Использование метода проекта на уроках ИЗО - Мастер-класс
Использование метода проекта на уроках ИЗО - Мастер-класс
Цель мастер-класса: показать, как используется на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности метод проектов, способствующий развитию творческих способностей учащихся.
Задачи:
Актуальность использования новых педагогических технологий в современной школе.
Теоретическое обоснование метода проектов.
Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование метода проекта на уроках ИЗО - Мастер-класс»
Мастер-класс
«Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей учащихся»
Цель мастер-класса: показать, как используется на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности метод проектов, способствующий развитию творческих способностей учащихся.
Задачи:
Актуальность использования новых педагогических технологий в современной школе.
Теоретическое обоснование метода проектов.
Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.
План проведения мастер - класса.
Вступительное слово педагога об актуальности использования новых педагогических технологий в современной школе.
Познакомить коллег с теоретическими аспектами метода проектов.
Имитационное занятие с коллегами с демонстрацией приемов проектной деятельности.
Подведение итогов. Рефлексия.
Ход проведения.
1.Вступительное слово педагога об актуальности использования новых педагогических технологий в современной школе.
Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные навыки. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе. Модернизация образования невозможна не только без современного технического оснащения образовательных учреждений, но и, прежде всего, без внутренней перестройки учителя. В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом. В последнее десятилетие метод проектов становится все более популярным, с одной стороны, его направленностью на развитии способностей, познавательных потребностей и мотивов учащихся, а с другой стороны, он представляет хорошие возможности для творческой самореализации учителя.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения ставят перед нами задачу сформировать компетенции школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. При изучении предмета "Изобразительное искусство" в школе, я использую различные интерактивные методы с точки зрения формирования УУД. Например, игра, метод "мозгового штурма", коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии, в том числе и метод проектов. Главная цель введения в школьную практику проектной технологии – раскрытие творческого потенциала каждого ученика, развитие навыков сотрудничества, делового общения, опирающихся на сочетание индивидуальной, самостоятельной и коллективной работы, имеющих внутри себя исследовательскую методику, обязательное создание конечного результата деятельности и как следствие - поднятие престижа преподаваемого предмета.
2. Теоретические аспекты метода проектов.
Что такое метод проектов? Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую. Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований, создание видеофильмов, альбомов, плакатов, статей в газете, инструкций, театральных инсценировок, игр (спортивная, деловая), web-сайтов и др. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют учебную, учебно-методическую, научную, справочную литературу, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде. Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности задания нужно выбирать разноуровневые, опираясь на знания ребят, на их возрастные особенности, использовать межпредметную интеграцию не только по содержанию, но и по выполнению практических заданий. Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.
Согласно классификации Е.И. Полант, выделяют пять типов проектов:
- исследовательский (продуманная структура, цели, актуальность предмета исследования, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие);
- творческий (результат проявляется в альбоме, газете, реферате, открытке, макете и другие);
- ролево-игровой (распределение ролей, обусловленные характером и содержанием их деятельности);
- информационный (сбор информации о событиях, явлениях);
- практико-ориентированный (результат ориентирован на социальные интересы участников. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства).
Разработка проекта проводится в несколько этапов:
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
II этап: Сбор и обработка информации
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы (актуальность и важность данной проблемы, анализ разнообразной информации, программа действий, разработка варианта реализации своей программы.
IV этап: Реализация плана действий (проекта).
V этап: Подготовка к защите проекта .
VI этап: Презентация проекта (доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Для развития творческих способностей учащихся использую метод проектов как в урочной с учащимися 5-8 классов, так и во внеурочной деятельности с учащимися 2 и 3 классов.
Например, на протяжении нескольких лет в 5-8 классах мы готовим газеты-открытки к разным праздникам (День Учителя, 23 февраля, День Матери, Новый год, День рождения школы, 8 Марта и другие). Для выполнения данного проекта используем старые открытки по теме, картинки, информацию из интернета, энциклопедий и т.д.. Дети подбирают стихи, высказывания и необходимую информацию. При выполнении этих конструктивных проектов использую индивидуальную, парную, групповую или коллективную форму работы. Предоставляю возможность детям выбрать материалы и варианты изготовления изделия, что, несомненно, влияет на развитие творческих способностей. После изготовления мини-проекта обсуждаем достоинства и недостатки каждой работы, указываем на возможность их устранения. Дети дарят свои открытки учителям, родным и разным людям. Слова благодарности, услышанные в ответ, стимулируют, вдохновляют учеников на создание других более сложных самостоятельных проектов.
Много проектов ребята готовят с использованием программы «Power Point». Например, о творчестве художников; о направлениях искусства; о видах и жанрах изобразительного искусства; о народных промыслах и праздниках.
Очень интересным получается проект в 8 классе по теме: «Архитектура». Ребята выполняют в течение четверти макет здания из любого материала. Работаю в парах и в малых группах.
В начальной школе на внеурочной деятельности с детьми мы выполняем коллективные проекты в технике «Оригами». Например, к новогоднему празднику выполнили открытку на формате А1 с изображением елочки, звездочек, снежинок и Деда Мороза. На 8 Марта изготовили букет цветов в вазе для учительницы начальных классов.
Имитационное занятие с коллегами с демонстрацией приемов проектной деятельности.
Коллегам предлагается выполнить проект газеты по теме: «Осень» на формате А3, а затем его презентовать. Для работы над проектом необходимо всем разделиться на группы по 2-3 человека. Минимальный набор картинок, текста и другой информации подготовлен заранее и раздается группам. Также предлагаются разные художественные материалы, инструменты и другие принадлежности. Время выполнения проекта 20-25 минут.
Далее проводится процедура защиты проектов. Полученные газеты развешиваются на доске.
Подведение итогов и рефлексия.
Коллегам предлагается оценить свою деятельность. На каждом столе лежат по три цветных круга для оценивания своей деятельности. Желтый круг – все получилось. Красный – не совсем получилось, как хотелось. Синий – не получилось или не успел закончить работу. Идет обсуждение работы над проектом. Определяются плюсы и минусы в работе над проектом.
Далее предлагается оценить по такому же принципу деятельность педагога, который проводил мастер – класс и высказать свое мнение по использованию метода проектов на уроках изобразительного искусства.
Литература
1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2000.
3. Полат Е.С. Метод проектов. М.: Academia, 2001
4. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. / Н.Ю. Пахомова - М.: АРКТИ, 2005.
5. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. / И.С. Сергеев. –М.: Аркти, 2005.
6.Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php.