kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Батик (образовательная программа для учащихся ДШИ и ДХШ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Батик (программа для учащихся ДШИ и ДХШ).

Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность.

При разработке программы опирались на современные педагогические теории, анализировали имеющиеся педагогические ресурсы, знакомились с современными технологиями воспитательной работы в условиях дополнительного образования.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Цель данной программы – раскрыть и развить потенциальные художественные способности ребенка, способствовать удовлетворению потребности детей в практической деятельности, осуществляемой по законам красоты.

Данная программа (2года обучения)  рассчитана на обучение декоративной росписи ткани. Программа является одной из составляющих работ по интеллектуально-художественому развитию личности ребёнка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Батик (образовательная программа для учащихся ДШИ и ДХШ) »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №30»




Утверждено педагогическим советом

Протокол № от __________________

Директор МОУДШИ №30

_____________________ Т. В. Гирш






Батик

адаптированная программа для учащихся детской школы искусств








Составитель:

Преподаватель

Радченко Виктория Юрьевна
















Белово

2014

Содержание


Пояснительная записка………………………………………………………...…3

Учебно-тематический план…………………………………………………...….6

Содержание программы…………………………………………………….….....7

Методическое обеспечение образовательной программы………………...….10

Список литературы ……………………………………………………………...11





































Пояснительная записка


адаптированная Программа обучения детей 12-15 лет
навыкам прикладного творчества

Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность.

При разработке программы опирались на современные педагогические теории, анализировали имеющиеся педагогические ресурсы, знакомились с современными технологиями воспитательной работы в условиях дополнительного образования.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Формирование личности может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность.

Среди множества видов изобразительного творчества одной из самых привлекательных для детей является деятельность по созданию орнаментов. Выполнение орнаментов дает возможность детям каждый раз создавать новые композиции из уже знакомых элементов, что в большой степени способствует развитию детского творчества.

Орнамент как особый вид декоративного творчества создается по своим, присущим только этому виду творчества законам. Реальные жизненные наблюдения, изобразительные мотивы, будь то цветы, животные или человеческие фигуры, изображаются в орнаменте, подчиняясь общему закону его построения. Живая сложная форма подвергается художником декоративной обработке – стилизации. В процессе стилизации художник выявляет наиболее общие, характерные, выразительные черты стилизуемого предмета, и наоборот, отметает все лишнее, случайное. В декоративных композициях используются уже стилизованные, обработанные художником формы. Декоративные композиции украшают большую часть окружающих ребенка вещей: мебель, посуду, одежду, текстиль, стекло и, конечно же, разнообразные ткани.

Роспись и украшение ткани – увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Работа с прекрасными материалами: шелком, атласом, красками, кистью – доставляет удовольствие. Ребенок имеет возможность ощутить ни с чем не сравнимую радость от реализации самых смелых идей своими руками. Роспись по ткани открывает перед ребенком широкое поле для реализации идей по дизайну одежды или интерьера.

Цель данной программы – раскрыть и развить потенциальные художественные способности ребенка, способствовать удовлетворению потребности детей в практической деятельности, осуществляемой по законам красоты.


Задачи:

1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

2. Дать детям общее понятие о декоративно-прикладном искусстве, его видах, задачах, закономерностях.

3. Познакомить детей с одним из видов декоративно-прикладного искусства – художественной росписью ткани (батиком).

4. Формировать у детей практические умения и навыки выполнения росписи ткани (холодный батик), ознакомить детей с видами ткани для выполнения батика, со специальными красителями и закрепителями, инструментами для нанесения красочного слоя (кисть, валик, трубочки, аэрограф, тампон и т. д.), освоить с ними в полном объеме весь процесс выполнения холодного батика (эскиз, картон, перевод рисунка на ткань, нанесение резерва, выполнение росписи, закрепление росписи).

5. Ознакомить детей с общими закономерностями изобразительного искусства, лежащими в основе создания художественной росписи по ткани: законы композиции и колорита, приемы стилизации, приемы создания декоративной композиции.

6. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в коллективе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, через создание разного рода сувениров, открыток, декоративных композиций.

7. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми.

8. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.

9. Обогащать визуальный опыт детей через их знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Данная программа рассчитана на обучение декоративной росписи ткани детей различного возраста (12–16 лет). Программа является одной из составляющих работы по интеллектуально-художественному развитию личности ребенка.

Срок реализации образовательной программы.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. специального отбора не Прошедшие двухгодичный курс обучения, могут заниматься и дальше, выполняя задания на более высоком творческом уровне. Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 2 часа на первом году обучения и 1 раз в неделю по 2 часа на втором году обучения.

Форма организации учебного процесса – учебное занятие или творческий урок, т. е. работа в мастерской. Это обусловлено сложностью и логической поэтапностью процесса выполнения художественной росписи ткани. Такая форма обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять и закреплять пройденное.

Также в обучении используются экскурсии, посещение и участие в выставках, беседы с демонстрацией подлинных и авторских произведений декоративно-прикладного искусства, готовых работ выпускников студии, игры и викторины.

Ожидаемые результаты.

По итогам работы 1 года обучения учащиеся должны знать:

– название основных и составных цветов;

– понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; батик, резерв, красители, колер, заливка; ритм, раппорт, симметрия, асимметрия, композиционный центр, нюанс, контраст; замысел, эскиз, картон, декоративная композиция, панно;

– изобразительно-выразительные средства графики и живописи: линия, пятно, точка, штрих, мазок, фактура, цвет, тон;

– названия инструментов и приспособлений, некоторые названия тканей;

должны уметь:

– пользоваться инструментами и материалами: карандашами, красками, кистью, красителями, резервом, тампонами, тушью;

– создавать декоративные композиции в круге, квадрате, полосе;

– использовать основные приемы создания декоративных композиций (ритм, симметрия, асимметрия, композиционный центр);

– стилизовать природные объекты в декоративные на основе художественного отбора;

– владеть различными приемами выполнения художественной росписи ткани в технике холодного батика (работа колерами, свободная роспись, набрызг).

По итогам работы 2 года обучения учащиеся должны знать:

– виды декоративно-прикладного искусства, его задачи, закономерности, области применения;

– виды декоративных композиций;

– виды ритма, симметрии;

– области использования произведений, выполненных в технике батика;

– приемы декорирования интерьера.

должны уметь:

– свободно пользоваться инструментами и материалами, производить их отбор в зависимости от задач изображения;

– самостоятельно вести полный цикл выполнения работы в технике батика;

– создавать декоративные композиции на свободную и заданную тему;

– стилизовать любые природные объекты в декоративные на основе художественного отбора, создавать из них декоративные композиции;

– свободно владеть различными приемами выполнения художественной росписи ткани в технике холодного батика, производить их отбор в зависимости от создаваемого художественного образа.

Формы подведения итогов.

Подведение итогов работы проходит в виде просмотров (поурочных, полугодовых, годовых), а также на конкурсах и выставках детского творчества (городских, областных, региональных, всероссийских, международных).












Учебно-тематический план

2 года обучения


Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1 год обучения




1 полугодие

34

10

24

1 раздел Радужный мир




1

Знакомство с королевством кисточек

2

1,5

0,5

2

Что могут краски

2

0,5

1,5

3

Радуга над лужайкой

2

0,5

1,5

4

Осень. Листопад

2

0,5

1,5

5

Ледяная рапсодия

2

0,5

1,5

6

Северное сияние

2

0,5

1,5

7

Грустный дождик

2

0,5

1,5

8

Снежный ритм

2

0,5

1,5

2 раздел Батик




9

Знакомство с королевством тканей

2

1,5

0,5

10

Семицветик

2

0,5

1,5

11

Зебра

2

0,5

1,5

12

Абстрактная композиция № 1

4

1

3

13

Абстрактная композиция № 2

4

1

3

14

Парео

4

0,5

3,5

2 полугодие

34

5

29

3 раздел Подводное царство




15

Рыбка

6

1,5

4,5

16

Ракушки

4

0,5

3,5

17

Подводное царство

8

1

7

4 раздел Лес




18

Ежата

4

1

3

19

Бабочка

4

1

3

20

На лесной опушке

8

1

7


Итого

68

17

51

2 год обучения

1 полугодие

34

5

29

5 раздел Времена года




21

Полевые цветы

12

2

1

22

Осеннее настроение

20

3

17

23

Хоровод снежинок

12

2

10

2 полугодие

34

4

30

6 раздел Я создаю батик




24

Я создаю батик

34

4

30

Итого

68

9

59



Содержание программы

1 год обучения

1 полугодие

1 раздел

Радужный мир


Занятие 1. Знакомство с королевством кисточек.

Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу).

Занятие 2. Что могут краски.

Изобразительные возможности акварели. Основные цвета. Смешение красок.

Занятие 3. Радуга над лужайкой.

Знакомство со спектром. Отработка приема проведения непрерывных красочных линий.

Занятие 4. Осень. Листопад.

Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приема равномерных заливок.

Занятие 5. Ледяная рапсодия.

Смешение холодных цветов. Акварель. Отработка приема равномерных заливок.

Занятие 6. Северное сияние.

Работа в смешанной гамме цветов. Акварель. Сочетание равномерных заливок и направленного мазка.

Занятие 7. Грустный дождик.

Образ дождя, ограниченная палитра. Ахроматические цвета. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

Занятие 8. Снежный ритм.

Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Разбеливание и утемнение красок.

2 раздел

Батик

Занятие 9. Знакомство с королевством тканей.

Урок-игра. Виды тканей. Виды росписи тканей. Применение тканей. Дизайн интерьера. Дизайн одежды и аксессуаров.

Занятие 10. Семицветик.

Изобразительные возможности батика. Приготовление красителей. Смешение красителей. Составление колера. Отработка приема заливок на ткани.

Занятие 11. Зебра.

Знакомство с резервом. Отработка приема проведения непрерывных линий резервом по заранее нанесенному контуру.

Занятие 12. Абстрактная композиция № 1.

Перевод рисунка на ткань. Работа резервом по контуру.

Роспись ткани в соответствии с эскизом.

Занятие 13. Абстрактная композиция № 2.

Перевод рисунка на ткань. Работа резервом по контуру.

Роспись ткани в соответствии с эскизом.

Занятие 14. Парео.

Свободная роспись ткани. Техника «а ля прима». Вливание красок.

2 полугодие

3 раздел

Подводное царство

Занятие 15. Рыбка.

Эскиз. Графика. Виды линий. Выразительные возможности графики. Простой карандаш.

Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель.

Роспись по ткани. Платок.

Занятие 16. Ракушки.

Эскиз. Графика. Виды линий. Выразительные возможности графики. Гелевая ручка.

Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель.

Роспись по ткани. Салфетка.

Занятие 17. Подводное царство.

Выполнение эскиза занавеси. Роль произведения ДПИ в интерьере.

Выполнение росписи занавеси. Работа колерами. Нюансы и контрасты.

4 раздел

Лес

Занятие 18. Ежата.

Эскиз. Графика. Графические средства создания выразительного образа. Фактура. Гелевая ручка.

Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Ограниченная палитра. Гуашь.

Роспись по ткани. Открытка.


Занятие 19. Бабочка.

Эскиз. Графика. Зеркальная симметрия. Простой карандаш.

Эскиз в цвете. Цветовые контрасты. Акварель.

Роспись по ткани. Платок.

Занятие 20. На лесной опушке.

Выполнение эскиза панно. Поэтапность воплощения художественного замысла.

Выполнение росписи панно.

2 год обучения

1 полугодие

5 раздел

Времена года

Занятие 21. Полевые цветы.

Эскиз. Графика. Передача строения. Пропорции. Рисунок кистью.

Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель.

Роспись по ткани.

Занятие 22. Осеннее настроение.

Эскиз. Графика. Передача строения. Пропорции. Рисунок кистью.

Эскиз в цвете. Создание художественного образа. Гуашь.

Роспись по ткани. Панно.

Занятие 23. Хоровод снежинок.

Эскиз. Графика. Передача строения. Пропорции. Рисунок кистью.

Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель.

Роспись по ткани.

2 полугодие

6 раздел

Я создаю батик

Занятие 24. Я создаю батик.

Поиск темы. Поисковые наброски. Выбор опорных объектов. Композиционный замысел.

Эскиз. Графика. Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель. Гуашь.

Роспись по ткани.











Методическое обеспечение программы

Условия реализации.

Для успешного освоения программы необходимы следующие материалы, инструменты и условия:

  • помещение – мастерская;

  • красители для батика анилиновые;

  • резерв – состав для закрепления;

  • ткани для росписи – шелк, атлас, крепдешин, бязь и др.;

  • инструменты – кисти, трубочки стеклянные, валики, тампоны, аэрограф, трафареты, карандаши простые, бумага копировальная, калька и др.;

  • рамки деревянные для натяжения ткани разного размера;

  • клеенки на столы, подставки для кистей, емкости для разведения красителей, емкости для воды.

Помещение должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться, желательно, чтобы помещение имело воду и канализацию.

Принципы обучения:

  • эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности основное условие развития детского творчества;

  • учет индивидуальных особенностей детей – одно из главных условий успешного обучения;

  • последовательность освоения учебного материала – от простого к сложному, от учебных заданий к творческим решениям;

  • удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых вещей.

Методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);

  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

  • проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми);

  • эвристический (проблема ставится самими детьми, и ими же предлагаются пути решения).







Список литературы


Аллахвердова Е. Э. Батик. Глина. Дерево. – М.: Астрель, 2001.

Грожан Д. В. Детали интерьера. – Ростов на Дону: Феникс, 2005.

Линенко О. М. Домашний дизайнер. – Ростов на Дону: Феникс, 2005.






































13




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Батик (образовательная программа для учащихся ДШИ и ДХШ)

Автор: Радченко Виктория Юрьевна

Дата: 02.07.2015

Номер свидетельства: 222063


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства