Презентация по изобразительному искусству в 4 классе "Узорочье теремов. Изразцы" по программе Б.М.Неменского.
2 слайд. •Изразцы – старинное слово, пришедшее к нам из Византии и стран Балканского полуострова, где раньше мечети и дворцы украшались керамическими глазурованными плитками. В суровых климатических условиях Российской империи господствовали в те времена суровые тона, пока зодчие не стали вносить яркие краски в оформлении домов благодаря изразцам.
3 слайд. •В Древней Руси говорили «образить здание», то есть украсить его, именно от этого понятия и произошло слово «изразец». С конца XVII века изразцами начали украшать в нашей стране наружные стены дворцов и храмов. Царь Петр I, увлекаясь всем немецким, эти керамические плитки называл кахлями, как называли в Германии миски и плошки из глины. Отсюда и пошло современное название глазурованных плиток - «кафель».
4 слайд.•В архитектуре изразцы применялись для устройства фризов-поясов на церквах, иногда для облицовки барабанов церковных глав, для украшения входов-крылец и вообще для украшения фасадных частей зданий. Рисунок этих изразцов состоял чаще всего из растительного орнамента с преобладанием желтых, зеленых и коричневых красок, реже встречались в нем изображения зверей, птиц, еще реже — человеческого лица.
5 слайд.•Совершенно исключительным памятником этой архитектурной керамики является так называемый «Крутицкий терем» в Москве, не украшенный, а сплошь облицованный изразцами во втором своем этаже. Изразцы покрывают не только гладкие поверхности стен, но и обвитые гроздьями винограда колонны и замысловатые оконные наличники. Идея этой «эмалевой стены» быть может, навеяна аналогиями в восточном искусстве, в частности, мечетями в Средней Азии.
6 слайд. •Оригинальны также облицованные изразцами барабаны глав кремлевского Верхоспасского собора в Москве. Храмов, сохранивших свои майоликовые пояса-фризы, довольно много; особенно красив пышный пояс 1665 года на церкви Григория Неокесарийского в Москве и майоликовые украшения ярославских церквей.
7 слайд. •Изразец представляет собой сложную конструкцию, состоящую из румпы и лицевой части. Румпа наращивается для укрепления на гончарном круге, а лицевая часть выдавливалась с деревянной форме. Фон покрывался глиной, а затем на него наносился рисунок цветной эмалью.
9 слайд. •Расписанные изразцы обжигали в печи и гоне, затем наносили слой глазури и снова обжигали. Из-за сложности процесса и тонкости ремесла, каждая полученная плитка приравнивалась к настоящему шедевру.
10 слайд.•Покрытый цветными глазурями изразец является одним из самых долговечных материалов, при этом его декоративные свойства остаются неизменными на протяжении веков.
11 слайд. •До наших дней дошли изразцы которым более 5 тыс. лет при этом цвет глазури остался такой же как и в день когда его вынули из печи!
12 слайд. •Петр I внес большой вклад в развитие изразцового искусства на Руси. Вернувшись из Европы, он стал активно поддерживать талантливых гончаров. В этот период печи начали обкладывать изразцами с гладкой поверхностью, покрытыми нежным бело синим рисунком.
14 слайд. •Таким образом, древние многоцветные изразцы постепенно вытеснялись дельфтской керамикой. В 1709 году под руководством двух пленных шведов в Ново-Иерусалимском монастыре было организовано производство расписных изразцов, имеющих гладкую поверхность. Кроме того Петр I отправлял в Голландию талантливых русских мастеров для обучения кафельному ремеслу.
15 слайд. •Великий князь Меньшиков также был почитателем изразцового искусства. Он открыл в Стрельне первый завод по изготовлению изразцов. Дворцы графа поражали своими прекрасными каминами и панно, в сюжетной линии которых просматривались библейские сцены, портреты, растительные мотивы, пейзажи. Интересно, что изразцами в покоях Меньшикова иногда были покрыты не только печи и камины, но и стены и даже потолки.
16 слайд. •Изразцовые печи появились в России еще в XVI веке, то есть в допетровские времена.В результате сформировался самобытный старорусский стиль, для которого характерна разноцветная роспись, замысловатые сюжеты и сложный растительный орнамент. Надо сказать, что изразцовые печи сооружались в царских резиденциях, боярских теремах, домах богатых горож
17 слайд. •Мастера старались изо всех сил, чтобы угодить влиятельным и капризным заказчикам. Благодаря их усердию было изобретено множество художественных и технических приемов, позволявших создавать подлинные керамические шедевры.
18 слайд. •Однако все изменилось, когда знать стала копировать западноевропейский уклад. В XIX столетии благородные господа стали отдавать предпочтение голландским изразцовым печам (голландкам) с их монохромным декором.
21 слайд. •Издавна изразцовая печь не только грела, но и рассказывала свои истории. Сюжеты росписи и сейчас продолжают рассказывать о том, как жили и что было ценно для наших предков. Библейские сцены, архитектурные пейзажи, жизнь придворных и домашняя утварь, - все это до сих пор можно "прочитать" на изразцах, сохранившихся из прошлых веков.