kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад к методическому семинару "Натюрморт как средство развития и повышения изобразительного мастерства учащихся ДХШ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад о натюрморте, каким образом он развивает и повышает изобразительное мастерство учащихся ДХШ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад к методическому семинару "Натюрморт как средство развития и повышения изобразительного мастерства учащихся ДХШ"»


Коммунальное государственное казённое предприятие

«Детская художественная школа»

ГУ «Отдел образования города Риддера»







Д О К Л А Д


к методическому семинару

«Педагогические возможности учебного натюрморта»


на тему «Натюрморт как средство развития и повышения изобразительного мастерства учащихся ДХШ»




Выполнила: педагог дополнительного образования

Мартынова Анастасия Викторовна


















г. Риддер

Март, 2019 г.

«Великая цель образования - это не знания, а действия».

Г. Спенсер



Сегодняшние тенденции развития общества предъявляют школе ряд требований, одним из которых является формирование творческой активности ее выпускников. Современная общеобразовательная школа должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, проявлять готовность к самообразованию на протяжении всей жизни. Неслучайно одним из приоритетов президентской Стратегии развития «Казахстан-2050» одной из основ сильного государства являются знания и профессиональные навыки, как ключевые ориентиры современной системы образования. Переход на новые образовательные стандарты, содержащие требования к образовательным программам, к результатам образования, к условиям, которые должны быть созданы для достижения этих результатов. Они ставят перед учителями задачу формирования у учащихся «универсальных учебных действий, умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем осознанного, активного приобретения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся». В связи с этим, возникает задача — создать наиболее благоприятные условия для развития творческого мышления учащихся. Важное место в данном аспекте занимают предметы художественно-эстетического направления.

Сущность творческой деятельности у И. Канта воплощается в формах продуктивного воображения. Выгодский Л.С. в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» (СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.) писал: «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. … воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество».

В обучении изобразительному искусству важное место занимает тема натюрморта, так как через натюрморт можно решить одновременно творческие и учебные задачи посредством большого разнообразия видов данного жанра.

Натюрморт (букв. мёртвая природа) – в изобразительном искусстве – изображение неодушевленных предметов, в отличие от портретной, жанровой исторической и пейзажной тематики [1 с. 429]. «Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Рисование натюрморта особенно полезно в учебной практике для овладения живописным мастерством, так как в нем начинающий художник постигает законы цветовой гармонии, приобретает техническое мастерство живописной моделировки формы» [2 с. 34].

До того, как натюрморт сложился в самостоятельный жанр, вещи, окружающие человека в обыденной жизни, лишь в той или иной мере входили в качестве атрибута в картины древности. История натюрморта насчитывает вот уже почти 600 лет. Он постепенно трансформировался в отдельный значимый жанр, и этот процесс занял не одну сотню лет. В настоящее время натюрморт является лучшим средством изучения закономерностей формы предметов, их освещенности и цвета.

Существует несколько видов натюрмортов:

-       учебный;

-       сюжетно-тематический;

-       учебно-творческий;

-       творческий.

Каждый из видов натюрморта выполняет разные задачи. В таблице 1 представлены особенности каждого из видов.

Таблица 1.

Особенности и задачи разных видов натюрмортов 



Вид натюрморта

Особенности

Задачи, которые он решает

Учебный

Предназначен для формирования умения:

согласовывать предметы по тону, фактуре, размеру, раскрывать конструктивные особенности предметов, изучать пропорции. Учебный натюрморт отличается от творческого тем, что в нем ставятся и выполняются  конкретные учебные задачи, такие как  обучение изобразительным основам и активизация познавательных способностей посредством анализа натуры.

Отработка конкретных умений:

-компоновка предметов;

-согласование предметов;

-выявление пропорции;

-раскрытие конструктивных особенностей предметов;

-нахождение цветового, тонального решения;

-изучение пропорций;

-выявление пластики различных форм.

Сюжетно-тематический

Подразумевает объединение предметов темой, сюжетом.

Отражает человека, его интересы, культуру и всевозможные стороны жизни. Главной особенностью является четкое выражение темы через предметы и элементы композиции.

-Раскрытие образа через подбор предметов, композиционное решение, цветовое решение.

-Образовательные, воспитательные задачи: знакомство с историей, культурой, народным творчеством и т.д.

Учебно-творческий

Переходный вид данного жанра.

-Отработка умений, навыков, но в то же время, и раскрытие творческой манеры автора.

Творческий

Подразумевает свободное самовыражение художника, раскрытие его замысла, отражение его манеры.

-Раскрытие творческой манеры автора, его самовыражение.



Таким образом, можно заключить, что включение в программу тематических постановок при обучении школьников играет важную роль не только с точки зрения приобретения изобразительных навыков, но и в целях развития кругозора школьника, привития ему вкуса, ценностных ориентаций, положительных установок. Применяя тематические натюрморты в учебных постановках по живописи, преподаватель обучает школьников смотреть на привычные для них предметы по – новому, наблюдать красоту в малом, в предметах повседневного обихода или же предметах исторических, давно вышедших из обращения. Передавать через предметы настроение, характер и образ жизни их обладателя – тяжелая задача, справившийся с ней ученик готов к переходу на более трудные задания. При этом помимо художественных задач тематический натюрморт несет в себе и образовательную нагрузку, через него учащийся может познавать родную историю и культуру, утилитарное назначение предметов, а так же их композиционные и смысловые особенности [3].

Примеры тематических натюрмортов в казахском национальном колорите



Натюрморты с народными колоритами (русский, восточный, японский)

Включение в постановки обиходных, привычных, ежедневно окружающих предметов, отражающих традиции и обычаи народов мира и Казахстана всегда содержит в себе сообщение, некое тайное письмо (криптограмму). Вещи становятся символами. Значения символов, их содержание и тайный смысл широк и разнообразен. Чаще всего, он носит мировоззренческий и в чем-то даже философский характер. Создавая натюрморты с этническими элементами, педагог приобщает учащихся к культуре разных стран мира. Расширяется кругозор, подобные задания вырабатывают стимул к познанию нового, пробуждают интерес учащихся к открытию новых граней. В результате такие постановки становятся источником вдохновения для творческого натюрморта.

Примеры тематических натюрмортов учащихся ДХШ с национальным колоритом

Постановка любого тематического натюрморта требует от учителя грамотного подхода, начиная с постановки цели и завершая точным подбором предметов. «Следует оговориться, что каких-либо законов постановки натюрморта, каких-либо правил, усвоив которые можно научиться ставить натюрморт, не существует. Нельзя даже назвать исчерпывающие, точные признаки хорошо составленного натюрморта, равно как и указать какие-то нормы. Но все же можно указать некоторые общие закономерности или, наоборот, на отдельные частные возможности этого жанра. Можно дать некоторые методические советы, следуя которым художник–педагог сможет открыть для себя новые возможности в постановке натюрморта» [4 с. 329]. Основные этапы организации тематического натюрморта представили в таблице 2.

Таблица 2.

Этапы организации и особенности постановки тематического натюрморта 

п/п

Этап

Особенности

Рекомендации

1

Определение целей, задач данной постановки

Цель тематического  натюрморта не только приобретение изобразительных навыков, но создание образа.

В изображении натюрморта могут решаться следующие задачи:

1)Композиционная,

2)Предметная

3)Тональная

Постарайтесь определить цели и задачи, которые должны быть выполнены в процессе работы над постановкой. Тематический натюрморт должен быть не просто тренировочным упражнением , которое должно развивать навыки определения пропорций предметов и их перспективных сокращений, тоновых и цветовых отношений, а еще и художественной задачей, необходимо натюрморт сочинить таким образом, чтобы он заключал в себе художественный образ, обладал ярко выраженной темой которой должны быть объединены предметы в постановке.

 

2

Определение темы будущего натюрморта

Тема будущего натюрморта должна быть актуальной, интересной не только педагогу, но и школьникам. Она может быть посвящена какой-либо эпохе,  профессии, времени года и так далее.

Можно провести анкетирование школьников, либо предоставить на выбор несколько предметов из натурного фонда, и предложить учащимся самим попробовать составить натюрморт. Таким образом, будет выявлен интерес школьников к той или иной теме, а так же такой способ способствует развитию воображения и пространственного мышления.

3

Отбор предметов, определение цветовой гаммы

Поставить качественный тематический натюрморт достаточно сложно, так как необходимо подобрать предметы, соответствующие учебным задачам, при этом объединенные по смыслу и тематике, а так же сочетающиеся по колориту.

Ставя натюрморт, необходимо отобрать подходящие предметы для натурной постановки. Необходимо помнить о том, чтобы все они могли быть объединены общей тематикой и связаны между собой по своему назначению, смотрелись друг с другом естественно. 

Использоваться могут как современные предметы, так и старинные вещи, отобраные в натюрмортном фонде образовательного учреждения (самовары, прялки, лапти, и т. д.).

4

Композиционная организация постановки

Художественная ценность, значительность картины будет в первую очередь зависеть от того, как натюрморт поставлен. Поэтому, составляя натюрморт необходимо учитывать все нюансы смыслового и композиционного расположения  предметов.

Важной основой составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание, определенность замысла и порядка предметов в постановке, а главное тема были выражены наиболее четко. Чаще всего, в натюрморте один предмет делают главным. Это бывает одновременно и самый крупный предмет, он создает центр всей композиции.



Невозможно перечислить все возможности применения живописного тематического учебного натюрморта, однако можно выделить основные правила при постановке. Для раскрытия наиболее интересного образа натюрморта поможет композиционный поиск с изменением ракурса, освещения. Очень важно решить, при каком освещении выгоднее написать натюрморт, так как свет играет важную роль в композиции постановки натюрморта. Рассмотрим основные варианты постановки света:

-  фронтальное освещение делает тени едва заметными;

-  боковое хорошо выявляет форму, объём, фактуру предметов;

-  контражурное освещение придает предметам силуэтные очертания.

Изменение ракурса помогает создать образ натюрморта. Если взглянуть на один и тот же натюрморт с разных точек зрения в поисках наиболее интересной и выразительной композиции. Можно заметить, что постановка натюрморта на уровне глаз обучающихся особенно важна на первых этапах обучения, ведь это позволяет видеть и изображать предметы пятном, не отвлекаясь на объем, воспринимая только силуэты, анализируя форму предмета.

Для успешного выполнения рисунка учащимися необходимо процесс работы разделить на следующие этапы:

1)   предварительный анализ постановки;

2)   композиционное размещение изображения на листе бумаги;

3)   передача характеров формы предметов и их пропорций;

4)   выявление объема предметов посредством светотени;

5)   детальная прорисовка формы предметов;

6)   синтез – подведение итогов работы над рисунком.

Соблюдение этих правил позволит обучающимся в процессе практической работы над учебным натюрмортом наиболее четко выявить основные живописные отношения, нацелит на правильное видение тональных различий, способствующее верной передаче цветом материальности вещей.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что с помощью тематического натюрморта можно решать множество задач, таких как изучение и развитие знания о законах изобразительной грамоты, формирование художественных навыков. Так же, через тематический натюрморт можно узнать о жизни и истории наших предков, их интересах и увлечениях, наглядно увидеть то, чем занимались и какими ценностями жили. Однако неудачно составленный натюрморт напрямую повлияет на качество усвоения учащимися учебного материала и как следствие – на результативность. Поэтому следует всегда помнить о том, что основой составления тематического натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема натюрморта выражены наиболее четко для понимания учащимися и выполнения ими учебного задания.

Таким образом, на становление творческой личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияние изобразительное искусство, в частности работа с натурными тематическими постановками. Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.


Примеры тематических натюрмортов учащихся ДХШ


Занятия живописью и рисунком не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности. Из личного опыта работы именно с натюрмортом, хочется отметить то, что более увлечённо учащиеся выполняют те задания в которых присутствует момент творчества. Это касается как работы с формой, текстурой, фактурой, так и применением различных техник, способов и приёмов для решения учебных задач.


Примеры работ учащихся с применением «техники моделирования формы пятном»


При самостоятельном выборе, нахождении и обработке формы ребенок становится мужественным, искренним, развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и позднее, намного позднее, вкус. Тем и будет обеспечен подход к красоте.

Как показывает практика, многие вопросы творчества возникают не столько от отсутствия соответствующей изобразительной грамоты, сколько от неумения распорядиться своими способностями. Считается, что все дело в "умении рисовать", но важнее - правильное отношение к творческой деятельности. Часто решение этих проблем лежит в психологической плоскости. То есть, не потому не можем рисовать, что "не умеем", а потому, что составлено неправильное представление о том, какой должна быть работа. Таким образом, задача педагога в том, чтобы развивать художественные способности ребенка, а, следовательно, и творческие способности, повышая тем самым изобразительное мастерство.

Считаю, включение в задания по работе с натюрмортами, нетрадиционных техник и технологий, приёмов, сочетание разных материалов, трансформацию и моделирование форм различными способами, перспективным, так как это позволяет обеспечить рост качественного, высокопроизводительного обучения в образовательном процессе, учит ребёнка самостоятельному достижению цели, активизирует творческие способности учащихся, повышает эффективность урока.




Список литературы



1. Беджанов Ю. К. Изобразительное и декоративно-прикладное искусства. Термины и понятия: Учеб.пособ. – Майкоп, 1997. – 178с. 

2. Словарь иностранных слов современного русского языка. – М.: «Аделант», 2014. – 800с. 

3. Савинов, А. М. Методические принципы учебного рисования как основа теории и практики обучения академическому рисунку / А. М. Савинов // Вестник университета Российской академии образования. – 2010. – № 5 (53). – С. 90-94 

4. Фурманская Д. Ю. Постановка живописного тематического натюрморта для студентов младших курсов художественно графических факультетов // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2008. – №1 (январь). – 346 с. 

  1. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты» М.: Просвещение, 1981.-239 с.

  2. Костерин Н.П. «Учебное рисование.- М.: Просвещение» М 1984.- 240 с.

  3. Кузин В.С. «Основы обучения изобразительному искусству в школе» М.: Просвещение, 1977. - 242 с.,

  4. Пучков А.С. «Методика работы над натюрмортом» – М.: Просвещение, 1982. - 138 с.

  5. В.Н. Стасевич «Изобразительное искусство в школе»- 47 с.

  6. Н.Н.Ростовцев «Методика обучения рисованию» - 253 с.

  7. В.Н. Романенко. «Художественная школа» - 46 с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Мартынова Анастасия Викторовна

Дата: 25.06.2019

Номер свидетельства: 515965


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства