kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад «Основы РКМ и ТРИЗ технологий.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие у учащихся интеллектуальных умений и творческого мышления с пимощью РКМ (развитие критического мышления) и ТРИЗ (теория решения исследовательских задач) технологий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Основы РКМ и ТРИЗ технологий.»»

Доклад «Современные педагогические технологии на уроках ИЗО. Основы РКМ и ТРИЗ технологий.»

Рассмотрим теоретические основы технологий ТРИЗ и РКМ. ТРИЗ – теория решения исследовательских задач (автор Г.С. Альтшуллер) применительно к школе, это педагогическая технология, развивающая творческие способности обучающихся, и арсенал приемов, позволяющих ее развивать. Сущность ТРИЗ – решение так называемых «открытых задач», то есть задач, не имеющих единственно правильного решения.

РКМ – это педагогическая технология (авторы: Ч.Темпл, К.Меридит, Дж.Стил, С.Уолтер), направленная на развитие критического мышления обучающихся. Согласно определению Кларина М.В., критическое мышление – это технология, формирующая интеллектуальные умения и усиливающая рефлексивные механизмы в образовательной деятельности.

Эти две технологии удачно дополняют друг друга и не вызывают противоречий в учебно – воспитательном процессе, поскольку творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование старого решения той или иной задачи. Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области возможного применения.

Главная ценность приемов ТРИЗ и РКМ технологий заключается в том, что они позволяют сформировать целый ряд умений (компетентностей), столь востребованных в современном мире:

  • рефлексивные умения;

  • поисковые (исследовательские) умения;

  • умения и навыки работы в сотрудничестве;

  • менеджерские умения и навыки;

  • коммуникативные умения.

Использование в образовательном процессе ТРИЗ и РКМ технологий требует определенной педагогической техники от учителя, меняет не только принципы и методы обучения, но и саму структуру урока. Так, основополагающими принципами работы становятся:

  • ученик - субъект обучения, свободный, самобытный и равноправный;

  • учитель – творческий искатель, который развивается и совершенствуется вместе с учениками;

  • для обучения создается такая образовательная среда, где есть место для каждого ребенка;

  • содержание учебного материала должно быть личностно значимым, актуальным и затрагивать эмоциональную сферу человека;

  • процесс образования – это процесс самоутверждения личности, признание ее значимости.

Обучение происходит по принципам педагогической техники (по А.Гину) :

Принцип свободы выбора

Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, - свобода!

Принцип открытости мышления

Жизнь ставит перед человеком открытые задачи. Чтобы научиться их решать нужно уметь “видеть за деревьями лес”, давать не только знания, но и показывать их границы.

Принцип деятельности

Чтобы знание стало инструментом, а не залежем ненужного сырья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать.

Принцип обратной связи

Ученик и учитель на уроке - это не две разрозненные единицы, а одно единое целое.

Принцип идеальности действия или высокого КПД

Максимально использовать возможности, знания, интересы учащихся, при минимальных затратах получать максимально высокие результаты.

Для организации воспитательно - образовательного процесса используются различные методы обучения:

  • Объяснительно – иллюстративный.

  • Репродуктивный.

  • Проблемно – сообщающий.

  • Частично – поисковый.

  • Исследовательский.

Следует отметить, что преобладающими методами обучения являются проблемно – сообщающий, частично – поисковый и исследовательский, где обучающиеся выявляют недостаточность ранее усвоенных знаний и способов действий и понимают необходимость нового знания (проблематизация обучения), совместно ищут решение (поисковость обучения) и оценивают результаты своего труда (рефлексия). Ставя целью развитие и самореализацию личности ребенка, необходимо придерживаться в своей работе демократичного (партнерского) стиля отношений с обучающимися, принимая за основу доверительность, интеллигентность, искренность, а так же умение слушать и слышать друг друга. Общение между учеником и учителем – это диалог, в котором признается право на ошибку, демонстрацию своих особенностей, выражение собственного мнения. Основной формой организации учебного процесса является, конечно же, урок. Его основные этапы:

  • стадия вызова

  • объяснение нового материала;

  • закрепление, тренировка, отработка умений;

  • повторение;

  • рефлексия;

  • домашнее задание;

  • конец урока.

Особое внимание уделяется стадии вызова (начало урока, которая является пусковым механизмом, и стадии рефлексии (завершение урока), которая позволяет обучающимся оценить результативность своей работы.

Методы и приемы РКМ и ТРИЗ технологий

Оживи картину



Прием «Оживи картину» является универсальным для любого урока изобразительного искусства. Фантазия при работе над «оживлением» картины столь безгранична, что можно смело говорить о развитии творческого мышления учащихся. Суть приема заключается в том, что учащимся предъявляется какая – либо картина и предлагается ответить на серию вопросов о мыслях и чувствах, вызванных картиной. При этом точка зрения может отражать не только мнение автора или зрителя, но и ощущения объектов, изображенных на данной картине.

Тренинг: предлагается к просмотру натюрморт с подсолнухами и серия вопросов

  1. Какие эмоции вызывает у вас эта картина?

  2. Как вы думаете, какие эмоции испытывал автор, создавая данную картину?

  3. Представьте, что вы – один из подсолнухов, стоящих в этой вазе. Расскажите о своих эмоциях и ощущениях.

Метод контрольных вопросов



Этот метод позволяет решить поставленную задачу творчески. Это активная форма работы, в противовес репродуктивным формам. Она позволяет получить информацию об изучаемом предмете или объекте через вопросы, кратко выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга, искать новые (творческие) подходы к изучению темы. В процессе решения задачи применяются контрольные вопросы. Они облегчают процесс работы, что особенно важно при работе над новыми терминами, и направляют мышление обучающихся в область возможных ответов. Однако стоит отметить, что данный метод работы особенно эффективен на обобщающих уроках по теме.

Тренинг: Вы прослушали лекцию о нетрадиционных формах уроков. Пожалуйста, ответьте на вопросы

    1. Какой советский психолог изучал вопросы типологии обучения?

    2. В чём достоинства нетрадиционного урока?

    3. Что такое РКМ технология?

Бином фантазии



Прием основан на создании чего – либо нового, абсолютно неизвестного никому, чего никогда не существовало в природе.

Метод ассоциаций



Этот метод так же можно назвать как метод гирлянд случайностей. Его задачей является создание новой, оригинальной, полезной модификации чего – либо. Например, вы можете предложить учащимся нарисовать некогда ранее несуществовавшее животное или мебель будущего.

Загадка



Прием «Загадка» очень эффективен на начальном этапе урока в стадии вызова, для того чтобы учащиеся смогли самостоятельно сформулировать тему урока. В качестве «загадки» учащимся может быть предложен просмотр видеоролика, серии взаимосвязанных между собой картинок или стихотворное произведение, после чего им предлагается догадаться о теме урока самостоятельно.

Тренинг: Пожалуйста, внимательно посмотрите на доску. Сейчас вы увидите серию взаимосвязанных картинок. Догадайтесь о теме урока.

Бортовой журнал

Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии.
При заполнении бортового журнала учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что я знаю по данной теме?

Что хочу узнать?

Что узнал?






Круги по воде



Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

Тренинг: Представьте, что вы вместе с детьми изучаете тему «Портрет». Пожалуйста, запишите все мысли и ключевые понятия, ассоциирующиеся у вас с этим термином.

П – печаль, полотно

О – очарование, овал

Р - радость

Т – тревога

Р - размер

Е - естественность

Т - тень

СИНКВЕЙН



Любые жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение есть рефлексия. Стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам», не так уж и много и среди них синквейн. Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

  1. В первой строчке называется тема (обычно это существительное).

  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (прилагательные).

  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя глаголами.

  4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

  5. Последняя строка - это синоним, который повторяет суть темы.

Данный прием ТРИЗ можно успешно применять при работе над любой темой. Кроме того, хоть он и является рефлексией, его можно использовать в качестве приема активизации или вызова.

Тренинг: составьте синквейн к понятию «нетрадиционный урок»

нетрадиционный урок

увлекательный захватывающий

формирует расширяет раскрывает

развивает творческие способности учащихся

нестандартный урок, позволяющий повысить уровень мотивации и качество знаний учащихся

Кластеры



Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад «Основы РКМ и ТРИЗ технологий.»

Автор: Козаченко Нина Степановна

Дата: 11.02.2017

Номер свидетельства: 390660


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства