Просмотр содержимого документа
«Доклад-раскрытие творческого потенциала учащихся изобразительного отделения в подготовительной группе»
АВАГЯН Г.С., ВИСМЕР В.В.
КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района», г. Шемонаиха
РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
И воспитание, и образование нераздельны.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно. Л.Н. Толстой2.2
Если представить Художественное отделение в виде портрета, каков был бы этот портрет?
В основе любого произведения лежит идея. Воплощением идеи, главной целью художественного отделения является реализация приоритетных направлений художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка. Основой нашего портрета является художественно–эстетическое развитие и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения1.
Современная педагогика предполагает всестороннее раскрытие потенциальных возможностей личности, анализа ее индивидуальных особенностей. Пристальное внимание к проблемам личности обусловлено направленностью образовательного процесса на ее развитие, так как для преобразования общества необходима социально активная личность, как основная движущая сила общественного прогресса2.
Любое изображение начинается с композиционного построения. Конструкция, центр композиции определены преподавателями, передающими детям своё мастерство и любовь к изобразительному искусству. В подготовительной группе центром этой композиции являемся мы - классные руководители. В нашей работе с учащимися помогает календарно-тематическое планирование, которое составлено по модифицированной программе для подготовительного курса обучения.
По новой образовательной программе для дополнительного образования, в первый класс на изо отделение принимаются учащиеся только с 11 лет. Однако, так как в школу мы принимаем детей с 5 лет, весь этот возрастной период (от 5 до 10 лет) относится к подготовительному курсу обучения. Данная программа включает три учебных предмета- рисование, декоративно- прикладное искусство (ДПИ) и лепка, что позволяет обеспечить интеграцию уроков искусства и художественного труда.
Благодаря такой программе дети с малых лет могут получить базовые знания, повышая их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанным отношением к изобразительной деятельности. При этом создаются условия для содержательного общения детей с педагогами и друг с другом, которые помогут им в дальнейшем творческом пути.
Цель программы:подготовка учащихся для продолжения обучения в 1 классе.
Основные задачи программы:
развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств;
усвоение первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн);
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами;
формирование образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.
воспитание личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях;
воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Наш портрет отделения уже начал складывается из штрихов и цветных мазочков, из маленьких звёздочек – наших юных художников Рисунок-2.
Вот они-то и составляют неповторимый колорит произведения, яркий и насыщенный, как полотно импрессиониста.
Учащиеся подготовительной группы ежегодно добиваются положительных результатов в конкурсах и выставках. Многие учащихся стали победителями городских, областных и международных конкурсов.
Как мастер скрупулёзно и с любовью работает над деталями картины, так и наши юные художники активно участвуют в создании общей картины нашего отделения, ежегодно добавляя свои мазки. За последние 2 года, учащиеся подготовительной группы показали хорошую динамику конкурсной деятельности.
2015-16 учебный год
Школьный уровень – Гран-при- 1уч-ся, 1 м. -1 уч-ся;
Районный уровень – Гран-при -1 уч-ся, 1м. -1уч.ся, 2м.- 3 уч-ся, 3 м.- 1уч-ся;
Международный уровень – 2м.-2 уч-ся;
2016-17 учебный год
Школьный уровень - Гран-при -1уч-ся, 1м.- 3 уч-ся, 2м.- 1уч-ся, 3м.- 1уч-ся;
Районный уровень- 1м.- 8 уч-ся, 4м.- 1уч-ся;
Республиканский уровень - Гран-при- 1 уч-ся, 1м. -1 уч-ся;
Международный уровень- 1м.- 2 уч-ся.
На основании выше изложенного, можно сделать следующие выводы: увеличилась результативность и число конкурсантов. Появился выход на республиканский уровень, где уч-ся показали отличный результат.
В школе ребята не только приобщаются к искусству, но и учатся нестандартному мышлению, творческому подходу к любым жизненным задачам. Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
Рисование – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки - а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
Процесс создания картины позволяет ребенку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.
Рассматривая картины, подбирая палитру, доводя работу до совершенства ребенок учится различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания - приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство2.3.
Нашим урокам в школе искусств, дети могут погрузиться в сказки разных писателей: таких как Пушки А.С., Братья Грим и т.д. Посетить разные страны, узнать их традиции и культурные особенности. Так на уроке «Греческая вазопись» дети познакомились с чудным древним миром Эллады, с художественными творениями древнегреческих мастеров, художников, поэтов и музыкантов.
Погрузились в культуру Японии, с ее особым поклонением природе, воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте. Японская литература пронизана идеей бренности бытия и преходящей природе всего сущего. И живым воплощением этой идеи являются цветы сакуры. Каждый урок рисования- это открытие для наших учеников и мы преподаватели решаем как подать детым нужные знания, будь то теория или наглядные пособия Рисунок 1.
Далеко не всегда качественным результатом деятельности педагога можно считать лишь образовательные достижения его воспитанников. Количество грамот и дипломов, полученных на различных конкурсах, безусловно, подтверждают профессиональный уровень педагога дополнительного образования. Но необходимо не забывать о том, что дополнительное образование детей - это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения и воспитания, но и пространством для саморазвития, самореализации и самоактуализации. В создании этого пространства нам помогают различные технологии преподавания: традиционные и инновационныеТаблица 1.
Результативность таких технологии зависит не только от того, какие знания и умения удастся ему передать и насколько педагог сможет его подготовить к вхождению в общество, но и от того, насколько, при этом, удастся не "сломать" ребенка, сохранив и развив те положительные задатки, которые в нем уже существуют2.1.
И наконец, завершающим штрихом в портрете является результативность нашей совместной деятельности. Ведь успехи учащихся - это успехи и их преподавателей. Динамичное развитие отделения - результат терпеливого труда большого коллектива талантливых педагогов, любящих детей и искусство, которые не собираются останавливаться на достигнутом.
Рисунок 1 - Наши уроки
Рисунок 2- Наши звездочки
Таблица 1- Педагогические технологии применяемые на уроках подготовительной группы
Наименование пед. технологии
Краткое обоснование выбора
Результативность
ИКТ (информационно-коммуникативные технологии)
Активное применение технологий на уроках изо искусства
Проведение открытого урока «Панно к 8 марта» с применением ИКТ – оценка 5, открытый урок « Искусство Японии- ветка цветущей сакуры» ,с применением ИКТ- оценка 5
Личностно- ориентированные
Учащиеся получают возможность развиваться и совершенствоваться в творческой и непринужденной обстановке.
Экскурсия в Краеведческий музей на выставку Шушакова Ю.Н.Персональная выставка Д. Иванова, Выставка дипломных работ выпускников
ИЗО отделения за 5 лет
Игровые
Игра на уроке помогает быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учениками, располагает к активной работе.
На уроках по цветоведению применяю игру "Волшебная палитра". Предлагаю учащимся стать экспериментаторами и провести несколько исследований. Проводится эксперимент на смешение красок. Благодаря этой игре ученики легко смешивают и подбирают необходимые для своих рисунков цвета, учатся различать оттенки цвета.
Развивающие
Основное усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся, поэтому использую развивающие технологии, активизирующие деятельность воспитанников и расширяю их мировоззрение.
Открытый урок, знакомство с культурой других стран «Искусство Японии- ветка цветущей сакуры», «Греческая вазопись», «Остров сокровищь»
Эвристические
Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др.
Волшебный проект Комната моей мечты «Комната для принцессы», макет – школьный конкурс проектов – 2 место. Достижения учащихся в районных, областных, международных и республиканских конкурсах
Метопредметная
Изучение технологии и применение на уроках ИЗО искусства
Обязательное применение метапредметного подхода в обучении при разработке открытых уроков
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ботвинников, А. Д. Организация и методика педагогических исследований / А.Д. Ботвинников. М., 1981.-43 с