«Украшение и фантазия»
Задачи урока: познакомить учащихся со значением символа птицы в культуре русского народа, обучить приемам рисования пластилином; воспитывать терпеливость в процессе кропотливой пошаговой деятельности.
Планируемые результаты: научиться складывать изделия техникой оригами; закрепить навыки работы с бумагой, самостоятельного планирования работы.
План урока:
1 Орг. момент.
2. Легенда появления птицы счастья, особенности декоративного использования образа в повседневной жизни, их изображение в изделиях народных мастеров и народных сказках.
3. Игра-физминутка.
4. Объяснение задачи самостоятельной работы по плану.
5. Самостоятельная работа учащихся.
6. Рефлексия. Выставка работ.
1. Орг. момент: проверка готовности к уроку, приветствие гостей.
(слайд №1)
Ребят, мы с вами начали рассматривать серию уроков с помощниками-мастерами: украшения, изображения и постройки. Наш сегодняшний урок не исключение, сегодня на помощь к нам пришла мастер-украшения. Из предыдущих уроков мы знаем что мастера помогают нам наблюдать за реальным миром и обращаться в мир фантазии.
А что же мы будем фантазировать, вы узнаете об этом отгадав загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица)
- К образу птицы обращаются многие художники, поэты, писатели. А как вы думаете, почему народ любит изображать птиц? С чем это связано? ( с прилетом птиц, с началом весны, тепла)
2. О птице существовала такая легенда, родилась она около 300 лет назад на Севере России.
В одной таежной деревушке заболел мальчик тяжелой болезнью, против которой народные средства оказались бессильны. Родители уже смирились с тем, что их дитя обречено. Дело было в конце зимы. Ребенок лежал укрытый звериными шкурами и бредил, покрываясь липкой испариной. Рядом, утирая слезы, сидела мать, а отец, время от времени тяжело вздыхая, делал дранки для корзин. Мальчишка в полузабытьи спросил: «Папочка, а скоро лето? Может, когда прилетят птицы – я выздоровею?».
«Скоро сынок, скоро, еще немного – и будет лето», - грустно ответил отец, и вдруг ему в голову пришла мысль смастерить из дерева птиц и подвесить под потолок. Как только он смастерил задуманное, дом будто ожил. От струй теплого воздуха птицы закружились. Мальчишка очнулся, увидел птиц и заулыбался. Когда к нему подошла мама, он попросил кушать, впервые за много дней. Потом, словно по мановению волшебной палочки, ребенок начал поправляться. Когда он выбежал на улицу здоровый и полный сил, то удивленные соседи расспрашивали родителей, чем это они вылечили безнадежно больного сына. Узнав про птиц, стали просить хозяина вырезать из дерева и им такие же.
Так деревянной птице приписали чудодейственную силу, она стала «святым духом», хранителем детей, позже – символом семейного счастья.
3. - А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Мозаика». Для этого вам необходимо каждому ряду собраться в группы, в которых вы будете собирать птицу-счастья из кусочков бумаги, а потом мы выясним из каких еще материалов можно ее изготовить. (Практическая работа)
(документ-камера)
- И так, в первой группе птица была сделана из дерева, во второй из бумаги, а третьей группе досталось самое сложное задание, эта птица сделана из бересты.
(слайд №2,3)
Действительно очень много разных красивых образов сказочных птиц можно найти в книгах народных сказок и в работах народных мастеров: в вышивках, аппликациях, росписях, украшениях из дерева, соленого теста, глины.
Птица стала символом радости, света, счастья.
- Сегодня мы будем создавать образ сказочной птицы используя картон и пластилин, проявляя фантазию для украшения этой замечательной птицы. (образцы работы на доске). Работать будем в парах. Но сначала необходимо составить план по которому будем выполнять работу.
(слайд №4)
4. - Посмотрите внимательно на слайд, кто готов расставить пункты в необходимом порядке? ( кто с ним согласен – встаньте).
(слайд №5 – заполнение маркером)
- Как вы думаете, для того чтобы в конце урока у вас получились символы радости, света и счастья, по каким критериям вы их должны оценивать? (критерии оценки: красота, яркость, аккуратность, проявление фантазии…)
5. - И так приступаем к работе. Вы можете для работы использовать шаблоны которые лежат у вас на столе, а можете придумать свои образы, но помните что одна птичка у вас должна быть по размерам чуть больше другой.
(слайд №6)
- Отщипывая маленькие кусочки пластилина, украшаем картонную птичку жгутиками, шариками разных размеров, используя разноцветную гамму.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.
6. Рефлексия
- Наш урок подходит к концу. Давайте посмотрим на наши работы, действительно ли у нас получились птицы-сччастья, которые могут приносить радость людям?
- Я приглашаю выйти тех ребят, которые считают, что в своих работах выдержали все критерии и у них действительно получились птицы света и радости.
Учащимся задаются вопросы:
- как вы считаете, что в вашей работе вам больше всего удалось выполнить?
- какие элементы на ваш взгляд получились наиболее удачными?
- что вы можете рассказать о своей работе (обращаюсь к ученикам, которые не вышли к доске)
- что нового вы узнали на уроке?
- чему вы научились на уроке?
Ребята я предлагаю самые интересные работы подарить нашим гостям, чтобы у них всегда было хорошее настроение, а остальными работами мы украсим вашу классную комнату к новому году.