«Формирование основ зрительного восприятия цвета в курсе предмета «Основы изобразительной грамоты»
«Формирование основ зрительного восприятия цвета в курсе предмета «Основы изобразительной грамоты»
Преподавателю изобразительного искусства в своей практике приходиться сталкиваться с множеством проблем и вопросов, касающихся методики преподавания таких понятий, как перспектива, композиция, форма, цвет.
Как научить ребёнка видеть цвет, воспринимать его, манипулировать с ним - это лишь немногие вопросы, на которые приходится искать ответы учителю изобразительного искусства.
Цель работы: развитие способностей активного восприятия цвета у обучающихся на уроках основы изобразительной грамоты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование основ зрительного восприятия цвета в курсе предмета «Основы изобразительной грамоты» »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Добрянская детская школа искусств»
Методическая разработка
«Формирование основ зрительного восприятия цвета в курсе предмета «Основы изобразительной грамоты»
Составила преподаватель отделения
изобразительного искусства
МБОУ ДОД ДДШИ
Коновалова Ольга Анатольевна
г. Добрянка
2014 г.
Преподавателю изобразительного искусства в своей практике приходиться сталкиваться с множеством проблем и вопросов, касающихся методики преподавания таких понятий, как перспектива, композиция, форма, цвет.
Как научить ребёнка видеть цвет, воспринимать его, манипулировать с ним - это лишь немногие вопросы, на которые приходится искать ответы учителю изобразительного искусства.
Практика работы в школе искусств показывает, что для большинства младших обучающихся не свойственно смешивать цвета, они пользуются краской из баночки, не утруждая себя смешиванием цвета, нахождением его оттенков. Отношение ребёнка к цвету очень просто, он воспринимает цвет как знак, у него солнце жёлтое, небо синее, трава зелёная. Если в набор красок вместо жёлтого цвета мы поместим любую производную от жёлтого (охра, зеленовато - жёлтый, разбелённый жёлтый), она его удовлетворит для раскрашивания солнца. При этом обучающийся может рисовать охристо-грязным цветом, а про себя проговаривать: «Солнышко у меня жёлтенькое». Другим примером является то, когда ребёнок на вопрос: «Какого цвета небо?» отвечает: «Голубое», а изображает его на бумаге синим (той краской, которая находится в наборе красок). Из этого можно сделать вывод: задуманный образ цвета не соответствует реально используемому в рисунке, ребёнок этого не замечает. Если детей не учить изобразительной грамоте по основам цветоведения, то становясь старше, более сознательными, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы.
Все вышесказанное является обоснованием актуальности проблемы и темысообщения.
Цель работы: развитие способностей активного восприятия цвета у обучающихся на уроках основы изобразительной грамоты.
Задачи:
развивать умения обучающихся воспринимать цвета и правильно воспроизводить их по трем параметрам: цветовому тону, насыщенности и светлоте;
формировать интерес и потребности в использовании цвета в творчестве через эмоционально-образное изучение возможностей цвета;
формировать у обучающихся художественно-образное мышление.
Организации проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как Э. И. Кубышкиной, Н. Н. Ростовцева, Б.М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой и других.
Основные положения по формированию представлений о цвете у обучающихся:
на уроках основы изобразительной грамоты должны учитываться сенсорные задатки, заложенные в ребенке от рождения, которые могут иметь индивидуально-психологические и физиологические различия, суть которых составляют особенности зрительного анализатора;
обучение детей необходимо строить на тесной взаимосвязи процессов цветовосприятия и цветовоспроизведения, которая может быть достигнута тренировкой детей в различении и узнавании цвета по образцам, в натуре, на слух, а также освоения технических приемов воспроизведения тонких цветовых градаций с последующим использованием знаний и умений в изобразительной деятельности.
Таким образом, целенаправленное обучение обучающихся цветовосприятию и цветовоспроизведению на уроках основы изобразительной грамоты способствует овладению приемами различения, передачи тонких градаций оттенков локальных и сложных цветов при рисовании с натуры, декоративном и тематическом рисовании. Это значительно обогащает их опыт художественного восприятия мира и положительно влияет на качество творческих работ.