«Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников через развитие толерантных отношений в художественной школе»
«Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников через развитие толерантных отношений в художественной школе»
Ребенок, переступив порог Художественной школы, попадает в мир искусства и творчества: с высоких стен на него сморят репродукции Рафаэля, Леонардо да Винчи, белые скульптуры Сократа, Апполона величественно приглашают в храм мировой художественной культуры, а холлы украшают работы учащихся с мотивами родной страны. С первых шагов пребывания в школе ребенок попадает в поликультурную, многогранную атмосферу творчества.
Важным аспектом воспитания толерантности на уроках истории искусств является освоение ребенком наследия своей национальной культуры – в культуру всего мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников через развитие толерантных отношений в художественной школе»»
Статья
«Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников через развитие толерантных отношений в художественной школе»
Мы живем в очень интересном и в то же время сложном мире, где переплетаются понятия о добре и зле, культуре и безнравственности, где успешность достигается любой ценой и искусство выживает в потоке рыночных отношений. Подрастающему поколению очень трудно сориентироваться в окружающем мире. Пропаганда «красивой жизни» любой ценой льется губительной «кислотой» с мониторов и экранов на неокрепшие детские души, еще не имеющих сформировавшихся понятий общечеловеческих ценностей. В этих условиях главной задачей системы образования становится противостояние подобному мировоззрению, противопоставление ему истинных духовных ценностей, издавна присущих нашему народу - милосердие, добросердечность, терпение, уважение и любовь к окружающим. Необходимо направить молодежь на нравственно правильный путь развития, чтобы не получить в будущем поколение лишенных сострадания эгоистов. Сегодня, как никогда становится актуальным вопрос о толерантных отношениях, как проявление духовно-нравственных качествах личности.
Что же такое толерантность и как создать условия для ее развития в художественной школе?
“Толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть. Все эти определения создают единую гармоничную палитру общечеловеческих ценностей, отраженных в культурах разных народов.
Я считаю, что именно искусство создает уникальную возможность приобщиться к многообразию мира, духовно насытить личность ценностями, накопленными в ходе исторического развития народов. Искусство можно не только созерцать, но и быть непосредственным его участником.
Нам, учителям, работающим в Художественной школе, дана благодатная почва для взращивания ростков добрых, человеческих, толерантных отношений, надо только правильно, грамотно и с любовью делать свою работу. И я вместе со своим коллективом Художественной школы им. А.И. Никифорова г. Костаная в полной мере пользуюсь этой возможностью, применяя современные педагогические технологии.
Ребенок, переступив порог Художественной школы, попадает в мир искусства и творчества: с высоких стен на него сморят репродукции Рафаэля, Леонардо да Винчи, белые скульптуры Сократа, Апполона величественно приглашают в храм мировой художественной культуры, а холлы украшают работы учащихся с мотивами родной страны. С первых шагов пребывания в школе ребенок попадает в поликультурную, многогранную атмосферу творчества. На уроках истории искусств дети знакомятся с искусством различных эпох и народов: зарубежной, русской, казахской культурой. Программа построена, одной стороны, на принципах патриотичности, а с другой стороны, на глубоком уважении к искусству других культур. Важным аспектом воспитания толерантности на уроках истории искусств является освоение ребенком наследия своей национальной культуры – в культуру всего мира. На уроках изобразительного искусства школьники выполняют композиции на темы: «Дружба народов», «На своей земле», «Каждый народ – художник», «В дружном Казахстане». Осмысляя композиционное решение на эти темы, дети учатся пониманию общности, согласия, мира. Особой добротой и любовью к окружающему миру пропитаны уроки ИЗО в подготовительном отделении. Школьники рисуют близкие, родные образы на темы: «Добрые глаза и ласковые руки», «Мой лучший друг», «Вместе дружная семья», «Мой край родной». Такие уроки учат гармонии и творчеству, тренируют добрые чувства и эмоции, закладывают доброжелательный характер, духовно-нравственные основы.
Помимо урочной деятельности, в школе проводится интереснейшая внеурочная жизнь. Мы широко и активно применяем здесь метод проектной деятельности.
Вот уже второй год мною внедрен и успешно работает в школе авторский инновационный творческий проект «Рисуем красками души». Данный проект направлен на творческую благотворительную деятельность учащихся и преподавателей Художественной школы в обучении детей–сирот, детей-инвалидов. Уважение и любовь к личности, независимо от ее особенностей - физических, социально-экономических, этнических или каких-либо еще, является главной предпосылкой участия педагогов и учащихся Художественной школы в данном проекте. Соприкосновение с миром людей, лишенных многих физических и материальных возможностей, побуждает учащихся Художественной школы к созидательному творчеству – поделиться своими знаниями и навыками в изобразительном искусстве с детьми, не имеющих физической возможности посещать художественную школу. Реализуя идею проекта, с одной стороны, мы формируем у учащихся нашей школы систему морально-нравственных качеств, основанных на общечеловеческих ценностях. С другой стороны, мы преследуем цель развития творческих способностей у детей с особыми образовательными потребностями.
В основу работы над проектом легли следующие принципы:
Уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности;
Уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
Равенство возможностей всех обучающихся;
Доступность;
Уважение развивающихся способностей детей-инвалидов, детей-сирот и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность;
Полное и эффективное вовлечение и внедрение в общественную жизнь
Учет особенностей и уровня развития детей, их ресурсных возможностей
Для достижения наибольшего эффекта толерантности, творческого сотрудничества различных групп детей - учащихся художественной школы и детей с особыми образовательными потребностями, использована педагогическая технология «дети – детям». Инициативная группа одаренных детей художественной школы на принципах волонтерства вместе с педагогами дают мастер-классы для приглашенных детей в стенах Художественной школы в специализироанных классах ИЗО. Тем самым развиваются качества гостеприимства, благотворительности, взаимопомощи, доброжелательности. В прошлом учебном году занятия проводились для воспитанников Костанайского областного детского дома. Одна группа детей в возрасте 10-12 лет посещала мастер-классы в течение 2-го полугодия. Приглашенные учащиеся смогли освоить различные техники ИЗО: живопись, скульптура. монотипия, флористика, граффити, коллаж и др. Занятия проходили с огромным интересом для всех участников проекта. Кропотливая, интересная, инновационная деятельность по подготовке и проведению занятий внесла в среду школы атмосферу активной творческой деятельности, тепла, взаимопонимания. Занятия были построены на принципах сотрудничества, взаимовыручки, поддержки. Учащиеся-волонтеры выступали опытными наставниками в малых творческих группах, помогали приглашенным воспитанникам в выполнении сложных элементов работы. В радостном творчестве засияли детские глаза, каждый из участников почувствовал себя интересным и нужным. Отношения между детьми с каждым уроком становились все теплее, учащиеся-волонтеры с нетерпением ждали своих «подопечных» воспитанников. Помимо мастер-классов в рамках проекта были применены другие разнообразные формы деятельности: благотворительные выставки ко Дню инвалидов, школьные акции ко Дню пожилого человека «День добра и уважения», цикл внеклассных практических занятий «От сердца - к сердцу». Для учащихся подготовительных, 1-4 классов были проведены уроки «доброты» по темам: «Чудо-птица», «Соцветие доброты», «Дарим волшебные цветы радости» и др. Для воспитанников коррекционной школы было проведено занятие в форме арт-терапии «Наедине с природой». На занятиях учащиеся знакомятся с такими понятиями, как сострадание, бескорыстные поступки, благотворительность, овладевают навыками творчества во благо людям. В проведении подобных занятий особая роль отводится учителю, который становится примером добрых, толерантных отношений и использует приемы: умеет слушать, признает способности каждого, поддерживает эмоциональные привязанности, развивает у учащихся чувство взаимного расположения, избегает жестких иерархических отношений.
Итогом 1-й ступени проекта «Рисуем красками души» стала выставка работ воспитанников Детского дома в различных техниках, которая состоялась 1-го июня. На праздничной церемонии открытия выставки учащимся Детского дома были вручены сертификаты, а наиболее талантливые дети получили возможность обучения в Художественной школе на бюджетной основе. В результате анкетирования участников 1-й ступени проекта было выявлено, что школьники Художественной школы приобрели неоценимый опыт толерантных отношений: улучшили свое отношение к детям с особыми образовательными потребностями, приобрели способность замечать чужие проблемы, почувствовали себя уверенными и нужными в обществе, улучшили коммуникативные навыки, выразили желание продолжить участие во 2-й ступени проекта с детьми-инвалидами. В свою очередь, учащиеся Детского дома приобрели: квалифицированные знания и навыки в области изобразительного искусства, стали более успешными, реализовали свои творческие, духовные, эстетические потребности, получили опыт позитивного отношения к окружающим, умения принять их добрые намерения.
Подводя итог сказанному, хочется подчеркнуть очевидность результативности воспитания духовно-нравственных качеств личности через развитие толерантных отношений в художественном образовании. Полюбив красоту души человека, оценив красоту природы Родного края, познав и приняв культуры разных народов, ребенок, повзрослев, станет не только активным творцом на родной земле, но и сможет приобрести искусство жить и творить в мире разных людей.
Литература:
Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. Метод пособие.-СПб.: «Паритет», 2003.-160 с.
Асмолов А.Г. Слово о толерантности. «Век толерантности» № 1. – 2001.
Валитова Р.Р. К истории понятия толерантности. – М,: МГУ, 1994.
Апреан Р. Постижение добра.М.: «Молодая гвардия», 1986.
А.М. Мухамедьяров – Учебное пособие. Инновационный менеджмент, Москва, ИНФРА-М;
Художественная школа, журнал №2 (42) 2011, Психология творческой личности Н.Любавина с.26-30
Сведения об авторе
Ф.И.О. автора: Васильева Елена Вениаминовна
Место работы: ГККП «Художественная школа им. А.И. Никифорова отдела образования акимата города Костаная»
Должность: Заместитель директора по учабной части
Адрес рабочий: г.Костанай, ул Байтурсынова д. 51;
Адрес домашний: г. Костанай. Ул. Гоголя, д. 62, кв 19