Просмотр содержимого документа
««Древнеславянские образы в народном искусстве» исследовательская работа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10
с. Солдато-Александровского Ставропольского края»
Исследовательская работа
по изобразительному искусству
«Древнеславянские образы в народном искусстве»
Готовили проект
учащиеся 5 б класса
Григорьев Роман и
Семенов Никита.
Руководитель
учитель изобразительного искусства и МХК Григорьева С.П.
2014-2015уч. год
Исследовательская работа на тему:
«Древнеславянские образы в народном искусстве»
Готовили проект: Григорьев Роман и Семенов Никита.
Выдвижение гипотезы:
Объектом данного исследования являются – древние славянские образы. Возможно, которые внесли уникальный неоценимый вклад, как в историю культуры России, так и в мировую художественную культуру.
Цель исследования:
-познакомить с истоками и традициями Древней Руси;
- -поддерживать интерес к изучению истории искусства;
Задачи исследования:
Выявление особенности исполнения изделий;
Пробуждение интереса к изучению славянской культуры, ее духовных истоков;
Ожидаемый результат:
Приоткрыть дверь в тайны древнеславянских образов. Найти много нового, интересного и необычного в творчестве мастеров славянской культуры. Узнать не только интересные исторические традиции славянских образов, но и познакомиться с истоками зарождения Руси, с нашим наследием, народным искусством.
Каждый человек всю свою жизнь окружен произведениями древнего искусства. Значит, важно его знать и понимать. Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение.
Мы решили узнать, что выражают древние образы и символы.
Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Так о чем же рассказывал древний земледелец, рисуя различные линии, круги и крестики?
Он хотел рассказать о том, что видит каждый день: о солнце, о воде, о земле – о природных явлениях.
Волнистая горизонтальная линия обозначает воду.
Волнистая или пунктирная вертикальная линия рассказывала о дожде.
Прямая горизонтальная линия о земле.
Круг говорит нам о солнце.
Солнце, огонь действительно изображались кругом или кругом с крестом, или кругом с лучами.
Такими изображениями, например, на полотенце, человек как бы просил о чем-то природу: о дожде, о теплом солнышке, чтобы оно согрело землю и помогло собрать хороший урожай. И все это зависит от великого и могущественного светила – Солнца. Поэтому образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища.
Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.
В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную. Птицы символизировали свет, тепло. Зачем же люди изображали у себя в доме птиц? Чтобы в доме всегда было тепло и светло. Так они привлекали к себе солнце и счастье.
В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Посмотрите на дереве одновременно распускаются цветы и много спелых плодов.
Древний земледелец допустил такую «ошибку» неслучайно. Дерево жизни – символ вечно живой, процветающей природы, растительных сил земли, символ счастливого продолжения рода.
Вот фигура с поднятыми руками, как ветками у древа жизни. И на руках у нее тоже птицы. Все как будто в цветочках.
Это образ матери, который связывался в представлении крестьянина с землей, с ее плодородием. Как и древо жизни, женская фигура – это божество, выражавшее представление о земле, которая дает урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая».
Цвет в народном искусстве имел также символическое значение. Черный – символизировал землю, желтый – солнце, красный – жизнь, белый – чистоту. Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный.
Обоснование темы исследования:
Богата наша древнеславянская культура неповторимыми красотами.
Мастера, создававшие необычайной красоты узоры, как никто другой отражали богатство культуры русского народа. Их работы необыкновенно глубоки по духу и искренни по своему содержанию основанного на личном понимании окружающего мира открывает зрителю возможность посмотреть вокруг другими глазами и заметить красоту вокруг нас. Поэтому так важно узнать, какая история таиться в возникновении древних образов.
Очень хочется представить и понять: кто эти мастера, в какое время они жили, о чем думали, как творили свои произведения и откуда возникли эти образы.