Использование нетрадиционных методов рисования на занятиях по изобразительной деятельности с эмоционально - депривированными детьми младшего школьного возраста
Использование нетрадиционных методов рисования на занятиях по изобразительной деятельности с эмоционально - депривированными детьми младшего школьного возраста
Знакомит педагогов с основными нетрадиционными методами рисования по изобразительной деятельности с эмоциональ но-депривированными детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование нетрадиционных методов рисования на занятиях по изобразительной деятельности с эмоционально - депривированными детьми младшего школьного возраста»
Тема: «Использование нетрадиционных методов рисования на занятиях по изобразительной деятельности с эмоционально - депривированными детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста»;
ЦЕЛЬ:
Познакомить педагогов с опытом работы по использованию нетрадиционных методов рисования на занятиях по изобразительной деятельности с эмоционально - депривированными детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи:
Осветить теоретический аспект влияния ИЗО- деятельности на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы эмоционально-депривированного ребёнка.
Ознакомить педагогов с основными методами нетрадиционного рисования, которые используются воспитателем на занятиях по изобразительной деятельности с эмоционально - депривированными детьми.
3. «Дошкольное воспитание» №1/1991г. Москва «Просвещение»
4. Грибовская А. А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью. Педагогическое общество России. Москва 2006 г.
5.Грошенков И. А. Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы. Издательство Просвещение. Москва.1966 г.
Уважаемые коллеги, работающие с эмоционально-депривированными детьми, имеющими интеллектуальное снижение, хочу предложить вашему вниманию методическую разработку на тему: «Использование нетрадиционных методов рисования на занятиях по изобразительной деятельности с эмоционально - депривированными детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста»; Я работаю с такими детьми более 13 лет. Мне самой нравятся занятия по изобразительной деятельности и мне нравится учить детей рисовать. Говоря об особенностях развития таких детей, следует отметить, что они несут на себе особую печать последствий депривациии, особенно материнской. Неприятие ребенка родителями приводит к тяжелым последствиям в развитии маленькой личности. Кроме того, установлено, что эти дети-наиболее уязвимая категория детей, оставшихся без попечения родителей. Таким детям свойственны полное отсутствие инициативы и интереса к окружающему миру, апатичность к индивидуальному жизненному распорядку и каким-либо волевым проявлениям.
Исследования свидетельствуют, что чувства, которые сформировались в детстве, впоследствии нередко сопровождают человека в течение всей его жизни, придавая отношениям с другими людьми особый стиль и эмоциональную тональность, способную стимулировать ребенка радостно и спокойно знакомиться с окружающим миром, совершать «открытия», проявлять любознательность.
Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Требуя большой затраты умственной деятельности, рисование ускоряет процессы развития пространственного мышления и образного видения, развивает умственные способности детей. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, получаемые из внешнего мира. Рисуя, как и играя, ребенок не только окружает мир, но и познает его.
Но интерес и положительное отношение во многом определяются тем, как идет овладение рисованием. Успешное решение всегда вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения, которые переносятся и на отношение к деятельности. Следовательно, необходимо так руководить этой деятельностью, чтобы она радовала детей, вызывала положительное эмоциональное отношение, желание рисовать. Существует много разных методик обучения детей рисованию. Один из самых удачных на мой взгляд- это нетрадиционные методы рисования. Не владея особыми изобразительными навыками, ребенок способен создать своего рода шедевры. И так, к нетрадиционным навыкам относятся:
Кляксография
Загадочные рисунки
Волшебные рисунки
Разрисовка маленьких камешков
Метод пальцевой живописи
Монотипия
Рисование на мокрой бумаге
Тканевые изображения
Рисование мелками
Рисуем с помощью открыток
Точечный рисунок
Коллаж
Поролоновые рисунки
Граттаж
Рисование на мятой бумаге
Графика
Дорисовка рисунка
Хочется поделиться приемами, которые я использую в работе по овладению детьми изобразительными навыками в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Один из методов-это кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 5-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
Вот еще один из методов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились - а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.
Монотипия- два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников и младших школьников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единобразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
Тканевые изображения. В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
Таким образом, сила изобразительного искусства настолько велика, что может помочь там, где другие методы работы с воспитанниками, имеющими нарушения в развитии, не имели достаточного коррекционного эффекта.