kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Художники-передвижники". 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Художники-передвижники

Цель:знакомство с творчеством передвижников.                                          

Задачи урока:

Обучающие:

усвоение понятия передвижники;

выявление особенностей творчества передвижников;

знакомство с творчеством представителей Товарищества передвижных выставок;

формирование культуры решения фотоколлажа с текстами, репродукциями или зарисовками.

Воспитательные:

продолжать содействовать воспитанию гражданственности, уважения к культурному достоянию;

воспитывать активную жизненную позицию и гуманизм.

Развивающие:

развитие памяти, мышления школьников, эмоциональной сферы обучающихся,

обучение использованию знаний в создании индивидуальных, коллективных творческих проектов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Художники-передвижники". 7 класс»

ХУДОЖНИКИ-ПЕРЕДВИЖНИКИ Изобразительное искусство Составила Ершова Людмила Викторовна , учитель 1-ой квалификационной категории, МОБУ «СОШ №3», г. Оренбурга.

ХУДОЖНИКИ-ПЕРЕДВИЖНИКИ

Изобразительное искусство

Составила Ершова Людмила Викторовна ,

учитель 1-ой квалификационной категории,

МОБУ «СОШ №3», г. Оренбурга.

29 ноября 1871 г. в залах Петербургской Академии художеств открылась первая передвижная художественная выставка. Но это была не просто еще одна выставка, таких было тогда немало в Петербурге, а начало, первая страница новой главы в истории русской живописи – главы о передвижниках.

Учащимся последнего курса Академии предстояло написать дипломную картину на соискание золотой медали. Темы для исполнения полотен, которые назначал Совет Академии, преимущественно были взяты из античной мифологии. Такая практика существовала на протяжении целого века, со дня основания Академии

В конце 1850 - начале 1860 - х годов художественная молодежь стала очень остро реагировать на происходящие в России политические и социальные перемены, сочувственно относилась к веяниям «пореформенного времени», и не хотела оставаться в стороне от проблем современного общества. И потому в своих дипломных картинах молодые живописцы, во главе с Крамским, хотели обратиться не к далеким от действительности мифологическим сюжетам, а к отображению реалий своей эпохи

Кто же они такие?

Русские художники 19 века в течении многого времени уставшие от академической монополии в изобразительном искусстве, стремились к независимости творческой работы.

в 1763 году.

Императорская Академия художеств

9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Они потеряли материальную поддержку, лишились жилья. Но их спасла дружба и вера в общее дело. Молодые художники стали жить вместе, организовав артель , брали заказы на портреты, картины и этим зарабатывали деньги. Позднее артель преобразовалась в Товарищество передвижных выставок.

9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему.

На отказ Совета все 14 человек покинули Академию.

Они потеряли материальную поддержку, лишились жилья. Но их спасла дружба и вера в общее дело. Молодые художники стали жить вместе, организовав артель , брали заказы на портреты, картины и этим зарабатывали деньги.

Позднее артель преобразовалась в Товарищество передвижных выставок.

Это событие вошло в историю как «Бунт 14-ти». Именно они организовали «Художественную артель» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок». В эстетическом плане участники Товарищества , или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального, академического художественного направления. Основателями общества были: Иван Николаевич Григорий Григорьевич Мясоедов Николай Василий Григорьевич Перов. Крамской Николаевич Ге С 1870 г. Крамской Н.К. — учредитель и идейный вождь Товарищества передвижных художественных выставок, страстный пропагандист реализма в искусстве. 

Это событие вошло в историю как «Бунт 14-ти». Именно они организовали «Художественную артель» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок».

В эстетическом плане участники Товарищества , или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального, академического художественного направления.

Основателями общества были:

Иван Николаевич

Григорий Григорьевич Мясоедов

Николай

Василий Григорьевич Перов.

Крамской

Николаевич

Ге

С 1870 г. Крамской Н.К. — учредитель и идейный вождь Товарищества передвижных художественных выставок, страстный пропагандист реализма в искусстве. 

Члены Товарищества считали важным создание картин, показывающих историю русского народа, современную жизнь России, ее природу. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Целью Товарищества стало просвещение простого народа своим искусством, которое предполагалось перевозить по маршруту Петербург-Москва –Тверь – Саратов - Самара и далее. Первая выставка состоялась  в 1871 году. Передвижные выставки открывались каждый год. Тех, кто участвовал в них, стали называть передвижниками. Жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.

Члены Товарищества считали важным создание картин, показывающих историю русского народа, современную жизнь России, ее природу.

В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества.

Целью Товарищества стало просвещение простого народа своим искусством, которое предполагалось перевозить по маршруту Петербург-Москва –Тверь – Саратов - Самара и далее. Первая выставка состоялась в 1871 году.

Передвижные выставки открывались каждый год. Тех, кто участвовал в них, стали называть передвижниками. Жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.

Иван Николаевич Крамской

«Христос в пустыне» 1872 г. (Государственная Третьяковская галерея)

В Петербурге, на второй передвижной выставке, зрители были захвачены эмоциональной выразительностью и монументальным величием образа. В мрачный, дикий ландшафт каменистой пустыни словно вросла неподвижная фигура сидящего человека. Приняв крещение, Христос сорок дней проводит в одиночестве в пустыне, в тяжелых раздумьях. Глубокая скорбь на Его лице, судорожно сжаты руки, которые будут скоро пробиты гвоздями. О чем размышляет Он?

Портреты Ивана Крамского глубоко психологичны и социальны.

Картина « Неизвестная» (1883) была впервые показана на 11- ой выставке ТПВ, где произвела эффект разорвавшейся бомбы. Композиция, сюжет и настроение этой картины совершенно не соответствовал ни концепции Товарищества, ни представлениям того времени о дозволенном. Есть несколько разных версий создания этой работы. Одна из них — это портрет глубоко любимой дочери Крамского — Софьи, тоже художницы

с трагической судьбой.

По другой версии - прекрасная незнакомка, которая смотрит на нас с картины – личность реальная. Это бывшая крестьянка Матрена Саввишна. За красоту взяла ее барыня в горничные. Как то приехал в гости к тетушке молодой дворянин Бестужев. Увидел Матрену и женился на ней. Однажды в городе встретила она бывшую свою хозяйку. Та, видно, ждала от нее благодарности, но не тут то было! Бывшая горничная проехала мимо, даже не удостоив ее взглядом!

Происхождение картины «Незнакомка» - остается загадкой.

Художник в своей картине нам как бы говорит: «Внешность обманчива!».

Быть может как раз в этом и была задача художника, написавшего собирательный образ женщины своего времени.

  • Замысел художника:
  • не простую иллюстрацию к евангельскому эпизоду видели зрители перед собой, а картину-символ, воплотившую проблему выбора жизненного пути, вставшую перед честными русскими людьми в 70-х гг. XIX в.
  • Жертвовать ли собой ради борьбы за справедливость,
  • за высшие идеалы, или поддаться чувству самосохранения, замкнуться в личном благополучии?
Василий Григорьевич Перов «Проводы покойника» 1865.  Картина «Тройка» словно продолжает рассказ о судьбе несчастных детей, потерявших отца. Худые, бледные, измученные дети надрываясь, еле тянут санки с огромной обледенелой бочкой с водой. «Как можно терпеть такое?» - спрашивал себя всякий человек, стоящий перед этой картиной. Художник глубоко сострадал своим героям и хотел, чтобы при виде его работ те же чувства испытывали и другие люди. Невыносимая тяжесть безмерного человеческого горя охватывает зрителя при виде такой картины. Художник зримо воплотил всю боль осиротевших детей, прижимающихся к гробу отца, и горе матери, тоскливо и безнадежно опустившей голову. Дети-сироты, 1864

Василий Григорьевич Перов

«Проводы покойника» 1865.

Картина «Тройка» словно продолжает рассказ о судьбе несчастных детей, потерявших отца.

Худые, бледные, измученные дети надрываясь, еле тянут санки с огромной обледенелой бочкой с водой. «Как можно терпеть такое?» - спрашивал себя всякий человек,

стоящий перед этой картиной.

Художник глубоко сострадал своим героям и хотел, чтобы при виде его работ те же чувства испытывали и другие люди. Невыносимая тяжесть безмерного человеческого горя охватывает зрителя при виде такой картины. Художник зримо воплотил всю боль осиротевших детей, прижимающихся к гробу отца, и горе матери, тоскливо и безнадежно опустившей голову.

Дети-сироты, 1864

Григорий Григорьевич Мясоедов (1834 – 1911)

«Страдная пора (Косцы)» 1887.

Государственный Русский музей, Санкт Петербург.

Изображенные за работой косцы словно поют торжественный гимн природе, звучащий в золотом поле с рожью, в высоком голубом небе с белыми взмахами облаков. Выбранный живописцем композиционный ракурс - снизу, из-за колосков ржи - подчеркивает монументальность и величие образа страны.

 

«Земство обедает», 1872.  Государственная Третьяковская галерея . Москва. Это самое значительное полотно Мясоедова , экспонировавшееся на Второй передвижной художественной выставке. Земство - выборные органы местного самоуправления в России 1860-х. Крестьяне, изображенные на картине, видимо, пришли с какой-то просьбой к членам земства, но вынуждены сидеть под дверью, довольствуясь своим скудным обедом и предоставленные своим невеселым мыслям.

В окошке виден слуга, перемывающий посуду: господа, вероятно, хорошо покушали, и проблемы просящих еще долго не заинтересуют их. Художник показывает контраст межу бедностью и богатством.

Это произведение служит некой визитной карточкой художника-передвижника.

Картина отражает крестьянский быт, который объединяет все поколения в единый трудящийся коллектив.

Николай Николаевич Ге (1831 – 1894)

«Тайная вечеря» 1863. Русский музей. Санкт-Петербург.

Картина принесла художнику настоящую популярность. Это полотно, проникнутое небывалой драматической взволнованностью, отличающееся новой трактовкой евангельского сюжета. За это полотно Ге получил от Академии художеств сразу статус профессора.

В 1871 году участвует в первой выставке художников-передвижников, представляя работу «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Эта картина стала очередным успехом художника, она отличается особой правдивостью и достоверностью. В лице отца и сына Ге увидел противоборство двух сил того времени.

. Петр I смотрит на своего сына сердитым и грозным взглядом, осуждая за какой-то проступок.

Его величественная и гордая осанка говорит о явном недовольстве. Он с выжиданием смотрит на Алексея, словно, ждёт его оправданий или раскаяния в содеянном. Его повёрнутая поза в противоположную сторону от сына может говорить о том, что он как будто и не хочет даже слышать то, что говорит его сын.

Алексей же, в свою очередь, послушно стоит перед отцом. Он чувствует себя виноватым. Возможно, он даже испытывает страх перед гневом отца. Пронзительный взгляд Петра I

будто прожигает его изнутри.

Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный  исследователь искусства и критик В. В. Стасов.  П. М. Третьяков, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова. Владимир Васильевич Стасов Павел Михайлович Третьяков

Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный

исследователь искусства и критик В. В. Стасов.

П. М. Третьяков, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу

Павла Михайловича Третьякова.

Владимир Васильевич Стасов

Павел Михайлович Третьяков

В рядах передвижников зажглись и навечно засияли ярчайшие звезды русской живописи Исаак Левитан Алексей Саврасов Михаил Нестеров Василий Суриков Василий Поленов Архип Куинджи Валентин Серов Илья Репин Эти мастера подняли планку русской живописи на невиданную доселе высоту.

В рядах передвижников зажглись и навечно засияли ярчайшие звезды русской живописи

Исаак

Левитан

Алексей

Саврасов

Михаил

Нестеров

Василий

Суриков

Василий

Поленов

Архип

Куинджи

Валентин

Серов

Илья

Репин

Эти мастера подняли планку русской живописи на невиданную доселе высоту.

«Утро в сосновом бору»

Художник очень любил лес и его природу, любовался каждым кустиком и травинкой, заплесневелыми стволами деревьев украшенные обвисающими от тяжести листвы и хвои ветвями. Всю эту любовь Шишкин отражал на обычном льняном холсте, чтобы потом весь мир увидел непревзойденное и по ныне мастерство великого русского мастера. Глядя на картину , чувствуется присутствия зрителя. Разум человека полностью вливается в атмосферу леса с дивными и могучими великанами соснами.

«Корабельная роща» впервые была выставлена на передвижной выставке, и вызвала всеобщую похвалу и восхищение коллег художников и посетителей. Картина навеяна лиризмом и любви художника к лесу с его неиссякаемым богатством, она легко воспринимается всеми любителями лесной природы.

В этой последней своей работе Шишкин продемонстрировал в 1898 году все свое нажитое за многие годы мастерство, которое ни сколько не угасло к концу жизни.

Прекрасный художник пейзажист, мастер лирического русского пейзажа. Его знаменитая картина «Грачи прилетели». В ней художник раскрыл всю тонкую красоту русского пейзажа, навеянного необычайным лиризмом и, таинством бытия, что перевернуло всякие представления у современников о родной русской природе.

В.Г. Перов

А.К.Саврасов (1830-1897)

А.К. Саврасов . «Грачи прилетели». 1871 .

И.Н. Крамской

И.И.Шишкин (1832 -1897)

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Основой картины Ильи Репина стало историческое событие 1676 года. Сюжет шедевра - Запорожские казаки пишут ответ на предложение турецкого султана перейти на сторону Османской империи. Тогда Казаки вольной Запорожской Сечи охраняли страну от турок. Султан Махмуд IV прислал запорожским казакам письмо, где предлагал сдаться ему без сопротивления. Желая устрашить казаков, турецкий султан привел в заглавии письма множество своих званий. Казаки же лишь рассмеялись над напыщенным стилем письма и написали свой, весьма едкий ответ султану. В картине не найти главного героя, здесь представлены многие запорожцы, и каждый из них

по-своему колоритен. Каждый выписан с такой тщательностью, словно художник создавал только его портрет.

Илья Ефимович Репин (1844-1930гг.).

«Бурлаки на Волге», 1873. Типичный пример творчества передвижников. Репин стал членом товарищества в 1878 году. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе живописец выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характером, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах.

Василий Иванович Суриков (1848 – 1916 гг.)

Замечательный русский художник, прекрасный мастер цвета и колорита красок , живописных приемов , очень хорошо знавший русский быт и нравы прошедших эпох. Во многих своих произведениях Суриков изображал трагические фрагменты русской истории , отражая яркие психологические образы своих героев в крупномасштабных полотнах . Полотна Сурикова – это художественно воссозданная история, главным героем которой является русский народ.

В золотой фонд Русской художественной культуры вошли знаменитые полотна:

«Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», Переход Суворова через Альпы» и др. Это – целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека.

"Боярыня Морозова " - картина, которая передает максимальное количество эмоций,   изображающая сцену из периода церковного раскола в 17 веке. Суриков решает одну из важнейших проблем содержательной формы. По мере движения раскрывается внутренняя связь между каждым персонажем и самой боярыней. Определяется степень самых разных и контрастных состояний. Здесь есть испуг, жалость, страх, сочувствие, насмешка, любопытство.

«Утро стрелецкой казни», 1878-1881гг.

На полотне мы видим не саму казнь, а полные огромного психологического напряжения минуты перед неотвратимой казнью. Действие происходит в Москве на Красной площади, на фоне храма Василия Блаженного.

Последним главой товарищества , избранным в 1918 году, был Радимов Павел Александрович  ( 1887 – 1967гг. )  В 1922 году организовал 47-ю выставку передвижников.    . Дебют П.А.Радимова состоялся на 39-ой выставке Товарищества передвижников и был признан удачным. В 1914 году за картину

Последним главой товарищества , избранным в 1918 году, был

Радимов Павел Александрович ( 1887 – 1967гг. )

В 1922 году организовал 47-ю выставку передвижников.

.

Дебют П.А.Радимова состоялся на 39-ой выставке Товарищества передвижников и был признан удачным. В 1914 году за картину "Старый мезонин" П.Радимова принимают в члены Товарищества передвижных выставок. Его поручителями были И.Е.Репин и В.Д.Поленов. В эти же годы выходят книги его стихов "Полевые псалмы" и "Земная риза". Радимовым-художником были созданы циклы пейзажных и жанровых работ, посвященные средней полосе России и Средней Азии.

"Художник - поэт! Поэт в живописи и художник в поэзии." Этими словами определяется творческий путь П.А.Радимова.

Товарищество Передвижных Художественных Выставок является ключевой вехой в развитии русского искусства. Художники-передвижники стали, своего рода, символом русской живописи 19 века. Возникшее как реакция на мертвое безжизненное искусство Академии Художеств, Товарищество Передвижников стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории России. Никогда - ни до, ни после этого - искусство русских художников не было так близко и понятно народным массам. Товарищество Передвижных Художественных Выставок распалось в 1923 году, однако за время его существования значение живописи в жизни русского общества достигло своей кульминации и сыграло огромную роль в развитии реалистического искусства той эпохи.

Товарищество Передвижных Художественных Выставок является ключевой вехой в развитии русского искусства. Художники-передвижники стали, своего рода, символом русской живописи 19 века. Возникшее как реакция на мертвое безжизненное искусство Академии Художеств, Товарищество Передвижников стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории России. Никогда - ни до, ни после этого - искусство русских художников не было так близко и понятно народным массам.

Товарищество Передвижных Художественных Выставок распалось в 1923 году, однако за время его существования значение живописи в жизни русского общества достигло своей кульминации и сыграло огромную роль в развитии реалистического искусства той эпохи.

Интернет – ресурсы: http://art-portrets.ru/hudojniki_peredvijniki.html http://ilyarepin.ru/ ? http://tphv.ru/idea2.php http://www.liveinternet.ru/users/gregoryh/post247805396 http://www.palitra.co/post/363 ЗА ВНИМАНИЕ

Интернет – ресурсы:

  • http://art-portrets.ru/hudojniki_peredvijniki.html
  • http://ilyarepin.ru/ ?
  • http://tphv.ru/idea2.php
  • http://www.liveinternet.ru/users/gregoryh/post247805396
  • http://www.palitra.co/post/363

ЗА ВНИМАНИЕ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Презентация "Художники-передвижники". 7 класс

Автор: Ершова Людмила Викторовна

Дата: 27.03.2016

Номер свидетельства: 310491


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства