Развитие у учащихся интеллектуальных умений и творческого мышления с пимощью РКМ (развитие критического мышления) и ТРИЗ (теория решения исследовательских задач) технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад «Основы РКМ и ТРИЗ технологий.»»
Доклад «Современные педагогические технологии на уроках ИЗО.Основы РКМ и ТРИЗ технологий.»
Рассмотрим теоретические основы технологий ТРИЗ и РКМ. ТРИЗ – теория решения исследовательских задач (автор Г.С. Альтшуллер) применительно к школе, это педагогическая технология, развивающая творческие способности обучающихся, и арсенал приемов, позволяющих ее развивать. Сущность ТРИЗ – решение так называемых «открытых задач», то есть задач, не имеющих единственно правильного решения.
РКМ – это педагогическая технология (авторы: Ч.Темпл, К.Меридит, Дж.Стил, С.Уолтер), направленная на развитие критического мышления обучающихся. Согласно определению Кларина М.В., критическое мышление – это технология, формирующая интеллектуальные умения и усиливающая рефлексивные механизмы в образовательной деятельности.
Эти две технологии удачно дополняют друг друга и не вызывают противоречий в учебно – воспитательном процессе, поскольку творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование старого решения той или иной задачи. Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области возможного применения.
Главная ценность приемов ТРИЗ и РКМ технологий заключается в том, что они позволяют сформировать целый ряд умений (компетентностей), столь востребованных в современном мире:
рефлексивные умения;
поисковые (исследовательские) умения;
умения и навыки работы в сотрудничестве;
менеджерские умения и навыки;
коммуникативные умения.
Использование в образовательном процессе ТРИЗ и РКМ технологий требует определенной педагогической техники от учителя, меняет не только принципы и методы обучения, но и саму структуру урока. Так, основополагающими принципами работы становятся:
ученик - субъект обучения, свободный, самобытный и равноправный;
учитель – творческий искатель, который развивается и совершенствуется вместе с учениками;
для обучения создается такая образовательная среда, где есть место для каждого ребенка;
содержание учебного материала должно быть личностно значимым, актуальным и затрагивать эмоциональную сферу человека;
процесс образования – это процесс самоутверждения личности, признание ее значимости.
Обучение происходит по принципам педагогической техники(по А.Гину) :
Принцип свободы выбора
Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, - свобода!
Принцип открытости мышления
Жизнь ставит перед человеком открытые задачи. Чтобы научиться их решать нужно уметь “видеть за деревьями лес”, давать не только знания, но и показывать их границы.
Принцип деятельности
Чтобы знание стало инструментом, а не залежем ненужного сырья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать.
Принцип обратной связи
Ученик и учитель на уроке - это не две разрозненные единицы, а одно единое целое.
Принцип идеальности действия или высокого КПД
Максимально использовать возможности, знания, интересы учащихся, при минимальных затратах получать максимально высокие результаты.
Для организации воспитательно - образовательного процесса используются различные методы обучения:
Объяснительно – иллюстративный.
Репродуктивный.
Проблемно –сообщающий.
Частично – поисковый.
Исследовательский.
Следует отметить, что преобладающими методами обучения являются проблемно – сообщающий, частично – поисковый и исследовательский, где обучающиеся выявляют недостаточность ранее усвоенных знаний и способов действий и понимают необходимость нового знания (проблематизация обучения), совместно ищут решение (поисковость обучения) и оценивают результаты своего труда (рефлексия). Ставя целью развитие и самореализацию личности ребенка, необходимо придерживаться в своей работе демократичного (партнерского) стиля отношений с обучающимися, принимая за основу доверительность, интеллигентность, искренность, а так же умение слушать и слышать друг друга. Общение между учеником и учителем – это диалог, в котором признается право на ошибку, демонстрацию своих особенностей, выражение собственного мнения. Основной формой организации учебного процесса является, конечно же, урок. Его основные этапы:
стадия вызова
объяснение нового материала;
закрепление, тренировка, отработка умений;
повторение;
рефлексия;
домашнее задание;
конец урока.
Особое внимание уделяется стадии вызова (начало урока, которая является пусковым механизмом, и стадии рефлексии (завершение урока), которая позволяет обучающимся оценить результативность своей работы.
Методы и приемы РКМ и ТРИЗ технологий
Оживи картину
Прием «Оживи картину» является универсальным для любого урока изобразительного искусства. Фантазия при работе над «оживлением» картины столь безгранична, что можно смело говорить о развитии творческого мышления учащихся. Суть приема заключается в том, что учащимся предъявляется какая – либо картина и предлагается ответить на серию вопросов о мыслях и чувствах, вызванных картиной. При этом точка зрения может отражать не только мнение автора или зрителя, но и ощущения объектов, изображенных на данной картине.
Тренинг: предлагается к просмотру натюрморт с подсолнухами и серия вопросов
Какие эмоции вызывает у вас эта картина?
Как вы думаете, какие эмоции испытывал автор, создавая данную картину?
Представьте, что вы – один из подсолнухов, стоящих в этой вазе. Расскажите о своих эмоциях и ощущениях.
Метод контрольных вопросов
Этот метод позволяет решить поставленную задачу творчески. Это активная форма работы, в противовес репродуктивным формам. Она позволяет получить информацию об изучаемом предмете или объекте через вопросы, кратко выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга, искать новые (творческие) подходы к изучению темы. В процессе решения задачи применяются контрольные вопросы. Они облегчают процесс работы, что особенно важно при работе над новыми терминами, и направляют мышление обучающихся в область возможных ответов. Однако стоит отметить, что данный метод работы особенно эффективен на обобщающих уроках по теме.
Тренинг: Вы прослушали лекцию о нетрадиционных формах уроков. Пожалуйста, ответьте на вопросы
Какой советский психолог изучал вопросы типологии обучения?
В чём достоинства нетрадиционного урока?
Что такое РКМ технология?
Бином фантазии
Прием основан на создании чего – либо нового, абсолютно неизвестного никому, чего никогда не существовало в природе.
Метод ассоциаций
Этот метод так же можно назвать как метод гирлянд случайностей. Его задачей является создание новой, оригинальной, полезной модификации чего – либо. Например, вы можете предложить учащимся нарисовать некогда ранее несуществовавшее животное или мебель будущего.
Загадка
Прием «Загадка» очень эффективен на начальном этапе урока в стадии вызова, для того чтобы учащиеся смогли самостоятельно сформулировать тему урока. В качестве «загадки» учащимся может быть предложен просмотр видеоролика, серии взаимосвязанных между собой картинок или стихотворное произведение, после чего им предлагается догадаться о теме урока самостоятельно.
Тренинг: Пожалуйста, внимательно посмотрите на доску. Сейчас вы увидите серию взаимосвязанных картинок. Догадайтесь о теме урока.
Бортовой журнал
Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии. При заполнении бортового журнала учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
Что я знаю по данной теме?
Что хочу узнать?
Что узнал?
Круги по воде
Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
Тренинг: Представьте, что вы вместе с детьми изучаете тему «Портрет». Пожалуйста, запишите все мысли и ключевые понятия, ассоциирующиеся у вас с этим термином.
П – печаль, полотно
О – очарование, овал
Р - радость
Т – тревога
Р - размер
Е - естественность
Т - тень
СИНКВЕЙН
Любые жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение есть рефлексия. Стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам», не так уж и много и среди них синквейн. Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:
В первой строчке называется тема (обычно это существительное).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (прилагательные).
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя глаголами.
Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка - это синоним, который повторяет суть темы.
Данный прием ТРИЗ можно успешно применять при работе над любой темой. Кроме того, хоть он и является рефлексией, его можно использовать в качестве приема активизации или вызова.
Тренинг: составьте синквейн к понятию «нетрадиционный урок»
нетрадиционный урок
увлекательный захватывающий
формирует расширяет раскрывает
развивает творческие способности учащихся
нестандартный урок, позволяющий повысить уровень мотивации и качество знаний учащихся
Кластеры
Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия.