Социокультурная адаптация детей с ОЗВ посредством изобразительного и декоративно-прикладного искусства
Социокультурная адаптация детей с ОЗВ посредством изобразительного и декоративно-прикладного искусства
В презентации описан опыт педагогической работы с детьми, имеющими ограничение здоровья. Даны методические рекомендации по социокультурной реабилитации (экскурсии, посещение музеев, выставок, участие детей в творческих конкурсах и т.п.). Описанысоциальные проекты (цели, задачи), показано практическое применение данных проектов в фотоотчетах. Подробно указана работа во время внеурочной деятельности, описана музейно-педагогическая прогромма "Музейная среда". Описана проектная и исследовательская деятельность с детьми ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социокультурная адаптация детей с ОЗВ посредством изобразительного и декоративно-прикладного искусства »
Успешнаяадаптация и социокультурная реабилитация слабовидящих и незрячих детей посредством декоративно-прикладного искусства в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
Зацеркивная Анна Алексеевна, учитель ИЗО I квалификационной категории, член ОО «Ассоциация педагогов XXI век г. Чебоксары»
11 декабря2014 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В ЧУВАШИИ
г.Чебоксары
п.Кугеси
с. Аликово
с.Калинино
с.Саланчики
г.Цивильск
модель
«Социализация детей
с ОВЗ и детей-инвалидов»
п.Вурнары
с.Янтиково
г.Шумерля
г.Канаш
п.Ибреси
модель
«Развитие
ППМС-центров »
модель «Социализация детей-сирот»
с.Порецкое
модель «Профилактика социального сиротства»
с.Батырево
2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Нормативно-Правовые документы:
1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (далее - ФЦПРО на 2011-2015 годы), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61
2. Приказ Минобразования Чувашии от 26.08.2011г. № 1451 «О мерах по реализации проектов по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» в рамках ФЦПРО на 2011-2015 годы»
3. Приказ Минобразования Чувашии от 28.09.2011г. № 1782 «Об утверждении Перечня мероприятий по обеспечению деятельности стажировочных площадок в 2011 году»
4. Приказ Минобразования Чувашии от 26.09.2013г. № 1832 «Об утверждении Перечня мероприятий по обеспечению деятельности стажировочных площадок в 2013 году»
2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТАЖИРОВОЧНЫХ ПЛОЩАДОК:
создание в республике инфраструктуры
инновационных площадок;
- оптимизация материально-технических, кадровых, информационных, финансовых ресурсов;
подготовка региональных тьюторов;
обучение педагогов образовательных учреждений по вопросам социализации детей и др.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
БОУ«Центр
психолого-медико-
социального сопровождения
«Развитие» г.Чебоксары
БОУ«Центр диагностики и консультирования администрации Вурнарского района »
БОУ«Центр
психолого-
педагогической
реабилитации и коррекции
«Семья» г.Чебоксары
БОУ«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г. Канаш
БОУ«Центр
психолого-медико-
социального сопровождения
«Содружество» г.Чебоксары
Направление:
«Распространение в субъекте Российской Федерации моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся»
Федеральная стажировочная площадка
БОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Минобразования Чувашии (ул. Семашко, д.1)
Республиканские
базовые
площадки
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
КСКОУ «Ибресинская С(К)ОШИ»
КСКОУ «Шумерлинская С(К)ОШИ »
КОУ «Шумерлинский детский дом «Ёлочка »
КОУ «Чебоксарский детский дом»
КОУ «Порецкий детский дом им.И.Н. Ульянова »
КСКОУ «Калининская С(К)ОШИ»
БОУ ДПО «Чувашский республиканский институт образования»
Направление: «Социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,в том числе в постинтернатный период»
Федеральная стажировочная площадка
БОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Минобразования Чувашии
Республиканские
базовые
площадки
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Центр
психолого-медико-
социального сопровождения
Аликовского района
Центр
диагностики и консультирования администрации Вурнарского района
Центр
психолого-
педагогической
реабилитации и коррекции
Ибресинского района
Центр
психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г. Цивильск
Центр
психолого-медико-
социального сопровождения
Батыревского района
Центр
психолого-медико-
социального сопровождения
Янтиковского района
БОУ ДПО «Чувашский республиканский институт образования»
Направление: «Профилактика социального сиротства, в т.ч. вторичного (подготовка кандидатов в замещающие родители, сопровождение замещающих семей)»
Федеральная стажировочная площадка
БОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Минобразования Чувашии
Республиканские
базовые
площадки
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Методическое сопровождение образовательных учреждений
по вопросам обучения и воспитания детей-инвалидов:
Сетьреспубликанских стажерских площадок
Обучение педагогов
КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) школа №2»
Курсы повышения
квалификации
для педагогических
работников
Детские сады
Детский сад №164
г. Чебоксары
Детский сад №37
г.Новочебоксарск
Детский чад №38
г.Чебоксары
МБОУ «Центр
психолого-педагогической
реабилитации
и коррекции «Семья»
г. Чебоксары
Обучающие
семинары
для педагогов
Обучающие
семинары
для родителей
КС(К)ОУ
«Чебоксарская
начальная школа –
детский сад №1,2, 3»
Муниципальные
школы
Средние
школы № 19, 38, 59
г. Чебоксары
КС(К)ОУ
«Чебоксарская
специальная (коррекционная)
школа № 1,3»
7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
КС(К)ОУ «Чебоксарская С(К)ОШ № 1»
(8 вида)
КС(К)ОУ «Чебоксарская НШ-ДС № 1»
(5 вида)
КС(К)ОУ «Чебоксарская НШ-ДС № 2»
(5 вида)
КС(К)ОУ «Чебоксарская НШ-ДС № 3 «Надежда»
(6 вида)
КС(К)ОУ «Чебоксарская С(К)ОШ № 3»
(1-2 вида)
КС(К)ОУ «Чебоксарская школа-интернат »
(3-4 вида)
БОУ ДПО «Чувашский республиканский институт образования»
Направление: «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
Федеральная стажировочная площадка
КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа № 2» Минобразования Чувашии
Республиканские
базовые
площадки
КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Приоритетные направления
дальнейшего совершенствования системы реализации проектов по успешной социализации детей в школе-интернат:
дальнейшее развитие нормативной правовой базы по вопросам успешной социализации детей;
обеспечение развития сети стажировочных и базовых площадок (развитие инфраструктуры и повышение эффективности деятельности площадок, внедрение современных технологий; укрепление кадрового потенциала; совершенствование информационного обеспечения и др.);
- дальнейшее участие в реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы и др.
9
КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Проекты по успешной социализации детей школы-интерната для слабовидящих детей реализуются в 2013-2015гг.:
Цель: распространение идей социальной и образовательной интеграции среди его участников и формирование толерантного отношения у здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (а именно, незрячих и слабовидящих детей) друг к другу
Задачи:
Решение социальной проблемы толерантного отношения у здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья друг к другу
Организация совместных встреч участников проекта
Проведение тренингов, мастер-классов, конкурсов, бесед и т.п. с детьми, обучающимися в общеобразовательных и специальных коррекционных школах, позволяющих разнообразить их виды деятельности и формы общения со сверстниками и взрослыми
Важным средством развития взаимопонимания, терпимости друг к другу является совместные мероприятия. В рамках таких мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты, путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».
10
КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Социальные проекты на 2013-2015годы:
- «Палитра возможностей» (мастер-классы в Центре детского творчества «Росток»),
- «Музейная среда» (благотворительная музейно-педагогическая программа) для старших школьников,
- «Ступеньки творчества» (БОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Минобразования Чувашии- занятия по керамике)
11
КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Социокультурная реабилитация слабовидящих и незрячих детей:
- сотрудничество с Центром детского творчества «Росток», ДХШ г. Чебоксары (№ 4 им. Э.Юрьева), ДХШ г. Чебоксары (№ 6 им. Акциновых), участие в мастер-классах ;
- сотрудничество с Художественным государственным музеем, отделом русского и зарубежного искусства, музеем Дарвина г. Москва;
посещение выставок (культурно-выставочный центр «Радуга», галерея «Серебряный век» и т.п.);
выезд в Чувашскую государственную филармонию;
участие слабовидящих детей в творческих конкурсах различного уровня (город, республика, регион, федеральный уровень);
участие слабовидящих детей во Всероссийском специализированном фестивале «День ребенка с ОВЗ» (г. Москва 14.12.2013г.)
участие во Всероссийском конкурсе творческих проектов для детей и подростков с нарушением зрения «Мой яркий мир», организованный сетью магазинов оборудования для особенных детей «Доступная среда» (май, 2014г.)
Центр детского творчества «Росток», социальный проект «Палитра возможностей»:
Городская выставка-конкурс «Пусть всегда будет солнце» (ноябрь, 2013г.):
Призерыгородских конкурсов
Готовимся к городскому конкурсу «Пусть всегда будет солнце»:
Школьная выставка детского творчества«Мамочка – ты мое солнышко» (26-28.11.2014г.)
Открытый городской конкурс декоративно-прикладного творчества «Дары осени», организованный управление образования г. Чебоксары (октябрь, 2014г.)
Призер: коллектив учеников 2А класса–дипломIIIстепени в номинации «ДПИ» городского конкурса «Ангелы в городе» (ноябрь, 2014г.)
Республиканский конкурс-выставкатворческих работ детей «Солнечный круг»,организованный ХГФ ЧГПИ им. И.Я. Яковлева
Межрегиональный конкурс детского творчества «Три солнца» (14.11.2014г.)
КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Республиканский конкурс детского творчества «Дом окнами в детство», организованный БУ «Чувашская республиканская специальная библиотека им. Л. Н. Толстого» (03.12.2014г.)
30
КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Всероссийский специализированный фестиваль «День ребенка с ОВЗ» (г. Москва, 14.12.2013г.):
Творческие мастер-классы, подготовленные гильдией логопедов и дефектологов:
32
Всероссийский конкурс творческих проектов для детей и подростков с нарушением зрения «Мой яркий мир», организованный сетью магазинов оборудования для особенных детей «Доступная среда» (май, 2014г.),
КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Анисимова Н. Л. Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию и развитию детей с нарушением зрения. // Дефектология, 1999, № 1, С. 56-62.
Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье. Пер. с нем. Б.Т. Алтухова. Научн. ред. рус. текста Н.М. Назарова.– М.: Издательский центр «Академия», 2003.
“Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Библиотечка для родителей. Под ред. В. А. Феоктистовой.– М., Логос, 1993.
“Воспитательная работа в школе слепых”. Под ред. Л. И. Солнцевой.– М., “Просвещение”, 1964.
Гандер В. А. Первоначальное воспитание и обучение слепых детей. М., Учпедгиз, 1934.
Дыдина П. М., Леушева А. М., Музалевская Т. В. Из опыта работы по обучению чтению и письму в первых классах школы слепых. // “Специальная школа”, 1963, № 2.
Ерастова Е. А. Воспитание слепых детей в семье. М., Учпедгиз, 1956.
Земцова М. И. Пути компенсации слепоты. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.
Корнилова И.Г. Игра и творчество в психокоррекции. Развитие общения старших дошкольников с нарушением зрения в креативной игре-драматизации. М., 2000.
Маллаев Д. М. Игры для слепых и слабовидящих. М., Советский спорт, 2002.
КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Талант не может быть незрячим
Благодарю за внимание.Творческих успехов!
КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ