kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Узорочье теремов. Изразцы" по программе Б.М.Неменского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по изобразительному искусству  в 4 классе "Узорочье теремов. Изразцы" по программе Б.М.Неменского.

2 слайд. •Изразцы – старинное слово, пришедшее к нам из Византии и стран Балканского полуострова, где раньше мечети и дворцы украшались керамическими глазурованными плитками. В суровых климатических условиях Российской империи господствовали в те времена суровые тона, пока зодчие не стали вносить яркие краски в оформлении домов благодаря изразцам.

3 слайд. •В Древней Руси говорили «образить здание», то есть украсить его, именно от этого понятия и произошло слово «изразец». С конца XVII века изразцами начали украшать в нашей стране наружные стены дворцов и храмов. Царь Петр I, увлекаясь всем немецким, эти керамические плитки называл кахлями, как называли в Германии миски и плошки из глины. Отсюда и пошло современное название глазурованных плиток - «кафель».

4 слайд.•В архитектуре изразцы применялись для устройства фризов-поясов на церквах, иногда для облицовки барабанов церковных глав, для украшения входов-крылец и вообще для украшения фасадных частей зданий. Рисунок этих изразцов состоял чаще всего из растительного орнамента с преобладанием желтых, зеленых и коричневых красок, реже встречались в нем изображения зверей, птиц, еще реже — человеческого лица.

5 слайд.•Совершенно исключительным памятником этой архитектурной керамики является так называемый «Крутицкий терем» в Москве, не украшенный, а сплошь облицованный изразцами во втором своем этаже. Изразцы покрывают не только гладкие поверхности стен, но и обвитые гроздьями винограда колонны и замысловатые оконные наличники. Идея этой «эмалевой стены» быть может, навеяна аналогиями в восточном искусстве, в частности, мечетями в Средней Азии.

6 слайд. •Оригинальны также облицованные изразцами барабаны глав кремлевского Верхоспасского собора в Москве. Храмов, сохранивших свои майоликовые пояса-фризы, довольно много; особенно красив пышный пояс 1665 года на церкви Григория Неокесарийского в Москве и майоликовые украшения ярославских церквей.

7 слайд. •Изразец представляет собой сложную конструкцию, состоящую из румпы и лицевой части. Румпа наращивается для укрепления на гончарном круге, а лицевая часть выдавливалась с деревянной форме. Фон покрывался глиной, а затем на него наносился рисунок цветной эмалью.

9 слайд. •Расписанные изразцы обжигали в печи и гоне, затем наносили слой глазури и снова обжигали. Из-за сложности процесса и тонкости ремесла, каждая полученная плитка приравнивалась к настоящему шедевру.

10 слайд.•Покрытый цветными глазурями изразец является одним из самых долговечных материалов, при этом его декоративные свойства остаются неизменными на протяжении веков.

11 слайд. •До наших дней дошли изразцы которым более 5 тыс. лет при этом цвет глазури остался  такой же как и в день когда его вынули из печи!

12 слайд. •Петр I внес большой вклад в развитие изразцового искусства на Руси. Вернувшись из Европы, он стал активно поддерживать талантливых гончаров. В этот период печи начали обкладывать изразцами с гладкой поверхностью, покрытыми нежным бело синим рисунком.

14 слайд. •Таким образом, древние многоцветные изразцы постепенно вытеснялись дельфтской керамикой. В 1709 году под руководством двух пленных шведов в Ново-Иерусалимском монастыре было организовано производство расписных изразцов, имеющих гладкую поверхность. Кроме того Петр I отправлял в Голландию талантливых русских мастеров для обучения кафельному ремеслу.

15 слайд. •Великий князь Меньшиков также был почитателем изразцового искусства. Он открыл в Стрельне первый завод по изготовлению изразцов. Дворцы графа поражали своими прекрасными каминами и панно, в сюжетной линии которых просматривались библейские сцены, портреты, растительные мотивы, пейзажи. Интересно, что изразцами в покоях Меньшикова иногда были покрыты не только печи и камины, но и стены и даже потолки.

16 слайд. •Изразцовые печи появились в России еще в XVI веке, то есть в допетровские времена.В результате сформировался самобытный старорусский стиль, для которого характерна разноцветная роспись, замысловатые сюжеты и сложный растительный орнамент. Надо сказать, что изразцовые печи сооружались в царских резиденциях, боярских теремах, домах богатых горож

17 слайд. •Мастера старались изо всех сил, чтобы угодить влиятельным и капризным заказчикам. Благодаря их усердию было изобретено множество художественных и технических приемов, позволявших создавать подлинные керамические шедевры.

18 слайд. •Однако все изменилось, когда знать стала копировать западноевропейский уклад. В XIX столетии благородные господа стали отдавать предпочтение голландским изразцовым печам (голландкам) с их монохромным декором.

21 слайд. •Издавна изразцовая печь не только грела, но и рассказывала свои истории. Сюжеты росписи и сейчас продолжают рассказывать о том, как жили и что было ценно для наших предков. Библейские сцены, архитектурные пейзажи, жизнь придворных и домашняя утварь, - все это до сих пор можно "прочитать" на изразцах, сохранившихся из прошлых веков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Узорочье теремов. Изразцы" по программе Б.М.Неменского»

ИЗРАЗЦЫ   ГБОУ СОШ № 591 Невского района  Санкт-Петербурга Учитель изобразительного искусства: Остова Тамара Анатольевна

ИЗРАЗЦЫ

ГБОУ СОШ № 591 Невского района

Санкт-Петербурга

Учитель изобразительного искусства:

Остова Тамара Анатольевна

История появления изразцов  в России

История появления изразцов в России

  • Изразцы – старинное слово, пришедшее к нам из Византии и стран Балканского полуострова, где раньше мечети и дворцы украшались керамическими глазурованными плитками. В суровых климатических условиях Российской империи господствовали в те времена суровые тона, пока зодчие не стали вносить яркие краски в оформлении домов благодаря изразцам.
В Древней Руси говорили «образить здание», то есть украсить его, именно от этого понятия и произошло слово «изразец». С конца XVII века изразцами начали украшать в нашей стране наружные стены дворцов и храмов. Царь Петр I, увлекаясь всем немецким, эти керамические плитки называл кахлями, как называли в Германии миски и плошки из глины. Отсюда и пошло современное название глазурованных плиток - «кафель».
  • В Древней Руси говорили «образить здание», то есть украсить его, именно от этого понятия и произошло слово «изразец». С конца XVII века изразцами начали украшать в нашей стране наружные стены дворцов и храмов. Царь Петр I, увлекаясь всем немецким, эти керамические плитки называл кахлями, как называли в Германии миски и плошки из глины. Отсюда и пошло современное название глазурованных плиток - «кафель».
В архитектуре изразцы применялись для устройства фризов-поясов на церквах, иногда для облицовки барабанов церковных глав, для украшения входов-крылец и вообще для украшения фасадных частей зданий. Рисунок этих изразцов состоял чаще всего из растительного орнамента с преобладанием желтых, зеленых и коричневых красок, реже встречались в нем изображения зверей, птиц, еще реже — человеческого лица.
  • В архитектуре изразцы применялись для устройства фризов-поясов на церквах, иногда для облицовки барабанов церковных глав, для украшения входов-крылец и вообще для украшения фасадных частей зданий. Рисунок этих изразцов состоял чаще всего из растительного орнамента с преобладанием желтых, зеленых и коричневых красок, реже встречались в нем изображения зверей, птиц, еще реже — человеческого лица.
Совершенно исключительным памятником этой архитектурной керамики является так называемый «Крутицкий терем» в Москве, не украшенный, а сплошь облицованный изразцами во втором своем этаже. Изразцы покрывают не только гладкие поверхности стен, но и обвитые гроздьями винограда колонны и замысловатые оконные наличники. Идея этой «эмалевой стены» быть может, навеяна аналогиями в восточном искусстве, в частности, мечетями в Средней Азии.
  • Совершенно исключительным памятником этой архитектурной керамики является так называемый «Крутицкий терем» в Москве, не украшенный, а сплошь облицованный изразцами во втором своем этаже. Изразцы покрывают не только гладкие поверхности стен, но и обвитые гроздьями винограда колонны и замысловатые оконные наличники. Идея этой «эмалевой стены» быть может, навеяна аналогиями в восточном искусстве, в частности, мечетями в Средней Азии.
Оригинальны также облицованные изразцами барабаны глав кремлевского Верхоспасского собора в Москве. Храмов, сохранивших свои майоликовые пояса-фризы, довольно много; особенно красив пышный пояс 1665 года на церкви Григория Неокесарийского в Москве и майоликовые украшения ярославских церквей.
  • Оригинальны также облицованные изразцами барабаны глав кремлевского Верхоспасского собора в Москве. Храмов, сохранивших свои майоликовые пояса-фризы, довольно много; особенно красив пышный пояс 1665 года на церкви Григория Неокесарийского в Москве и майоликовые украшения ярославских церквей.
Изразец представляет собой сложную конструкцию, состоящую из румпы и лицевой части. Румпа наращивается для укрепления на гончарном круге, а лицевая часть выдавливалась с деревянной форме. Фон покрывался глиной, а затем на него наносился рисунок цветной эмалью.
  • Изразец представляет собой сложную конструкцию, состоящую из румпы и лицевой части. Румпа наращивается для укрепления на гончарном круге, а лицевая часть выдавливалась с деревянной форме. Фон покрывался глиной, а затем на него наносился рисунок цветной эмалью.
Расписанные изразцы обжигали в печи и гоне, затем наносили слой глазури и снова обжигали. Из-за сложности процесса и тонкости ремесла, каждая полученная плитка приравнивалась к настоящему шедевру.
  • Расписанные изразцы обжигали в печи и гоне, затем наносили слой глазури и снова обжигали. Из-за сложности процесса и тонкости ремесла, каждая полученная плитка приравнивалась к настоящему шедевру.
Покрытый цветными глазурями изразец является одним из самых долговечных материалов, при этом его декоративные свойства остаются неизменными на протяжении веков.
  • Покрытый цветными глазурями изразец является одним из самых долговечных материалов, при этом его декоративные свойства остаются неизменными на протяжении веков.
. До наших дней дошли изразцы которым более 5 тыс. лет при этом цвет глазури остался  такой же как и в день когда его вынули из печи!
  • . До наших дней дошли изразцы которым более 5 тыс. лет при этом цвет глазури остался  такой же как и в день когда его вынули из печи!
Петр I внес большой вклад в развитие изразцового искусства на Руси. Вернувшись из Европы, он стал активно поддерживать талантливых гончаров. В этот период печи начали обкладывать изразцами с гладкой поверхностью, покрытыми нежным бело синим рисунком.
  • Петр I внес большой вклад в развитие изразцового искусства на Руси. Вернувшись из Европы, он стал активно поддерживать талантливых гончаров. В этот период печи начали обкладывать изразцами с гладкой поверхностью, покрытыми нежным бело синим рисунком.
Таким образом, древние многоцветные изразцы постепенно вытеснялись дельфтской керамикой. В 1709 году под руководством двух пленных шведов в Ново-Иерусалимском монастыре было организовано производство расписных изразцов, имеющих гладкую поверхность. Кроме того Петр I отправлял в Голландию талантливых русских мастеров для обучения кафельному ремеслу.
  • Таким образом, древние многоцветные изразцы постепенно вытеснялись дельфтской керамикой. В 1709 году под руководством двух пленных шведов в Ново-Иерусалимском монастыре было организовано производство расписных изразцов, имеющих гладкую поверхность. Кроме того Петр I отправлял в Голландию талантливых русских мастеров для обучения кафельному ремеслу.
Великий князь Меньшиков также был почитателем изразцового искусства. Он открыл в Стрельне первый завод по изготовлению изразцов. Дворцы графа поражали своими прекрасными каминами и панно, в сюжетной линии которых просматривались библейские сцены, портреты, растительные мотивы, пейзажи. Интересно, что изразцами в покоях Меньшикова иногда были покрыты не только печи и камины, но и стены и даже потолки.
  • Великий князь Меньшиков также был почитателем изразцового искусства. Он открыл в Стрельне первый завод по изготовлению изразцов. Дворцы графа поражали своими прекрасными каминами и панно, в сюжетной линии которых просматривались библейские сцены, портреты, растительные мотивы, пейзажи. Интересно, что изразцами в покоях Меньшикова иногда были покрыты не только печи и камины, но и стены и даже потолки.
Изразцовая печь 18 века

Изразцовая печь

18 века

  • Изразцовые печи появились в России еще в XVI веке, то есть в допетровские времена.
  • В результате сформировался самобытный старорусский стиль, для которого характерна разноцветная роспись, замысловатые сюжеты и сложный растительный орнамент. Надо сказать, что изразцовые печи сооружались в царских резиденциях, боярских теремах, домах богатых горожан.
Мастера старались изо всех сил, чтобы угодить влиятельным и капризным заказчикам. Благодаря их усердию было изобретено множество художественных и технических приемов, позволявших создавать подлинные керамические шедевры.
  • Мастера старались изо всех сил, чтобы угодить влиятельным и капризным заказчикам. Благодаря их усердию было изобретено множество художественных и технических приемов, позволявших создавать подлинные керамические шедевры.
Однако все изменилось, когда знать стала копировать западноевропейский уклад. В XIX столетии благородные господа стали отдавать предпочтение голландским изразцовым печам (голландкам) с их монохромным декором.
  • Однако все изменилось, когда знать стала копировать западноевропейский уклад. В XIX столетии благородные господа стали отдавать предпочтение голландским изразцовым печам (голландкам) с их монохромным декором.
Издавна изразцовая печь не только грела, но и рассказывала свои истории. Сюжеты росписи и сейчас продолжают рассказывать о том, как жили и что было ценно для наших предков. Библейские сцены, архитектурные пейзажи, жизнь придворных и домашняя утварь, - все это до сих пор можно
  • Издавна изразцовая печь не только грела, но и рассказывала свои истории. Сюжеты росписи и сейчас продолжают рассказывать о том, как жили и что было ценно для наших предков. Библейские сцены, архитектурные пейзажи, жизнь придворных и домашняя утварь, - все это до сих пор можно "прочитать" на изразцах, сохранившихся из прошлых веков.
Практическая работа

Практическая работа

  • Как правильно одеть печку?
Используемые интернет-ресурсы

Используемые интернет-ресурсы

  • http://kak-svoimi-rukami.com/2013/04/izrazcy-dlya-pechej-i-kaminov-kak-ix-delayut-ix-plyusy-i-minusy-foto /
  • http:// изразцы.рф / articles/tiles.html
  • http://realprojoe.com/istoriya-russkix-izrazcov /
  • http:// informvest.ru/919-iskusstvo-vydelki-izrazcov.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Остова Тамара Анатольевна

Дата: 13.12.2015

Номер свидетельства: 265677


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства