Просмотр содержимого документа
«Живописный рисунок. Фактура и материальность в детских работах.»
Управление социального развития администрации Добрянского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Добрянская детская школа искусств»
Живописный рисунок.
Фактура и материальность в детских работах.
Преподаватель изобразительного искусства Нечкина Олеся Вячеславовна
2020 г.
В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. Он по праву занимает ведущую роль в изобразительном искусстве. Знания и умения предмета рисунок, тесно переплетаются с предметами живопись и композиция.
В дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области изобразительного искусства « Живопись», учебный предмет «Рисунок» начиная 1 класса, включает раздел «работа мягкими материалами». Внимание обращается на изучение тонально - живописного рисунка.
Изучение особенностей мягкого материала в практической деятельности обучающихся вызывает повышенный интерес. Возможности мягкого материала очень велики - от выполнения наброска до сложной длительной работы. Для передачи особенностей меха, оперения птиц требуется различный приём в работе, который отрабатывается на занятиях. Постепенно от года в год, после приобретённых знаний и навыков в работе мягкими материалами усложняются задания и натурные постановки.
1 класс – второе полугодие
Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность, 4.1.Тональная зарисовка чучела животного (мягкий материал); 4.2. Зарисовка мягкой игрушки.
2 класс – второе полугодие
Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность
4.1. Зарисовки чучела птицы; 4.2. Зарисовки предметов, различных по материалу.
3 класс - первое полугодие
Раздел 5. Тональный длительный рисунок
5.1. Тема. Натюрморт с чучелом птицы.
Для выполнение заданий применение мягких материалов будет способствовать расширению изучения графического материала и опыта в практическом применении.
Уголь. Уголь имеет широкое применение в рисовании. Его готовят особым образом - сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы, берёзы в песке, в герметически закупоренной посуде, без доступа воздуха. Уголь - материал богатый, живописный, его возможности шире, чем у графитного карандаша: им можно сделать маленький набросок и большое полотно, провести тонкую линию и почти молниеносно покрыть большую плоскость тоном, затем облегчить его в нужных местах.
Знакомство с углём необходимо начинать с выполнения упражнений, на проведение линий, штриховки, разными способами, растушёвки, получение различных тонов, мягкого перехода между тонами.
Сангина – сыпучий, как уголь, материал, но цвет сангины красновато-коричневый, делают её из разных сортов глины. Формируют сангину в квадратные и круглые палочки, которыми можно рисовать так же, как и углём: линией, штрихами, точкой, пятном, используя приём растирания (растушёвки).
Соус - материал жирный, глубокого чёрного тона. Но не только соус чёрный, он может представлять и другие цветовые оттенки - коричневые, серые. Соус имеет ту особенность, что им можно работать по - сухому, растирая и разводя его кистью в воде.
Пастель - материал, применимый в живописи и графике. Выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющими форму брусков с круглым или квадратным сечением. Пастель бывает трёх типов - "сухая", масляная и восковая. В технике "сухой" пастели широко используется метод "растушёвки", что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета. Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент.
Выявление локального тона, объема и пространства в натюрморте с помощью светотени.
Продолжение знакомства с приемами работы мягким материалом.
Материал — соус.
Часто в работе используются смешенный материал: уголь, сангина, мел или пастель.
Выполнение учебных заданий воспитывает у учащегося «твердость руки», приучает к дисциплине и умению концентрировать внимание в течение длительного времени.
Учебный процесс строится на принципе наглядности обучения, когда преподаватель параллельно с учениками выполняет каждое задание. Работа над каждым заданием ведется поэтапно; каждый этап сопровождается доступными, ясными объяснениями.
Совместная работа обучающихся над общим заданием, достижение ими ясного наглядного результата позволяет успешно преодолевать затруднения в освоении материала, способствует социальной адаптации, развивает чувство уверенности в собственных силах, способствует эмоциональному благополучию ребенка.
Учебные задания способствует развитию художественной потребности обучающихся к художественной деятельности на протяжении всего периода обучения, вовлечению ребенка в процесс художественного творчества через визуальные образы, развитию мотивации личности учащегося к познанию и творчеству, формированию художественной компетенции.