Доклад по теме "Формирование успешности детей на занятиях творческого объединения как условие самореализации"
Доклад по теме "Формирование успешности детей на занятиях творческого объединения как условие самореализации"
Успех в учении - единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
В. А. Сухомлинский
В наше время в новом Федеральном государственном стандарте общего образования большое внимание уделено внеурочной деятельности школьников. Одной из моделей внеурочной деятельности является взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с общеобразовательными учреждениями. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов обучающихся и включения их в художественную деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Формирование успешности детей на занятиях творческого объединения как условие самореализации"»
Доклад: Формирование успешности детей на занятиях творческого объединения как условие самореализации.
Подготовила: педагог дополнительного образования Черная Анна Ибрагимовна
Введение
Успех в учении - единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
В. А. Сухомлинский
В наше время в новом Федеральном государственном стандарте общего образования большое внимание уделено внеурочной деятельности школьников. Одной из моделей внеурочной деятельности является взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с общеобразовательными учреждениями. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов обучающихся и включения их в художественную деятельность.
Актуальность темы заключается в том, что увлеченность художественной деятельностью не может возникнуть без создания определенной творческой атмосферы на занятиях и успешности каждого ребенка на всех этапах обучения. Многие дети в общеобразовательной школе не чувствуют своей успешности, зажаты в определенные рамки, а учреждение дополнительного образования предоставляет возможность реабилитироваться, раскрыть себя как личность и с творческой стороны, исключая ситуацию тревожности. В дополнительном образовании формируется гармоничная личность ребенка, ребенок вправе выбирать деятельность по душе, быть творцом.
Одна из основных задач нашего учреждения – раскрыть творческий потенциал ребенка, способствовать развитию его прирожденных способностей. Мы создаем специальные условия для самореализации наших обучающихся, самоопределения собственных способностей, осознания себя как субъекта деятельности.
Специфика нашей педагогической деятельности такова, чтобы не только «вложить» в голову ребенка определенный набор знаний, умений и навыков, но и сформировать у него интерес к дальнейшему развитию его, как творческой личности.
Областью исследования является муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр «Народные ремесла».
Суть комплектования групп в нашем Центре сводится к тому, что дети одного года обучения отличаются по возрастной категории, способностям и интересам. Неотделимы от групп и дети с ограниченными возможностями. У некоторых детей возникает проблема в понимании учебного материала, в освоении практических технологий и разное восприятие одной и той же информации. Несмотря на то, что дети все разные, их связывают общие интересы: любовь к творчеству, искусству. При работе с группой учитываются индивидуальные, возрастные особенности и возможности каждого ребенка.
Цель нашей работы: обеспечение успешности каждого ребенка через развитие творческих способностей.
Цель моей работы как педагога: создание условий для успешной деятельности ребенка на занятиях.
Конечный результат работы: самореализация ребенка в художественно-творческой деятельности.
Личностно-ориентированный подход – основа занятий художественно-творческой деятельности.
Ребенок рассматривается как ценность, со своими интересами, потребностями, взглядами, жизненным опытом. На творческих занятиях учитываются потребности и интересы детей, реализуется возможность организовать образовательный процесс с учетом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей. Подчеркивая необходимость индивидуального подхода в творческом развитии детей, необходимо учитывать, что главным остается развитие их личности в органическом единстве коллектива, личные качества формируются в группе.
В своей практике я выделяю группы детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с ограниченными возможностями, трудных подростков и др. Каждая группа детей требует личностно-ориентированного подхода, а также своей системы методов педагогического воздействия.
Реализация личностно-ориентированного подхода в дополнительном образовании заключается в:
- вовлечении каждого ребенка в деятельность,
-поддержке социальной активности детей,
-создании особой воспитательно-образовательной среды;
- создании ситуации успешности ребенка.
Создание ситуации успеха - одно из условий результативного обучения.
Изучая концептуальные основы педагогики В. А. Сухомлинского, можно сделать вывод, что ситуация успеха не только стимулирует учебную деятельность детей, но и дает ребенку веру в себя, в его прекрасное будущее.
Успешность ребенка в обучении – приоритетная миссия творческих занятий.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно-полезной деятельности.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, различные научные теории, подходы и концепции выяснилось, что понятие «успешность обучения» рассматривается учеными в двух основных направлениях. Первое можно обозначить как психологическое, где понятие «успех» и «успешность» определяются как особое эмоциональное состояние ученика, которое выражает его личное отношение (переживание) к деятельности или ее результатам (Г.Д. Кирилова, Е.И. Казакова). Второе направление связано с рассмотрением успешности обучения в ракурсе проблемы результативности и эффективности обучения, а также успешность обучения фигурирует в контексте показателей качества образования (Ю.К. Бабанский, В.В.Давыдов, Г.Д. Кирилова). Все исследователи, говоря об успешности, используют понятие «успех».
Мне близко рассуждение великого педагога К.Д.Ушинского, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости оттого, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.
У.Глассер так же убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку, если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.
Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С.Белкин, доктор педагогических наук. Он убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее».
А.С.Белкин считает, что главный смысл деятельности педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать педагог, переживание же радости, успеха нечто субъективное. Задача педагога в том и состоит, чтобы в условиях творческого объединения дать каждому из своих учеников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Таким образом, понятие «успех» можно рассматривать в узком и широком значении. Узкое значение сводиться к пониманию оценки конкретного результата деятельности, значимого для личности. В широком смысле под успехом понимается жизненная успешность, которую человек достигает и переживает в ходе собственной жизнедеятельности, стремясь реализовать свой творческий потенциал.
Каждый ребенок – художник, задача педагога найти его направление, выявить его интерес, увлечения, найти индивидуальный творческий маршрут. Формула успешности основывается на понимании того, что художественные способности необходимо развивать. От природы ребенок получает познавательную потребность, которую реализует в деятельности: творческой, самостоятельной, развивающей, адекватной интересам и возможностям ребенка. Обеспечить ситуацию успеха для ребенка это значит предоставить (создать) возможность с первых занятий быть активным, уверенным в себе, это в том числе и работа над собой.
Среди внутренних условий развития ребенка важное место занимает возможность самореализации личности. Процесс самореализации взаимосвязан с творческой деятельностью.
Творческая самореализация личности – это возможность увидеть себя изнутри, ощутить свободу выбора, раскрыть свой творческий потенциал. По мнению психолога А.Маслоу, человек в процессе самореализации (самоутверждения, саморазвития, самоактуализации) непрерывно движется к идеалу возможного совершенства. Чем совершеннее результаты, тем глубже личность переживает процесс самореализации. Самореализация для творческого человека – это труд ради того, чтобы достичь совершенства в том, что он призван делать.
Творческая самореализация невозможна без стремления и интереса к познавательной деятельности.
Таким образом, самореализация обучающегося на занятиях творческой деятельности, проходит через формирование успешности в обучении.
Методом измерения успешности детей является диагностика.
С помощью диагностики, осуществляю успешность в обучении. Диагностика успешности обеспечивает развитие обучающегося, для перехода на более высокие уровни обученности и саморазвитие личностных качеств.
Она максимально помогает мне в раскрытии творческого потенциала каждого ребенка, отслеживанию его личностного развития. Это способствует корректировке рабочей программы по художественному развитию обучающихся. В реализации успешности ребенка, использую наиболее информативные методы диагностики: беседа, тестирование, графический и рисуночный тесты, анкетирование, упражнение, карточки-задания.
На своих занятиях создаю условия для успешности обучающихся:
- благоприятный психологический фон, атмосфера на занятии (отсутствие классно-урочной системы в дополнительном образовании);
- доброжелательное отношение педагога (корректность речи, подбадривающие слова, мягкая интонация и т.д.);
- доступная подача нового учебного материала, отсутствие затруднений в освоении художественных техник; по принципу - от простого к сложному, с учетом возможностей детей;
- интерес и поддержка родителей в развитии способностей ребенка; сотрудничество с педагогом.
- совместная творческая работа в группах, интерактивная форма обучения;
- здоровый микроклимат в группе, дружеские отношения, взаимопомощь при возникновений трудностей в выполнении задания;
- «прикладной подход», применяемость навыков в жизни, ориентир на будущую профессию;
- развитие «пытливого ума», потребность пополнять знания из разных источников;
- метапредметная связь в содержании творческих занятий;
- проблемность в изложении учебного материала в предлагаемых (ученикам) творческих заданиях;
- концентрировать внимание не на конечной цели, а на решении промежуточных задач. Это упрощает выполнение заданий, сумма достижений и успехов постепенно накапливается. А вместе с ней растет и самоуважение, желание добиться большего. Даже небольшой успех имеет значительное побуждающее влияние, вдохновляет на деятельность. На занятиях с целью мотивации использую изречения про успех;
- обучение в сотрудничестве.
Но ситуация успеха не может быть одинакова для каждого обучающегося. У меня в группе также занимаются одаренные дети и дети с ограниченными возможностями.
Частая проблема - когда талантливый ребенок, угасает и теряет интерес к художественной деятельности, в случае если задания для него не представляют сложности, что для обычного ребенка это уже гарантия успешного результата. Положительным моментом в создании ситуации успеха для одаренного ребенка может быть: помощь преподавателю в выполнении наглядного материала для занятий, наставническая помощь неуспевающему, слабому ученику; в затеях и идеях оформления кабинета (школы, забора и т.д.); а также, усложнение заданий по творческой направленности, раскрепощение ребенка в формате (большой А2), освоение новых техник. При работе с одаренными детьми, соблюдаю следующие условия: сохранение индивидуальности ребенка; поддержка его собственной познавательной потребности; изучение психологических особенностей «одаренных». В выявлении одаренных детей из группы использую диагностику.
Для одаренных детей успешностью является:
-обязательное участие в выставках и конкурсах,
-по мере накопления творческих работ - организация персональной выставки в классе, школе;
-освоение современных художественных техник, новые находки, оригинальные идеи и воплощение их в своих работах;
-экспериментальное рисование на различных поверхностях, успех заключается в нахождении своего индивидуального художественного стиля. Это выражается в склонности «все делать по-своему» с присущей одаренному ребенку системой саморегуляции.
В моей группе занимаются и дети с ограниченными возможностями. Дети с ограниченными возможностями, как никто другой стремятся к художественной деятельности. Обеспечение ситуации успешности для них является самым важным моментом в обучении. Задания, художественные материалы и инструменты, которые в дальнейшем будем использовать при работе, подбираю с учетом физических возможностей ребенка.
Для детей с ограниченными возможностями, успешность - это:
-всеобщее признание посредством выставок;
-подбор удобного инструментария в работе;
-освоение несложных, но эффектных художественных техник;
- нахождение своего индивидуального художественного стиля;
Судя по практике работы с такой категорией детей, я прихожу к выводу, что они стремятся к получению новых знаний, они всегда полны вдохновения, в творчестве они раскрываются очень ярко, индивидуально.
У нас в Центре они творчески раскрываются, самореализуются и за счет своего стремления они опережают способных и здоровых детей.
Заключение
Тема, связанная с созданием ситуации успеха, не могла не заинтересовать меня. Работая с детьми разных категорий в творческом направлении, я поняла, что одной из важных целей обучения является развитие личности каждого ребенка, его стремление к самореализации. Это возможно, если обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у обучающихся необходимо создавать ситуацию успеха.
Ребенок закрепить свой успех может через личные достижения. Если ребенок поверит в то, что он успешен, то в дальнейшем будет вести себя уверенно, приобретая важное качество компетентность. Это значит, что приобретенные навыки, он легко и эффективно использует при решении жизненных задач.
Результатом успешности каждого обучающегося выступают:
Творческие достижения, познавательный поиск, творческая активность, реализация себя в художественной деятельности, личная динамика (творческий рост).
Приоритетным направлением моей работы является укрепление дружбы и товарищеских отношений в группе, внеклассные мероприятия, участие в акции «Рисунок на заборе», совместное участие в школьных выставках, где у детей появляется возможность показать свои обретенные навыки, творческие способности, проявить себя индивидуально, и показать свои достижения в составе всего коллектива.
Свидетельством успешности каждого обучающегося, также является успешная сдача просмотров, защита итоговой композиции, участие в выставках и конкурсах Международного, Всероссийского, областного и районного значения и конечно, когда ребенок применяет полученные навыки в жизни. Отслеживание успешности ребенка позволяет повышать планку для новых ступеней развития.
Таким образом, результаты моей работы подтверждают, что избранные формы и методы работы, наиболее оптимально раскрывают творческие способности моих учеников, дают им возможность проявить себя в творческой деятельности, ощутить результаты своего становления и развитии в творческом плане, что в конечном итоге создает для детей ситуацию успеха.
Литература
1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать-М.: Просвещение, 1991.
3. Глассер У. школы без неудачников. Пер.с англ./Общ ред и предисл. В.Я.Пилиповского.-М.: Прогресс, 1991.
4. Забрамная С., Костенкова Ю. Неуспеваемость как она есть// Школьный психолог.-2004. - №45. - С.27-30.
5. Ларионова И.А. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель-ученик»: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Екатеринбург, 1996.
6. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 1990.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой.- 22 – е изд., стер.- М.: Русский язык., 1990.
8. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.
9. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и её предупреждение. – М.: Педагогика, 1977.