Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Шебекино Белгородской области»
Соловьева Е.В.
Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом
внешних и внутренних вызовов
«Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому, а для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками...». Эти слова известного учёного, писателя, общественного деятеля Д.С. Лихачева как нельзя полно отражают значение образования на духовно-нравственную консолидацию россиян, на их сплочение перед лицом внешних и внутренних вызовов.
В настоящее время коренные изменения в политической структуре, экономическом укладе страны закономерно определили необходимость перестройки системы образования.
Обновление современного общества сопряжено, прежде всего, с возрождением общечеловеческих ценностей, со становлением и развитием духовно-нравственной, творческой личности. Воспитание духовно богатой личности не может быть решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной художественной культуры. Мы также должны учитывать тот факт, что многие великие научные открытия в различных научных областях знания делались глубоко верующими людьми, практически все произведения художественного творчества создавались людьми православного вероисповедания, что государство Российское - государство изначально православное. Поэтому, одной из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями в условиях реализации стандартов второго поколения, является подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить, быть готовым к саморазвитию и личностному самоопределению, обладать способностью к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, знать историю, язык, культуру своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.
Занятия должны способствовать духовному развитию личности, выявлению художественной одаренности, развитию творческих способностей, формировать культуру, влияющую на развитие культурного потенциала общества.
Достойное образование трудно представить без местных реалий, родной природы, языка, национальной культуры, исторических судеб своего края.
В настоящее время возрос интерес к музейной педагогике и ее использованию в культурно-образовательной деятельности музеев. Расширяется сеть школьных музеев, возможности которых позволяют обеспечить развитие личностных духовно-нравственных качеств, а также воспитать патриота и гражданина своей большой и малой Родины.
Сегодня новая школа предоставляет учителю и ученику вариативность в выборе направлений и способов учебной работы, разноуровневых программ и др.
В этом процессе важнейшая роль принадлежит воспитателю, учителю, педагогу, другим категориям работников сферы образования и социально-досуговой деятельности. Учитель — главная фигура в школе. Каким он должен быть? Педагог, воспитатель, настоящий наставник и старший товарищ, обладающий высокой нравственностью, глубокими научными знаниями, человек с горячим сердцем и огромным желанием поделиться своими знаниями и частичкой своего сердца со своими учениками, - это требования, которые предъявляет современное общество к личности человека, который выбирает профессию «учитель». Одним из условий модернизации российского образования является постоянная готовность специалистов к творчеству, поиску, воспитанию креативной личности и др. Современная перестройка системы художественно-эстетического образования постоянно требует поиска новых идей. Поэтому актуальными остаются задачи создания новых программ, учебных пособий, методических разработок, позволяющих эффективно осуществлять развитие духовности, творческих начал, способностей, индивидуальности личности.
Воспитание Человека с большой буквы, имеющего фундаментальные нравственные ориентиры, способного самостоятельно принимать правильные решения в трудных жизненных ситуациях, делать выбор в пользу честных поступков и приносить пользу обществу, патриота, личности, свято хранящей обычаи и традиции своего народа, с уважением относящейся к другим народам, их обычаям и традициям - это и есть главная задача современного образования. Только так мы сможем противостоять внешним и внутренним вызовам.