kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виртуальная экскурсия "Гжельская керамика" Руководитель проекта Созыкина Татьяна Николаевна

Нажмите, чтобы узнать подробности

?Гжель сегодня – это не только красивая бело-синяя посуда, но и камины, люстры, статуэтки, игрушки, вазы и другие предметы интерьера. Гжель – это многовековая традиция, любимая и по сей день. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виртуальная экскурсия "Гжельская керамика" Руководитель проекта Созыкина Татьяна Николаевна »

Над проектом работал: Кудряшов Олег Ученик 8 класса МБОУ СОШ №8 р.п. Шолоховский

Над проектом работал:

Кудряшов Олег

Ученик 8 класса

МБОУ СОШ №8

р.п. Шолоховский

 

 

  • Гжель сегодня – это не только красивая бело-синяя посуда, но и камины, люстры, статуэтки, игрушки, вазы и другие предметы интерьера. Гжель – это многовековая традиция, любимая и по сей день.
Гжель — один из важнейших российских центров производства керамики. Более широкое название «Гжель», которое является правильным с исторической и культурной точки зрения это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединенных в «Гжельский куст». «Гжельский куст» — расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по Казанской железной дороге. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области.
  • Гжель — один из важнейших российских центров производства керамики. Более широкое название «Гжель», которое является правильным с исторической и культурной точки зрения это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединенных в «Гжельский куст». «Гжельский куст» — расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по Казанской железной дороге. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области.
У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.
  • У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.

Гжель - это композиция народного искусства и художества. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную.

Процесс изготовление гжельских изделий - довольно трудоемкий процесс, происходящий в несколько этапов. Сырье для гжельских изделий Глина является основным видом сырья для производства керамических изделий, благодаря ее огнеупорности и пластичности. В данном случае пластичность - возможность глины принимать любую форму, какую мастер пожелает, и сохранять ее после обжига.
  • Процесс изготовление гжельских изделий - довольно трудоемкий процесс, происходящий в несколько этапов.
  • Сырье для гжельских изделий
  • Глина является основным видом сырья для производства керамических изделий, благодаря ее огнеупорности и пластичности. В данном случае пластичность - возможность глины принимать любую форму, какую мастер пожелает, и сохранять ее после обжига.
Формовка - производится из керамической массы руками мастера на токарном станке, либо автоматизированным способом - с применением готовых шаблонов на станках различной конструкции. Литье в гипсовые формы - заливается жидкая керамическая смесь (шликер). Затем изделие сушат в естественных условиях, и при достижении необходимой прочности переходят к следующей операции - оправке. В процессе оправки мягкой влажной губкой затирают швы и неровности, к изделию приклеивают недостающие части: ручки, носики. Затем изделие досушивают в специальных сушильных камерах
  • Формовка - производится из керамической массы руками мастера на токарном станке, либо автоматизированным способом - с применением готовых шаблонов на станках различной конструкции.
  • Литье в гипсовые формы - заливается жидкая керамическая смесь (шликер).
  • Затем изделие сушат в естественных условиях, и при достижении необходимой прочности переходят к следующей операции - оправке.
  • В процессе оправки мягкой влажной губкой затирают швы и неровности, к изделию приклеивают недостающие части: ручки, носики. Затем изделие досушивают в специальных сушильных камерах
Изготовление гжельского фарфора производится в несколько этапов. Гжельские мастера вручную, на специальных гончарных станках (круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук) вытачивают гипсовые заготовки будущего гжельского изделия. С помощью специальных резцов обрабатывается рабочая поверхность гипсовой заготовки. Затем в эту гипсовую форму заливается шликер, пористый гипс впитывает влагу из шликера, благодаря чему получается заготовка будущего изделия. Заготовку, которая обрела форму, отправляют в печь в утильный обжиг, затем расписывают, покрывают глазурью, снова в печь в политой обжиг. И в итоге мы видим то, что называется гжельским фарфором
  • Изготовление гжельского фарфора производится в несколько этапов.
  • Гжельские мастера вручную, на специальных гончарных станках (круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук) вытачивают гипсовые заготовки будущего гжельского изделия. С помощью специальных резцов обрабатывается рабочая поверхность гипсовой заготовки. Затем в эту гипсовую форму заливается шликер, пористый гипс впитывает влагу из шликера, благодаря чему получается заготовка будущего изделия. Заготовку, которая обрела форму, отправляют в печь в утильный обжиг, затем расписывают, покрывают глазурью, снова в печь в политой обжиг. И в итоге мы видим то, что называется гжельским фарфором
Во второй четверти 19 века — золотой период художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали составы материалов. После революции и национализации заводов большевиками, только с середины 20 века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
  • Во второй четверти 19 века — золотой период художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали составы материалов. После революции и национализации заводов большевиками, только с середины 20 века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
Следующий процесс изготовления керамического изделия - обжиг, в результате которого изделие приобретает прочность. Процесс обжига совершается дважды: Утильный обжиг - при температуре в 850-950 градусов для фарфора и майолики, 1200 градусов - для фаянса. После утильного обжига изделие покрывают глазурью (тонкая стекловидная пленка, придающая изделию водонепроницаемость и декоративные качества). Политой обжиг - 980-1050 градусов для майолики, 1400 градусов для фарфора, 1200 для фаянса.
  • Следующий процесс изготовления керамического изделия - обжиг, в результате которого изделие приобретает прочность. Процесс обжига совершается дважды:
  • Утильный обжиг - при температуре в 850-950 градусов для фарфора и майолики, 1200 градусов - для фаянса. После утильного обжига изделие покрывают глазурью (тонкая стекловидная пленка, придающая изделию водонепроницаемость и декоративные качества).
  • Политой обжиг - 980-1050 градусов для майолики, 1400 градусов для фарфора, 1200 для фаянса.
 

 

  • Традиционные изделия - кувшины, кумганы, блюда - дополнялись новыми видами продукции. Из фарфора стали делать молочники, масленки, чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Многоцветная кистевая роспись в сочетании с золотом украшала чайные сервизы, вазы для цветов. Посудные изделия дополняла скульптура, изображающая жанровые сцены. При наличии крупных фарфоровых заводов - конкурентов Гжели - промысел сохранял в фарфоре характер народного искусства с его наивной трактовкой изображений и непосредственным отбором мотивов и сюжетов из окружающей жизни.
Гжельские изделия

Гжельские изделия

Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую . И решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал .

Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую .

И решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал .

Самое трудное в гжельской росписи - это

Самое трудное в гжельской росписи - это "мазок с тенями". Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких.

К середине мазка нажим кисти становится слабее, мазок сужается и затем переходит в острый кончик.

К середине мазка нажим кисти становится слабее, мазок сужается и затем переходит в острый кончик.

Бордюры Листики  розы

Бордюры

Листики розы

В целом каждый мазок состоит из различных оттенков синего. Цвет постепенно ослабевает, переходя от тяжелого, почти черного к легкому, светлому, почти белому, сливающемуся с фоном и как бы растворяющемуся в нем.

В целом каждый мазок состоит из различных оттенков синего. Цвет постепенно ослабевает, переходя от тяжелого, почти черного к легкому, светлому, почти белому, сливающемуся с фоном и как бы растворяющемуся в нем.

Затем научимся писать элементы так называемой

Затем научимся писать элементы так называемой "елочки", "веточки с листочками и бутонами".

Сначала аккуратными мазками попробуем изобразить

Сначала аккуратными мазками попробуем изобразить "бутон розы" и только затем - "цветок розы".

Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий. Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы.

Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий.

Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы.

Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.  Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива

Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.

Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива

Материалом для гжели служит глина Гжельские изделия -это посуда, различные предметы быта, скульптура малых форм. Гжельские изделия служат для использования в быту и для украшения интерьера.
  • Материалом для гжели служит глина
  • Гжельские изделия -это посуда, различные предметы быта, скульптура малых форм.
  • Гжельские изделия служат для использования в быту и для украшения интерьера.
Синяя сказка – глазам загляденье, словно  весною капель.  Ласка, забота, тепло и творенье  Русская звонкая гжель.

Синяя сказка – глазам загляденье, словно весною капель. Ласка, забота, тепло и творенье Русская звонкая гжель.

Кроссворд «Волшебный петух» 1. Название промысла;  2. Любимый цвет гжельских мастеров;  3. Элемент росписи;  4. Инструмент художника;  5.Прием работы кистью;  6. Глиняная посуда, обожженная в печи.  к м а е к р з и с о а т к м ь л и с и т о к к а и н й и с ь л е ж Г

Кроссворд «Волшебный петух»

  • 1. Название промысла;
  • 2. Любимый цвет гжельских мастеров;
  • 3. Элемент росписи;
  • 4. Инструмент художника;
  • 5.Прием работы кистью;
  • 6. Глиняная посуда, обожженная в печи.

к

м

а

е

к

р

з

и

с

о

а

т

к

м

ь

л

и

с

и

т

о

к

к

а

и

н

й

и

с

ь

л

е

ж

Г


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Кудряшов Олег

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 155470


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства