Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа
по предмету
«ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
срок реализации 4 года
Художественное отделение
Директор ДШИ №2 _______________
г. Альметьевск
ОГЛАВЛЕНИЕ
1) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
2) УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
3)СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
4) ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
5)МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
5)ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК ОБУЧАЮЩИХСЯ.
6) СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка
Роль декоративно- прикладного искусства в эстетической развитии ребенка
Перечень требований нормативных документов при составлении программы
Цели
Задачи
Методы проведения занятий
Срок реализации учебного предмета
Сведения о затратах учебного предмета
Ожидаемые результаты
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма аттестации
2. Содержание учебного предмета
Учебно- тематический план
I год обучения
II год обучения
III год обучения
IV год обучения
Требования к уровню подготовки
Формы и методы контроля, система оценок
Критерии оценки качества исполнения
3. Методическое обеспечение учебного процесса
Список рекомендуемой литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В процессе занятий декоративной работой преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение несущих и несомых частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки).
«Программа», разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», №273-ФЗ от 29.12.2012 года
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом МО и Н РФ от 29.08.2013г. № 1008);
- Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 года №191-01-39/06-ru);
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечение полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности закреплено Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Эта категория детей обладает дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст. 2, 5, 16, 29, 31 ФЗ № 273. Программа устанавливает требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной программы
Цель программы: целью реализации образовательной программы является раскрытие творческого потенциала личности ребёнка с ОВЗ в детско-взрослом сообществе, формирование жизненных и социальных компетенций через общение с миром изобразительного искусства.
Задачи программы:
1)Образовательные: помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в оценке их личностных характеристик, формировании адекватного представления о социальных ограничениях и возможностях их преодоления; организация индивидуального маршрута обучения ребёнка, реабилитация детей с ОВЗ средствами изобразительного искусств, ориентированного на его интересы и возможности.
2)Развивающие: развитие творческих форм обучения и взаимодействия со сверстниками; помощь детям и родителям в преодолении стереотипов мышления о непреодолимости ограничений, накладываемых инвалидностью; выявление творческого потенциала детей с ОВЗ путём включения в разнообразные виды деятельности совместно со здоровыми детьми ( участие в творческих коллективах, посещение зрелищных мероприятий, участие в конкурсах и фестивалях, занятиях ДТО); оказание психологической помощи детям, их родителям в развитии навыков общения для психологической ориентации детей с ОВЗ на выход из пассивного социального состояния.
3) Воспитательные: воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, формирование у обучающихся нравственных черт характера посредством проживания и осмысления художественных образов.
Для адаптации образовательной программы для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья используются следующие методы:
- проведение опросов, бесед, тестирования для определения особенностей психической деятельности и личностных характеристик детей с ОВЗ для занятий по программе;
- беседы с детьми и их родителями о здоровом образе жизни, о возможностях сохранения и самовосстановления здоровья, о направленностях программ дополнительного образования;
- проведение педагогом дополнительного образования консультаций детей и родителей о направленностях и особенностях общеразвивающих программ ДШИ;
-организация участия детей в творческих коллективах школы, коллективной творческой деятельности.
- проектные.
Срок реализации учебного предмета – 4 года. Задания адаптированы и доступны для школьников с ОВЗ 5 - 9 классов общеобразовательной школы. Возраст детей 10-12 лет.
Объем учебного времени за весь курс составляет 272 академических часа. Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.
Сведения о затратах учебного времени
Разделы
Затраты учебного времени
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
4 –й год
Полугодие
1
2
1
2
1
2
1
2
Учебная нагрузка часов
32
34
32
34
32
34
32
34
Всего академических часов
66
66
66
66
ИТОГО:264 ч.
Ожидаемые результаты
В конце первого года обучения учащиеся учатся применять:
терминологию, способы и приемы создания предложенных в программе работ;
работать с инструментами
составлять несложные схемы эскизы;
делать аппликации
работать в группе.
В конце второго года обучения учащиеся учатся
Знать что такое « симметрия», « ассиметрия»
Знать виды орнаментов
составлять несложные композиционные решения;
самостоятельно решать поставленные преподавателем задачи;
уверенно работать в группе.
В конце третьего года обучения учащиеся учатся:
самостоятельно работать над постановкой композиций, составлением
должны уметь самостоятельно стилизовать простые и сложные вещи
( растения, грибы, пейзажи, цветы)
В конце четвертого года обучения учащиеся учатся :
знать алгоритм разработки творческих работ;
уметь самостоятельно выполнять творческие работы;
правильно находить композиционное и цветовое решение;
самостоятельно разрабатывать творческие идеи.
Форма обучения: очное, очно- заочное, дистанционное.
Формы проведения занятий в дистанционной форме- 30 минут, в очной форме- 45 минут. Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая. Количество детей 4- 10 человек. Обучение проходит, в том числе и в дистанционной форме через WhatsApp , Zoom, Вконтакте.
Композиция на основе элементов игрушки (цвет, орнамент). «Буквица»
4
3 четверть.
3
Животные и растения
3.1
Композиция на тему: «Животные»,
6
3.2
Композиция на тему «Насекомые»,
Композиция на тему
6
3.3
«Растения»
5
3.4
«Морской мир»
4
4 четверть
4
Работа в материале. Аппликация. Имитация мозаики.
4.1
Аппликация из бумаги или ткани (техника мозаики). «Животные и растения».
6
4.2
Аппликацию на тему: «Животное», «Животное с детёнышем».
6
4.3
Насекомое на цветке»
3
Итого: 68 часа в год
2 год обучения 2 (класс)
№
Темы
Аудиторные занятия
(час)
1 четверть.
1
Понятие об орнаменте. Растительный орнамент в полосе.
1.1.
Растительный орнамент в полосе: «Цветы»
4
1.2.
Растительный орнамент в полосе «Листья»
4
1.3.
Растительный орнамент в полосе « Грибы»
4
1.4.
Растительный орнамент в полосе « Плоды»
( Виноград)
4
2 четверть.
2
Животный орнамент в полосе. Растительный орнамент в сложной форме. Понятие «стилизация животных форм».
16
3 четверть.
3
Симметрия. Понятие «симметрия», «асимметрия». Компоновка орнаментальной композиции в простую геометрическую форму.
4
3.1.
Копирование элемента росписи.
2
3.2.
Композиция в сложной форме с элементами выбранного промысла, росписи «ваза».
4
3.3.
Животный орнамент в полосе; зооморфный орнамент: рыбы, насекомые, птицы (по выбору).
6
3.4
Выполнить композицию в сложной форме с элементами выбранного промысла, росписи (матрешка)
6
4 четверть.
4.
Симметрия. Понятие «симметрия», «асимметрия». Компоновка орнаментальной композиции в простую геометрическую форму.
4
4.1
Компоновка элементов в треугольник. Выполнение композиции в треугольнике, используя геометрический орнамент.
3
4.2
Компоновка элементов в треугольник. Выполнение композиции в треугольнике, используя зооморфный орнамент.
4
4.3
Выполнить композицию в круге на свободную тему, используя растительные и животные орнаменты.
4
Итого: 68 часа в год
3 год обучения (3 класс)
№
Темы
Аудиторные занятия
(час)
1 четверть.
1.
Аппликация. Рваная аппликация.
«Цветы».
4
1.2
Стилизация. Стилизация растений.
6
1.3
Стилизация грибов и фруктов
6
2 четверть
2.
Стилизация животных.
16
3 четверть
3.
Стилизация пейзажа.
21
4 четверть.
4.
«Роспись фужера ». Эскизы. Роспись
15
Итого: 68 часа в год
4 год обучения (4 класс)
№
Темы
Аудиторные занятия
(час)
1 четверть.
1.
Декорирование стеклянной бутылки. Эскиз. Работа в цвете.
16
2 четверть.
2
Новогодний венок.
16
3 четверть.
3.1.
Выбор темы и техники для итоговой работы.
2
3.2
Разработка эскиза.
4
3.3
Выполнение работы в материале.
15
4 четверть.
4.1
Выполнение работы в материале.
13
4.2
Оформление и защита итоговой работы.
2
Итого: 68 часа в год
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ, РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ, ЖАНРАМ
В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программу наполняют темы, составленные с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
1 год обучения
I полугодие. Прикладное искусство. Понятие «декоративно-прикладное искусство». Виды ДПИ. (Роспись по дереву, игрушка, резьба по дереву и кости, вышивка, керамика, кружево, ткачество и т.д.). Просмотр работ учащихся с декоративными композициями, предметов ДПИ, изделий с орнаментом. Тема 1.1: Выполнить композицию на тему: «Букет». Материал-гуашь. Организовать плоскость листа при акцентировании композиционного центра и соподчинении всех элементов композиции. Тема 1.2. «Осенние листочки». Выполнить зарисовки осенних листьев. Материал: простые и цветные карандаши, пастель.
1.3. Композиция из осенних листьев. Панно. Пейзаж. Материал: листья, картон, контуры акриловые. Знакомство с понятием «простая и сложная форма». Сравнение по форме различных листьев (рябина и липа, ясень и дуб) и выявление их геометрической основы. Понятие «симметрия» и «асимметрия». Тема 1.4. Выполнить композицию на тему: «Сказочная птица». Материал-гуашь. Знакомство с народными поверьями, связанными с изображениями птиц и разнообразными воплощениями этого образа в декоративно-прикладном искусстве. Тема 2.1. Русская народная игрушка. Беседа с учащимися о русской народной игрушке. Дымковская, Каргопольская, Богородская, Филимоновская игрушка, матрешка и т.п. История промысла. Тема 2.1. Композиция на свободную тему. Выполнить декоративный рисунок. ( Пейзаж, натюрморт). Работа на выбор) Материал-гуашь. Тема 2.4.Выполнить композицию на основе элементов игрушки (цвет, орнамент). «Коврик», «Буквица» и т.п. (по выбору педагога). Материал-гуашь.
II полугодие. Тема 3.1 Беседа о животном и растительном мире. Просмотр иллюстраций с изображением животных и растений. Задание: Выполнить композицию на тему «Животные». Материал природные материалы, пластилин.
Тема 3.2. Выполнить композицию на тему по выбору педагога: «Насекомые». «Композиция в лесу». Материал: пластилин, природный материал, фотографии
Тема 3.4. Морской мир. Материал: Пластилин, картон.
Тема 4.1. Работа в материале. Аппликация. Имитация мозаики. Понятие «аппликация». Понятие «фактура». Влияние фактуры на раскрытие образа. Задание: Выполнить аппликацию из бумаги или ткани (техника мозаики). Эскизом к заданию считать работу из темы «Животные и растения». Тема 4.2. Аппликация из ткани или бумаги. Выполнить аппликацию на тему: «Животное», «Животное с детёнышем», «Птица», Тема 4.3.«Насекомое на цветке» (по выбору). Все работы I полугодия считать эскизами к заданиям II полугодия.
2 год обучения
I полугодие. Тема 1. Понятие об орнаменте. Растительный орнамент в полосе. Понятие «орнамента», как основы ДПИ, его главная отличительная черта. История развития орнамента. Использование орнамента в ДПИ. Просмотр изделий, предметов народного творчества, платков с орнаментом, домашняя утварь с росписью. Обсуждение изделий с орнаментом. Особенности. Структура орнамента. «Ритм» и «повтор» в орнаменте. Понятие «мотив», «покой». Закон соподчинения в орнаментальных композициях. Основные виды орнаментов как основы прикладного искусства: «геометрический», «растительный», «животный». Понятие «стилизация растительных форм». Просмотр иллюстраций с растительными орнаментами. Просмотр работ учащихся и фотографий с растениями. Тема 1.1. Выполнить растительный орнамент в полосе: «Цветы». Гуашь, бумага, А 4. Расположить элементы в ритмической последовательности. Тема 2.1. Выполнить растительный орнамент в полосе: «Листья». Гуашь, бумага, А 4. Тема 1.3. Выполнить растительный орнамент в полосе: « Грибы». Гуашь, бумага, А 4. Тема 1.4. Выполнить растительный орнамент в полосе: «Плоды». Гуашь, бумага аА 4. Тема 2. Животный орнамент в полосе. Понятие «стилизация животных форм». Просмотр орнаментов с животными. Просмотр работ учащихся. Фото с животными. Задание: Выполнить животный орнамент: рыбы, насекомые, птицы (по выбору)
II полугодие. Тема 3. Симметрия. Понятие «симметрия», «асимметрия». Компоновка орнаментальной композиции в простую геометрическую форму.
Тема 3. 1. Выполнить копию элемента росписи (по выбору педагога). Материал: фломастеры, а 4.
Тема 3.2. Выполнить композицию в сложной форме с элементами выбранного промысла, росписи (матрешка, прялка, чайник, ваза и т.п.) Тема 3.3. Животный орнамент в полосе: зооморфный орнамент: рыбы, насекомые, птицы (на выбор)
Тема 3.4. Выполнить композицию в сложной форме с элементами выбранного промысла, росписи (матрешка). Материал: фломастеры, а 4.
Тема 4. Симметрия.Понятие «симметрия», «асимметрия». Компоновка орнаментальной композиции в простую геометрическую форму. ( «Ваза», «Бабочка») Материал: фломастеры, а 4.
Тема 4.1.Компоновка элементов в треугольник. Выполнение композиции в треугольнике, используя геометрический орнамент. Материал: фломастеры, а4.
Тема 4.2. Компоновка элементов в треугольник. Выполнение композиции в треугольнике, используя зооморфный орнамент. Материал: фломастеры, а4.
Тема 4.3.Выполнить композицию в круге на свободную тему, используя растительные и животные орнаменты. Материал: фломастеры, а4.
3 год обучения
I полугодие. Тема 1: Аппликация. «Рваная аппликация». Цветы. Продумать сюжет и эскиз на основе знаний о симметрии и асимметрии, понятий ритмически расположенных форм. Согласно эскизу продумать порядок формирования изображения способом послойного наложения вырезанных заготовок на плоскость. Материалы: цветная бумага, картон.
Темы 1. 2: стилизация. «Растения». Развитие фантазии. Материалы: А 4. Гельевые ручки.
Темы 2: « стилизация животных» Материалы: А 4. Гельевые ручки.
II полугодие . Тема 3 «Стилизованный пейзаж» Передача плановости. Материалы: развитие фантазии. А 3, гельевые ручкиТема 4: «Роспись фужера». Эскиз. Развитие фантазии. Материалы: акриловые контуры. Фужер. Акрил.
II полугодие. Тема 3.1. Выбор темы и техники для итоговой работы.
Закрепить технологические приёмы в оформлении предмета в соответствии с поставленной задачей. Задачи ставятся перед каждым учащимся индивидуально в соответствии с заявленной темой и общими задачами предмета «Декоративно – прикладная композиция». Материалы: работы самих учащихся, итоговые работы учащихся прошлых лет.
Тема 3.2. Разработка эскиза. Проверка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися за четыре года обучения по данной программе. Практическое задание: разработка эскиза итоговой работы. Материалы: по выбору учащихся.
Тема 3.3. Выполнение работы в материале. Проверка знаний, умений и
навыков, приобретенных учащимися за четыре года обучения по данной
программе. Практическое задание: выполнение работы в материале.
Материалы: по выбору учащихся.
Тема 4.1. Выполнение работы в материале. Проверка знаний, умений и
навыков, приобретенных учащимися за четыре года обучения по данной
программе. Практическое задание: выполнение работы в материале.
Материалы: по выбору учащихся.
Тема 4.2. Оформление и защита итоговой работы.
Проверка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися за четыре
года обучения по данной программе. Материалы: по выбору учащихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
По окончании обучения по данной программе учащиеся должны знать и уметь:
. Виды декоративно-прикладного искусства.
· Уметь стилизовать природные формы.· Работать с различными материалами и в разных техниках.
· Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.
· Различать и узнавать виды художественных промыслов.
· Овладеть техническими навыками выполнения различных росписей.
· Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства.
· Уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства.
· Уметь применять полученные знания на практике.
· Умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;
·Умение давать объективную оценку своему труду; понимание причин успеха/ неуспеха собственной учебной деятельности и уважительное отношение к иному мнению и художественно – эстетическим взглядам.
Уровень достигнутого мастерства учащегося должен быть таков, чтобы полученное начальное образование могло быть продолжено в средних и высших учебных заведениях художественного профиля.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность.
Программа предусматривает промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во всех четвертях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за четверть. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета – просмотра учебно-творческих работ, в конце каждой четверти на учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПО ПРЕДМЕТУ
« ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Оценка «Отлично» ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.
Оценка «Хорошо» ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность
Оценка «Удовлетворительно» ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.
Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если работа выполнена под руководством преподавателя; обучающийся не может работать самостоятельно; неаккуратно и не проявил организационно - трудовые умения.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аппликации и пэчворк для дома и дачи \ Ксения Митителло.- М.: Эксмо, 2006.- 288 с.: ил
Борис Бегак. Воспитание искусством. «Просвещение». Москва
В. И. Барышникова . Л. П. Шершиева . Мы шьем одежду. Москва. « Леская индустрия» 1978
Синеглазова Марина Олеговна. Распишем ткань сами.- М.: Профиздат. 2000.- 96 с. ил.-( Ремесло и рукоделие)
Школа изобразительного искусства: Вып. « 3-е изд., испр.и доп./А.Н. Буйнов, Е. М. Елизарова , Б. В. Иогансон и др.- М.: Изобраз.искусство, 1998.-160 с.: ил.
Шаг за шагом. Аппликации из бумаги. Цветы.5- 8 лет. И. А Лыкова.
Энциклопедия для детей. Т 7. Искусств. Ч.1.-оЭ68 2 –е изд., испр/ Глав. Ред. М. Д. Аксёнова.- М.: Аванта+, 2001.- 688 с.: ил.