kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анфилада эпох

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приглашаем Вас совершить  путешествие по анфиладе.

Мы пройдём сквозь эпохи  и заглянем  в некоторые залы,

комнаты, будуары

 

Цель работы:

 Изучение мировой художественной культуры на  примере интерьеров.

Задачи:

 1. Провести исторический анализ интерьера.

2. Разработать методическое пособие для учащихся начальной школы.

3. Разработать программно-методическое обеспечение и внедрить его  в  образовательный  процесс.

Новизна исследования:

В данной работе  разработана, научно обоснована концепция интеграции различных предметов школьной программы: мировой художественной культуры, истории искусств и изобразительного искусства.

Интерьер - неотъемлемая часть среды обитания человека. Во все века его старались создать неповторимым  , красивым и удобным.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анфилада эпох »

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 595 Приморского района Санкт-Петербурга











Проектная работа

по мировой художественной культуре


«Анфилада эпох»











Подготовила

ученица 11 класса

Фёдорова Анастасия

Руководитель

педагог дополнительного образования

Кожемяко Людмила Владимировна







Санкт-Петербург

2013

Приглашаем Вас совершить путешествие по анфиладе.

Мы пройдём сквозь эпохи и заглянем в некоторые залы,

комнаты, будуары



Цель работы:

Изучение мировой художественной культуры на примере интерьеров.

Задачи:

1. Провести исторический анализ интерьера.

2. Разработать методическое пособие для учащихся начальной школы.

3. Разработать программно-методическое обеспечение и внедрить его в образовательный процесс.

Новизна исследования:

В данной работе разработана, научно обоснована концепция интеграции различных предметов школьной программы: мировой художественной культуры, истории искусств и изобразительного искусства.

Интерьер - неотъемлемая часть среды обитания человека. Во все века его старались создать неповторимым , красивым и удобным.



Каменный век.


Точные даты этого периода являются неопределёнными, спорными и зависят от конкретного региона. Каменный век подразделяется на периоды: палеолит, мезолит, неолит и энеолит. Однако, можно говорить о каменном веке, как о периоде в целом.


Первые зарождения человеческой цивилизации. Основными занятиями человека стали охота и собирательство, позже появилось земледелие и скотоводство.

Первыми орудиями труда человека были оббитый камень и палка.

У людей появилась вера в то, что в теле каждого человеке обитает нечто сверхъестественное – душа. Люди верили, что души их предков, и души умерших переселяются в ''страну мёртвых'', где душа продолжала вести привычный для неё образ жизни. В могилу клали всё необходимое – крепкую обувь, пищу на дорогу, оружие и одежду. Эти появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти – являются первым проявлением религии.

Люди селились в пещерах, и прибывали там чаще ночью и вовремя дождя.

Костер, разведенный в середине пещеры, собирал семью после трудной охоты; около него грелись и проводили ночь; на огне приготовляли пищу.

В то время человек пользовался примитивными условиями проживания, не испытывал потребности в мебели. Он еще не мог оторваться от земли, на которой сидел и спал.
Изделий из древесины, относящихся к этому раннему периоду, не обнаружено, зато на стенах пещер найдены изображения зверей, рисунки, воспроизводящие образ жизни первобытных людей, занимавшихся в основном охотой.


В работе «Убежище пещерного жителя» я изобразила костёр - символ жизни и сакральные наскальные рисунки, первые произведения изобразительного искусства.


Древний Египет.


Цивилизация древних египтян, существовавшая в долине Нила в IV тыс. до н.э. - IV в. до н.э..

Историю Древнего Египта делят на следующие эпохи:

  • Додинастический период,

  • Династический период,

  • Раннее царство (32–29 вв. до н.э.),

  • Древнее царство (28–23 вв. до н.э.),

  • Первый переходный период (23–21 вв. до н.э.),

  • Среднее царство (21–18 вв. до н.э.),

  • Второй переходный период (конец 18 – середина 16 вв. до н.э.),

  • Новое царство (16–11 вв. до н.э.),

  • Третий переходный период (11–10 вв. до н.э.),

  • Позднее царство (9–7 вв. до н.э.);

  • Эллинистический период.

Древние Египтяне прославились благодаря строительству огромных сооружений, умению обрабатывать металл и камень и облагораживать пустынные земли.

Развлекались египтяне при помощи музыки и игр, таких, например, как сенет. Среди детей были популярны жонглирование и игры с мячом, также были найдены свидетельства популярности борьбы. Богатые люди практиковали охоту и катание на лодках.

Древние египтяне уделяли большое значение личной гигиене и внешнему виду. Они мылись в водах рек и использовали мыло в виде пасты из животных жиров и мела. Для соблюдения чистоты мужчины брили все тело и применяли духи, отбивающие неприятные запахи, и мази, успокаивающие кожу. Одежда была изготовлена из простых выбеленных отрезов льна, мужчины и женщины из высших слоев носили парики и украшения. Матери несли ответственность по уходу за детьми, а отец обеспечивал семейный доход.

В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия — фараон.

Загробную жизнь египтяне считали непосредственным продолжением земной. По их убеждению, человек состоял из тела (хет), души (ба), тени (хайбет), имени (рен) и невидимого двойника (ка). Самым древним было представление о ка, который рождался вместе с человеком, неотступно следовал за ним повсюду, составлял неотъемлемую часть его существа и личности, но не исчезал с его смертью и мог продолжить жизнь в могиле в зависимости от степени сохранности тела. Веря в то, что «ка» может умереть от голода и жажды или покинуть могилу и мстить живым, родные наполняли гробницу провизией, вырезали на ее стенах изображения продуктов и одежды, приносили заупокойные дары и жертвы и произносили магические заклинания-просьбы о даровании покойному всего необходимого. Блаженство умершего зависело также от сохранения его имени в памяти потомков, поэтому его вырезали на стенах усыпальницы; стереть имя считалось великим святотатством.

Издревле египтяне верили, что покойный может добиться всего с помощью магии (попасть в царство мертвых, избавиться от голода и жажды), т.е. его судьба никак не зависит от его земного существования. Но позже возникает идея о загробном суде: перед лицом Осириса, восседающего на троне, Гор и его помощник Анубис взвешивают сердце умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини справедливости Маат), аТот записывает результат на досках; праведник вознаграждается счастливой жизнью в полях Эару, а грешника пожирает чудовище Амт (лев с головой крокодила). Праведником признавался только тот, кто на земле был покорным и терпеливым, «кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя».

Большинство древних египтян были земледельцами, привязанными к земле. Их жилища были выстроены из кирпича-сырца для сохранения прохлады в полуденную жару. Каждый дом имел кухню с открытой крышей, в которой помещался жёрнов для помола муки и небольшая печь для выпечки хлеба. Стены были выкрашены в белый цвет и могли быть завешены льняными коврами. Полы покрывались тростниковыми ковриками, а деревянные стулья, кровати и столы составляли мебель.

Дом знатного египтянина, как правило, располагался посреди участка, обнесенного стенами с двумя входами – главным и служебным. В эпоху Среднего царства он отличался значительными размерами (60 на 40 м) и мог насчитывать до семидесяти помещений, группировавшихся вокруг центрального зала с четырьмя колоннами (городище в Кахуне). Дом делился на правую парадную (зал и приемные покои) и левую жилую части (спальня с умывальней, помещения для женщин, кладовые). Все комнаты имели окна под самым потолком, поэтому главный зал строился выше остальных помещений. Стены и полы покрывались росписью. Вокруг дома находились дворы, колодец, хозяйственные постройки, сад с прудом и беседками.

«Основным жилищем» фараонов после смерти стали пирамиды. Пирамида выражала новую концепцию царя как бога, возвышающегося над всеми остальными людьми. Задача создания грандиозного царского погребения была решена через его увеличение по вертикали. Пирамида строилась из плотно пригнанных друг к другу каменных блоков и была ориентирована по сторонам света; вход в нее находится в северной части; внутри располагались погребальные и разгрузочные камеры. Первым видом пирамиды стала ступенчатая пирамида (высотой в 60 м, возведенная зодчим Имхотепом). Она представляла собой шесть поставленных друг на друга уменьшающихся кверху мастаб. При IV династии строители начали заполнять пустоты между ступенями, в результате чего сложился классический тип пирамиды – покатая пирамида.

Царская пирамида являлась центром обширного погребального архитектурного ансамбля, обнесенного стеной: в него входили заупокойный храм, маленькие пирамиды цариц, «мастабы» придворных и номархов.

Наружные и внутренние стены зданий, а также колонны были покрыты иероглифами и фресками и были окрашены в яркие цвета. Мотивы многих египетских орнаментов, такие как изображения скарабея или священного жука, солнечного диска и кречета, являются символическими. Другие распространенные мотивы включают пальмовые листья, растение папируса, а также почки и цветки лотоса. Иероглифы наносились для декоративных целей, а также для записи исторических событий или заклинаний. Планировка многих культовых сооружений соотносилась с явлениями солнцестояния и равноденствия.

Рельеф являлся важной составляющей древнеегипетского искусства. Ко времени Древнего царства сложились два основных типа египетского рельефа – обычный барельеф и углубленный (врезанный) рельеф (поверхность камня, служившая фоном, оставалась нетронутой, а контуры изображения врезались). Тогда же утвердилась строгая система расположения сцен и целых композиций на стенах гробниц. Рельефы царских усыпальниц выполняли три задачи: прославить фараона как земного владыку (сцены войны и охоты), подчеркнуть его божественный статус (фараон в окружении богов) и обеспечить ему блаженное существование в загробном мире (разнообразная снедь, посуда, одежда, оружие и пр.). Рельефы в гробницах знати делились на две категории. Одни воспевали заслуги и подвиги умершего, на других изображалось все необходимое для другой жизни.

Еще в эпоху Раннего царства сформировались основные принципы рельефного изображения:

1) поясное расположение сцен (одна над другой);

2) общий плоскостной характер.

3) условность и схематичность, отчасти обусловленные верой в магический характер изображении. Передача социального статуса через размер фигуры, сочетание разных перспектив (голова и ноги человека даются в профиль, а глаза, плечи и руки развернуты в фас). Показ предмета с помощью схематической фиксации его отдельных частей, закрепление за определенными категориями людей определенных поз (враги неизменно изображены поверженными и т.д.);

4) максимальное портретное сходство главного персонажа;

5) противопоставление главного героя остальным участникам сцены, с которыми он контрастирует своим спокойствием и неподвижностью; при этом он всегда остается вне действия.

Рельефы раскрашивались без градаций оттенков, фигуры обводились контурами. Краски получали из минералов, таких как железная руда (красная и желтая охра), медные руды (синий и зеленый), сажа или древесный уголь (черный) и известняк (белый). Их могли смешивать с гуммиарабиком для вязкости и разделять на куски, которые могли быть смочены водой при необходимости.

Египтяне первыми создали развитую мебель для сиденья. В основном это были низкие скамеечки и стулья. Церемониальный парадный трон больше напоминал массивный сундук со спинкой. Форма трона соответствовала и манере сидения египтян, на сиденье клали подушку, либо вообще прикрепляли её к раме, заложив основы будущей мягкой мебели. К изобретениям египтян также можно отнести создание первого ложа. Рама ложа опиралась на ножки в виде звериных лап и была обтянута ремнями, на которые клались матрацы и подушки.

Богатую мебель украшали слоновой костью, перламутром и даже золотыми накладками. Прочая мебель была скромнее. Столы, стойки, сундуки не имели первостепенного значения в домашнем хозяйстве.

Довершали облик интерьера того времени стебли папируса и тростника в напольных керамических вазах.

Одна из первых высокоразвитых культур мира - египетская - позволяет нам впервые говорить о развитом стиле. Египетский стиль - прародитель почти всех последующих европейских.

Интерьер домов богат и красочен. Основным украшением интерьеров были колонны, подпирающие потолок. Стены нейтральных тонов: светло-желтого, теплого оттенка, бежевого. В древнеегипетских храмах стены были равномерно заполнены орнаментом и иероглифами, художественные образы, несмотря на священное к ним отношение, были сильно стилизованы и символичны. Для жилых помещений более был характерен лаконичный бордюр под потолком из цветов и листьев лотоса, папируса, камыша, пальм, стрел, стилизованных под солнечные лучи. Текстиль в интерьере – однотонный светлых цветов, строгий геометрический орнамент.

Египетскому стилю были характерны спокойная симметрия и строгая геометричность, мебель из натурального дерева простых открытых конструкций.

Египтяне первыми создали развитую мебель для сиденья. В основном это были низкие скамеечки и стулья. Церемониальный парадный трон больше напоминал массивный сундук со спинкой. Форма трона соответствовала и манере сидения египтян, на сиденье клали подушку, либо вообще прикрепляли её к раме, заложив основы будущей мягкой мебели. К изобретениям египтян также можно отнести создание первого ложа. Рама ложа опиралась на ножки в виде звериных лап и была обтянута ремнями, на которые клались матрацы и подушки.

Богатую мебель украшали слоновой костью, перламутром и даже золотыми накладками. Прочая мебель была скромнее. Столы, стойки, сундуки не имели первостепенного значения в домашнем хозяйстве.

Довершали облик интерьера того времени стебли папируса и тростника в напольных керамических вазах.


На работе «Тронный зал фараона» я изобразила богато украшенный интерьер. Использовала для росписи стен сцену «Суд Осириса». На мой взгляд, важным является то, что все деяния человека оценивались (взвешивались) - далее выносился приговор.

Массивная мебель и ярко декорированное помещение создают ощущение величия хозяина. Создала ощущение могущества и связи с загробным миром.



Древняя Греция.

Древние греки оказали огромное влияние на мировую историю и культуру, на современный мир.


История Древней Греции распадается на периоды:

  • архаический (VIII–VI вв. до н.э.),

  • классический (V–IV вв. до н.э.)

  • эллинистический (III–II вв. до н.э.).

Большую часть дня греки проводили вне дома — в палестрах и гимназиях (спортивных залах и стадионах). Все граждане стремились попасть на рыночную площадь в центре города, где проходили личные и деловые встречи. Здесь греки узнавали новости, обсуждавшиеся всю вторую половину дня. В течение дня мужчины обычно принимали участие в нескольких спортивных состязаниях, а также азартных играх. Женщина согласно обычаям могла выходить из дома только с разрешения мужа и в сопровождении рабов.

Греческая религия не имела единой церкви и догматики, а состояла из культов различных божеств. Они, по мнению греков, не были всемогущи, но покровительствовали одной или нескольким стихиям, сферам человеческой деятельности. Все боги были человекоподобными. Боги подчинялись судьбе и могли даже бороться друг с другом. Были случаи посмертного обожествления (Геракл). Мифология была чрезвычайно развита.

Считалось, что 12 первостепенных богов обитали на Олимпе, самой высокой горе в Греции. Главным олимпийским богом был Зевс.

Греки верили в существование загробного мира. Некоторые философы признавали переселение душ, но эта идея не получила широкого распространения.

Местам поклонения богам служили алтари, на которых стояли идолы. Греки любили религиозные церемонии. К крупнейшим фестивалям относились и Олимпийские игры.

Для постройки жилья греки использовали различные материалы: тесаный камень или песчаник для основания, кирпич сырец или дерево - для стены.

В небогатых домах отделка была скудной: полом была утоптанная земля, стены и потолки покрывали слоем известки, двери, наличники и иногда даже пороги у дверей делались из сосны, дуба, ясеня или оливкового дерева. Все эти деревянные части быстро теряли свой цвет и темнели от дыма очага, а в особенности от чада, исходившего от жира, стекавшего с шипением на раскаленные угли при жарке мяса, а также от копоти при горении смолистого дерева, зажигавшегося при наступлении ночи на металлическом кружке для освещения жилища.

Действительно, в помещениях не было ни печей, ни каминов, огонь разводили посередине помещения или около стены, и дым выходил или через дверь, или в щели стен и крыши.

В царских жилищах времен Гомера, скорее всего только одна часть была каменная: покои, где спали сам царь и члены его семьи. Небольшие по размерам и построенные из камня комнаты окружались обычно деревянными постройками. Все же большие помещения, где собирались вместе для еды и питья, сооружались из бревен и досок, как и те кладовые, где хранились запасы провизии, одежда и оружие, а также помещения для рабов

Неотъемлемой частью Древнегреческой архитектуры являлись колонны. Примерно в VII веке до н.э. в Греции появилось два новых архитектурных стиля – ордера.

Ионический стиль впитал в себя традиции Востока с его изящными линиями и растительным орнаментом. Дорический стиль выражал монументальность, простоту и совершенство пропорций. Прообразом дорических колонн послужили микенские деревянные столбы. Пропорции этих колонн постепенно менялись и принимали более вытянутую, прямоугольную форму. Дорический стиль был лишен причудливости, он нес конструктивную и тектоническую функцию. Дорическая колонна вырастала прямо из пола, в то время как ионическая имела сложный, возвышающийся цоколь.

В греческом доме предпочтение отдавалось холодным цветам - это белый, лимонно-желтый, все оттенки синего, сине-зеленый, изумрудный цвета.

Украшения долго были очень простыми. Но со временем стало распространяться стремление к роскоши. Для украшения использовали золото, бронзу и слоновую кость.

Мода на настенную живопись быстро распространялась. Почти все входы в домах небольшого города Танагры были расписаны такой живописью. Во внутренней галерее развешивали ковры, вышивки и делали богатый пол. Большая часть комнат имела портьеры.

Греки были знакомы с украшениями из металла, слоновой кости или цветной обожженной глины - гончарные изделия часто украшали сценами обыденной жизни. Для древнего грека мерой всего был - человек. Все предметы интерьера были эргонолиптическими.

Древней Греции в моей работе уделено особое место. Я создала две работы. В первой - «Купеческий дом», изображена жилая комната грека среднего достатка. Хочу отметить, как продумано заполнение жилищного пространства.

Ничего лишнего. Греческий (древнегреческий) стиль интерьера характеризуется отсутствием роскоши в интерьере - главное отличие от древнеримского стиля. В интерьере проявляется мощь и сила древнего государства, которая отражается как в мебели, так и отделке и предметах декора.

Особое место отведено сосудам различной величины и назначения. Греческая вазопись является самостоятельным шедевром. В интерьере древнего грека много света, воздуха.

На другой работе «Храм богов» интерьер богатого жителя Древней Греции. Одним из главных достижений древних греков является ордерная система. В ордерной системе все составляющие элементы взаимосвязаны между собой определенным образом. Причем пропорции ордера соответствуют пропорциям человеческой фигуры. Я изобразила интерьер, где источник света расположен в виде отверстия на потолке. Зал окружён ионической ордерной системой.











Древний Рим.


Государство древних римлян в VIII в. до н.э. – V в. н.э.

Римская история делится на три основных периода:

  • царский (середина VIII до н.э. – 510 до н.э.),

  • республиканский (510–30 до н.э.)

  • императорский (30 до н.э. – 476 н.э.).

Жизнь римского населения была разнообразной. Бедняк, получавший хлеб от государства, преторианец или пожарник, ремесленник, клиент и сенатор жили очень по-разному.

Однако рамки, в которые укладывалось это очень разное содержание, были почти одинаковы: утреннее вставание, занятое время, отдых в середине дня, часы, проводимые в бане, развлечения – все шло чередой, соблюдаемой относительно одинаково всем городским населением. Для лучшего использования дневного света римляне обычно вставали очень рано, часто около четырёх утра, и, позавтракав, начинали заниматься общественными делами.

Как и греки, римляне ели 3 раза в день. Ранним утром — первый завтрак, около полудня — второй, ближе к вечеру — обед.

Римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями. Римский мир религиозных образов представлен несколькими формами и прошел в своем развитии несколько стадий.

Вначале римляне были язычниками, поклонялись греческим и в меньшей степени этрусским богам. Позже мифологический период сменился увлечением языческими культами. В завершение эволюции победу одержало христианство, которое в IV веке приняло конкретные очертания католицизма. Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обожествления природы, культом предков и другими магическими ритуалами, исполняемыми главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало официальную религию, которая изменила прежние представления о богах. Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона и Минерва. Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали центрами государственного культа. В богах римляне персонифицировали природные и общественные явления, а также абстрактные понятия, например Фортуна Удача, Виктория Победа и т. д.

Как и у других народов мира, в Риме почитались души предков. Римской религии присуща сложная обрядовость.

В I века римской истории все дома, — как городские, так и деревенские, — за исключением крестьянских хижин, были совершенно сходны друг с другом и строились по одному и тому же плану.

Что касается настоящих домов, как городских, так и деревенских, то они строились по плану этрусских жилищ. Существенную часть этрусского дома составляло обширное помещение, в потолке которого посредине была дыра. У римлян первых веков все жилище состояло из одной такой комнаты: она называлась atrium, и в течение нескольких столетий римский дом не имел дальнейшего развития. Кровля атриума состояла из четырех частей. Они понижаясь к середине. В самом центре они оставляли открытым прямоугольное пространство, называвшееся compluvium, из этого отверстия дождевая вода текла в impluvium — водоем, устроенный в полу атриума. Перпендикулярные к стенам перегородки образуют вокруг атриума ряд комнат или, вернее, загородок для помещений различных членов семьи; редко эти комнатки имели переднюю перегородку, которая бы действительно отделяла их от атриума.

Атриум имел непосредственное сообщение с улицей, от которой в бедных жилищах он был отделен лишь дверью, а в самых богатых, кроме того, и прихожей. Во всяком случае, когда дверь была открыта, проходящие по улице могли видеть то, что делается внутри. Впоследствии обычай изменился, и дверь стали держать постоянно на запоре, открывая ее только тогда, когда кто-нибудь приходил. Надписи над дверью помогали отличать один дом от другого. Обыкновенно писалось имя хозяина, и к этому прибавлялась еще какая-нибудь формула, имевшая значение доброго предзнаменования, нравственное изречение или магические слова, которыми отвращалась опасность пожара; в праздники двери украшались зелеными ветвями, цветами и лампочками.

Со временем произошли некоторые изменения. Одно из главных - расчленения атриума на различные части: загородки, о которых мы говорили раньше, были заменены мало-помалу отдельными комнатами, помещавшимися по сторонам атриума. Но атриум не потерял своего прежнего значения: он остался центральной залой, которая соединяла между собой все отдельные части жилища, и в которой собирались все живущие под одной кровлей; здесь также принимали и посторонних посетителей. Первое и самое главное нововведение состояло в устройстве большой комнаты, и имевшей сообщение только с атриумом, от которого она не отделялась особой перегородкой. Такая комната скоро стала существенной частью римского дома: сначала здесь была столовая; позднее эта комната перешла в исключительное пользование отца семейства, который сделал из нее как бы центр домашнего управления. Другие комнаты, устроенные по бокам алтаря, были гораздо более изолированы, они имели перегородки со всех четырех сторон, и сюда входили через настоящие двери. Одни из них, называвшиеся cubicula, представляли собой спальни для ночлега или дневного отдыха, и в них находились постели и сундуки. Другие служили кладовыми, в которых сохранялись припасы, ткани и платье. Погреба, наполненные большими амфорами с вином, устраивались в эту эпоху не в глубоких подвалах, а на уровне с землей или даже немного выше этого уровня.

Первоначально комнаты верхнего этажа не были жилыми: сюда поднимались только для принятия пищи. Одни из них освещались внутренними окнами, открывавшимися на крышу атриума, в других окна выходили на улицу, и часто при них был устроен балкон, далеко выступавший над тротуаром. В этих комнатах спали рабы, иногда их отдавали жильцам.

В работе «Римские залы» изображён римский дом, который подчеркивает величие  всей Римской империи. Настенная фресковая роспись, насыщенный цвет стен, скульптурные изваяния фонтаны, цветники — все это было обязательными элементами интерьера. В качестве напольного покрытия использовался природный камень.





Византия.

Государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела Римской империи. С точки зрения становления и развития рассматривается и история Византии:

  • первый период (примерно с IV по VIII в.в.),

  • второй период (VIII-IX вв),

  • третий период (конец IX-XI вв.),

  • четвертый период (конец XI — начало XIII в.),

  • пятый период(XIII - середина XV в.).


Византийское общество было очень религиозным. Религиозные - христианские - обычаи и представления пронизывали всю жизнь и каждый день византийца. Византийцы молились несколько раз в день, читали времена. В обычае было молиться каждый вечер допоздна, читать Писание и псалмы. В трудные времена устраивались крестные ходы, в которых в Константинополе участвовали сами император и патриарх. Торжественным молебном отмечались также императорские военные триумфы.

Византийцы пытались строго соблюдать пост. Большое развитие получили культы креста и Божьей Матери. Крест изображался на монетах и разнообразных прикладных предметах, был частью императорских инсигний и фактически одним из главных символов самой империи. Богородица же считалась заступницей людей перед своим царствующим Сыном — Христом-Пантократором (Вседержитель). Византийцы на религиозные праздники всегда посещали литургию. Монастыри также устраивали специальные праздники. Особенно пышными были такие праздники в константинопольских монастырях. Например, монастырь Богородицы Одигитрии устраивал каждый вторник вынос почитаемой иконы.


В основу Византийского стиля легла древнехристиан­ская церковная архитектура, которая в нача­ле была полна римскими формами, а затем, дополняя их новыми мотивами, постепенно достигла самостоятельности, послужившей переходною ступенью к заро­дившемуся в X столетии средневековому ис­кусству. В нем к унаследованным от греко-римского искусства элементам приме­шалось немало и восточных мотивов.

Проживания византийцев зависели в первую очередь от их социально-материального положения. Знать отличались роскошью и красотой. Большую часть времени представители высших слоев византийского общества жили в городах. Городские дома сохраняли многие черты римских жилищ. Даже комнаты носили римские названия. В большинстве случаев дома были двух или трёхэтажными и имели плоскую или двускатную крышу. Плоские крыши позволяли использовать их для приема солнечных ванн. Перекрывались крыши сталью со свинцовыми прокладками на стыках. Поздневизантийские городские дома зачастую строились из белого камня и имели балконы. Окна в них делались полукруглыми, чтобы украшать их внешний вид. Фасады домов были узкими, выходили на улицу. Но из-за тенденции к изоляции соседей друг от друга пытались строить так, чтобы дверь одного дома не находились напротив дверей другого. Для этого же служили железные ставни на окнах и металлические двери. Нижние этажи таких домов использовались для различных хозяйственных нужд, там находилась кухня и помещения для слуг. Под полом нижнего этажа выкапывалась яма для хранения продуктов питания. Нередко городские дома имели прямоугольный дворик с колодцем и небольшой садик. Интерьеры помещений знатных лиц выделялись использованием большого количества предметов роскоши. Пол мостился белым мрамором и полудрагоценными камнями, стены украшались мозаиками и росписью. Мебель могла быть настоящим произведением искусства. Для её украшения использовалось золото, слоновая кость, разнообразные драгоценные металлы. Хотя при императорском дворе долго сохранялась традиция лежать во время пиров, в большинстве частных жилищ ее заменило использование стульев, табуреток, ящиков с приспособленными к сидению крышками. Для сна использовались постели, которые застилались матрасами, набитыми соломой. Их прикрывали дорогими тканями и коврами. Сельские усадьбы богатых византийцев были подобными городским жилищам, но могли отличаться большими размерами и большим количеством хозяйственных построек.


В работе «Внутренний дворик» изображено пространство двора, которое используется в летние дни, как жилое. Существенная черта византийского стиля - яркие краски. Поэтому, покрывая строительные части мозаикою, византийский стиль приближал пластические украшения к цветному плоскому орнаменту. Украшением двора был фонтан. Во время летнего зноя он освежал воздух и создавал ощущение свежести.






Персия.


В начале веков, Персия была одной из крупнейших держав на Востоке. К, сожалению, архитектура известна мало. Больших успехов зодчие достигли при сооружении дворцовых и храмовых комплексов.

Большинство построек были деревянными, со сложной системой опор на деревянные колонны – стволы деревьев. Интерьер в персидском стиле подразумевал роскошь и великолепие.

Характерны данному стилю – яркие краски, разного рода орнаменты, изобилие тканей и ковров. Основными цветами в таком интерьере являются синий (вода), желтый (песок), зеленый (оазис в тени), красный (огонь).

Для персидского дома, свойственен необычный способ освещения, и практическое отсутствие какой-либо мебели, ее заменили подушки, и полки «встроенные» в стены.


В работе «Персидский дом» изображена неповторимость конструкции сооружения. На переднем плане знаменитые персидские ковры, необычные оконные проёмы и массивные деревянные опоры. Практически отсутствие мебели. Яркие солнечные лучи, врывающиеся в интерьер, создают хорошее настроение и ощущение тепла. Стены данного интерьера напоминают нам русские избы, поэтому создают особое впечатление.





Китай.


Китайская цивилизация - одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет.

Китай является родиной одной из самых старых и самых сложных цивилизаций мира, и возможно, единственной, где физический тип населения не менялся в течение 5 тысячелетий. Китай имеет историю, насчитывающую 5 000 лет художественного, философского и политического развития. Хотя региональные различия создают ощущение разнообразия, общность языка и религиозно-этических взглядов объединяют культуру Китая, в рамках которой были созданы такие значимые во всемирном масштабе явления, как конфуцианство и даосизм. Конфуцианство было официальной идеологией большую часть истории Имперского Китая.

Основное понятие даосизма — дао, кит. «путь» или «противоположность». Дао — это невидимый вездесущий закон природы, путь, по которому идет человек и человечество, безликая, субстанция. Дао бездействует, тем самым, порождая все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. Из него все вышло и в него все возвратится. Бездеятельность порождает бездеятельность, поэтому необходимо к минимуму свести человеческую активность. В даосизме взаимодействуют два противоположных начала — инь и ян, которые перетекают одно в другое и не могут существовать друг без друга. Инь — отрицательное, пассивное, женское начало; ян — положительное, активное, мужское. Во II в. даосизм оформляется организационно. В начале V века оформляются ритуал и вероучение, даосизм становится государственной религией, появляется пантеон божеств, затем даосизм распадается на множество направлений.

Конфуцианство является одной из трех основных религий Китая. Начало конфуцианства связывают с Конфуцием (551—479 до н. э.). Весьма вероятно, что деятельность его отличалась гораздо более скромными размерами, чем её описывают китайские учёные, и что только впоследствии его приверженцы, достигнув первенствующего значения в государстве, старались возвысить своего первоучителя. В литературе Конфуций часто именуется Кун-цзы, что означает «учитель Кун». И это не случайно, уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как самый знаменитый педагог Китая.

Учение первоначального конфуцианства, поставив основным своим принципом присущее каждому человеку желание жить и благоденствовать, занималось только вопросами этики и политики и совершенно не касалось метафизических вопросов и вообще всего того, что не может быть объяснено человеческим разумом, а только усваивается верой. Вера в загробную жизнь и существование духов допускалась не потому, чтобы то и другое считалось доказанным, а только потому, что эта вера до известной степени способствует благополучию жизни человека. Сообразно с этим были усилены и требования относительно сыновней почтительности и культа предков.

За 5000- летнюю историю китайской цивилизации сохранилось немало архитектурных сооружений, многие из которых по праву считаются шедеврами мирового масштаба. Их разнообразие и оригинальность воплощают в себе традиции старины и лучшие достижения китайского зодчества.

Виды древних китайских сооружений очень многообразны: это дворцы, храмы, садовые сооружения, могилы и жилища. По своему внешнему облику эти сооружения торжественны и великолепны, или изящны, изысканы и динамичны. Тем не менее они обладают характерной особенностью, которая так или иначе сближает их друг с другом, - это те строительные идеи и эстетические устремления, присущие исключительно китайской нации.

Подавляющее большинство строений в древнем Китае строились из дерева. Будь то жилой дом или императорский дворец, в первую очередь в землю вбивали деревянные столбы, которые вверху соединялись балками. На этом основании затем возводилась кровля, покрываемая впоследствии черепицей. Проёмы между столбами заполнялись кирпичами, глиной, бамбуком или другим материалом. Стены не несли функцию несущей конструкции.
Другая особенность китайского древнего зодчества - это эффект, дающий целостную композицию, т, е. создается некий ансамбль из множества домов. В Китае не принято строить отдельно стоящие здания: будь это дворцовые сооружения или частные помещения они всегда обрастают дополнительными строениями. Сооружения в архитектурном ансамбле не обязательно размещены симметрично. Например, постройки в горных районах Китая или помещения садово-паркового комплекса иногда сознательно допускают нарушения симметричной формы в целях создания более богатого разнообразия строительных композиций. Погоня за подобным разнообразием форм в ходе строительства домов привела не только к созданию единого строительного стиля в китайском древнем зодчестве, но и одновременно с этим продемонстрировала его многообразие.

Древние архитектурные сооружения Китая носят и другой яркий характер: они подвергаются художественной отработке, придавая им специфическую декоративность. Например, крыши домов не были ровными, а всегда вогнутыми. А для того, чтобы придать зданию определенное настроение, строители обычно вырезали на балках и карнизах разнообразные картины животных и трав. Подобные узоры наносились гравированные и деревянные столбы комнат, окон и дверей. Кроме того, древнее китайское зодчество характеризуется применением красок. Обычно крыши дворца порывались желтой глазурованной черепицей, карнизы красились сине-зеленой окраской, стены, столбы и дворы - красным цветом, комнаты устланы белыми и темными мраморными платформами, которые сверкали под голубым небом. Сочетание жёлтой, красной и зеленой окрасок с бело-черной в украшении домов не только подчеркивает величественность зданий, но и радуют глаз.

Интерьер китайского жилища почти не изменился на протяжении множества веков. Он довольно однообразен: формы мебели диктовались строгими нормами жизни.

Обустройство жилища китайцев сильно отличается по стилю от других народов Востока. В этом сыграли свою роль размеренный уклад жизни и следование правилам философии «Фэн-шуй». В китайском стиле интерьера отсутствовали острые углы, крупная мебель.

  Цвета китайского интерьера – красный, черный, голубой, желтый, золотистый, зеленый. Украшением жилища принято считать различные изделия из традиционных тростника и бумаги с изображениями природы, иероглифов и людей. В качестве материала для изготовления, как мебели, так и различных других предметов, широко использовался прочный, но эластичный бамбук. Мебель декорировалась сложной техникой многослойной лакировки. Для украшения применяли резьбу по черному лаку.


 В работе «Китайский храм» зрителя встречают собачки Ху-фу. Они являются сторожами жилья. Эта комната для медитации, ничего постороннего, лишнего. Восьмиугольные окна имеют сакральный смысл. Свитки со стихами и бансай подчеркивают умение китайцев восхищаться всем живым и находить в обыденных вещах удивительную красоту. Сдержанная цветовая гамма. Украшением является декоративная решётка из бронзы с символическим изображением.







Япония.


Первые письменные упоминания о древней Японии содержатся в китайских исторических хрониках I века. Однако, согласно результатам археологических исследований Японский архипелаг был заселен людьми в период позднего палеолита.

Вся история Японии делится на несколько периодов:

  • Древняя история: Японский палеолит(40 тыс до н.э.),

  • период Дземон(13 тыс лет до н.э.),

  • период Яей (3 век дон.э),

  • период Ямато (4 век н.э. – 1185 г н.э.)

  • Средние века (1185 г н.э. – 1868 г н.э.)

  • Современная Япония (с 1868 г н.э).


Культура Японии основана на традициях и бережном к ним отношении.

Можно с достаточной степенью достоверности обрисовать и главные черты культуры духовной: прежде всего - в области верований.

От начала VIII века до нас дошли первые письменные памятники Японии. Эти памятники могут служить источником сведений о древней Японии, если пользоваться ими достаточно осмотрительно, поскольку на них лежит явная печать века их записи, а век этот - начало сложения ранней формы феодального государства. Это древнейшая история страны - причудливое переплетение старых мифов, легенд и сказаний с историческим преданием, с записями фухито (писцов), переплетение, сведенное в одно целое, трактованное в духе средневекового строя. С этим японское древнее общество и перешло в общество средневековое.

VII-IX века - время оживленных сношений японцев с окружающим миром. К переустройству у себя древнего общества в средневековое японский народ подошел собственным путем, но оформление этого переустройства происходило по китайским образцам.
Проникновение китайской культуры наблюдается еще в эпоху Ней. Это были, прежде всего, земледельческие орудия, оружие, украшения, то есть предметы материальной культуры. Однако китайские переселенцы занесли в Японию и свое письмо.

Буддизм принимался тогда, как религиозно-магическое орудие укрепления государства под властью царей Ямато, ставших императорами. Все действия двора свидетельствуют, что к буддизму тогда подходили, прежде всего, с точки зрения интересов власти Японское искусство VIII века, как изобразительное, пластическое, так и словесное, представляет собой своеобразное переплетение своих и чужеземных элементов, по происхождению и по характеру весьма разнородных. Эта мысль справедлива, как справедливо и то, что во всем этом разнородном искусстве действовал единый художественный гений японского народа.

В IX веке с возникновением новых явлений в жизни японского общества многое изменилось и в культуре Японии, прежде всего в мире буддизма. Появились монастырские владения, фактически - церковные поместья, а так как настоятелями монастырей становились члены тех же знатных фамилий, получилось, что буддизм стал не только идейным, но и экономическим орудием.

В современной Японии в основном распространены две основных религии: синтоизм и буддизм. Также определенной популярностью пользуется христианство и разнообразные секты.

Синтоизм - это древнейшая японская религия. Ее название происходит от слова "синто" - "путь богов". В основе ее лежит поклонение всевозможным ками - сверхъестественным существам. В Японии поклоняются бесчисленному количеству ками. В каждой деревне и местности существовал местный ками-покровитель. Никакого особенного разделения между ками и обычными людьми не было - есть множество мифов и легенд о браках людей и ками. Смерть осмыслялась как переход в мир ками. Ребенок считался воплощением ками-предка, поэтому в Японии и в наши дни с большим уважением относятся к маленьким детям.

Буддизм в Японии - самая распространённая религия, охватывающая большинство населения.

В архитектуре Японии заметны заимствования из китайской архитектуры. В отличие от китайских и созданных в Японии под влиянием китайского стиля зданий, для типично японских сооружений характерна асимметрия. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Постройки светлые и открытые, в основном состоят из прямоугольных элементов. Для традиционной японской архитектуры вплоть до периода Мэйдзи основным строительным материалом являлось дерево. Причинами использования деревянных конструкций были доступность и простота изготовления. Кроме того, деревянные конструкции лучше подходили для японского климата, позволяли обеспечить естественную вентиляцию помещений, а также позволяли легко переместить сооружение, разобрав его и собрав на новом месте. Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые минка. Одно- или двух - этажная минка имеет прочную каркасную конструкцию из толстых балок с несущей колонной в центре дома и раздвижными дверями. Стены не являются несущими, внутреннее пространство делится на отдельные помещения с помощью передвижных ширм. В таких домах жили крестьяне, ремесленники и торговцы. В настоящее время минка сохранились только в сельской местности.

К традиционному минимализму Япония пришла не только в погоне за эстетикой, это явилось следствием национальных особенностей и жизни в достаточно капризном климате, с постоянной угрозой землетрясений. Отсюда изящные и легкие раздвижные двери-перегородки из бумаги и бамбука (седзи), общий принцип горизонтальности внутренних помещений, предпочтение дерева камню, легкость и открытость построек. Подобное жилище не так опасно во время толчков, оно легко собирается после разрушения, да и вероятность погибнуть под руинами из бумаги и бамбука не так уж велика. Японский дом зачастую является частью сада, поэтому традиционным продолжением интерьера в нем всегда был и остается пейзаж. Дневной свет в доме был основным источником освещения, поэтому в японском интерьере особый подход к светильникам, которые должны давать слабый, матовый свет. Так называемый «японский светильник», сейчас очень популярный у европейцев, представляющий собой конструкцию из бумаги и металлического каркаса, служит не столько для освещения, сколько для того, чтобы подчеркнуть полумрак. Эта лампа (акари) в оригинале не имела металла: только бамбук и настоящая рисовая бумага.

Традиционным предметом быта в японском доме являются циновки из соломы (татами), обшитые тканью, которыми устилают весь пол. Периметр комнат рассчитывают, исходя из стандартных размеров татами. По ним принято ходить без обуви. Их используют в качестве сидений и кроватей. 
В территориально небольшой, перенаселенной стране особо ценится пространство, поэтому внутреннее устройство помещений сводит к минимуму мебель и прочие привычные атрибуты дома. Отсутствие лишних предметов – основное правило минимализма. Японцы предпочитают получать эстетическое удовольствие, концентрируясь на одном объекте, вместо того, чтобы поверхностно осматривать коллекции безделушек, для этого в японском доме устраивают особые ниши (токонома), где располагают предметы декора и произведения искусства. Эти композиции часто меняются, в зависимости от желания хозяина, времени года, каких либо событий. Главное условие, чтобы их не было много.


В работе «Японская минка» изображён интерьер японского сельского дома.

Характерной особенностью является минимализм, легкость конструкции..

Все предметы мебели и быта стоят по периметру комнаты. Стол является центром композиции интерьера. По этой небольшой детали можно судить о том, что семья любит принимать гостей и проводить чайные церемонии. Входная дверь отсутствует, рядом с ней находится свиток с пожеланиями успехов и здоровья.






Индия.


Индия является одной из старейших цивилизаций мира. До середины III тысячелетия до н.э. на территории Индии развилась цивилизация дравидов. История Индии насчитывает более V тысяч лет. История Индии может быть условно разделена на несколько периодов:

  • Древняя Индия

  • Период Индской (Хараппской) цивилизации (III тыс. — XVII в. до н. э.)

  • Ведийский период (XIII—VI вв. до н. э.)

  • Ранневедийский период (XIII—X вв. до н. э.)

  • Поздневедийский период (IX—VI вв. до н. э.)

  • Буддийский период (V—III вв. до н. э.)

  • Классическая эпоха (II в. до н. э. — VI век)

  • Индия Средних веков

  • Период господства мусульман

  • Период господства англичан (1765—1947)

  • Современная история.


Культура Индии отличается большим разнообразие и высоким уровнем синкретизма. На протяжении своей истории, Индия сумела сохранить древние культурные традиции, одновременно перенять новые обычаи и идеи от завоевателей и иммигрантов и распространить своё культурное влияние на другие регионы Азии.

Вся культура индии пропитана религией.

Вероучение индуизма сложилось в середине 1 тысячелетия нашей эры, является результатом развития ведической религии и брахманизма и процесса ассимиляции народных верований. В индуизме сохранилось много элементов первобытных верований (поклонение священным животным, явлениям природы, культ предков и т.п.). Индуизм строго регламентирует все права и обязанности человека от рождения до смерти. Основа индуизма - учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение. Индусы считают, что Вселенная создана Брахмой.

По преданию в VI веке сын правителя мелкого княжества Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни (623-544 годы до н.э.) обрел “просветление” и призвал к самосовершенствованию души: “Пробуждай душу и развивай свое я”. Проповеди Будды проникли в самые отдаленные уголки Азии. Буддизм выступал за равенство людей по рождению, что привлекало на его сторону представителей не только третьего сословия, но и воинов-кшатриев. В центре буддизма лежит учение о «четырех благородных истинах»: есть страдание, есть причина страдания, есть освобождение от страдания и есть путь к освобождению от страдания. Путь к освобождению подразделяется на восемь ступеней, прохождение которых ведет к уничтожению незнания и пристрастий, просветляет ум, порождает невозмутимость и спокойствие, что прекращает страдание. Новое рождение становится невозможным, чем достигается вечное блаженство (нирвана). В раннем буддизме на такое спасение мог рассчитывать только монах-отшельник. Мирянин при условии соблюдения 5 моральных принципов: воздержание от причинения зла, от лжи, кражи, чувственных излишеств и употребления спиртных напитков мог надеяться только на лучшее перерождение. Буддизм с самого начала не был однородным явлением, в нем всегда шла борьба сект и течений. Наиболее древним течением является хинаяна («малая колесница»), или монашеский буддизм, где основное значение имеют усилия индивидуума, стремящегося освободиться от уз перерождений (сансары) и достичь через множество промежуточных воплощений окончательного спасения (нирваны). Другим течением явилась махаяна («большая колесница»). Основное положение махаяны состоит в том, что спастись может не только монах-отшельник, но и любой мирянин, соблюдавший обеты духовного совершенства, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их.

Индийский дом красочен, но он не приторный, а напротив, теплый уютный и «домашний». Стены в индийском доме могли быть выкрашены в желтый, золотой, бирюзовый, но могли быть и нейтральными или в более теплых земных тонах – цвет карри, темно-коричневый, песочный. Распространены были натуральных набивные ткани с цветочными орнаментами, рисунками животных или декоративным орнаментом каплеобразной формы.

Мебель в индийских домах низкая, выпиленная в ручную из очень прочного дерева -тик.  Простая по форме, но богато декорированная, индийская мебель отражают восточное терпение и кропотливость. Техника лакирования декоративных изделий, интарсия из черного перламутра, слоновой кости (Бомбейская мозаика), ажурная резьба – характерные черты индийских предметов интерьера и мебели.

Стиль индийской роскоши предполагает использования тика, розового дерева, ротанга и самшита для изготовления мебели и других предметов интерьера.

Ручной труд делает каждую деталь, каждый элемент дизайна уникальным в своем роде. Цвет мебели – от нежных естественных оттенков до самых темных и солидных. В Индии, богатой различными смолами, была развита техника лакирования и применение ее для декоративных целей. Одним из методов было лакирование цветными, быстро сохнущими лаками, в основном выточенных элементов мебели. Другой метод – это многослойное нанесение лака с процарапыванием рисунка на его поверхности наподобие сграффито.


В работе «Индийские хоромы» я представила интерьер с разнообразием материалов. Основной декор - текстиль с различной фактурой.

Основными средствами декорирования индийского дома являлись: разноцветные подушки, кальяны, светильники из разноцветного стекла, зеркала, вазы, которые индусы изготовляют из самых разных материалов.










Готика.


Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

Для гуманистов эпохи Возрождения и деятелей французского Просвещения понятие «средневековья» было синонимом одичания и грубого невежества, а средние века - временем религиозного фанатизма и культурного упадка.

Историки так называемой «романтической» школы начала ХIХ века называли средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных и христианских традиций.

В средневековой культуре эти представления во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство

В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития:

  • ранний,

  • зрелый (высокая готика)

  • поздний.

Ведущим архитектурным типом в готике стал собор, возвышавшийся над городской застройкой и способный подчас вместить все взрослое население города. В соборе и вокруг него сосредоточивалась общественная жизнь горожан. Каркасная система готической архитектуры позволила создать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов (высота интерьера в соборе в Бове во Франции больше 47 м) и прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами.

Устремление собора ввысь подчеркнуто гигантскими ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками, окнами и порталами, многочисленными декоративными деталями (ажурные фронтоны — «вимперги», башенки — «фиалы», завитки — «краббы», круглые окна со сложным переплетом — «розы»). Окрашенный свет, проникающий через витражи, усиливает впечатление необозримости, беспредельности пространства, насыщенности интерьера движением. Конструктивной основой собора служит каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок.

Типичные мебельные изделия готического стиля дизайна интерьера: высокие двустворчатые шкафы, буфеты на высоких ножках, высокие спинки стульев и кроватей, имитирующие архитектурные детали крепостных замков и церквей. Основным видом мебели, как в замках рыцарей, так и у простых горожан был сундуки, служившие столами, скамьями и кроватями. Кровать, если она не была встроена в стену, имела балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный каркас, а в южных странах Европы – дощатую конструкцию с архитектурным членением, резьбой и цветной отделкой.


Работа «Средневековый замок» раскрывает внутренний мир жителя средневековья. Мрачные стены, каменные стены и пол создают впечатление надёжности, защиты и прочности жилья. Комната делится на две зоны. Украшением является щит и мечи на стене. Ощущение романтизма придаёт балдахин над кроватью. Мебель массивна.

Работа выглядит мрачно, ощущается холод средневекового замка. Через небольшое окно пробивается свет.



Древняя Русь.


Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года. Согласно летописному преданию «Повести временных лет» (созданному в XI — начале XII веках), название произошло от варягов племени русь, призванных славянскими и финно-угорскими племенами (чудь, словене, кривичи и весь) в 862 году.

Выделяются исторические периоды:

  • Древнерусское государство (IX—XIII века),

  • Удельная Русь (XII—XVI века),

  • Царство Русское (1547—1721),

  • Российская империя (1721—1917),

  • Советский Союз (1922—1911),

  • Российская Федерация (с 1991).


Ход повседневной жизни русского человека эпохи Киевской Руси легче воссоздать для князей, нежели для простых людей, поскольку в источниках им уделяется больше внимания. Владимир Мономах советовал своим сыновьям вставать до восхода солнца и начинать день с молитв в церкви или дома. Считалось, что после завтрака правящий князь должен заниматься государственными делами. В полдень все отправлялись почивать. Во второй половине дня князья должны были заниматься управлением своими дворцами, конюшнями и прочими делами. Ужин подавался примерно в шесть часов. Вечером правитель, если он был любителем книжного учения, мог заниматься чтением.

Повседневная жизнь часто прерывалась праздниками и другими общественными событиями.

Древние праздники языческих времен постепенно вытеснялись церковными праздниками, но в том, как отмечались эти праздники, долгое время еще были заметны языческие обычаи, несмотря на все возражения священнослужителей. Каждый большой церковный праздник, такой как Рождество, Пасха, Троица и Преображение Господне отмечался не только специальными церковными службами, но и общественными собраниями, песнями, танцами и особым угощением.

Деревянная крестьянская изба на многие века стала преобладающим жилищем 90 % населения России.

Внутренняя обстановка избы основывалась на устойчивости традиций домашней и хозяйственной жизни крестьянина. В обстановке нет было ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имела свое строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является характерной чертой народного жилища.

Особенно интересно в интерьере русской избы устройство печи. Она располагалась в правом углу, украшая ее, и, объединяясь своими деревянными частями с внутренней архитектурой избы, каменная громада печи вырастает непосредственно не из дощатого пола, а имеет постепенный переход в своих деревянных частях.

Ведущей цветовой гаммой в интерьере русской избы была золотисто-охристая с введением белого и красного цветов. Золотисто-охристые тона характерны для стен избы, деревянной мебели, посуды, утвари. Белыми были полотенца на иконах, красный цвет небольшими пятнами сверкал в одежде, полотенцах, в растениях на окнах, в росписях домашней утвари. Роспись носила либо геометрический характер (мотив солнца), либо изображала цветы. В росписи преобладали зеленый, белый, красный, розовый, желтый, черные цвета. Украшалось жилище яркими иконами, располагавшимися в красном углу, и яркими тканями, одновременно делившими избу на разные функциональные зоны.


В работе «Русская изба» показаны основные атрибуты из жизни русского человека. «Красный угол» с иконами, невысокие окна, лавки, большой стол - основная характеристика русского дома. На переднем плане – прялка и печь. Стены и пол сделаны из дерева - основного строительного материала России.






Барокко.


Характеристика европейской культуры XVI-XVIII веков, центром которой была Италия.

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен. Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать». Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу — в учтивом флирте, ссоры — в утончённой дуэли.

Для барокко характерна идея спящего Бога. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд.

В интерьерах барокко стремится к величию, пышности, пространственному размаху. В интерьерах применялись ордерные элементы, в основном пилястры, полуколонны, однако основное внимание уделялось не точности их пропорций, а скорее отделке — облицовке цветными мраморами. Главную роль в убранстве помещений играли тяжелые рамы и архитектурно-пластические детали, которые обрамляли и украшали отдельные участки стен, карнизы, размещались в виде десюдепортов над дверьми, на плафонах.

Дворцовая мебель стиля барокко отличалась богатством и перенасыщенностью оформления, прежде всего резьбы, обильно покрывавшейся позолотой. При наличии довольно простой структуры предметы создавались из цветного, главным образом черного дерева, они в избытке декорировались с помощью бронзовых рамок, заполнявшихся вставками из панциря черепахи, перламутром и другими материалами, тягами, розетками и прочими деталями. Композиционную основу составляли панно с введением человеческих фигур в обрамлении извивов орнамента.

С 1680-х годов мебель, выполненная в этом стиле, приобретает в отделке особую изощренность, вследствие вытеснения деревянных частей блестящим металлом — позолоченной бронзой. Применялись в отделке также серебро, латунь, олово.

Кресла, стулья, диваны имеют S-образные или пирамидальной, суживающейся вниз формы ножки. Усложняется и форма подлокотников. Мягкое сиденье, высокая спинка и частично подлокотники обтягиваются различными нарядными шпалерными тканями с изображениями деревьев, цветов, птиц и орнаментальных завитков. На основе объединения трех связанных между собой кресел с отсутствующими у центрального кресла подлокотниками возникают диваны. Рамы их спинок приобретают мягкие волнообразные очертания.


Работа «Гостиная » выполнена в стиле барокко. Много декора, золота. На переднем плане диван и кресла - служат для отдыха.

Помещение оформлено шпалерами, ворсовым настилом на полу, шелковыми тканями, драпировками, изделиями из серебра. Рама на зеркале декорирована лепниной.





Модерн.


Художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX - начале XX века.

В противоположность эклектизму с его интересом к достоверности воспроизведения отдельных деталей исторических и национальных стилей модерн хотел возродить дух стилевого единства художественных организмов, присущий средневековому или народному искусству, общность и взаимовлияние всех видов искусства. Это предопределило появление нового типа художника – универсала, соединившего в одном лице архитектора, графика, живописца, проектировщика бытовых вещей и часто теоретика.

Идея синтетического, цельного произведения искусства ярче всего воплощена в архитектуре интерьеров, лучшие образцы которых отличаются ритмической согласованностью линий и тонов, единством деталей декора и обстановки (обои, мебель, лепнина, панели, арматура светильников), целостностью однородного перетекающего пространства, усложненного и расширенного зеркалами, многочисленными дверными и оконными проемами, живописными панно.

Архитектура модерна была первым шагом в архитектурном развитии ХХ века. Свободно размещая в пространстве здания с различно оформленными фасадами, архитекторы модерна восставали против симметрии и регулярных норм градостроительства.

Богатейшие возможности формообразования, предоставленные новой техникой, они использовали для создания подчеркнуто - индивидуализированного образного строя; здание и его конструктивные элементы получали декоративное и символически-образное осмысление.
         Основным средством выражения в стиле модерна является орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиционную структуру. В интерьерах бельгийских архитекторов изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по стенам, полу и потолку, концентрируются в местах их сопряжения, объединяют архитектурные плоскости, активизируют пространство. Несмотря на провозглашенный отказ от подражания историческим стилям, художники модерна использовали линейный строй японской гравюры, стилизованные растительные узоры

Для модерна характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства.

Декоративность стала одним из главных качеств модерна.

Основным орнаментом и формой нового стиля становится изогнутая линия, похожая на локон волос или изгиб стебля растения. Стиль носит четко выраженный декоративно - прикладной характер, ориентированный на подражание природным формам. Основным мотивом стиля становиться отсутствие прямых линий в природе. Поэтому часто встречаются стилизованные изображения локонов волос, цветов, бабочек и мотыльков, перьев птиц, стеблей и листьев растений, волны.

Для модерна характерна пастельная, нежная цветовая гамма: пепельные, дымчатые, нежно-розовые, сложные голубые и зеленые оттенки. В декоре используются растительные мотивы. Одним из символов стиля является стилизованный цветок ириса.

Новый стиль не стремится к аристократичности. Промышленное производство недорогой мебели развивается быстро, так что позволить модную обстановку могут люди среднего достатка.



В работе «Каминная» центром композиции является камин. Уютные кресла и невысокий стол придают интерьеру романтичность. На работе много волнистых линий. Создаётся впечатление, что интерьер «оживает», как растение. Светильники в виде цветов. Декоративные формы заполняют всё пространство.




Конструктивизм.


Советский авангардистский стиль, получивший развитие в 1920 — начале 1930 годов.

Основой художественного образа стиля выступает не композиция, а конструкция. В России зарождается новое направление в искусстве - дизайн.

Все вещи, спроектированные конструктивистами – мебель и интерьеры в целом – отличались максимальной функциональностью и минимальным декором. Орнамент в них отсутствовал полностью, допускались цветовые акценты – блеск металла, благородный черный, чистый белый и насыщенные простые цвета – красный, желтый, синий. Эти цвета считались отражением философских и духовных ценностей эпохи.

В формах мебели преобладали прямоугольные плоскости и четкие линии, окна от пола до полка, что создавало ощущение движения вперед, к новому и неизведанному. Черты, присущие конструктивизму: минимальный декор и максимальная функциональность, отсутствие орнамента и сияние металла.

Цветовая гамма - черный, белый, красный, желтый.

Мебель в стиле конструктивизм отличается мобильностью и функциональностью. Стиль Конструктивизм в интерьере вполне лаконичный и ясный, но не лишенный непредсказуемости и ярких художественных решений.

Элементами декора являются новаторские идеи, в которых ясные и простые по форме цветовые пятна в сочетании с четкими колючими линиями и броским шрифтом создавали характерные для эпохи вещи-плакаты.


На работе «Вестибюль» переданы черты конструктивизма. Грубые формы, сдержанность, отсутствие декора и роскоши характеризуют работу.

Угол комнаты декорирован «под кирпич» - передаёт связь времен. Здания строятся из бетона. Сложный фиолетовый цвет коврового покрытия сочетается с обивкой мебели. Это может быть и жилая комната, но она принадлежит натуре активной, новаторской.





«Хай-тек».


«Хай-тек» (от high technology - высокие технологии) относят к ультрасовременным стилям. Он родился в революционные 60-е прошлого века, дизайнеров того времени вдохновили на подвиги представители архитектурных течений 20-30-х годов, в особенности конструктивисты.

Стиль возник из дизайна промышленных помещений, где все элементы обстановки подчиняются функциональному назначению, и поначалу представлял собой скорее подход к архитектуре, чем особый стиль. Элементы индустриальной эстетики перешли в жилое помещение, где получили дальнейшее развитие: вышла смесь высоких технологий и конструктивизма.

Особенность стиля «хай-тек» заключается в том, что он относится к новейшими техническими достижениями. Для данного стиля характерны стекло, металлические конструкции и преимущественно монохромная гамма, активное использование технических новинок, а также упор на функциональность.

В интерьере декором являются конструктивные узлы, крепеж, всевозможные сочленения и заклепки. Применяются конструкции, свойственные промышленным зданиям, металлические каркасы и технические коммуникации.

Важный элемент дизайна в стиле» хай-тек» – освещение. Освещение должно в выгодном свете подчеркивать фактуру использованных в интерьере материалов. Чем больше будет света, тем ярче будет переливать металл, светиться стекло, создавая при этом неповторимую атмосферу. Декор источников света должен соответствовать всему интерьеру, а это значит, быть выполненным из уже используемых материалов. Светильники «хай-тек» отличает разнообразие форм, порой совершенно фантастических, и причудливость конструкций.


На работе «Кухня» мы можем узнать современный интерьер. Пластик, кафель, ламинат… материалы, о которых недавно мы ничего не знали стали доступными и практичными. Главное в работе - ничего лишнего.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Мы прошли по анфиладе. Это очень длинный «коридор времени», где человеческая жизнь - мгновение.

Безусловно, мы открыли не все двери. Мы заглянули лишь в малую часть всего прекрасного, что создал человек.


Чтобы легче изучить курс мировой художественной культуры, я рисовала интерьеры и предметы быта.

Проанализировав полученные знания, я могу пофантазировать и представить себе, какой будет интерьер лет через сто.

Мы освоим новые технологии , и наша «лень» изобретёт, когда посуда и мебель всегда будет чистой и на своём месте…

В окно будут «заглядывать» жители других планет. Мы пригласим их на наш русский чай с пирожками. Расскажем гостям о нашей прекрасной планете.







Литература.

  1. Batik patterns. – Amsterdam: “The Pepin Press – Agile Rabbit Editions”, 2002. + CD-ROM.

  2. Алексеев С.С. Цветоведение.- М., 2002, С.131.

  3. Барадулин В.А. Танкус О.В. Основы художественного ремесла. -М.., «Просвещение», 1978,С. 321.

  4. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства в 4 Т.,-С.-Пб., 2000,С. 178.

  5. Воловик А.С.. Человечек на стене. – М., «Детская литература», 1973, С.18.

  6. Волшебный мир узоров. Энциклопедия орнаментальных мотивов Юго-Восточной Азии. – М.: Издательство “PRINT HOUSE”, 2003. С.321.

  7. Гнедич П.П. Всемирная история искусств, М., 2000.С.248.

  8. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. С. 326.

  9. Емельянович И.И., Н.П.Бесчастнов. Печатный рисунок (проблемы графической организации). – М.: “Легпромбытиздат”, 1990, С.351.

  10. Журкин А.А. Художественно-оформительская деятельность. – Санкт-Петербург, «Любавич», 1995,С.231.

  11. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 2006.С.15.

  12. Кириллов Е.А. Цветоведение. «Ленпромбытиздат», 1987, С.16.

  13. Константинова С.С.. История декоративно-прикладного искусства (конспект лекций). – Ростов-на Дону: “Феникс”, 2004,С.15-19.

  14. Кричевский Г.Е. Активные красители. – М., «Легкая индустрия»,1996,С. 79.

  15. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.: “Владос”, 2005, С.321.

  16. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ "Белый ветер", 2000. С. 285.

  17. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. – Минск: ”Беларусь”, 2003, С.112.

  18. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. Дисс…докт. Психол. Наук. - К.: 1981.С.78.

  19. Орнамент всех времен и стилей (в 2-х томах). – М.: “АРТ-РОДНИК”, 2004, С.152.

  20. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. С.110.

  21. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004. С.259.

  22. Популярная художественная энциклопедия. – М., «Советская энциклопедия», 1986. С.189.

  23. Практическое руководство для руководителей школьных кружков./ Под ред. В.А. Барадулина, О.В. Танкус. – М., «Просвещение», 1978.С.56.

  24. Прекрасное своими руками. Народные художественные ремесла. Составитель С. Газарян. – М., «Детская литература», 1987.С.12.

  25. Роспись по шелку. Журнал «Валентина» №1, 1995.С.96.

  26. Румянцева О.В.. Государственный музей Востока. Краткий обзор коллекций. М.: “Изобразительное искусство”, 1993. С.267.

  27. Сазонова Н.В. Мир сефевидских тканей (XYI-XYII века). – Москва: Государственный музей Востока, 2004.С.172.

  28. Синеглазова М.А. Батик. – М., «Издательский дом МСП», 2002. С.49-68.

  29. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. – М., «Просвещение», 1985.С.115.

  30. Фиона Уатт. Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых. – М., ООО «Издательство «Росмэн-Пресс»», 2002.С.155.

  31. Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, «Феникс».2002.С.451.

  32. Щипанов А.С.. Художнику-любителю. – М., «Советский художник», 1970,С.15.

  33. Японское искусство 7-19 вв. – Послание древней столицы Нара. Каталог выставки (09.04.91-19.05.91, Эрмитаж). Издание префектуры Нара, 1991.С.325.









38



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Анфилада эпох

Автор: Кожемяко Людмила Владимировна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104114

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Исследовательская работа "История мебели""
    ["seo_title"] => string(41) "issliedovatielskaiarabotaistoriiamiebieli"
    ["file_id"] => string(6) "312771"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459400032"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Русская архитектура начала 20 века."
    ["seo_title"] => string(39) "russkaia_arkhitiektura_nachala_20_vieka"
    ["file_id"] => string(6) "359824"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479389764"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства