Просмотр содержимого документа
«Доклад -Организация метапредметной деятельности в творческом процессе преподавания ИЗО искусства»
КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»
Доклад к педагогическому совету на тему:
«Организация метапредметной деятельности в творческом процессе преподавания изобразительному искусству»
Подготовила преподаватель
изобразительного отделения Авагян Г.С.
г. Шемонаиха
2016-17 г.
1сдайд (Название даклада)
2 слайд Частичка «мета» переводится как «над», «за» пределами чего-то, как большее, чем сам предмет, то, что за предметом. Метазнание — это знание способов использования знаний, понимание смысла и назначения своих знаний и умений. В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения. Как это касается учителя изобразительного искусства?
3 слайд Напрямую! Надо научиться ответственно, понимать смысл и цель каждой учебной темы, что и позволит добиться именно метапредметных результатов обучения.
Когда мы говорим: «Искусство как духовная культура», — по сути, мы предполагаем именно формирование личностных и метапредметных качеств учеников через овладение основами художественной культуры в сфере пространственно-визуальных искусств.
4 слайд Однако современные условия по-новому раскрывают и конкретизируют требования к результатам обучения на уроках изобразительного искусства, а также во время внеурочной деятельности по формированию личностных качеств учащихся.
Метапредметный подход утверждает, что смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые и составляют содержание образования.
5 слайд И на своих занятиях мы имеем возможности создавать для этого педагогические условия, которые имеют особую личностную значимость и не заменимы в современном мире другими школьными предметами.
Учитель сегодня должен стать создателем таких педагогических ситуаций, таких заданий, в ответ которым учащиеся смогли бы создавать собственные продукты в освоении знаний. Художественное развитие предполагает в качестве результата на каждом этапе обучения развитие базовых способностей ученика: то есть его чувств, способности действовать, мышления, понимания, его коммуникативных и рефлексивных способностей.
6 слайд Культурное самовыражение является одной из общепризнанных в мире компетенций, поэтому значительная часть образовательного процесса по изобразительному искусству отводится освоению языков пластических искусств и их закреплению в художественно-творческой деятельности.
Для изобразительного искусства, как и для других предметов эстетического цикла, характерна важная особенность: ему невозможно обучать, не включая в образовательный процесс работу эмоциональной сферы учащихся.
7 слайд Чтобы развивать эмоциональную сферу обучающихся, мы ведем с ними диалог, разговаривая с ними о прекрасном, о человеческом в человеке через произведения искусства. На уроке развиваются ассоциативные качества мышления ребёнка, которые являются действенным механизмом творческого мышления, умения образовывать неожиданные связи, быстро и ярко определять главное в явлении, способности целостного его видения.
8 слайд В диалоге с автором рисунка и через анализ произведений великих художников прошлых веков мы приводим ребенка к озвучиванию собственного мнения о картине, это важнейшая задача учителя. Ведь у каждого произведения искусства есть свой смысл, своя история создания, которая говорит о художнике, его жизненном пути и творчестве. Анализируя все это, ребенок расширяет не только свои знания об истории искусств, но и зрительно изучает мировую историю через картины, созданные в разные века и отображающие быт и культуру других стран.
Многие родители думают, что рисование это не серьезно. Отдавая своего ребенка на отделение ИЗО, родители просто хотят, чтобы ребенок был чем-то занят, он не связывают его будущее с рисованием. Они не видят в этом перспективу, а зря!
9 слайд Ребенок, который освоил технику рисования и сохранил эти способности в будущем, становится более совершенным, он более полно воспринимает зрительные образы, он замечает вокруг себя много больше: формы, пропорции, оттенки цветов. Где это может пригодиться в будущем? Да везде, не только на работе, но и в повседневной жизни. Не секрет, что художник во многих бытовых ситуациях находится в более выгодном, чем другие положении.
10 слайд Например, нередко для человека не близкого к искусству рисования огорчением становится выбор цветов в интерьере квартиры, который он делал на основе только собственной интуиции. То, что так нравилось сначала, через время начинает раздражать. В наше время все знают, что цвета оказывают психическое воздействие на человека. Вспомним простой светофор: красный - внимание!, желтый - терпение, зеленый - идите спокойно. Согласитесь, что для человека с опытом рисования намного легче добиться положительного результата в деле, которое более или менее связанно с художественным оформлением.
11 слайд Один очень умный и высокообразованный человек, академик, авиаконструктор Олег Константинович Антонов (1906-1984), еще в 80-х годах прошлого века в телепередаче посетовал, что в нашем всеобщем школьном образовании есть вопиющий недостаток: детей не учат рисовать. Он имел в виду именно хорошую технику рисования. Он говорил, что досадно бывает, когда приходит хороший специалист, конструктор с прекрасной идеей и вместо того, чтобы нарисовать, начинает объяснять на пальцах. И все это только потому, что он не умеет рисовать. И в конце темы он сказал, что умение рисовать очень важно в работе, потому что тот, кто умеет рисовать, умеет делать красивые вещи, и что он заметил, что некрасивый самолет плохо летает.
Я думаю, что гениальный авиаконструктор имел в виду то, что сейчас называется одним из самых популярных слов: дизайн, художественное конструирование предметов. Дизайн в свою очередь очень многогранен в наше время. В него входит :
Транспортный дизайн 12 слайд
Веб-дизайн (компьютерный дизайн) 13 слайд
Архитектурный дизайн 14 слайд
Дизайн церемоний 15 слайд
Книжный дизайн 16 слайд
Дизайн интерьера 17 слайд
Дизайн одежды 18 слайд
Ландшафтный дизайн и т.д. 19 слайд
Во всех этих направлениях дизайна самым главным аспектом является умение: видеть и создать композицию, гармонично располагать объекты, видеть правильное сочетание цветов и текстур, выдерживать пропорции. Все перечисленное мною умения входить в преподавание изобразительному искусству.
20 слайд Если ребенок не видит свое будущее в изобразительном искусстве или в дизайне, то все равно умения, которые он приобрел в рисовании, пригодятся ему, если, например он захочет стать фотографом. Он с легкостью увидит прекрасное в простом, выберет провальный ракурс, освещение или цветовой эффект.
Как мы знаем рисование помогает развивать мелкую материку рук. Если ребенок проявляет большой интерес к росписи, то значит, ему нравится вырисовывать мелкие детали. Соответственно он развивает в себе аккуратность и чувство симметрии. В росписи надо быть уверенным в каждой проведенной линии и иметь, как говорится «твердую руку». Такие способности в будущем пригодятся в профессии хирурга.
21 слайд И если вспомнить слова академика О.К.Антонова, то уже пора серьезно относиться к рисованию. А раз в школах этому на должном уровне не учат, за дело беремся мы, учителя изобразительного искусства.
Для того чтобы хорошо изобразить,
художник должен прекрасно видеть и даже - предвидеть, не говоря о том, что он обязан много знать.