворение, которое написала Юнна Мориц
Замечательная клякса В каждой кляксе Кто-то есть, Если в кляксу Пальцем влезть. В этой кляксе – Кот с хвостом, Под хвостом – Река с мостом, Судоходная река Для судов и судака. На мосту – Чудак с чудачкой. Под мостом – Судак с судачкой, И плывут туда-сюда Всевозможные суда: Туда плывут с тудачками, Сюда плывут с сюдачками, Отражаются в реке Судаки с чудачками, Чудаки с судачками. Этой кляксе - конец, Надо сделать новую, В ней - огромный дворец И балкон с коровою!
Давайте с вами посмотрим отрывок из мультфильма «Голубой щенок» Данный мультфильм сделан на основе кляксографии. (Показ отрывка из мультфильма, в данном случае это «Песенка пирата и кота»).
Есть еще один замечательный мультфильм "Мы ищем кляксу". Там в гости к художнику приходят мальчик и девочка. Они пришли посмотреть работы художника, но случайно на работу художника падает чернильная клякса. Для ее поимки художник мальчика и девочку в свои работы и начинается огромный марафон поиска кляксы. Клякса наделала много шума и принесла много горя, но была уничтожена действиями художника, когда была поймана.
Послушаем с вами еще одно стихотворение о том как можно рисовать кляксами
Отрывок из стихотворения Семёна Островского.
Было время: Ручки плаксы Оставляли всюду кляксы. Мы и этак-с, мы и так-с, А они нам Кляксы, Шмяк-с! Кляксы-шмяксы – Всё равно Выходило не смешно, Потому что из-за клякс Получался кавардак-с. Всюду кляксы, Кляксы-шмяксы. Кляксы длинные, как таксы, Кляксы жирные, как черви, Кляксы страшные, как черти. Кляксы безобразные – Паукообразные. Кляксы странные совсем, Не сравнимые ни с чем. Доставалось всем вполне – Картам школьным на стене... Кляксы были вездесущи И на море, и на суше.
-А кляксография – это способ рисования с помощью клякс, а еще – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы.
- А как же можно рисовать кляксами? Сейчас мы узнаем!
Давайте возьмем лист бумаги сложим его пополам, а затем на одну из половинок накапаем краской и снова сложим лист пополам, хорошенько его разгладим и медленно развернем, получилось симметричное изображение (симметричный значит, что справа и слева одинаковый рисунок, а если он не одинаковый значит он ассиметричный). Посмотрите на свои кляксы, на что они похожи? Давайте дорисуем им например, глазки, хвостик, рожки, ножки.
Самостоятельная работа учащихся.
-Попробуем еще?
На чистый лист капаем капли с краской, берем трубочку и раздуваем эти капли, так чтобы они приняли узнаваемый силуэт. На что похожи ваши кляксы? Давайте дорисуем их.
А вы знаете что таким способом пользуются некоторые художники когда рисуют свои картины. (показ примеров).
-Понравилось вам рисовать такими кляксами? Давайте посмотрим что у нас получилось.
-На этом наше занятие закончилось, спасибо за внимание.
4.Заключение.
Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе.
Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение.
Восприятие при этом становится более глубоким. В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение. Овладение новыми, более совершенными способами познавательной деятельности содействует углублению познавательных интересов в большей мере тогда, когда это осознается учащимися. Именно это и является источником радости. Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Овладение нетрадиционными техниками изображения доставляет учащимся истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.
Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки.
Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает это многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие.
И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
5.Список литературы.
1. Шубина Т.Г. Портрет. Фигура человека. Минск. Хорвест. 2006. 2. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги. Москва. Олма-пресс. 2006. 3. Евдокимова М.М. Учимся рисовать красками. Москва. Дрофа. 2006. 4. Евдокимова М.М. Учимся рисовать цветными карандашами. Москва. Дрофа. 2006. 5. Проснякова Т.Н. Любимый образ кошки. Москва. Дрофа. 2006. 6. Проснякова Т.Н. Любимый образ собачки. Москва. Дрофа. 2007. 7. Проснякова Т.Н. Любимый образ цветы. Москва. Дрофа. 2007. 8. Шубина Т.Г. Основы академического рисунка. Минск. Хорвест. 2009. 9. Соколова У.Ю. Секреты композиции. Москва. АСТ-Астрель. 2003. 10. Агапова И. Давыдова М. Аппликация. Москва. Лада. 2009. 11. Грек В.А. Рисую штрихом. – Мн.: Скарына, 1992. 12. Зеленина Е.Л. Играем, ползаем, рисуем: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. 13. Мосин И.Г. Рисование: Учеб. пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – Екатеринбург: У-Фактория, 1996. 14. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: Изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. 15. Шматова О. Самоучитель по рисованию акварелью. Москва. Эксмо. 2008. 16. Шматова О. Самоучитель по рисованию гуашью. Москва. Эксмо. 2009. 17. Мозе Минотти. Рисунок. Москва. Эксмо. 2010. 18. Подшивка журналов «Искусство – детям» за 2006 год. Мозаика-синтез. 19. Подшивка журналов «Юный художник» за 2000 год. 20. Сервер Ф.А. Акварель для начинающих. Москва. Астрель. 2006 .