Просмотр содержимого документа
«Ионычева Марина Анатольевна»
Тема занятия: «Образ лошади в разных выразительных движениях».
Цель: Развитие творческого воображения, умение видеть мир глазами художника.
Задачи:
Личностная:
Расширять представление об окружающем мире, приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Метапредметная:
Развивать воображение и фантазию, умение создавать художественный образ животного. Рисовать по представлению.
Предметная:
Правильно определять и изображать строение с помощью геометризации и обобщения формы. Соблюдать последовательность выполнения рисунка (наброска), используя разный нажим карандаша; определять величину изображения и уметь расположить его в зависимости от размера листа бумаги; уметь разводить и смешивать акварельные краски, покрывая ими нужную поверхность в пределах намеченного контура, используя различные приемы и нетрадиционные техники.
Оборудование: ноутбук, презентация «Образ лошади», репродукции картин художников В.Серова: «Купание лошади», «Баба в телеге», «Баба с лошадью», «Портрет князя Юсупова», «Портрет великого князя Павла Александровича»; К.Брюллова «Всадница»; М.Грекова «Тачанка; А.Венецианова «На пашне. Весна»; К.Петрова-Водкина «Купание красного коня», В.Васнецова «Богатыри»; К.Джумабаева «Сын»; Дымковская, Богородская и Филимоновская игрушки; разделочная доска по мотивам Городецкой росписи; фигурки лошадок из камня, стекла, соломы, бересты и бумаги.
Материалы: бумага ФА4, акварельные и гуашевые краски, карандаш, кисти, ластик, палочка с ватным тампоном, губка, банка для воды, салфетка и клеёнка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог проверяет готовность детей к занятию, наличие необходимых материалов.
2. Основная часть. (Беседа с показом презентации).
Педагог: Ни земледелец, ни кузнец, ни плотник,
а первый на земле работник.
(лошадь)
Звучит музыкальное сопровождение (топот копыт).
Педагог. Конь, лошадь – священное животное в славянских верованиях. Конь– непременный спутник у христианских святых, например, Святой Дмитрий, Георгий Победоносец (педагог показывает икону и рассматривает вместе с детьми, акцентируя внимание на белом коне). Смена дня и ночи представлялась славянам как состязание двух коней – белого и черного (педагог показывает силуэты лошадей, вырезанных из картона и обращает внимание детей на их выразительные их движения).Образ коня в сочетании со знаком Солнца был оберегом для жилища и помещался на стыке двух скатов кровли (педагог показывает иллюстрацию с изображением бревенчатой избы с коньком на верху крыши).
Педагог: «Не все знают, что 31 августа день святых – день Фрола и Лавра. Этот день считался «конским» праздником. В этот день коням украшали лентами хвост и гриву, устраивали конские выставки и скачки, коней подводили к церкви, кропили святой водой и купали. (показ репродукций В.Серова «Купание лошади», «Баба в телеге», «Баба с лошадью»). В этих картинах прослеживается деревенская тематика с изображением лошадей.
Далее репродукции М.Грекова «Тачанка», К.Брюллова «Всадница» и что здесь лошади изображены в стремительном, динамичном движении. Фигуры, нарисованные в движении, называются фигурами в динамике, а фигуры, стоящие или сидящие без движения, называются статичными».
Педагог: «В картинах В.Серова «Портрет князя Юсупова», «Портрет великого князя Павла Александровича» лошади изображены в статичной
благородной позе». Показ следующей картины «Богатыри» - В.Васнецова - «Как называется картина?», «Кто автор?», «Кто изображен?», «Расскажите, как художник изобразил лошадей?» (ответы детей).
- А вот известный киргизский художник К.Джумабаев вот так изобразил лошадей и дал название картине «Сын» (показ репродукции).
- Почему она имеет такое название?
- Как ещё называют лошадь в деревнях и селах?
- Образ коня использовался и в народных промыслах. В каких?
Народные умельцы изготавливали фигурки лошадей из глины, фаянса, стекла, вырезали из дерева, высекали из камня, плели из соломы и бересты (показ игрушек и изделий народных промыслов).
Педагог предлагает изобразить лошадь в выразительных движениях (стоит, наклонив голову, бьёт копытом, бежит галопом, встаёт на дыбы), сделать легкий набросок с прорисовкой мелких деталей, использовать приём «протаптывания» и «примакивания».
Показ наброска лошади на доске с помощью геометрических форм.Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь со стороны педагога.
Физминутка (игра «Лошадка»)
Продолжение работы в цвете, используя нетрадиционные техники рисования ватной палочкой и губкой.
3. Заключительная часть. Анализ детских работ и подведение итогов занятия. Рефлексия: Каких художников вы запомнили? Как называются картины? Какие народные промыслы вы знаете? Какой праздник отмечают 31 августа? Что такое динамика и статика? Какая картина вам понравилась больше всех? Занятие закончилось. Всем спасибо! Уборка рабочих мест.