Просмотр содержимого документа
«Доклад "Инновационные подходы в обучении росписи по дереву в ДШИ"»
МБУ ДО «Ундоровская ДШИ им. Г.В. Свиридова»
Доклад на тему:
«Инновационные подходы в обучении
росписи по дереву в ДШИ»
Составила преподаватель
Кузнецова Ольга Николаевна
первая квалификационная категория
Важнейшая роль в утверждении, сохранении и укреплении культурной самобытности нации принадлежит народному искусству. Поэтому значимость сохранения традиционной русской культуры на сегодняшний день как никогда актуальна. В этой связи, хотелось бы привести слова нашего президента В.В. Путина: «Сохранение многовековых традиций народного искусства – не просто наш долг перед предками. Это абсолютно необходимое условие нормального духовного развития общества».
Не зря говорят, что в традиционной культуре живет душа народа. Сегодня очевидна необходимость восстановления и поддержания культурной преемственности, обращения к богатейшим, самобытным традициям русского народного творчества не только как к памятникам глубокой старины, но и как к источнику новых художественных идей.
Вначале мне хотелось бы пояснить, как же ко мне пришло увлечение росписью. У меня с самого детства проявились тяга и интерес к народному искусству. Очень нравилась народная вышивка, расписные изделия. Поэтому к моменту окончания учебы в школе, у меня сформировалось желание, появилась заветная мечта – уехать учиться в места традиционных народных промыслов Нижегородской области. Дело было в трудные 90-е годы, и я не решилась уехать далеко от родного дома. Получилось так, что я реализовала свою мечту по - другому. Поступила в Ульяновское педагогическое училище и, к моему счастью, там можно было по выбору обучаться какому – либо виду творчества. Я, конечно же, выбрала роспись по дереву. И впоследствии, собирала материал по росписям, составляла альбомы из образцов расписных изделий, внимательно изучала и копировала композиции с детской мебели с хохломской росписью. Тогда не было, как сейчас, общедоступной информации, приходилось все собирать по крупицам. Мои альбомы сохранились по сей день, и я их использую в своей работе.
Свою любовь к народному творчеству теперь я прививаю своим ученикам. По моему мнению, чтобы заинтересовать детей, нужно самому быть увлеченным, заинтересованным человеком. Основной принцип обучения, которого я придерживаюсь в работе с детьми - это развитие творческой индивидуальности каждого ученика, побуждение к самостоятельному творчеству. Сначала, конечно же, я знакомлю детей с историей развития ремесла, творческими работами народных мастеров и учащихся. Всегда начинаю свой рассказ с того, что у нас большая великая страна, в которой живет очень много талантливых людей. Рассказывая о зарождении промысла, подчеркиваю, что, несмотря на нелегкую жизнь, крестьяне, безвестные мастера, создавая необходимые для жизни вещи, умели видеть прекрасное в обыденном, стремились украсить свой быт. Тем самым воспитываю уважительное отношение к истории художественного творчества, чувство гордости за наш народ. При знакомстве с народным искусством широко использую интерактивные средства обучения, что позволяет сделать процесс восприятия информации учащимися более объемным и целостным.
В классе мной был организован уголок с предметами народного быта. Здесь дети могут буквально прикоснуться к историческому прошлому нашего народа. Не на словах, а практически можно увидеть для чего предназначался тот или иной предмет, как нужно с ним обращаться и самому попробовать подхватить чугунок ухватом или прясть на расписной бабушкиной прялке. Это всегда вызывает у детей большой интерес. Некоторые вещи дети видят впервые и бывает, сильно удивляются, например, как можно было таким тяжелым утюгом, да еще с углями гладить одежду.
Затем предлагаю детям попробовать себя в роли народных умельцев. Дети сначала подражают, копируют образцы, а в дальнейшем сами составляют свои орнаменты и композиции. Первые работы, конечно, далеки от совершенства, но в них ощущается живая заинтересованность и эмоциональность восприятия окружающего мира. В этом их основная ценность. Обучение идет в процессе творчества. Затем, когда с опытом придут знания и навыки, ярче проявляется непосредственность, индивидуальность произведений. В каждую работу дети привносят что-то свое, личное, отражают собственное видение.
На занятиях использую различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Словесные методы – рассказ и беседа – сопровождаю демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Хорошим подспорьем в работе являются печатные альбомы для раскрашивания по различным видам росписи. В них доступно и просто изложена последовательность выполнения той или иной росписи. Использую свои образцы, которых за годы работы накопилось немало.
В начале обучения необходимо научить детей правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы. Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна для выполнения неразрывных пластичных мазков, как на гладких плоскостях, так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В процессе работы можно опираться на мизинец, слегка касаясь им изделия.
На первых этапах изучения художественной росписи важно научить детей составлять эскиз. Работая над эскизом композиции будущего изделия, надо помнить о том, что главное - это стилевое единство орнамента и изделия. Вначале на бумаге набрасывается общая форма изделия в его натуральную величину. Необходимо заранее продумать композицию, определить размеры основных ведущих элементов. Предлагаю ученикам сделать несколько вариантов композиционного построения на одном и том же изделии. Это поможет им выбрать лучший из них. После того, как найдено место расположения орнамента, необходимо найти цветовое решение композиции. Составив композицию и подобрав цвет, можно приступать к детальной прорисовке орнамента и оформлению изделия рамкой, которая украшает любое изделие. Она выполняется как одним цветом (чаще красным), так и несколькими. Постепенно, по мере усвоения приемов росписи, учащиеся обучаются свободной кистевой росписи.
При выполнении эскиза в натуральную величину, перед обработкой древесины для росписи знакомлю обучающихся с ее основными свойствами, которые следует учитывать при росписи по дереву.
В программе по декоративно – прикладному искусству предусмотрено знакомство с наиболее известными видами росписи. Это хохломская роспись, Жостово, Гжель и Городец. Такие темы есть в программе каждого года обучения. Кроме этого, в рамках творческого объединения «Волшебная кисточка» мы знакомимся и с другими видами росписей. В частности, в этом году учащиеся познакомились с самобытной, удивительно нарядной петриковской росписью, зародившейся на Украине. Планируем также ознакомление с другими росписями, не получившими широкой известности.
Уже несколько лет в Ундоровской ДШИ ежегодно в апреле проводится конкурс, имеющий теперь статус межрегионального – «Народные традиции и промыслы России». Он проводится по различным номинациям, в том числе и «Роспись по дереву». Учащиеся привозят заготовки изделий и в течение 2 часов заканчивают свою работу. Затем подводятся итоги. В рамках конкурса проводятся мастер – классы для учащихся и преподавателей, выставки – продажи Ульяновского музея народного творчества. В течение всех этих лет наши учащиеся становятся лауреатами этого конкурса. Считаю очень важным проведение этого конкурса, способствующего поддержанию у детей интереса к народному искусству и приглашаю всех к участию в этом конкурсе в следующем году.
В заключение хочу сказать вот о чем. С внедрением информационных технологий появились безграничные возможности для творчества. И это, бесспорно, имеет свои плюсы. Интернет наводнен различными новомодными техниками с использованием современных материалов. Но в погоне за новинками мы не должны забывать о наших корнях, о традициях и культуре наших предков. Некоторые считают, что народное искусство устаревает, становится немодным. Это не так. У детей есть интерес к народному творчеству. В этом я убедилась, когда одна из моих учениц, расписывая городецкую дощечку с восхищением сказала: «Как мне нравится выписывать все эти капельки, точечки, дужки!».
Приобщение к культурному наследию наших предков, без сомнения, способствует воспитанию национального самосознания подрастающего поколения, формирует стройную, целесообразную систему взглядов на окружающую действительность, на ведущую роль семьи в жизни человека, наполняет жизнь ребенка конкретным смыслом, создает заслон от внедрения в его сознание ложных ценностей.