kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект «Народный промысел с применением русской народной росписи «Гжель».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сбор теоретических сведений о народном промысле Гжель. Изучение тематики гжельского рисунка. Разработка эскиза рисунка и нанесение его на готовое изделие по мотивам керамики Гжели.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Народный промысел с применением русской народной росписи «Гжель».»



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК










Исследовательский проект

«Народный промысел, с применением русской
народной росписи «Гжель»











Выполнил: ученик 6б класса

Хузина Арсена

Руководитель проекта:

учитель ИЗО

Матушкина С.А.







г. Ноябрьск

2018 год


Паспорт проектной работы


1. Название проекта:«Народный промысел, с применением русской народной росписи «Гжель»


2. Руководитель проекта:учитель ИЗО Матушкина Светлана Алексеевна


3.Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту:ИЗО


4. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта:Литература


5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект:7-12 лет


6. Тип проекта (информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный и т.д.): исследовательский

7. Цель исследования:Выполнение росписи Гжели на готовом изделии.

8. Задачи исследования:


1. Собрать теоретические сведения о народном промысле Гжель

2. Узнать о тематике гжельского рисунка

3. Разработать эскиз рисунка на готовое изделие по мотивам керамики Гжели


9. Вопросы проекта(2-3 проблемных вопроса, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения):


  • Какие особенности традиционной русской росписи гжелью и ее место в современном мире?

  • Какие есть секреты славянские росписи «Гжель»?

  • Традиционное искусство в современном интерьере: гжель.


10. Необходимое оборудование: мультимедийный проектор


11. Продукты проекта: презентация


12.Этапы работы над проектом:


  • Изучить информацию о народном промысле Гжель.

  • Изучить тематику гжельского рисунка.

  • Расписать готовое изделие в технике народного промысла «Гжель».

  • Сделать выводы.












Содержание


Обоснование выбора темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 4


Цель и задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 4


Теоретическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 4 - 8


Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 8


Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. с. 9


Интернент- источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 9







































Обоснование выбора темы


Мне нравится керамика Гжели, ее чистые сине- голубые с белым цвета, причудливый замысловатый рисунок. Мы привыкли, что Гжель- это посуда. Но однажды я увидела такой же рисунок на других предметах. Мне тоже захотелось попробовать украсить чудесными синими цветами что-нибудь из моих вещей. Я решила, почему бы это не могла быть одежда?


Цель: Выполнение росписи Гжели на готовом изделии.


Задачи:


1. Собрать теоретические сведения о народном промысле Гжель

2. Узнать о тематике гжельского рисунка

3. Разработать эскиз рисунка на готовое изделие по мотивам керамики Гжели



Предмет исследования

Керамика Гжели

Объект исследования

Роспись Гжели

Методы исследования

Сбор и изучение теоретического материала, практическая работа.

Теоретическая часть

История происхождения

Гжель — русский народный промысел производства керамики и фарфора и вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области,

Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.

История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.

Каждый мастер владел своей манерой росписи, и в изделии отображалось его представление об окружающем мире. На промысел также большое влияние оказывали вкусы покупателей. В середине XVIII века гончарное дело в России начинает бурно развиваться, но составить конкуренцию гжельским мастерам ни кому не удается.

Наивысшего исторического расцвета гжельский промысел достиг в конце XVIII века. В это время особого мастерства достигли умельцы, изготавливающие кувшины, кумганы и квасники. Мастер должен был обладать большим терпением и высокими навыками росписи, так как она делалась по еще не обожжённому изделию, которое было покрыто белой эмалью. Помимо посуды и глиняных игрушек в Гжели делали мелкую майоликовую пластику. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни — солдаты, крестьянки, дамы и мужчины, занятые своими делами. Все было выполнено в простой и доходчивой, но очень выразительной форме.

Гжельская майоликовая роспись была нарядной, красочной по цвету. Гамма росписи состояла из пяти цветов— желтого, зеленого, коричневого, вишневого и синего по белому фону. Многообразны мотивы росписи. На кувшинах, кумганах, квасниках, декоративных тарелках оживали сказочные города, фантастические птицы, живописные цветы и травы.

80 - 90-е годы XVIII в. явились временем расцвета гжельской майолики. Изделия этого периода отличаются отточенностью форм, уверенной сочной росписью. Но к концу XVIII в. значение Гжели стало падать, мелкие крестьянские заводы и мастерские не выдерживали конкуренции с привозным дешевым английским фаянсом, заполнившим почти весь европейский рынок, в том числе и Россию. С каждым годом резко сокращался спрос на майолику. Гжельские мастера были вынуждены ускорять процесс изготовления изделий, которые становились грубее, а роспись суше, небрежнее.

Несколько десятилетий гжельские мастера также делали расписные печные и каминные изразцы. Историю промысла в Гжели можно проследить по сохранившимся образцам. Изделия гжельских мастеров представлены в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Предметы кухонной утвари – кувшины, кружки, квасники, большие тарелки, мастера расписывали цветами, птицами, деревьями и сооружениями архитектуры. В рисунках чувствуется отличное понимание их декоративного предназначения. Для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в коричневых контурах. Посуда, сделанная и расписанная гжельскими мастерами, обязательно дополнялась фигурками животных или людей. Кувшины, кумганы, чайники становились частью сюжетной композиции. Ручка такого кувшина могла быть выполнена в форме ветки, а носик в форме головы птицы. Искать сходства каждого элемента подобной композиции с реальностью не было смысла, так как мастер воплощал в них свое видение мира.

В 1802 году возле села Минино нашли светлую глину, после чего в этом регионе началось производство полуфаянса. Из него делали кувшины и квасники. Однако эти изделия выглядели грубо и были недолговечны из-за хрупкости материала. Со второй половины двадцатых годов XIX века в гжельской росписи стали преобладать синие краски.

В начале XIX века в Бронницком уезде была найдена белая глина, пригодная для изготовления фарфора, после чего в селе Володино был построен первый фарфоровый завод. Основатель этого завода, Павел Куликов, познавал секреты производства фарфоровых изделий на заводе в деревне Перово. По свидетельствам, для того, чтобы сохранить технологию фарфора в тайне, производством Куликов занимался сам, прибегая к помощи двух гончаров и одного рабочего. С этого небольшого предприятия стало развиваться производство фарфора в Гжели.

В 1812 году уже работает двадцать пять заводов по выпуску фарфоровой посуды. Заводы Лаптевых и Иванова в деревне Кузяево пользуются особой популярностью. Многие мастера оставляли свое клеймо или подпись на изделиях, так до нас дошли фамилии мастеров Кокуна, Срослея, Гусятникова. Из фарфора на заводах производили игрушки в форме птиц и животных, а так же статуэтки со сценами русского быта. Изделия покрывались белой глазурью, на которую наносился рисунок. Мастера по росписи использовали синюю, жёлтую, лиловую и коричневую краску, а рисунки были в народном стиле. Цветы, листья, трава – основные мотивы гжельской росписи.

Со временем спрос на фарфор увеличивался, что способствовало росту производства. Тем временем производство традиционной гжельской майолики сокращалось. Постепенно фарфор и фаянс стали основой гжельского промысла. Наступает время экономического расцвета Гжели, ремесленные мастерские становятся небольшими заводами.

Расширяется и ассортимент производимой продукции. Теперь наряду с кувшинами, кумганами и блюдами стали выпускать чашки, молочники, чайники, масленки, чернильницы и подсвечники. Все изделия продолжают расписывать многоцветными рисунками. Гжельские мастера дополняют столовые наборы сюжетными скульптурами. Несмотря на конкуренцию со стороны крупных фарфоровых заводов, продукция Гжели была востребована за счет сохранения в ней народного характера искусства и трогательной наивности изображения сюжетов окружающей жизни.

Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами – новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла. В это время совершенствуются технологические процессы изготовления фаянса и фарфора. С середины XIX века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев Кузнецовых. С приходом советской власти заводы национализировали, и производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла началось лишь с середины XX века.

Тематика гжельского рисунка

Тематика гжельского рисунка в прошлые времена являлась результатом творчества людей, как правило, неграмотных, но талантливых. В большинстве случаев гжельские гончары воспроизводили в росписях окружающий мир. Они могли объединять в своём искусстве наблюдения над природой, городской и деревенской жизнью, впечатления от архитектуры и иконописи, а так же плоды собственной фантазии. Чаще других изображений встречаются архитектурные пейзажи и мотивы природы: птицы, растения и животные.

На сегодняшний день тематика гжельского рисунка делится на 3 вида:

растительная (травка, злаки, ягоды, веточки, гирлянды цветов и т.д.);

орнаментальная. В первую очередь - это "шашечки" (несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика). Сюда можно отнести гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики»;

cюжеты (природа и времена года).

Изделие без росписи именуются "белье", а синяя роспись по белому - "крытье".

Техника росписи

Техника гжельского рисунка имеет две основные особенности:

• наносится только вручную;

• использование краски 3-х основных цветов: белого (фон изделия), синего и голубого (сам рисунок). Насчитывается больше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига. Древнерусскую гжель (майолику) расписывали "пятицветкой" – белая эмаль (основа), зелёная (соли меди), желтая (соли сурьмы), вишнёвая (соли марганца), синяя (соли кобальта).

Инструменты гжельского живописца: кисточки, стеклянная палитра, шпатель для смешивания красок, баночка с чёрной смесью (окисью кобальта). Гжельский рисунок считается подглазурный( вначале расписывается обожженное изделие, а после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку, где кобальт меняет цвет).

Главный секрет гжельского рисунка - нанесение мазков, которые всегда считались родовой приметой искусства. Правильная технология гжельского рисунка подразумевает правильное соотношение синего и белого цветов, а также отличие каждого последующего мазка от предыдущего. Данная методика получила название "азбука мазков".

Соблюдение правил технологии гжельской росписи позволяет создать неповторимые вещи.

Современное использование промысла.

Практическая часть

Для выполнения работы я использовал следующие материалы - акварель,гуашь, кисти, формы фарфоровых рыбок.

1. Подобрал рисунок.

2. Выполнил эскиз.

3. Наметил контуры рисунка на изделии.

4. Прорисовал крупные элементы.

5. Нарисовал мелкие элементы.

6. Добавил голубой и белый цвета.

7.Добавил серебристый и золотистый цвета.

8. Просушил рисунок.

Вывод:

Я выполнил роспись Гжели на статуэтках, для этого я собрал теоретические сведения о народном промысле –«Гжель», узнал о тематике гжельского рисунка, разработал эскиз рисунка на готовое изделие по мотивам керамики Гжели. Узнал о современном использовании росписи на предметах быта, интерьера, одежды, аксессуаров и т. п. Восхищаюсь изделиями умельцев!



Интернент- источники



  1. Гжель. История промысла.

http://xn----dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai/posuda/gzhel-istoriya-promyisla.html;

  1. Гжель. Википедия.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D1%8C;

  1. История возникновения гжели.

http://keramoblog.com/interesnye-fakty-o-gline/istoriya-vozniknoveniya-gzheli/;

  1. ИСТОРИЯ ГЖЕЛИ. С ФОТОГРАФИЯМИ.

https://www.liveinternet.ru/users/4475379/post188082562/;

  1. История Гжели.

http://po4emu.ru/drugoe/history/index/raznoe/stat_raznoe/274.htm;

  1. История возникновения ручной росписи Гжель.

http://s-konda.ru/s7/fayans.htm;

  1. Особенности традиционной русской росписи гжелью и ее место в современном мире.

http://ethnoboho.ru/etno/iskusstvo-gzheli-istoriya-osobennosti-i-sovremennyj-vzglyad.html;

  1. Славянские росписи. Гжель.

http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/gzhel.html;

  1. Традиционное искусство в современном интерьере: гжель.

https://kvartblog.mediasole.ru/tradicionnoe_iskusstvo_v_sovremennom_interere_gzhel.

10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект «Народный промысел с применением русской народной росписи «Гжель».

Автор: Матушкина Светлана Алексеевна

Дата: 03.03.2019

Номер свидетельства: 502074


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства