kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Талант без границ: Творчество художника-ювелира Джамалудинова М. К. вчера, сегодня, навсегда

Нажмите, чтобы узнать подробности

О творчестве Дагестанского художника и мастера-ювелира Джамалудинова М.К. Данная работа была представлена на Всероссийском форуме научной молодежи «Шаг в будущее» и заняла 2-е место.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Талант без границ: Творчество художника-ювелира Джамалудинова М. К. вчера, сегодня, навсегда»

XXV НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ

ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»




КОНФЕРЕНЦИЯ

«Шаг в будущее»



«Талант без границ:

Творчество художника-ювелира Джамалудинова М. К. вчера, сегодня, навсегда»


Симпозиум 4. Социально-гуманитарные и экономические науки.

Секция «Прикладное искусство и дизайн».









Авторы:

Ученица 11 «Б» класса МБОУ Лицея №22

Айгунова Загидат Маратовна


Ученик 11 «Б» класса МБОУ Лицея №22

Бреславец Тимур Артурович



Научный руководитель:

Учитель изобразительного искусства МБОУ Лицея №22

Дибиргаджиева М. М.








Махачкала, 2019 г.

План работы:

  1. Аннотация 3 стр.

  2. Введение 4 стр.

  1. Мастер-ювелир из Гоцатля 5 стр.

  2. Технологические приемы обработки металла 5-8 стр.

  3. Творческий путь мастера-ювелира 8-10 стр.

  4. Творчество юных: «Преемственность поколений»

  1. Заключение 11 стр.

  2. Список литературы



































Аннотация

В данной работе исследованы произведения Магомеда Казиевича Джамалудинова из собрания Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, из собрания Дагестанского музея изобразительных искусств имени П.С Гамзатовой, из собрания Дагестанского государственного объединенного музея имени А. Тахо-Годи, из частного собрания Магомеда Казиевича Джамалудинова.

Исследована литература о творчестве Магомеда Казиевчиа Джамалудинова.

В данной работе представлен творческий путь деятеля прикладного искусства Дагестана и народного художника России Магомеда Казиевича Джамалудинова.

Исследованы технологические приемы обработки металла присущие данному художнику. Раскрыт «его почерк» отличный от «почерка» других мастеров.

В работе затронута важная тема о «преемственности поколений». Как мастерство передается из поколения в поколение, из рук в руки.

Представлены практические достижения автора проекта.

Цель проекта: Использование произведений М. К. Джамалудинова в формировании художественно-эстетической культуры подрастающего поколения.

Задачи проекта: Развитие художественного вкуса, чувства красоты и гармонии, интереса к произведениям искусства своего края, формирование умений и навыков работы с различными материалами в процессе практической художественно-творческой деятельности.

Вывод: Как сказал Ф. М. Достоевский: «Красота спасет мир». Красота будет спасать мир до тех пор, пока люди будут создавать красоту.



















Введение

Изучение культурного наследия наших предков – актуальная проблема.

Народ перестает осознавать себя народом, если лишить его истории, культуры, традиций и обычаев: деградация нации начинается с разложения ее нравственных ценностей. Поэтому нравственный долг каждого человека – быть патриотом своей Родины, любить историю, культуру, традиции и обычаи народа, для чего следует изучать и познавать свои исторические корни с детских лет.

Культурное наследие безмерно велико, оно веками создавалось нашими заботливыми отцами, дедами и предками.

Родина для каждого человека начинается с родных и близких людей.

Говорят, дерево крепко корнями, а народ – своей историей и традициями, что в полной мере относится и к Дагестанцам. В процессе передачи опыта из поколения в поколение, осуществляется преемственность и связь между ними.

Дагестан – древняя страна гор, языков и ремесел, среди которых особое место всегда занимало ювелирное дело.

На протяжении многих веков создавалось декоративно-прикладное искусство Дагестана, обретая своеобразные национальные черты и традиции, вырабатывающиеся поколениями мастеров, которые передавали свой опыт из знания непосредственно из рук в руки.

Ярким представителем ювелирного искусства Дагестана является Магомед Казиевич Джамалудинов. Член союза художников России, заслуженный деятель прикладного искусства Дагестана, заслуженный художник РСФСР, первый на Северном Кавказе народный художник России.

Я обратилась к творчеству художника-ювелира Магомеда Казиевича Джамалудинова чтобы черпать из него художественные идеи и вдохновение. Я занимаюсь моделированием одежды, пишу картины (натюрморты, пейзажи), у меня много эскизов, моделей платьев, изучаю элементы дагестанского орнамента и создаю из них композиции для декорирования различных предметов.

Я хочу продолжить искусство своих предков. Думаю, совсем скоро и я внесу свой вклад в развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства Дагестана.







Мастер из Гоцатля

Магомед  Казиевич  Джамалудинов – потомственный, в одиннадцатом поколении  мастер – ювелир, внук знаменитого гоцатлинского мастера Магомеда Газиева, плодотворно развивает и продолжает традиции аварского художественного серебра.

Трудовая деятельность Магомеда Казиевича Джамалудинова началась рано. Еще в детстве он овладел азами мастерства, приняв эстафету у своего деда. Долго и кропотливо постигал Магомед Казиевич это тонкое мастерство, которое в дальнейшем стало делом его жизни.

С 1955 по 1958 год М.К.Джамалудинов работал мастером-ювелиром сначала в Орджоникидзе (Владикавказ), затем в Тбилиси. С 1958 по 1964 – он создал и бессменно руководил сначала артелью, а затем художественным комбинатом в Гоцатле. Начав работу в маленькой мастерской с 10 учениками, М.К.Джамалудинов за короткий срок сформировал многопрофильный коллектив в 200 человек и создал все необходимые условия для работы и творчества. 

Уже будучи опытным мастером М.К.Джамалудинов принял решение и на пять лет покинул Дагестан, чтобы продолжить учебу на отделении художественной обработки металла Московского технологического института. Благодаря своему другу и наставнику, потомственному русскому ювелиру А.В.Ефимову он познакомился со сложной и изысканной техникой филиграни, которая стала впоследствии у мастера одной из ведущих в творчестве. Он один из родоначальников современного направления филигранного искусства в Дагестане. Филигранное мастерство Джамалутдинова отличается ярким национальным характером, четкие национальные мотивы сочетаются с изящной ажурной филигранью. Новаторские открытия М.К.Джамалудинова в технике и технологии филиграни довели до совершенства изящество форм, тонкость и поэзию ажурного кружева из золотой нити.


Технологические приемы художественной обработки металла.

Филигрань.

Его можно назвать истинным творцом «души» и «тела» изделия. Мастер творчески экспериментирует в композиционных и орнаментальных решениях, ему удалось восстановить исконно народные, забытые технологии и приемы работы с благородными металлами. Часто, беря за основу изделия традиционно дагестанскую форму – кубачинский браслет, гоцатлинский кувшин, в плане декоративного их решения он подходит новаторски и смело, используя элементы и приемы композиции различных художественных стилей: барокко, рококо, модерна. Каждое изделие самоценно, во всем виден индивидуальный подход и авторский почерк.

Магомед Казиевич Джамалудинов – многогранный художник-мастер, имеющий колоссальный опыт, в совершенстве владеющий многими видами народного декоративно-прикладного искусства. Ему свойственны постоянный поиск, оригинальные решения, смелые предложения. Он творчески экспериментирует в композиционных и орнаментальных решениях, восстанавливает исконно народные, забытые технологии и приемы изготовления ювелирных изделий из благородных металлов. Новаторские открытия Джамалудинова в технике и технологии филиграни довели, по всеобщему признанию, до фантастических форм изящество, тонкость и поэзию головокружительного ажура из золотой нити.

Название «филигрань» происходит от двух латинских слов: «филюм» - нить и «гранум» - зерно. Слово «скань» - древнеславянское слово и означает «свить», «скручивать».

Ажурная и накладная филигрань филигрань являются визитной карточкой Магомеда Казиевича Джамалудинова, ставшего фактически родоначальником современного направления филигранного искусства в Дагестане. Если в свое время филигрань использовалась мастерами как часть декора, то с подачи Джамалудинова филигранное искусство приобрело статус самостоятельного, со всеми вытекающими характеристиками и особенностями.

Филигранное искусство Джамалудинова отличается ярким национальным характером, совмещенным со строгим академизмом. Четкие рациональные мотивы чередуются с изящной ветвящейся ажурной филигранью.

Элементы филигранного узора самые разнообразные: в виде вьющегося стебля с ответвлениями, в виде спирали, покрытой мелкими побегами. Стебель выкладывается гладкой вальцованной проволокой, а завитки тончайшей сканью. Скань ювелир изготавливал из чистого металла, обладающего хорошей вязкостью и пластичностью. Эти качества способствуют волочению и вальцеванию проволоки, ее кручению и набору скани.

В единое целое отдельные элементы филиграни мастер соединял при помощи пайки, используя специальный припой. Припой должен обладать пластичность, прочностью, антикоррозийностью. Температура плавления припоя 650-810 ‘С. Состав припоя: 8-9 частей чистого серебра, плюс 3 части меди, плюс 2 части цинка. Все изделия из филиграни всегда включают в себя зернь. Зернь – это металлические шарики, которые напаяны на «девятки». Зернь создает эффектную фактуру игры светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный и изысканный вид.

Для придания благородного вида изделию, мастер оксидировал, золотил, сочетал с эмалью, с гравировкой, с художественным литьем.

Все изделия выполнены в технике ажурной и накладной филиграни. Ажурная филигрань – это своеобразный кружевной узор с насквозь просматривающимся рисунком. Накладная филигрань напаивается на специально подготовленный фон.

Мастер в совершенстве владел всеми традиционными ювелирными техниками: гравировкой, чеканкой, чернью, позолотой, эмалью, резьбой по камню и кости, штампом, литьем, оксидировкой.

Гравировка (гравирование) — нанесение рисунка, надписи, орнамента, ручным или механическим способом на поверхность металла, камня, дерева, стекла. Один из древнейших способов обработки материала резанием. При этом рисунок может быть выпуклым (рельефным) или углублённым.

Чернь  — сплав серебра, свинца, серы и других компонентов, использующийся для украшения ювелирных изделий.

Позолота или золочение — нанесение на предмет тонкого слоя золота в декоративных, защитных или защитно-декоративных целях.

Эмаль – тонкое стекловидное покрытие, получаемое высокой температуры обработки.

Чеканка — технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа. Один из видов декоративно-прикладного искусства.

Резьба по камню и кости осуществляется с помощью различных инструментов, пилок.

Штамп — ручной инструмент, изготовленный из различных видов материалов, способный выполнять функцию фиксирования события в виде оттиска или переноса красителя на различные поверхности.

Оксидирование — создание оксидной плёнки на поверхности изделия или заготовки в результате окислительно-восстановительной реакции. Оксидирование преимущественно используют для получения защитных и декоративных покрытий, а также для формирования диэлектрических слоёв.

Материалом для работы служат традиционные серебро и золото, палладий, мельхиор, латунь и различные сплавы. Есть у Джамалудинова еще одна малоизвестная грань его творчества. Он не только искусно использовал драгоценные и поделочные камни в своих роскошных женских украшениях – колье, браслетах, кольцах, но и великолепно сам их гранил, обрабатывал, шлифовал, придавая камню ту или иную форму, выявляя декоративные особенности каждого из них: от рубина, изумруда и суперциркония до поделочных малахита, нефрита, сердолика, яшмы, обсидиана и бирюзы.

Существуют различные приспособления и инструменты для изготовления ювелирных изделий, которыми пользовался и Магомед Казиевич, некоторые приспособления мастер создавал сам – это различные чеканы, штихеля для гравировки, пинцеты для собирания элементов филиграни, режущие инструменты. Для пайки изделий используется паяльный аппарат, который заправляется бензином. Для вальцевания проволоки используются вальцы. Волочильная доска применяется для осуществления процесса протягивания заготовки через коническое отверстие.


Творческий путь мастера-ювелира

Удивительно многогранна личность мастера, и его мир творчества не ограничивался ювелирным искусством. Он работал в живописи и пластике. Более ста полотен разных жанров вышло из-под его кисти. Это и батальные картины о Кавказской войне, и пейзажи, и натюрморты, и портреты. Также он был довольно интересным скульптором – в металле, гипсе, в дереве и глине создавал он скульптурные композиции, бюсты, панно, чаши. Это была как бы отдушина, где он воплощал свои мысли, идеи, развиваясь как подлинная творческая личность, источниками которой служили неиссякаемые энергия и талант.

Мастер понимал свое призвание очень широко – творить, учить, передавать, сохранять богатое наследие прошлого. Как говорил сам Магомед Казиевич, никогда он не мог спокойно сидеть, занимаясь только «ювелиркой». Беспокойная душа, патриотизм, высокие организаторские способности всегда держали его в гуще событий художественной жизни Дагестана.

В 1970-х годах Магомед Джамалудинов участвовал в организации художественно-графического факультета ДГПИ, долгие годы преподавал и был директором художественного училища им. М. Джемала. Значительным событием стала организация Джамалудиновым Махачкалинского художественного комбината. На комбинате им была создана подлинная школа традиций ювелирного дела Дагестана, здесь он воспитал и научил этому тонкому ремеслу более трехсот одарённых юношей и девушек, открыв им секрет художественного литья, черни, филиграни.

Среди многочисленных выставок, посвященных творчеству Джамалудинова, персональная юбилейная выставка, посвященная 85-летию автора в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой, наиболее полно охватывает не только все творческие этапы, но и направления его деятельности. На выставке, которая проходит в эти дни, возможно, впервые широко представлено и изобразительное искусство мастера.

Более двадцати живописных полотен, серия графических работ и скульптура представляют еще одну грань мастера. Для ювелира Джамалудинова живопись была свидетельством безграничности творческих идей и воплощений – как отдушина, как внутренний диалог с миром. Большие картины – пейзажи, на них, на первый взгляд, – родные места, приглядевшись – воображаемые дали – красивые и монументальные. В них непременно присутствует большое крепкое раскидистое дерево, часто сосна. Похоже, это некий образ-символ, в котором угадывается сам автор. Пейзажи написаны густо, плотно, как правило, в состоянии вечернего заката или раннего утреннего рассвета, их «гобеленовая тканева» фактура придает картинам еще большую величавость и напряженность. И это вполне перекликается с его ювелирным творчеством, с его подходом к декорированию, стремлению усложнять задачу, усиливать эффект.

И если пейзажи Джамалудинова монументальны и напористы, то его портреты демонстрируют нам аскетичность, сдержанность формы, философское содержание, камерную форму. Герои портрета – близкие и далекие люди, есть автопортреты, есть копии, как подражание великим. В портретах Джамалудинова чувствуется перекличка с ранним русским светским портретом – в настроении, в тональности, в колорите. Художник пытается передать не просто внешнее сходство, но и свойства человека, и это чувствуется. Изобразительный блок выставки, помимо живописи и графики,  дополняют и оригинальные объемные формы – скульптуры, выполненные в дереве, – полуабстрактные, очень эмоциональные портреты-образы.

Более 800 изделий из драгоценных и благородных металлов сотворено чудотворными руками «мастера серебряных дел» («арцул устара»). Многие уникальные работы мастера представлены в лучших музеях страны – Оружейной палате Кремля, Русском музее, Музее декоративно-прикладного искусства народов России. Большая коллекция работ разных лет представлена в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой и Дагестанском государственном объединенном историческом и архитектурном музее им. А. Тахо-Годи.

Магомед Казиевич Джамалудинов является живым примером того, каких высот своим трудом и упорством может достичь человек.

Более 900 работ было сотворено руками мастера. Многие уникальные работы представлены в собраниях лучших музеев России и Дагестана.

Его призванием стало не только создание прекрасных работ, но и передача художественных традиций другим людям во имя сохранения богатого настроения своих предков. Под его руководством были подготовлены более 2700 мастеров.

Главной ученицей Магомедова Казиевича является его дочка и мой научный руководитель – Мадина Магомедовна, которая 35 лет, работая в школе, приобщает учеников к изобразительному искусству, она пишет картины и делает ювелирные украшения.

Я восхищаюсь талантом и трудолюбием Магомеда Казиевича, его работы вдохновили меня на изучение растительного орнамента и создание с их помощью моделей платьев.

Я хочу продолжить искусство своих предков. Думаю, совсем скоро и я внесу свой вклад в развитие декоративно-прикладного искусства Дагестана. Хочу создавать такие модели платьев, которые будут удовлетворять эстетические потребности людей, их художественный вкус.

Украшения и аксессуары – это способ самовыражения личности. Они играют огромную роль и гардеробе каждой современной женщины, без них невозможно создать завершенный и гармоничный образ, а так же подчеркнуть свой неповторимый вкус и индивидуальность.

Правильно выбрав цвет камня и платья, можно подчеркнуть красоту глаз. Форма серег может «подкорректировать» овал лица и даже форму носа. Колье может исправить недостаток короткой шеи. Ширина кольца и форма камня на перстне могут визуально удлинить пальцы.

В настоящее время молодые девушки увлекаются бижутерией, которая не подчеркивает индивидуальность человека, а является ширпотребом, то есть украшением для массовой продажи.

Современной девушке нужны оригинальные, единственные в своем роде изделия, которые она не увидит на другой.

Я хочу, чтобы модницы Дагестана умело совмещали современный стиль одежды со своими национальными украшениями.







Заключение.

Исследуя данную тему, можно отметить, что богатое наследие наших предков актуально и по сей день.

Так как основные промыслы пришли в упадок, народные мастера продолжают работать индивидуально.

Сейчас многие забывают о своих корнях, а надо знать и любить свою национальную культуру.

Цель работы заключается в приобщении подрастающего поколения к культурному наследию наших предков, которое передавалось из поколения в поколение. Мы, их потомки, должны бережно хранить и умножать это наследие. И прививать в них чувство гордости за свой талантливый народ.
Магомед Казиевич Джамалудинов является живым примером того, каких высот своим трудом и упорством может достичь человек.

Его призванием стало не только создание прекрасных работ, но и передача художественных традиций другим людям во имя сохранения богатого наследия своих предков.

Вывод: Как сказал Ф. М. Достоевский: «Красота спасет мир». Красота будет спасать мир до тех пор, пока люди будут создавать красоту.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Дибиргаджиева Мадина Магомедовна

Дата: 04.12.2019

Номер свидетельства: 530217


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства