Виртуальная экскурсия "Гжельская керамика" Руководитель проекта Созыкина Татьяна Николаевна
Виртуальная экскурсия "Гжельская керамика" Руководитель проекта Созыкина Татьяна Николаевна
?Гжель сегодня – это не только красивая бело-синяя посуда, но и камины, люстры, статуэтки, игрушки, вазы и другие предметы интерьера. Гжель – это многовековая традиция, любимая и по сей день. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Виртуальная экскурсия "Гжельская керамика" Руководитель проекта Созыкина Татьяна Николаевна »
Над проектом работал:
Кудряшов Олег
Ученик 8 класса
МБОУ СОШ №8
р.п. Шолоховский
Гжель сегодня – это не только красивая бело-синяя посуда, но и камины, люстры, статуэтки, игрушки, вазы и другие предметы интерьера. Гжель – это многовековая традиция, любимая и по сей день.
Гжель — один из важнейших российских центров производства керамики. Более широкое название «Гжель», которое является правильным с исторической и культурной точки зрения это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединенных в «Гжельский куст». «Гжельский куст» — расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по Казанской железной дороге. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области.
У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.
Гжель - это композиция народного искусства и художества. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную.
Процесс изготовление гжельских изделий - довольно трудоемкий процесс, происходящий в несколько этапов.
Сырье для гжельских изделий
Глина является основным видом сырья для производства керамических изделий, благодаря ее огнеупорности и пластичности. В данном случае пластичность - возможность глины принимать любую форму, какую мастер пожелает, и сохранять ее после обжига.
Формовка - производится из керамической массы руками мастера на токарном станке, либо автоматизированным способом - с применением готовых шаблонов на станках различной конструкции.
Литье в гипсовые формы - заливается жидкая керамическая смесь (шликер).
Затем изделие сушат в естественных условиях, и при достижении необходимой прочности переходят к следующей операции - оправке.
В процессе оправки мягкой влажной губкой затирают швы и неровности, к изделию приклеивают недостающие части: ручки, носики. Затем изделие досушивают в специальных сушильных камерах
Изготовление гжельского фарфора производится в несколько этапов.
Гжельские мастера вручную, на специальных гончарных станках (круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук) вытачивают гипсовые заготовки будущего гжельского изделия. С помощью специальных резцов обрабатывается рабочая поверхность гипсовой заготовки. Затем в эту гипсовую форму заливается шликер, пористый гипс впитывает влагу из шликера, благодаря чему получается заготовка будущего изделия. Заготовку, которая обрела форму, отправляют в печь в утильный обжиг, затем расписывают, покрывают глазурью, снова в печь в политой обжиг. И в итоге мы видим то, что называется гжельским фарфором
Во второй четверти 19 века — золотой период художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали составы материалов. После революции и национализации заводов большевиками, только с середины 20 века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
Следующий процесс изготовления керамического изделия - обжиг, в результате которого изделие приобретает прочность. Процесс обжига совершается дважды:
Утильный обжиг - при температуре в 850-950 градусов для фарфора и майолики, 1200 градусов - для фаянса. После утильного обжига изделие покрывают глазурью (тонкая стекловидная пленка, придающая изделию водонепроницаемость и декоративные качества).
Политой обжиг - 980-1050 градусов для майолики, 1400 градусов для фарфора, 1200 для фаянса.
Традиционные изделия - кувшины, кумганы, блюда - дополнялись новыми видами продукции. Из фарфора стали делать молочники, масленки, чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Многоцветная кистевая роспись в сочетании с золотом украшала чайные сервизы, вазы для цветов. Посудные изделия дополняла скульптура, изображающая жанровые сцены. При наличии крупных фарфоровых заводов - конкурентов Гжели - промысел сохранял в фарфоре характер народного искусства с его наивной трактовкой изображений и непосредственным отбором мотивов и сюжетов из окружающей жизни.
Гжельские изделия
Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую .
И решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал .
Самое трудное в гжельской росписи - это "мазок с тенями". Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких.
К середине мазка нажим кисти становится слабее, мазок сужается и затем переходит в острый кончик.
Бордюры
Листикирозы
В целом каждый мазок состоит из различных оттенков синего. Цвет постепенно ослабевает, переходя от тяжелого, почти черного к легкому, светлому, почти белому, сливающемуся с фоном и как бы растворяющемуся в нем.
Затем научимся писать элементы так называемой "елочки", "веточки с листочками и бутонами".
Сначала аккуратными мазками попробуем изобразить "бутон розы" и только затем - "цветок розы".
Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий.
Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы.
Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.
Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива
Материалом для гжели служит глина
Гжельские изделия -это посуда, различные предметы быта, скульптура малых форм.
Гжельские изделия служат для использования в быту и для украшения интерьера.