АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Фэнтази плюс»
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Фэнтази плюс»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Фэнтази+» (далее - Программа) реализует обучение изобразительному искусству и графике с обучающимся с ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Фэнтази плюс»»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ЛИПЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРОДСКОЙ» ИМ. С.А. ШМАКОВА Г. ЛИПЕЦКА
РАССМОТРЕНА
на заседании Педагогического
совета
МАУ ДО ДДТ «Городской»
им. С.А. Шмакова г. Липецка
Протокол от _________ №___
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МАУ ДО ДДТ «Городской»
им. С.А. Шмакова г. Липецка
______________Е. А. Косенко
Приказ от ___________ № ___
АДАПТИРОВАННАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Фэнтази плюс»
Срок реализации программы: 5 лет
Возраст обучающихся: 8 – 17 лет
Составитель:
педагог дополнительного образования
Тахмазян Яна Сергеевна
г. Липецк, 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
1.1. Цели и задачи программы 5
1.2. Актуальность и новизна программы 6
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 6
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 11
4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 11
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 12
6. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ 20
7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 20
8. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 21
9. ПРИЛОЖЕНИЯ 24
9.1. Рабочая программа «Фэнтази+» 3 года обучения 24
9.2. Образовательно-методический модуль на летний
период 39
9.3. Календарный план рабочей программы воспитания 47
1. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми и экономическими основаниями проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, а также с использованием следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями и дополнениями);
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано 18.12.2020 № 61573);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»);
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Фэнтази+» (далее - Программа) реализует обучение изобразительному искусству и графике с обучающимся с ОВЗ.
Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность обучающихся с ограниченными возможностями свободно проявлять свои способности и выражать интересы. Поскольку, с одной стороны, даёт более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, обучающийся менее привязан к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность ребенка разнообразие и новизну.В наше время поддержать творческое начало обучающихся с ОВЗ очень важно, ведь при этом происходит развитие личности, развивается интеллект, память, воображение, мышление, речь. И развитие творческих способностей обучающегося с ОВЗ требует нестандартного подхода, учета индивидуальных возможностей.
В данной Программе цель обучения для обучающегося с ОВЗ по данной – социализация, подготовка его к самостоятельному продумыванию и созданию своего окружения в полной гармонии со своим характером и интересами, через вовлечение его в изобразительную деятельность, развитие стремления к самосовершенствованию, что необходимо в любом виде творческой деятельности.
Только изучив и поняв природу, ее цельность, взаимозависимость объектов природы, можно осознать, что искусство призвано выразить суть жизни, ее сложнейшую структуру, ее вечность. В этом случае уместно привести слова В. Фаворского: «Художественная правда родится при встрече художника с природой, от удивления перед природой, от пристрастия к ней, при цельном смотрении на натуру, когда раскрывается и музыка зрения, и живая цельность, и стройность натуры».
Важным моментом Программы является освоение обучающимися истории родного края, истории зарубежного искусства, этнического прошлого своего народа. Материал Программы включает в себя знакомство с жанрами изобразительного искусства (живопись, рисунок, графика) на всех возрастных ступенях.
В ходе занятий необходимо выделить разделы Программы, обязательные с профессиональной точки зрения, такие, как: изучение цвета и света, формы, композиции, художественных выразительных средств и материалов декоративно-прикладного искусства, изобразительного творчества, организацию пространства.
Процесс обучения обучающий с ОВЗ требует особой организации из-за быстрой усталости, более легкого изложения информации, от простого к сложному. Большой эмоциональный восторг обучающегося с ОВЗ вызывают нетрадиционные способы рисования: рисование пальчиками, рисование ладошкой, отпечатки листьев, рисование мятой бумагой, рисование сыпучими материалами (манкой). Занятие разными техниками рисования вызывает радостное настроение, снимает усталость, повышает зрительно-моторную координацию, ребенок перестает бояться краски.
Особый акцент в обучении делается на изучение композиции, ее закономерностей, отличие декоративной композиции от живописной, понимание цельности пространственной композиции. В процессе занятий обучающийся должен осваивать материальные, пластические, художественные средства изображения. На этапе знакомства с закономерностями построения композиции предполагается освоение ритма, пропорций, равновесия, симметрии, контрастно-нюансной гаммы.
Программа направлена на знакомство с основными понятиями изобразительного искусства непосредственно в процессе создания работы, на развитие творческих способностей, познавательных интересов, развитие индивидуальности и самореализации.
Для осуществления образовательного процесса в рамках Программы используются элементы следующих педагогических технологий: традиционное обучение, развивающее обучение, дидактические игры.
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности: комбинированное занятие, лекция, демонстрация, практикум, игра, консультация.
В большей части занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность обучающегося, в сочетании с индивидуальной формой обучения.
В основе реализации Программы лежит индивидуально - личностная ориентация обучающегося, направленная на развитие индивидуальности и самореализации в процессе создания конкретных информационных ресурсов.
1.1 Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для воспитания свободной, творческой, легко адаптирующейся в социуме личности с активной жизненной позицией средствами изобразительного искусства, а также профессионального самоопределения обучающегося с ОВЗ.
Задачи
обучающие:
• обучать практическим приемам и навыкам изобразительного искусства;
• изучить возможности выразительных средств (штриховка; мазки и т. д);
• обучать овладением разнообразными художественными техниками и материалами;
• сформировать систему знаний, умений и навыков в области таких понятий, как форма, силуэт, объем, композиция, пятно;
• обучать зарисовкам и наброскам на пленэре;
• обучать поэтапному выполнению рисунка;
развивающие:
• развивать комплексно и системно творческое воображение через изобразительную деятельность;
• развивать творческие способности личности с помощью индивидуального подхода;
• развивать коммуникативные навыки, культуры общения со сверстниками;
• использовать нестандартные приемы и решения;
• развивать память, внимательность, моторики рук;
• реализовать творческие идеи;
воспитательные:
• воспитывать нравственные качества личности, соответствующие общечеловеческим ценностям;
• воспитывать творческую активность и самостоятельность обучающегося, поддержать его творческий рост;
• наполнять досуг обучающегося новым содержанием, реализовать фантазии;
• познакомить с традиционной культурой и искусством России для активизации познавательного интереса к Мировой художественной культуре;
• содействовать созданию нравственно-эстетической среды общения с искусством во всем многообразии его видов.
1.2Актуальность программы
Актуальность программы -обусловлена тем, что происходит сближение содержания Программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения ребенка с ОВЗ к изучению народных традиций.
Новизна программы заключается в том, что процесс обучения изобразительному искусству охватывает сразу несколько жанров. Обучающийся знакомится с различными жанрами изобразительного искусства: японское аниме, фэнтази, японской и немецкой графикой. Эти жанры знакомы детям по современным мультикам и книжкам.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности обучающегося с ОВЗ через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить обучающегося к творчеству.
Направленность программы:
программа опирается на серьезное изучение традиционной, базовой акварельной и графической техники;
предполагает использование лучших мировых и отечественных разработок в методике преподавания художественного творчества;
предусматривает знакомство с нетрадиционными способами и приемами
в реализации творческих идей.
Программа опирается на серьезное изучение традиционной, базовой акварельной и графической техники; предполагает использование лучших мировых и отечественных разработок в методике преподавания художественного творчества; предусматривает знакомство с нетрадиционными способами и приемами в реализации творческих идей.
творчество художников, связанных с изображением природы: Сальвадора Дали, Микеланджело да Караваджо, Альфонса Мухи, Сандро Боттичелли, Такаси Мураками;
основы графики;
правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
В конце третьего года обучающийся должен уметь:
пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
рисовать кистью элементы растительного орнамента;
выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
проявлять творчество в создании работ;
владеть различными художественными материалами и техниками изображения.
В конце четвертого года обучающийся должен знать:
разнообразие возможных выразительных средств изображения;
значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
различные виды декоративного творчества: батик, цветоделие;
творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, И.К. Айвазовский, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, К.Е. Маковского;
правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
В конце четвертого года обучающийся должен уметь:
работать в определённой цветовой гамме;
добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
передавать пространственные планы способом загораживания;
передавать движение фигур человека и животных;
сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
разнообразие возможных выразительных средств изображения;
значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
различные виды декоративного творчества: батик, цветоделие;
творчество мастеров русского искусства: Альбрехта Дюрера, Леонардо да Винчи, Винсента Ван Гога, Рафаэль Санти, Гуго Мерли, Ясумаса Моримура, ФудзисимаТакэдзи;
правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
В конце пятого года обучающийся должен уметь:
работать в определённой цветовой гамме;
добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
передавать пространственные планы способом загораживания;
передавать движение фигур человека и животных;
сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
разнообразие возможных выразительных средств изображения;
значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
различные виды декоративного творчества: батик, цветоделие;
творчество мастеров русского искусства: Клода Моне, Поля Сеньяка, Братство прерафаэлитов, Ван Дейка, Густава Климта, Поля Гогена, Куинджи, Гюстава Доре.
правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
В конце шестого года обучающийся должен уметь:
работать в определённой цветовой гамме;
рисовать многофигурную композицию.
уметь рисовать портрет человека
добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
передавать пространственные планы способом загораживания;
передавать движение фигур человека и животных;
сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
разнообразие возможных выразительных средств изображения;
значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
различные виды декоративного творчества: батик, цветоделие;
творчество мастеров русского искусства: Карла Брюлова, Рембранта ван Рейна, Микеланджело Буонарроти, Пьера Огюста Ренуара, Яна Вермеера, Поля Сезана, Джорджоне.
правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
В конце седьмого года обучающийся должен должен уметь:
работать в определённой цветовой гамме;
рисовать многофигурную композицию;
рисовать портрет человека;
добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
передавать пространственные планы способом загораживания;
передавать движение фигур человека и животных;
сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
разнообразие возможных выразительных средств изображения;
значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
различные виды декоративного творчества: батик, цветоделие;
творчество мастеров русского искусства: Карла Брюлова, Рембранта ван Рейна, Микеланджело Буонарроти, Пьера Огюста Ренуара, Яна Вермеера, Поля Сезана, Джорджоне;
правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
В конце восьмого года обучающийся должен уметь:
работать в определённой цветовой гамме;
рисовать многофигурную композицию;
рисовать портрет человека;
добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
передавать пространственные планы способом загораживания;
передавать движение фигур человека и животных;
сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
4. Календарный учебный график Программа предназначена для обучающихся младшего, среднего и старшего школьного возраста от 8 до 17 лет Срок реализации – 5 лет Форма занятий – индивидуальная Основной формой организации работы с обучающимся является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам обучающегося: - 1 раз в неделю по 2 академических часа на первом и последующих годах обучения. В занятия включены физкультминутки, которые позволяют обучающимся расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части. Между занятиями перемены 10 минут. Продолжительность учебного года: 1-й год обучения - начало учебного года – 01.09.2020, окончание учебного года – 30.05.2021; 2-й год обучения - начало учебного года – 01.09.2021, окончание учебного года – 31.05.2022; 3-й год обучения - начало учебного года – 01.09.2022, окончание учебного года – 30.05.2023; 4-й год обучения - начало учебного года – 01.09.2023, окончание учебного года – 30.05.2024; 5-й год обучения - начало учебного года – 01.09.2024, окончание учебного года – 31.05.2025;
Количество недель в учебном году – 36 недель.
Сроки проведения промежуточной аттестации – последнее занятие в конце учебного года.
5. Содержание программы
Модуль «Фэнтази плюс»1 год обучения
Цель: создание условий для воспитания свободной, творческой, легко адаптирующейся в социуме личности с активной жизненной позицией средствами изобразительного искусства, а также профессионального самоопределения ребёнка с ОВЗ.
• знакомить с различными художественными материалами и техниками изображения;
• изучать различные средства выразительности рисунка;
• изучать и закреплять знания законов композиции, цветовой гаммы, правил выполнения графики и иллюстраций;
развивающие:
• формировать навыки этюдных зарисовок с натуры и на природе;
• развивать коммуникативные навыки, культуры общения со сверстниками;
• развивать творческие способности, фантазию;
• развивать память, внимание, моторику рук;
• формировать эстетическое восприятие цвета, тона, объема;
• развивать самостоятельность суждений при восприятии произведений искусства;
воспитательные:
• воспитывать чувство уважения и любви к сокровищам национальной и мировой культуры;
• формировать гражданскую позицию патриотизма;
• воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим и одновременно, прививать уверенность в себе;
• приобщать к здоровому образу жизни и гармонии тела;
Раздел «Введение в образовательную программу» (4 часа)
Теория: знакомство с обучающимся и его родителями.
Знакомство с учебным планом работы объединения, задачами. Общие сведения о разделах программы. Просмотр выставки детских работ, слайд-шоу об объединении. История изобразительного искусства. (2 часа)
Практика: выполнение пробных работ: нарисовать свое лето. Просмотр видеоматериала об искусстве. Показ мастер класса по рисованию. (2 часа)
Раздел «Основы композиции рисунка» (18 часов)
Теория: знакомство с понятием композиция: изучение композиционного размещения изображения на листе бумаги. (6 часов)
Практика: основные навыки работы над композицией: нахождение линии горизонта на листе, нахождение точки центра на листе, размещение рисунка в листе. (12 часов)
Раздел «Цветоведение» (20 часов)
Теория: знакомство с акварельными и гуашевыми красками, понятие цвета. Основные и дополнительные цвета, теплая и холодная цветовая гамма. (7 часов)
Практика: основные навыки работы кистью и красками. Смешение красок. Использование цветовой палитры. Цветовое соотношение. (13 часов)
Раздел «Графика» (28 часов)
Теория: Знакомство с видами графики, ознакомление с графическими материалами. Изучение линий разного характера. (10 часов)
Практика: Основные навыки работы с простыми графическими материалами: пастель, мелки, цветные карандаши. Тренировка кисти руки при проведении линий разного характера. (18 часов)
Раздел «Промежуточная аттестация» (2 часа)
Организация выставки творческих работ обучающегося.
Модуль «Фэнтази плюс» 2 год обучения
Цель: совершенствование знаний, умений и навыков художественного искусства и знакомство с зарубежными художниками.
Задачи
обучающие:
• формировать у обучающихся пространственное и творческое мышление ассоциативных образов, фантазии, умения решать художественно-творческие задачи;
• научить обучающихся владеть различными художественными материалами и техниками изображения;
• изучить возможности выразительных средств;
• изучить и закрепить законы композиции, цветовой гаммы, правил выполнения графики и иллюстраций;
воспитательные:
• воспитывать чувство уважения и любви к сокровищам национальной и мировой культуры;
• формировать гражданскую позицию патриотизма;
• воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим и одновременно, прививать уверенность в себе;
• приобщать обучающегося к здоровому образу жизни и гармонии тела;
развивающие:
• формировать навыки этюдных зарисовок с натуры и на природе;
• развивать коммуникативные навыки, культуры общения со сверстниками;
• формировать у обучающихся правильные взаимоотношения со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других;
• развивать эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений при восприятии произведений искусства.
Раздел «Вводное занятие» (2 часа)
Теория: повторение правил внутреннего распорядка и правил поведения. Знакомство с планом работы детского объединения. (1 час)
Практика: пробный рисунок в различных техниках «Как я провел лето?» (1 час)
Раздел «Основы композиции рисунка» (20 часов)
Теория: определение масштаба и характер предмета, и правильность расположения листа бумаги. Изучить и определить форму предметов. Изучение симметричной и ассиметричной композиции. (7 часов)
Практика: повторение. Основные навыки работы с композицией: нахождение линии горизонта на листе, нахождение точки центра на листе, размещение и компоновка рисунка в листе, нахождение ритма предметов их формы и движения. (13 часов)
Раздел «Цветоведение» (20 часов)
Теория: знакомство со светом и тенью, полутенью, бликом в цвете. Изучение цветового единства и целостности в живописи. (7 часов)
Практика: основные навыки работы кистью и красками. Смешение красок. Использование цветовой палитры. Цветовое соотношение. Сохранение целостности рисунка. Наложение отдельных мазков. Нахождение и передача формы предмета в живописи с помощью света и тени. (13 часов)
Раздел «Графика» (28 часов)
Теория: знакомство с графическими материалами: тушь, перо, гелевая ручка, рапидограф. Изучение линий разного характера. Изучение штрихов. (10 часов)
Практика: основные навыки работы с сложными графическими материалами: тушь, перо, гелевая ручка, рапидограф. Тренировка кисти руки при проведении линий разного характера и учиться штриховать. (18 часов)
Раздел «Промежуточная аттестация» (2 часа)
Организация выставки творческих работ обучающегося.
Модуль «Фэнтази плюс» 3 год обучения
Цель: оказание помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в социальной адаптации к условиям жизни в современном обществе через приобщение его к творческому труду.
• формировать правильные взаимоотношения со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других;
• развивать эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений при восприятии произведений искусства;
воспитательные:
• воспитывать чувство уважения и любви к сокровищам национальной и мировой культуры;
• формировать гражданскую позицию патриотизма;
• воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим и одновременно, прививать уверенность в себе;
• приобщать к здоровому образу жизни и гармонии тела;
Раздел «Вводное занятие» (2 часа)
Теория: повторение правил внутреннего распорядка и правил поведения. Знакомство с планом работы детского объединения. (1 час)
Практика: пробный рисунок в различных техниках «Любимый пейзаж» (1 час)
Раздел «Пейзаж» (20 часов)
Теория: закрепление законов перспективы. Разнообразие форм деревьев и объектов пейзажа. Копирование - как форма обучения. (7 часов)
Практика: отбор изобразительного материала по произведениям художников – пейзажистов, графиков, по пленэрным зарисовкам. «Пейзаж с элементами архитектуры», Городской пейзаж». Рисование с натуры. Пленэр. Изображение отдельных трав, цветов, насекомых, животных (линия – как база изображения) (13 часов)
Раздел «Способы работы акварелью» (22 часа)
Теория: отработка навыка изображения объектов акварелью. Работа с натуры (наброски, эскизы, этюды, зарисовки на пленэре). (7 часов)
Практика: посещение выставочного зала. Экспозиция художников - акварелистов. Работа на пленэре. Живопись, наброски (элемент архитектуры, фигура человека) Понятие «акцент», композиция на произвольную тему с использованием зарисовок на пленэре. Портрет (графическое и живописное решение). Натурные постановки. (15 часов)
Раздел «Рисование по воображению на пленэре» (26 часов)
Теория: иллюстрирование. Выражение отношения к изображаемому объекту через творчество. Применение правила рисунка живописи и композиции. (10 часов)
Практика: Пленэр, посещение выставочного зала, музеев, самостоятельный выбор сюжета, пленэрные зарисовки, эскиз, исполнение. Отбор изобразительного материала. «Замок доброго героя», «Любимый литературный образ». Иллюстрирование музыкальных произведений «Какая она, Синяя птица?» и других произведений. Рисование на темы: «Праздник», «Япония», «Восток». (16 часов)
Раздел «Промежуточная аттестация» (2 часа)
Организация выставки творческих работ обучающегося.
Модуль «Фэнтази плюс» 4 год обучения
Цель: формирование нравственности и развитие художественного вкуса в процессе занятий изобразительным искусством.
• формировать правильные взаимоотношения со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других;
• развивать эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений при восприятии произведений искусства;
воспитательные:
• воспитывать чувство уважения и любви к сокровищам национальной и мировой культуры;
• формировать гражданскую позицию патриотизма;
• воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим и одновременно, прививать уверенность в себе;
• приобщать к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Раздел «Вводное занятие» (2 часа)
Теория: повторение правил внутреннего распорядка и правил поведения. Знакомство с планом работы детского объединения. (1 час)
Практика: пробный рисунок в различных техниках «Воспоминания о лете» (1 час)
Раздел «Основы композиции рисунка» (20 часов)
Теория: повторение определения масштаба и характера предмета и правильность расположения его на листе бумаги. Изучить и определить форму предметов, соотношение одного предмета к другому. Изучить отдаленность предмета и приближенность по отношению к другим предметам. Изучение перспективы в пейзаже. (7 часов)
Практика: повторение. Основные навыки работы с композицией: нахождение линии горизонта на листе, нахождение точки центра на листе, размещение и компоновка рисунка в листе, нахождение ритма предметов их формы и движения. Нахождение перспективы на листе (в пейзаже). (13 часов)
Раздел «Колористика» (22 часа)
Теория: повторение значения света и тени, полутени, блика в цвете. Повторение цветового единства и целостности в живописи. Изучение технических приемов с гуашью. (7 часов)
Практика: основные навыки работы кистью и красками. Смешение красок. Использование цветовой палитры. Цветовое соотношение. Сохранение целостности рисунка. Наложение отдельных мазков, плотность наложения мазков. Нахождение и передача формы предмета в живописи с помощью света и тени. (15 часов)
Раздел «Графика в пленере» (26 часов)
Теория: повторение штрихов в графики. Изучение тона, цвета и фактуры их трактовка в материальности и фактуре. (10 часов)
Практика: правильность передачи фактуры предмета штрихом и формой. Тренировка кисти руки проводить правильно линии разного характера и учиться штриховать. (16 часов)
Раздел «Промежуточная аттестация» (2 часа)
Организация выставки творческих работ обучающегося.
Модуль «Фэнтази плюс» 5 год обучения
Цель: развитие личности обучающегося, способного к творческому самовыражению через овладение основами художественного искусства.
Задачи
обучающие:
• формирование пространственного и творческого мышления ассоциативных образов, фантазии, умения решать художественно-творческие задачи;
• овладение различными художественными материалами и техниками изображения;
• изучение возможностей выразительных средств;
• изучение и закрепление законов композиции, цветовой гаммы, правил выполнения графики и иллюстраций;
развивающие:
• формировать навыки этюдных зарисовок с натуры и на природе;
• развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками;
• развитие творческих способностей, фантазии;
• развитие памяти, внимательности, моторики рук;
• формирование полноценного эстетического восприятия, индивидуального творческого мышления;
• формирование положительных взаимоотношений со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других;
воспитательные:
• воспитывать чувство уважения и любви к сокровищам национальной и мировой культуры;
• формировать гражданскую позицию патриотизма;
• воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим и одновременно, прививать уверенность в себе;
• приобщать к здоровому образу жизни и гармонии тела;
Раздел «Вводное занятие» (2 часа)
Теория: повторение правил внутреннего распорядка и правил поведения. Знакомство с планом работы детского объединения. (1 час)
Практика: пробный рисунок в различных техниках «Любимое животное» (1 час)
Раздел «Основы композиции рисунка» (20 часов)
Теория: повторение определения масштаба и характера предмета и правильность расположения его на листе бумаги. Изучить и определить форму предметов, соотношение одного предмета к другому. Изучить отдаленность предмета и приближенность по отношению к другим предметам. Изучение перспективы в пейзаже. (7 часов)
Практика: повторение. Основные навыки работы с композицией: нахождение линии горизонта на листе, нахождение точки центра на листе, размещение и компоновка рисунка в листе, нахождение ритма предметов их формы и движения. Нахождение перспективы на листе (в пейзаже) (13 часов)
Раздел «Цветоведение» (22 часа)
Теория: повторение значения света и тени, полутени, блика в цвете. Повторение цветового единства и целостности в живописи. Изучение технических приемов с гуашью. (7 часов)
Практика: основные навыки работы кистью и красками. Смешение красок. Использование цветовой палитры. Цветовое соотношение. Сохранение целостности рисунка. Наложение отдельных мазков, плотность наложения мазков. Нахождение и передача формы предмета в живописи с помощью света и тени. (15 часов)
Раздел «Графика» (26 часов)
Теория: повторение штрихов в графики. Изучение тона, цвета и фактуры их трактовка в материальности и фактуре. (10 часов)
Практика: правильность передачи фактуры предмета штрихом и формой. Тренировка кисти руки проводить правильно линии разного характера и учиться штриховать. (16 часов)
Раздел «Промежуточная аттестация» (2 часа)
Организация выставки творческих работ.
6. Организационно – педагогические условия
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее педагогическое образование по направлению подготовки «Педагогическое образование», повышающий уровень квалификации один раз в три года.
Материально – техническое обеспечение
Занятия по Программе проводятся в хорошо освещенной аудитории, оснащенной специальным оснащением:
• Рабочие столы - 12 ед.
• Мольберты - 12 ед.
• Магнитная доска – 1 ед.
• Карниз для оформления выставочных работ.
• Стулья – 13 ед.
• Стол для педагога – 1 ед.
• Шкафы для размещения материалов и наглядных пособий – 3 ед.
• Натурный фонд: гипсовые фигуры.
Инструменты и приспособления
• Инструкционные карты по технике безопасности, рисованию фигуры человека.
• Инструкционно - технологические карты с поэтапным выполнением рисунка предметов с натуры.
• Образцы рисунков, раздаточный материал.
• Иллюстративный материал.
• Энциклопедии живописи, учебники по рисованию.
• Энциклопедический словарь юного художника.
• Карандаши.
• Линейки.
• Краски.
• Ластики.
• Точилки.
Материалы
• Бумага акварельная, чертежная, Крафт, бумага для пастели.
7. Оценочные материалы
Промежуточная аттестация - демонстрация уровня освоения обучающегося содержания программы по итогам года обучения.
Формой промежуточной аттестации является участие обучающегося в выставке работ, которая оформляется на итоговом празднике отдела декоративного и прикладного творчества «Хранители ремесел». Традиционно праздник проводится в мае на летней площадке учреждения.
Критерии оценивания творческой работы по изобразительному искусству
№ п/п
Критерии
Рубрика
1
Композиционное решение
Правильно организована плоскость листа
Согласованы между собой компоненты изображения
Соответствие теме, цели и задачам урока
2
Владение техникой
Умение пользоваться художественными материалами
Использование выразительных художественных средств
Наличие цветовой гармонии и тонального решения
3
Общее впечатление от работы
Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа
Соответствие оформления, завершенность работы
Аккуратность
Самостоятельность и уровень самоотдачи в процессе работы
8. Методическое обеспечение
Особенность методики преподавания в объединении «Фэнтази» состоит в том, что наряду с преподаванием основных дисциплин, таких как композиция, рисунок, живопись, обучающийся знакомится еще и с устным народным и зарубежным творчеством, обрядами и обычаями, учится работать на пленэре. Организуются праздники и посиделки, Занятия строятся на академическом и современном материале по искусству, с применением арт - техник, в сопровождении соответствующей музыки, что создает особого рода среду.
Процесс сотворчества педагога и обучающегося, так необходимый при обучении художественным дисциплинам, присутствует на каждом занятии. Владение педагога навыками преподаваемого предмета, умение неординарно подходить к поставленной задаче, индивидуальный подход к обучающемуся стимулирует его на участие в творческом процессе.
Поскольку по своей специфике учебно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования имеет развивающий характер, то перед педагогом стоит важная задача выявить и развить способности обучающегося. В центре внимания любого занятия стоит неповторимая личность подростка, стремящаяся к реализации своих возможностей.
Программа обеспечена методическими разработками следующих мероприятий:
• занятия – практикумы: «Технические приемы старых мастеров» «Приемы академического рисунка», «Образ ведуньи»;
• праздник «День Благодарения»;
• занятие – практикум: «Техническое выполнение копии картины на старых мастеров»;
• сценарий праздника «Рождество Христово»;
• беседы: «Поговорим о будущей профессии»;
Дидактические материалы:
• инструкционные карты по технике безопасности, терминологии, последовательности;
• инструкционно - технологические карты с поэтапным выполнением композиционного рисунка;
• иллюстрации картин, раздаточный материал;
• иллюстрации;
• книги по академическому построению фигуры человека.
Литература для педагогов
1. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
формировать у обучающихся правильные взаимоотношения со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других;
развивать эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений при восприятии произведений искусства;
воспитательные:
воспитывать чувство уважения и любви к сокровищам национальной и мировой культуры;
формировать гражданскую позицию патриотизма;
воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим и одновременно, прививать уверенность в себе;
приобщать ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Календарно-тематический план модуля «Фэнтази плюс» 3 г.об.
№ п/п
Дата занятия
Количество часов по расписанию
Раздел, тема.
Содержание занятия.
Количество часов
План
Факт
Теория
Практика
1
04.09
2
Введение в образовательную программу.
Теория: знакомство с учебным планом работы объединения, задачами. Просмотр выставки детских работ, слайд-шоу об объединении. Практика: выполнение рисунка «Любимый пейзаж»: нарисовать на пленэре наброски пейзажей, выполнить штриховую растяжку
1
1
2
11.09
2
Пейзаж. Сказочный пейзаж. Пленэр.
Теория: общие сведения о изобразительном искусстве и графических приемах. Практика: наброски не сложных пейзажей, пленэре. Разработка сказочных эскизов
0,7
1,3
3
18.09
2
Пейзаж. Сказочный пейзаж. Пленэр.
Теория: просмотр графических материалов. Практика: продолжение работы. Наброски не сложных пейзажей, пленэре. Отрисовываем и простраиваем сказочный пейзаж с элементами зарисовок с натуры на формате А3.
0,7
1,3
4
25.09
2
Пейзаж. Сказочный пейзаж. Пленэр.
Теория: организация рабочего места пленэре.
Практика: т. б. при выполнении набросков на пленэре. Продолжение работы. Выполняем работу цветом, прорисовываем тени и полутени на переднем плане на формате А3. Выполняем наброски пейзажа с натуры.
0,7
1,3
5
02.10
2
Пейзаж. Сказочный пейзаж. Пленэр.
Теория: разновидность приемов выполнения композиции с разными линиями горизонта. Практика: продолжение работы. Тренировочные упражнения по выполнению набросков с натуры. Пленэр. Разбираем работу по цвету, прорисовываем тени и полутени на втором плане на формате А3.
0,7
1,3
6
09.10
2
Пейзаж. Сказочный пейзаж. Пленэр
Теория: просмотр поэтапных таблиц выполнения линий горизонта с натуры, Практика: продолжение работы. Уплотняем тени, прорисовываем детали, делаем линии четче. Придаем рисунку целостность.
0,7
1,3
7
16.10
2
Ассиметричный пейзаж. Пленэр.
Теория: показ приемов поэтапной работы выполнения набросков ассиметричных пейзажей. Практика: тренировочные упражнения по выполнению быстрых пленэрных набросков ассиметричного пейзажа с натуры.
0,7
1,3
8
23.10
2
Ассиметричный пейзаж. Музейная практика.
Теория: основные виды и техники композиции рисования в музее. Практика: рисование с картин в музее. Тренировочные упражнения по выполнению быстрого наброска с картины. Схематичное построения наброска.
0,7
1,3
9
30.10
2
Ассиметричный пейзаж. Музейная практика.
Теория: асимметричная композиция в пейзаже. Практика: продолжение работы. Длительные наброски с картин в музее с выполнением асимметричного пейзажа. Выполнение наброска цветом, прорисовывание теней и полутеней.
0,7
1,3
10
06.11
2
Ассиметричный пейзаж. Музейная практика.
Теория: показ приемов работы. Практика: продолжение выполнения набросков с картин в музее. Выполнение детальной прорисовки, делаем рисунок четче, придаем яркость.
0,7
1,3
11
13.11
2
Симметричный пейзаж. Пленэр.
Теория: история возникновения пленэра. Практика: тренировочные упражнения по выполнению композиции симметричного пейзажа с натуры.
0,7
1,3
12
20.11
2
Времена года. Пленэр.
Теория: особенности композиционного построения переднего и заднего плана. Практика: выполнение различных простых пейзажных зарисовок с натуры с учетом времени года.
0,3
1,7
13
27.11
2
Времена года. Пленэр.
Теория: просмотр видеоматериалов, книг и плакатов. Практика: выполнение поэтапного цветового решения различных простых пейзажных зарисовок с натуры с учетом времен года.
0,3
1,7
14
04.12
2
Способы работы акварелью. Гризайль. Пленэр.
Теория: просмотр видеоматериалов, карточки и плакаты. Практика: выполнение наброски с натуры гризайлью.
0,3
1,7
15
11.12
2
Способы работы акварелью. Гризайль. Пленэр.
Теория: анализ монохромных цветов. Практика: разработка собственных набросков с натуры для иллюстрации используя только 1 цвет, в технике гризайль.
0,3
1,7
16
18.12
2
Способы работы акварелью. Гризайль. Пленэр.
Теория: анализ цветового круга и основных цветов. Практика: выполнение иллюстрации пейзажа с элементами зарисовки с натуры.
0,3
1,7
17
25.12
2
Способы работы акварелью. Гризайль. Пленэр.
Теория: анализ дополнительных цветов. Практика: выполнение иллюстрации гризайлью. Прорисовать и простроить рисунок, поправить все линии, вытереть клячкой. Экскурсия в выставочный зал г. Липецка.
0,3
1,7
18
15.01
2
Способы работы акварелью. Гризайль. Пленэр.
Теория: повторение основных цветов и монохромных по спектральному кругу. Практика: выполнение тренировочных упражнений по растяжки 1 цвета от темного к светлому. Упражнения по плавному переходу от темного к светлому.
0,3
1,7
19
22.01
2
Способы работы акварелью. Гризайль. Пленэр.
Теория: повторение работы с монохромными цветами. Работа с плакатами Практика: продолжение работы. Выполнение иллюстрации гризайлью. Наложить и обозначить тени и полутени на переднем плане.
0,3
1,7
20
29.01
2
Способы работы акварелью. Гризайль. Пленэр.
Теория: работа с дополнительными цветами. Работа с цветовым кругом. Практика: продолжение работы. Выполнение иллюстрации гризайлью. Наложить и обозначить тени и полутени на втором плане.
0,3
1,7
21
30.01
2
Способы работы акварелью. Гризайль. Пленэр.
Теория: знакомство с производительными цветами. Работа с цветовыми карточками. Практика: продолжение работы. Выполнение иллюстрации гризайлью. Сделать плавный переход от переднего плана ко второму плану. Усилить тени и прорисовать детали.
0,3
1,7
22
05.02
2
Акварель слоями. Пленэр.
Теория: изучение цветовых схем. Практика: выполнение иллюстрации послойной технике акварелью. Намечаем эскиз с элементами зарисовок с натуры.
0,3
1,7
23
12.02
2
Акварель слоями. Пленэр.
Теория: название цветов в акварели. Сочетание противоположных цветов. Практика: продолжение работы. Выполнение иллюстрации послойной технике акварелью. Наложение первого слоя акварели на бумагу на передний и задний план.
0,3
1,7
24
19.02
2
Многослойность акварели. Пленэр.
Теория: работа с цветовыми картами, изучение плотности и прозрачности цвета. Практика: продолжение работы. Выполнение иллюстрации послойной технике акварелью. Наложение второго слоя акварели на бумагу на передний и задний план.
0,3
1,7
25
26.02
2
Три слоя в акварели. Пленэр.
Теория: квалификация теплых и холодных цветов. Практика: продолжение работы. Выполнение иллюстрации послойной технике акварелью. Наложение третьего слоя акварели на бумагу на передний и задний план.
0,3
1,7
26
05.03
2
Звуки красок. Пленэр.
Теория: знакомство с сочетанием теплых цветов. Практика: продолжение работы. Выполнение иллюстрации послойной технике акварелью. Выполняем уплотнение теней и полутеней на переднем плане, делаем детали четче.
0,3
1,7
27
12.03
2
Теплые цвета. И времена года. Музейная практика.
Теория: определение времени года по цвету. Практика: продолжение работы. Выполнение иллюстрации в теплых оттенках. Выполнение второго плана и деталей цветом.
0,3
1,7
28
19.03
2
Акварель по мокрому. Пленэр
Теория: работа с иллюстрациями художников, плакатами, образцами. Практика: тренировочные упражнения по нанесению акварели на бумагу по мокрому.
0,3
1,7
29
26.03
2
Акварель по мокрому. Пленэр
Теория: рассмотрение видов линий. Работа с плакатом. Практика: выполнение наброска рисунка. Выполнение наброска на формате А3.
0,3
1,7
30
02.04
2
Акварель по сухому. Пленэр
Теория: работа с плакатом и схемами поэтапного выполнения. Практика: наносим акварель на влажную бумагу, усиливаем тени, некоторые места посыпаем солью, даем бумаге высохнуть прописываем детали.
0,3
1,7
31
09.04
2
Копирование картин итальянских художников. Пленэр.
Теория: работа с видео, инструкционными картами, образцами. Практика: выполнение набросков копии, перенос рисунка на формат А3, отрисовка линий, выполнение построения фигур и композиции.
0,3
1,7
32
16.04
2
Копирование картин итальянских художников. Пленэр.
Теория: работа с иллюстрациями, инструкционными картами, образцами. Практика: продолжение работы. Выполнение цветового первого слоя, прописывание теней и полутеней.
0,3
1,7
33
23.04
2
Копирование картин итальянских художников. Практическая работа в музее.
Теория: работа с иллюстрациями, инструкционными картами, образцами. Практика: продолжение работы. Выполнение цветового второго слоя, прописывание фигур.
0,3
1,7
34
07.05
2
Секреты старых мастеров. Италия. Практическая работа в музее.
Теория: работа с видео, инструкционными картами, образцами. Практика: продолжение работы. Выполнение третьего цветового слоя, прописывание деталей. Выполнение набросков с картин в музее.
0,3
1,7
35
14.05
2
Секреты старых мастеров. Италия. Практическая работа в музее.
Теория: работа с иллюстрациями, плакатами, образцами.
Практика: продолжение работы. Выполнение плавного перехода между слоями и планами, придаем четкость, сравниваем схожесть с оригиналом. картины. Выполнение набросков с картин в музее.
0,3
1,7
36
21.05
2
Копирование картин, японская гравюра. Практическая работа в музее.
Теория: работа с плакатами и видео. Практика: выбираем гравюру. Намечаем набросок, сравниваем с оригиналом, и простраиваем.
0,3
1,7
37
28.05
2
Промежуточная аттестация.
Итоговый праздник отдела декоративно-прикладного творчества «Хранители ремесел». Организация коллективной выставки творческих работ учащихся, персональная выставка лучших работ.
1
1
Планируемые результаты
В конце второго года обучающийся должен знать:
особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, И.Я. Белибина;
основы графики;
правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
В конце второго года обучающийся должен узнать:
пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
рисовать кистью элементы растительного орнамента;
выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
проявлять творчество в создании работ.
Входной мониторинг образовательного процесса в объединении «Фэнтази» 3 год
Воспитательные критерии
1
2
3
4
5
6
7
8
Итого
ФИО учащегося
Культурность и тактичность
Самокритичность
Общительность
Инициативность
Эстетический вкус
Эмоционально чувственное восприятие мира
Усидчивость
Бережное отношение к материалу
Образовательные критерии
1
2
3
4
5
6
7
8
Итого
ФИО учащегося
Умение удерживать внимание во время всего занятия
Умение содержать рабочее место в порядке
Умение правильно выбрать формат
Умение находить композицию в листе
Умение делать правильно набросок
Умение простраивать рисунок
Умение правильно пользоваться колоритом
Умение правильно анализировать свою работу
Развивающие критерии
1
2
3
4
5
6
7
8
Итого
ФИО учащегося
Трудолюбие
Интуиция
Аккуратность
Зрительная память
Стремление к творчеству
Развитие фантазии
Чувство цвета
Любовь к искусству
Промежуточный мониторинг образовательного процесса в объединении «Фэнтази» 3 год
Воспитательные критерии
1
2
3
4
5
6
7
8
Итого
ФИО учащегося
Организованность и самодисциплина
Самокритичность и самоанализ
Комукативность
Умение сопереживать, оказывать поддержку товарищу
Инициативность и способность к самовыражению
Эстетический вкус и стремление к творчеству
Эмоцианальночувственное восприятие мира
Усидчивость
Образовательные критерии
1
2
3
4
5
6
7
8
Итого
ФИО учащегося
Умение удерживать внимание во время всего занятия
Умение содержать рабочее место в порядке
Умение правильно выдержать воздушную перспективу
Умение делать четкие линии
Умение правильно делать штрих
Умение правильно рисовать с натуры
Умение правильно пользоваться колоритом
Умение правильно анализировать свою работу
Развивающие критерии
1
2
3
4
5
6
7
8
Итого
ФИО учащегося
Трудолюбие
Интуиция
Аккуратность
Зрительная память
Стремление к творчеству
Развитие фантазии
Чувство цвета
Любовь к искусству
Итоговый мониторинг образовательного процесса в объединении «Фэнтази» 3 год
Воспитательные критерии
1
2
3
4
5
6
7
8
Итого
ФИО учащегося
Умение самостоятельно планировать и строить работу
Проводить самоанализ и иметь позитивную точку зрения
Умение тактично вести диалог
Умение сопереживать, оказывать поддержку товарищу
Самовыражение и стремление к лидерству
Творческое самовыражение
Эмоцианальночувственное восприятие мира
Упорство
Образовательные критерии
1
2
3
4
5
6
7
8
Итого
ФИО учащегося
Умение правильно выполнять копию
Умение содержать рабочее место в порядке
Умение правильно выдержать воздушную перспективу
Умение правильно пользоваться пером
Умение правильно делать штрих
Умение правильно рисовать с натуры
Умение правильно пользоваться колоритом
Умение правильно анализировать свою работу
Развивающие критерии
1
2
3
4
5
6
7
8
Итого
ФИО учащегося
Трудолюбие
Интуиция
Аккуратность
Зрительная память
Стремление к творчеству
Развитие фантазии
Чувство цвета
Любовь к искусству
Приложение № 2
9.2. Образовательно - методический модуль на летний период
Образовательно - методический модуль на летний период
1 год обучения
Цель: Создание условий для художественного воспитания и развития обучающегося с ОВЗ средствами изобразительного искусства.
Задачи:
обучающие:
- освоить практические приемы и навыки изобразительного
искусства окружающих предметов на пленэре;
развивающие:
- развить комплексно и системно творческое воображение через изобразительную деятельность;
- развить творческие способности;
воспитательные:
- воспитывать нравственные качества личности, соответствующие общечеловеческим ценностям;
- воспитывать творческую активность и самостоятельность ребенка, поддержать его творческий рост;
Планируемые результаты
По окончании обучения модуля программы, обучающиесяс ОВЗ должны знать:
- практические приемы и навыки изобразительного искусства окружающей среды на пленэре;
По окончании обучения модуля программы, обучающиесяс ОВЗ должны уметь:
- выполнять наброски (короткие варианты природных объектов с натуры);
- выполнять тональную разработку наброска на листе.
- выполнять зарисовка простых элементов природных объектов с натуры: деревья, листья, цветы, ветки, кустарники.;
Календарно – тематический план на летний период
с ребенком с ОВЗ 1 года обучения
№
Раздел
Теория
Практика
Всего часов
Всего занятий
1
Пленэр на основе графики:
Зарисовка простых элементов природных объектов с натуры: деревья, листья, цветы, ветки, кустарники.
2
6
8
4
Итого:
2
6
8
4
Содержание
Раздел Пленэр на основе графики. (8 часов)
Теория: знакомство с практическими приемами и навыками изобразительного искусства окружающей среды на пленэре. Показ приемов работы.
Практика: выполнение набросков (коротких вариантов природных объектов с натуры) - деревья, листья, цветы, ветки, кустарники. Выполнение тональной разработки наброска на листе. Выполнение зарисовки простых элементов природных объектов с натуры: деревья, листья, цветы, ветки, кустарники.
Образовательно - методический модуль на летний период
2 год обучения
Цель: Совершенствование знаний, умений и навыков художественного искусства.
Задачи:
обучающие:
- освоить практические приемы и навыки изобразительного искусства окружающей среды и фигур на пленэре;
развивающие:
- развить комплексно и системно творческое воображение через изобразительную деятельность;
- воспитывать нравственные качества личности, соответствующие общечеловеческим ценностям;
- воспитывать творческую активность и самостоятельность ребенка, поддержать его творческий рост;
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим и одновременно, прививать уверенность в себе.
Планируемые результаты
По окончании обучения модуля программы, обучающиеся с ОВЗ должны
знать:
- практические приемы и навыки изобразительного искусства окружающей среды и фигур на пленэре.
По окончании обучения модуля программы, обучающиеся с ОВЗ должны
уметь :
- выполнять наброски (короткие варианты природных объектов и фигур с натуры);
- выполнять тональную разработку наброска на листе;
- выполнять зарисовки сложных элементов природных объектов и фигур с натуры: сложных деревьев (дуб, рябина, ива) сложных цветов (роза, гладиолус, мак), композицию веток, кора деревьев, зарисовка птиц.
Календарно – тематический план на летний период 2 года обучения
№
Раздел
Теория
Практика
Всего
часов
Всего занятий
1
Пленэр на основе графики:
Зарисовка сложных элементов природных объектов и фигур с натуры: сложных деревьев (дуб, рябина, ива) сложных цветов (роза, гладиолус, мак), композицию веток, кора деревьев, зарисовка птиц.
2
6
8
4
Итого:
2
6
8
4
Содержание
Раздел Пленэр на основе графики. (8 часов)
Теория: знакомство с практическими приемами и навыками изобразительного искусства окружающей среды и фигур на пленэре. Показ приемов работы.
Практика: выполнение набросков (коротких вариантов природных объектов и фигуры с натуры) - сложных деревьев (дуб, рябина, ива) сложных цветов (роза, гладиолус, мак), композицию веток, кора деревьев, птиц. Выполнение тональной разработки наброска на листе. Выполнение зарисовки сложных элементов природных объектов с натуры: сложных деревьев (дуб, рябина, ива) сложных цветов (роза, гладиолус, мак), композицию веток, кора деревьев, птиц.
Образовательно - методический модуль на летний период
3 год обучения
Цель: Формирование ценностного отношения у обучающегося с ОВЗ в процессе организации занятий на пленэре.
Задачи:
обучающие:
освоить практические приемы и навыки изобразительного искусства окружающей среды, зданий и фигур на пленэре;
формировать у воспитанников пространственное и творческое мышление ассоциативных образов, фантазии, умения решать художественно-творческие задачи;
изучить возможности выразительных средств;
развивающие:
развить комплексно и системно творческое воображение через изобразительную деятельность;
формировать навыки этюдных зарисовок с натуры и на природе
воспитывать нравственные качества личности, соответствующие общечеловеческим ценностям;
воспитывать творческую активность и самостоятельность обучающихся, поддержать его творческий рост;
воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим и одновременно, прививать уверенность в себе.
Планируемые результаты
По окончании обучения модуля программы, обучающиеся с ОВЗ должен
знать практические приемы и навыки изобразительного искусства окружающей среды, здания, фигур на пленэре.
По окончании обучения модуля программы, обучающиеся с ОВЗ должен
уметь:
выполнять наброски (короткие варианты природных объектов, простых зданий и фигур с натуры);
выполнять тональную разработку наброска на листе;
выполнять зарисовки сложных элементов природных объектов, зданий и фигур с натуры: сложных деревьев (дуб, рябина, ива) сложных цветов (роза, гладиолус, мак), кора деревьев, зарисовка птиц, собак, кошек, простые здания и архитектурные элементы.
Календарно – тематический план на летний период 3 года обучения
№
Раздел
Теория
Практика
Всего
часов
Всего занятий
1
Пленэр на основе графики:
Зарисовка сложных элементов природных объектов, зданий и фигур с натуры: сложных деревьев (дуб, рябина, ива) сложных цветов (роза, гладиолус, мак), кора деревьев, зарисовка птиц, собак, кошек, простые здания и архитектурные элементы.
2
6
8
4
Итого:
2
6
8
4
Содержание
Раздел Пленэр на основе графики. (8 часов)
Теория: знакомство с практическими приемами и навыками изобразительного искусства окружающей среды и фигуры на пленэре. Показ приемов работы.
Практика: выполнение набросков (коротких вариантов природных объектов и фигуры с натуры) - сложных деревьев (дуб, рябина, ива) сложных цветов (роза, гладиолус, мак), кора деревьев, птиц, собак, кошек, простые здания и архитектурные элементы. Выполнение тональной разработки наброска на листе. Выполнение зарисовки сложных элементов природных объектов с натуры: сложных деревьев (дуб, рябина, ива) сложных цветов (роза, гладиолус, мак), кора деревьев, птиц, собак, кошек, простые здания и архитектурные элементы.
Образовательно - методический модуль на летний период
4 год обучения
Цель: Совершенствование знаний, умений и навыков художественного искусства на пленэре.
Задачи:
обучающие:
освоить практические приемы и навыки изобразительного искусства архитектуры на пленэре;
воспитывать нравственные качества личности, соответствующие общечеловеческим ценностям;
воспитывать творческую активность и самостоятельность ребенка, поддержать его творческий рост;
воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим и одновременно, прививать уверенность в себе.
Планируемы результаты
По окончании обучения модуля программы, обучающиеся с ОВЗ должен
знать практические приемы и навыки изобразительного искусства архитектуры на пленэре.
По окончании обучения модуля программы, обучающиеся с ОВЗ должен уметь:
выполнять наброски (сложной архитектуры с натуры);
выполнять тональную разработку наброска на листе;
выполнять зарисовки архитектуры с натуры: дома, фонтаны, колонны, лестницы, окна и т.д.
Календарно – тематический план на летний период 4 года обучения
№
Тема
Теория
Практика
Всего
часов
Всего занятий
1
Пленэр на основе графики:
Зарисовка архитектуры с натуры: дома, фонтаны, колонны, лестницы, окна. двери и т.д.
2
6
8
4
Итого:
2
6
8
4
Содержание
Раздел Пленэр на основе графики. (8 часов)
Теория: знакомство с практическими приемами и навыками изобразительного искусства архитектуры на пленэре. Показ приемов работы.
Практика: выполнение набросков (коротких вариантов архитектуры с натуры) - дома, фонтаны, колонны, лестницы, окна. Двери и т.д. Выполнение тональной разработки наброска на листе. Выполнение зарисовки архитектуры с натуры: дома, фонтаны, колонны, лестницы, окна. двери и т.д.
Образовательно - методический модуль на летний период
5 год обучения
Цель: Развитие личности обучающегося с ОВЗ, способного к творческому самовыражению через овладение основами художественного искусства на пленэре.
Задачи:
обучающие:
освоить практические приемы и навыки изобразительного искусства фигуры человека на пленэре;
воспитывать нравственные качества личности, соответствующие общечеловеческим ценностям;
воспитывать творческую активность и самостоятельность ребенка, поддержать его творческий рост;
воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим и одновременно, прививать уверенность в себе.
воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим и одновременно, прививать уверенность в себе.
Планируемые результаты
По окончании обучения модуля программы, обучающиеся с ОВЗ должен
знать:
практические приемы и навыки изобразительного искусства фигуры человека на пленэре;
По окончании обучения модуля программы, обучающиеся с ОВЗ должен уметь:
выполнять наброски (фигуры человека);
выполнять тональную разработку наброска на листе.
выполнять зарисовки архитектуры с натуры: дома, фонтаны, колонны, лестницы, окна и т.д.
Календарно – тематический планна летний период
в группе 5 года обучения
№
Раздел
Теория
Практика
Всего
часов
Всего занятий
1
Пленэр на основе графики:
Зарисовка фигуры человека: фигура в движении, сидячая фигура, несколько фигур человека.
2
6
8
4
Итого:
2
6
8
4
Содержание
Раздел Пленэр на основе графики. (8 часов)
Теория: знакомство с практическими приемами и навыками изобразительного искусства фигуры человека на пленэре. Показ приемов работы.
Практика: выполнение набросков (коротких вариантов фигуры человека с натуры) - фигура в движении, сидячая фигура, несколько фигур человека. Выполнение тональной разработки наброска на листе. Выполнение зарисовки фигуры человека с натуры: фигура в движении, сидячая фигура, несколько фигур человека.
Приложение № 3
9.3. Календарный план рабочей программы воспитания
Название модуля
Виды, формы и способы совместной деятельности
Участники
Сроки
проведения
Ответственные
Инвариантные модули
«Занятие»
Беседа «История детского объединения в истории ДДТ «Городской» им. С.А.Шмакова г.Липецка
ребенок ОВЗ
2-я неделя сентября
Тахмазян Я.С
Беседа «Правила поведения в ДДТ»
ребенок ОВЗ
1-я неделя сентября
Тахмазян Я.С
«Руководитель
детского
объединения»
Родительское собрание «Сертификат дополнительного образования: перспективы и ограничения, знакомство с учебной программой»
ребенок ОВЗ
3-я неделя сентября, январь, май.
Тахмазян Я.С
«Работа
с родителями»
Онлайн-опрос «Участие в конкурсах в 2021-2022 уч.г.»
ребенок ОВЗ
1-я неделя октября, весь год
Тахмазян Я.С
«Детское
самоуправление»
Выборы обучающихся в Детский совет ДДТ
ребенок ОВЗ
сентябрь 2021 г.
Тахмазян Я.С
«Профориентация»
Квест «Все работы хороши!»
ребенок ОВЗ
март 2022 г.
Сорокина А.В.,
Участие во Всероссийском конкурсе «Базовые национальные ценности»
ребенок ОВЗ
Тахмазян Я.С
Вариативные модули
«Ключевые дела ДДТ»:
- проекты, в рамках
городской воспитательной акции
Беседы, участие в конкурсах, посещение зоопарка в рамках экологической акции «Защита животных»
ребенок ОВЗ
Тахмазян Я.С
- социальные городские проекты
- фестивали, конкурсы, квесты, слеты городского уровня
Участие в конкурсе «Как прекрасна Земля и на ней человек»; «Базовые национальные ценности»; «Талантливы дети, талантлив педагог»; фестиваль-конкурс «Мой Пушкин»; «Память сердца»; «К далеким звездам»