kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеграция музейных занятий с уроками изобразительного искусства и технологии в общеобразовательной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе, а это значит, что процесс обучения понимается как процесс развития личности, обретение духовно-нравственного и социального опыта, формирования толерантности жизни в поликультурном обществе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеграция музейных занятий с уроками изобразительного искусства и технологии в общеобразовательной школе»

Интеграция музейных занятий с уроками изобразительного искусства и технологии в общеобразовательной школе

В настоящее время школа находится на этапе перехода к реализации стандарта второго поколения, что инициирует обновление содержания художественного образования. ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе, а это значит, что процесс обучения понимается как процесс развития личности, обретение духовно-нравственного и социального опыта, формирования толерантности жизни в поликультурном обществе. Существенную роль в этом играют именно музеи, в том числе и школьные, которые обладают специфическими, только им присущими особенностями образовательно-воспитательного воздействия на учеников.

Именно школьному музею принадлежит важная роль в воспитании основ патриотизма. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры – эта основа патриотического воспитания учащихся в настоящее время.

Использование краеведческого материала на уроках изобразительного искусства открывает возможности для самостоятельной деятельности учащихся. Важная форма работы музея — привлечение его материалов, как в учебной работе, так и во внеурочной деятельности. Специально разработанные занятия-уроки, занятия-экскурсии, формируют у учащихся не только знания об окружающем мире, истории, культуре, но и расширяют для них образовательное пространство, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному городу.

При школьном музее работает студия «Моя малая родина» для учащихся 5-9 классов, которая готовит юных экскурсоводов для проведения экскурсий, как для учащихся школы, так и для гостей. Здесь учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить исторический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, оформлением выводов исследования. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации и т.д. Экскурсии раскрывают широкие возможности для развития эмоциональной сферы ребенка, а также для воспитания в нем музейной культуры. При помощи экскурсии ребята учатся не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать.

Уроки органично охватывают весь образовательный процесс с 1 по 9 классы

Метод наглядности дает точные, адекватные исторической действительности образы. Интеграция содержания «музейных» занятий с разными учебными дисциплинами способствует повышению качества знаний, имеет большое значение для духовно-нравственного воспитания и развития школьников

В обучении изобразительному искусству средства художественного рассказа, образность изложения могут создать у учащихся точные и конкретные представления о прошлом. При словесном описании на уроках изобразительного искусства событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев учитель опирается на непосредственное наблюдение учащимися предметов. Под предметной наглядностью в изучении изобразительного искусства понимается непосредственное восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого, его материальных следов, это тот вид наглядности, при котором представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения. Именно на основе непосредственного восприятия предметов или с помощью наглядности в процессе обучения у учащихся и формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Вещественные и документальные экспонаты школьного музея играют большую вспомогательную роль в познании социальных отношений прошлого, помогают выразить эти отношения, передать их конкретное проявление.

Экспонаты экспозиций школьного музея очень важны при установлении связи исторического прошлого с современностью, в процессе познания общественных отношений, в раскрытии понятий о русском народе и его образе жизни, в изучении науки и техники, экономики и культуры. Привлечение краеведческого материала создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования.

В музее собраны экспонаты двух типов: вещественные и документальные (2 в одном – и вещь – книга, и документ – описание жизни). К вещественным относятся орудия труда, предметы быта, изделия местных промыслов, монеты, предметы культа. Документальные экспонаты представлены фотографиями, документами, книгами, газетами и журналами, письмами. В музее дети могут соприкоснуться с древностью, своими руками потрогать экспонаты, поработать с документами, «соприкоснуться с прошлым вживую».

При выборе формы и методики организации художественной деятельности учащихся важно учитывать их готовность к этому виду деятельности. Готовность определяется возрастными особенностями. Так для младших школьников характерна высокая эмоциональность, конкретно-образное мышление, легкое переключение с одного вида деятельности на другой, быстрая утомляемость от однообразной работы. А вот для старших школьников характерно абстрактное мышление, более высокий интеллектуальный уровень, ведущим видом деятельности является коллективный, его и надо учитывать при выборе формы проведения занятия.

Использование школьного музейного материала позволяет вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки. При этом процесс обучения проходит наиболее естественным и доступным путем.

Все это позволяет говорить о том, что музейные уроки способствуют решению приоритетных задач, стоящих перед современной школой, в рамках реализации ФГОС второго поколения.

Музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя и обучающегося и направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Никитина Ирина Владимировна

Дата: 20.11.2018

Номер свидетельства: 486636


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства