kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Использование игровых ттехнологий на уроках ИЗО в школе VIII вида" выступление на МО учителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Использование игровых ттехнологий на уроках ИЗО в школе VIII вида" выступление на МО учителей»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Пензенской области

«Головинщинская школа-интернат для обучающихся

по адаптированным образовательным программам»

(ГКОУ «Головинщинская школа-интернат»)






Выступление на МО учителей

«Использование игровых технологий

на уроках ИЗО

в школе VIII вида».

/из опыта работы/









Учитель: Губарева О.А.



2014 г.






«Игра – это огромное окно, через которое

В духовный мир ребёнка вливается

Живительный поток представлений,

Понятий об окружающем мире».

В. Сухомлинский

Игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала.

Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении уроков следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.

Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы обучающихся, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.

Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.

Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает. Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия.

Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».

Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.

Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения.

В ходе выполнения упражнений абстрактного характера возникающие образы конкретизируются и находят индивидуальное воплощение в определенной теме. В сочетании с конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве.

Степень самостоятельности учащихся зависит от характера упражнения. Зрительный диктант требует повторения за учителем каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат. Быстрые наброски с натуры или короткие живописные упражнения представляют собой творческую работу.

Содержание упражнений охватывает все основные учебные темы, а характер — предполагает варианты решения, т. е. возможность творческого выбора в рамках конкретной учебной задачи.

По форме упражнения могут быть:

-изобразительными (рисунок, живопись, ДПИ);

-устными (ответы по теоретическим вопросам);

-письменными (анализ произведений искусства).

Упражнения могут носить характер зрительного диктанта. Ученики копируют действия педагога. Ценность этого вида упражнений заключается не столько в результатах, сколько в самом процессе. Выполняя действия «под диктант», обучающиеся перенимают правильные, профессиональные приемы работы. При этом вырабатываются наблюдательность, аккуратность, улучшаются темп и ритм работы класса.

Зрительный диктант может применяться во всех видах работы: в рисовании, лепке, аппликации и др.

Целесообразно проводить упражнения с использованием печатной основы: дорисовывание, закрашивание, расписывание готовых изображений, вырезанных из бумаги силуэтов. Готовая основа позволяет четко выделить учебную задачу и решить ее в кратчайший срок.

При ознакомлении с цветом учащимся можно предложить упражнения на передачу цветом определенного настроения, что способствует осознанию содержательного, выразительного аспекта цвета.

При решении пространственных задач готовая основа помогает передать ощущение зрительной глубины на листе. Это задание целесообразно выполнить после изучения способов передачи глубины пространства. Можно предложить учащимся найти ошибки в композициях.

Понятие о декоративной композиции закрепляется с помощью упражнения, которое выполняется коллективно и имеет целью создание фриза для украшения класса.

Упражнения отвлеченного характера развивают мыслительную деятельность.

С подобными упражнениями ученики справляются за короткий срок (3—15 минут). Таким образом, готовая печатная основа служит вспомогательным средством для решения конкретных учебных задач и выработки навыков по всем учебным темам, а также средством повышения интереса учащихся к изобразительной деятельности.

Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.

Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.

На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр:

-внимание;

-развивающие глазомер;

-тренирующие наблюдательность;

-развивающие творческие способности;

-воздействующие на эмоции и чувства;

-раскрывающие личностные возможности ребенка.

Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца. Учитывая специфику предмета выделяю несколько типов игровых  технологий на разных этапах урока: - игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической формы («Составь изображение», «Чья композиция лучше» и др.), на закрепление знания форм («Соотнеси предмет с формой», «Найди предмет нужной формы» и др.), подвижные игры («Постройте нужную форму»); - игры и упражнения по цветоведению («Составьте пары», «Кто больше», «Нарисуй царство Снежной », «Теплый-холодный», «Найди лишнее» и др.); - игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий («Продолжите цепочку слов»; «Сгруппируйте слова по жанрам», «Вычеркните лишнее слово», «Вспомни слово», «Определи жанр» и др.);  - игры и упражнения для восприятия произведений искусства («Что лишнее?», «Дополни» и др.);    - часто в своей работе использую дидактические игры и упражнения на чувственное восприятие каких-то, явлений, качеств характера и передачу впечатлений на бумаге. Называю какое-то явление, допустим «Одуванчик», а дети сначала в своем воображении создают этот образ, а потом переносят его на бумагу в виде «пятна» И наоборот, показываю «пятно» и предлагаю соотнести его с каким-то образом или явлением (дидактическая игра «Угадай, что это?»). Предлагаю изобразить на бумаге доброту, злость, радость, вкус какого-то продукта, природное явление абстрактно. Иногда произношу или вывешиваю на доске наборы каких-то слов, характеризующих предмет, явление или живое существо, например:

1) мягкий, пушистый, нежный, добрый, ласковый;

2) колючий, холодный, острый, сердитый, злой;

– и у ребенка в воображении возникает образ, который передается на бумаге.

   Нередко начинаю урок с дидактического упражнения «Нарисуй погоду за окном» (устная картина), добавляя явления: вьюга, гроза, осенний в каких красках. Игры и практические упражнения по ДПИ («Составь узор», «Угадай, что лишнее», «Продолжи орнамент» и др.). дождь, листопад, шторм на море, – прошу рассказать, что они представляют себе,

Таким образом, игры и упражнения на уроках ИЗО можно разделить по следующим видам:

  1. Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы

  2. Игры и упражнения по цветоведению.

  3. Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий.

4. Игры и упражнения для развития и восприятия произведений искусств.

5. Сюжетно – ролевые игры.

Игровые занятия по изобразительному искусству помогают привить интерес к творчеству с помощью игры, в которой дети учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, выражать свои мысли, получают необходимые навыки в рисовании, но лишь в непринужденной, комфортной обстановке. Время на таких уроках летит быстро и незаметно. В игре дети получают массу положительных эмоций: радость творчества, общение, сотрудничество, сопереживание, азарт, чувство победы, возможность проявить свои таланты.















































Список использованной литературы

1. Азаров, Ю. П. Игра и труд / Ю. П. Азаров. — М., 1973.

2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. — М., 1987.

3. Выготский, Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. — № 6.

4. Газман, О. С. В школу с игрой / О. С. Газман [и др.]. — М., 1991.

5. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре / Р. И. Жуковская. — М., 1963.

6. Занько, С. Ф. Игра и учение / С. Ф. Занько [и др.]. — М., 1992.

7. Котикова, О. П. Эстетическое воспитание старшеклассников / О. П. Котикова. — Минск, 1999.

8. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин. — М., 1990.

9. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М., 1998.

10. Шмаков, С. А. Игры учащихся — феномен культуры / С. А. Шмаков. — М., 1994.

11. Шмаков, С. А. Культура — досуг — ребенок / С. А. Шмаков. — М., 1978.

12. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М., 1978.

13. Юсов, Б. П. Изобразительное искусство в начальных классах / Б. П. Юсов [и др.]. — Минск, 1992.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Губарева Ольга Александровна

Дата: 26.11.2015

Номер свидетельства: 258555


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства