Презентация "руководство детским художественным объединением "резьба по дереву"
Презентация "руководство детским художественным объединением "резьба по дереву"
Презентация раскрывает исследовательскую деятельность студента по руководству детским художественным объединением "Резьба по дереву" в системе дополнительног образования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Специальность:44.02.03 Педагогика дополнительного образования
в области изобразительного искусства и ДПИ.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Декоративная резьба по дереву не просто актуальна ? она по праву занимает одно из самых первых мест при украшении домашних интерьеров. Насколько интересно, богато и необычно смотрятся деревянные резные перила или балясины! Если украсить ажурной резьбой окна или двери, то можно воссоздать гармоничную уютную атмосферу в доме, не прикладывая к этому особых усилий.
Благодаря современному оборудованию даже самый сложный резной рисунок на дереве может быть создан всего за несколько часов. При этом необязательно декоративные элементы должны быть стандартными и штампованными: компьютерное управление токарных станков позволяет изготовить на заказ любой предмет интерьера с резьбой. Достаточно только представить, что даже зеркало в доме можно оформить не в стандартный пластиковый, а в роскошно украшенный деревянный багет.
Цели и задачи руководства детским художественным объединением:
Оформлять документацию, обеспечивающую организацию детского художественного объединения. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы), на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. Оформлять педагогические разработки в форме отчетов, рефератов, выступлений, презентаций Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.
Цели работы объединения
1). Возрождение, развитие и сохранение искусства резьбы по дереву, ориентация учащихся на применение полученных знаний и навыков на практике, профессиональное самоопределение воспитанников.
2). Раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей, заложенных в каждом учащемся, привитие любви к художественному труду, как большой радости человека; формирование знаний, умений и навыков работы с деревом.
Задачи работы объединения
- формирование практических умений и навыков в работе с древесиной;
- воспитание культуры труда;
- обучение правилам безопасной работы с режущим инструментом;
развитие творческих способностей и эстетического вкуса воспитанников;
Воспитание усидчивости, трудолюбия.
ОСОБЕННОСТИ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ
Домовая резьба по дереву отличается своей крупномасштабностью.
Геометрическая резьба – самая простая. Мастер делает клинорезные выемки разной глубины с разным количеством граней.
Рельефная резьба характеризуется отсутствием плоских узоров, а рисунки выделяются из общего фона на определенную высотуОбъемная или скульптурная резьба – это самый сложный способ обработки дерева при помощи специальных инструментов. Контурная резьба похожа на гравировку с четким рисунком и требует точной работы и высокого мастерства.
ЭЛЕМЕНТЫ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ
Материалы и инструменты резьбы по дереву:
Станки:
1. Деревообрабатывающий (циркулярка, фуговальный)
2. Сверлильный
3. Заточный
4. Шлифовальный
5. Электродрель ручная
6. Электролобзик
Инструменты:
1. Набор резцов (стамесок)
2. Лобзики
3. Ножовки по дереву
4. Рубанки
5. Полуфуганки
6. Надфиля
7. Сверла
8. Перки
9. Тиски
10. Наковальни
Материалы:
1. Древесина всех пород.
Краткая история резьбы по дереву.
. Среди художественных работ в нашей стране самой распространённой и любимой в народе издавна была резьба по дереву. Существует много видов резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углублённая; плоскорельефная; рельефная; прорезная, или ажурная; скульптурная или объёмная; домовая.
Для резьбы пригодны самые различные породы древесины, которые подразделяются на лиственные и хвойные.
Но изготовление резных изделий требуют определённых знаний о дереве, его свойствах,
качестве, применение и обработке. По степени пригодности древесины для её обработки режущим инструментом, с учётом различных характеристик (влажности, пороков дерева, механических и физических свойств, например спелости или не спелости, т.е. способности к сокодвижению) все древесные породы делятся на мягкие, средней твёрдости и твёрдые.
Разработка программы. Пояснительная записка
Новизна программы заключается в том, что
в теоретическую подготовку учащиеся включаются раньше, чем это предусмотрено школьной программой,
изучаются элементы декорирования и художественной отделки изделий;
учитывается возраст учащихся, на занятиях широко практикуется игровая деятельность,
даются знания об организации труда на предприятиях художественных промыслов. Программой предусмотрены экскурсии, которые могут быть вводными к изучению какой-либо темы.
Занимаясь художественным творчеством, учащиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях декорирования, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.
Программа рассчитана на 2 года обучения, возраст детей с 5 по 8 класс. Группы комплектуются с учётом возрастных особенностей ребят. 1 год обучения - 1 группа, 2 год - 1 группа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, количество учебных часов для каждой группы в год - 204. Форма проведения занятий групповая и индивидуальная.
С самого начала процесса обучения систематически обращается внимание учащихся на соблюдение правил безопасности труда при работе с различными инструментами.
Цель образовательной программы
Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной личности.
Задачи образовательной программы
1. Развивать самостоятельность и способности учащихся решать творческие задачи.
2. Использовать в качестве объектов труда потребительские изделия и оформлять их с учетом требований дизайна и декоративно – прикладного искусства.
3.Осуществлять воспитание трудолюбия, предприимчивости, обязательности, ответственности, культуры поведения и бесконфликтного общения.
4.Сформировать в процессе решения творческих задач знания по технологии изготовления резных изделий из дерева, их отделке, сведения об инструментах для резьбы, начальные сведения о композиции.
5. Познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева в области, а так же с традициями художественной резьбы по дереву известных центров народного декоративного искусства.
Планируемые результаты освоения образовательной программы
- знать о народных художественных промыслах, расположенных на территории России и своей области;
- знать о характерных особенностях местной художественной резьбы по дереву;
- знать правила безопасности при обработке художественных изделий;
- знать об организации труда на предприятиях народных художественных промыслов;
- уметь делать зарисовки с образцов народного декоративно- прикладного искусства;
- уметь разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе местных традиций народного искусства;
- владеть инструментом для резьбы по дереву и токарной обработки;
- владеть техническими приемами геометрической, контурной, объемной резьбы по дереву в традициях местного художественного промысла;
- выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий.
Примерный тематический план 1 года обучения
п/п
1.
Название темы и разделов
Вводное занятие
2.
Кол-во
часов
Теория
2
Основные сведения о древесине и ее свойствах.
Инструменты для резьбы по дереву
3.
Практика
2
6
Оборудование рабочего места резчика, подготовка инструментов для резьбы по дереву. Измерительные инструменты для резьбы по дереву.
4.
Знакомство с художественными и техническими приемами геометрической резьбы по дереву.
3
4
5.
32
3
Создание композиций по мотивам геометрической резьбы на изделиях из дерева.
6.
4
5
24
Выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы в материале
7.
27
3
27
8.
Отделка готовых изделий.
9.
Создание и резьба собственных композиций по мотивам геометрической резьбы
6
3
21
24
27
Отделка готовых изделий
10.
Устройство и правила безопасной работы на токарном станке по обработке древесины
3
6
6
11.
12.
Изготовление токарных изделий и декорирование, резьба собственных композиций, декорирование их геометрической резьбой.
3
24
6
34
Выполнение токарных изделий с помощью патрона и планшайбы и декорирование резьбой.
3
13.
Отделка изделий с геометрической резьбой.
4
30
Итого
3
30
30
204
3
26
178
Творческие работы
Формы, методы и средства обучения ДХО
Объяснительно-иллюстративный метод
Частично-поисковой метод
Репродуктивный метод
Исследовательский метод
Метод проблемного обучения
Методы и приемы активизации познавательной и творческой деятельности в ДХО
Практические методы (Методические упр., Игровой метод, Метод
моделирования);
Наглядные методы (Использование макетов и пособий, Рассматривание изделий);
Словесные методы (Рассказ, Беседа, Игра)
Мультимедийные презентации
Работа с электронной базой данных
Информационные технологии позволяют разнообразить формы проведения занятий
Рабочая программа геометрической резьбы по дереву
Цели и задачи урока:
Образовательная : познакомить учащихся с геометрической резьбой, как одним из видов художественной обработки древесины. Обучить учащихся приемам и навыкам выполнения геометрической резьбы.
Развивающая : развить у школьников умение самостоятельно применять имеющиеся знания на практике. Развить творческие способности учащихся в процессе включения их в художественно-конструкторскую деятельность. Содействовать развитию эстетического и художественного вкуса.
Воспитательная : совершенствовать эстетическое и экономическое воспитание учащихся, сформировать творческое начало. Воспитывать инициативу, трудолюбие, терпеливость и настойчивость в самостоятельной трудовой деятельности. Прививать любовь к декоративно-прикладному искусству.
Актуальность
В настоящее время перед школой в качестве приоритетной задачи стоит воспитание и развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры, формирование навыков практического решения художественных задач.
Трудовое начало воспитания – важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонически развитой личности.
Планируемые результаты освоения образовательной программы
1.З нать о характерных особенностях местной художественной резьбы по дереву;
2.Знать правила безопасности при обработке художественных изделий;
3.Уметь делать зарисовки с образцов народного декоративно- прикладного искусства;
4.Уметь разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе местных традиций народного искусства;
5.Владеть инструментом для резьбы по дереву и токарной обработки;
6.Владеть техническими приемами геометрической резьбы по дереву в традициях местного художественного промысла;
7.Выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий.
Объяснение нового материала
Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы большим разнообразием приемов художественного оформления поверхности дерева. В то же время она не требует специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов .Очевидным ее преимуществом является так же небольшая глубина резания ,не требующая больших усилий .Все это и делает ее доступной для изучения в школе..
Далее рассказываю учащимся, на каких изделиях будет выполняться геометрическая резьба по дереву. Демонстрирую ученикам изделие, которое они впоследствии будут изготовлять – доску разделочную.
Показываю учащимся готовые изделия с различными конструкциями и орнаментами.
Показываю учащимся чертеж изделия, где изображена форма изделия, его габаритные размеры, размеры отдельных элементов изделия.
По слайду определяю и объясняю ученикам последовательность выполнения технологических операций, инструменты и приспособления, применяемые для каждого этапа выполнения работ, а также устанавливаю, сколько времени потребуется на выполнение каждой из технологической операции.
По чертежу обучающиеся узнают конструкцию изделия, способ изготовления ее деталей.
Объясняю ребятам особенности выполнения каждого этапа работы :
а) предпочитаемые породы древесины для выполнения изделий, обработанных геометрической резьбой: липа, осина, ольха, дуб, береза, клен, тополь, бук;
б)разметка элементов резьбы: треугольник, сколышки,витейка, ромбы, розетки, звездочки.
в) накалывание косяка в древесину в намеченном элементе на глубину 2-3 мм.; г) подрезание граней элементов вдоль и поперек волокон древесины.
Практическая работа
Каждому ученику раздаю заготовку 200х50х10 и нож, который они поверяют к готовности. Приступая к работе, ребята на первом этапе подготавливают поверхность древесины к обработке ее резьбой. При этом слежу за правильностью и точностью выполнения учениками таких технологических операций, как опиливание, строгание, шлифование. После выполнения этих столярных работ ребята приступают к выполнению разметки элементов резьбы на начертанном поле заготовки. При выполнении ребятами этой работы нужно добиться того, чтобы четко и точно обозначились каждый из элементов геометрической резьбы.
На заготовке наносим чертеж сколышек и треугольников. Нож берем в правую руку, хватом сверху .Выполняем наколку треугольников по чертежу, а затем подрезку, как и было показано мной и резчиком в видеоклипе.
Проверяю правильность выполнения этой операции.
Итог урока
Оцениваю работы учащихся, обращаю внимание класса на ошибки в работе. Выделяю наиболее удавшиеся работы. Объясняю, как исправить ошибки, что нужно учесть, чтобы их не допускать. Выставляю оценки ребятам, назначаю дежурных в мастерской.
." width="640"
МНОЮ БЫЛ ПРОВЕДЕН УРОК В МОУ ДОД ЦДТ ПО ТЕМЕ: .
Группа: учащиеся 8-11 лет
Цель занятия:
· Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла;
· Расширение знаний учащихся о жанре пейзажа, установление последовательности выполнения рисунка.
Задачи занятия:
Обучающие:
Активизировать познавательный интерес к искусству и природе;
Учить осознанно выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы;
Формировать умения самостоятельно находить решение художественных задач.
Развивающие:
Развивать память, внимание и кругозор учащихся;
Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию;
Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком;
Воспитательные:
Способствовать эстетическому восприятию учебного материала;
Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Структура занятия:
Орг. момент
Вводная беседа
Практическая работа
Итог занятия
Оборудование для педагога: наглядное пособие, музыкальное сопровождение, ноутбук.
Оборудование для учащихся: лист формата А 3, карандаш, ластик, гуашевые краски, палитра, стаканчик, кисти.
Орг. Момент.
Педагог - Здравствуйте дети! (Приветствуют) . Сегодня на уроке вы познакомитесь поближе с одним из жанров живописи. На картинах этого жанра может быть изображено облачное пасмурное небо, вечнозеленая ель, заснеженные просторы. Догадались, о каком жанре идёт речь?
(Ответы учащихся).
Педагог -Ну конечно, это жанр пейзажа – интереснейший жанр изобразительного искусства, который можно изучать бесконечно.
Педагог -Природа… Она не одно столетие вдохновляет людей на создание шедевров в поэзии, музыке, живописи.
День пасмурный, но столько красоты! Взгляни на эти серебряные краски: в них разом всё-надежды и мечты, и представленья детские о сказке…
Пусть небо серо, каплет мелкий дождь, твоя душа полна любви и грусти, ты с нетерпеньем солнца в небе ждёшь, сегодня нет его-на сердце пусто…
А грусть, что грусть?! Грусть-это не тоска! Грустить порой полезно для здоровья. Она пройдет, пройдет наверняка-уверенность прости и многословье!
День пасмурный, но сколько красоты! Взгляни на эти серебряные краски, в них разом всё-надежды и мечты, и счастья основания святые… В.Евсеев.
Педагог -Знаете ли вы, откуда появилось слово «пейзаж» и что оно означает?
(Ответы учащихся).
Педагог -Слово «пейзаж» заимствовано из французского языка и переводится как «местность, страна». Обычно так называют реальный вид какой-либо местности. Впоследствии этим же словом стали называть изображение природы в искусстве.
Картина делится линией горизонта, в ней обязательно присутствует передний план и задний план. На переднем можно вырисовывать все в деталях, а на заднем менее четкие изображения. Это закон воздушной перспективы.
Кто мне скажет какие цвета теплые? А какие холодные?
(Ответы учащихся).
Педагог -А каких цветов здесь больше?
(Ответы учащихся).
Педагог -Можно их сочетать, получится интересная работа.
Практическая работа.
Педагог -Как мы расположим лист?
(Ответы учащихся).
В процессе работы учитель делает целевые обходы, проверяя организацию рабочего места, правильность выполнения приёмов работы, оказывая помощь учащимся, испытывающим затруднения, контролируя объём и качество выполненной работы.
Учащиеся -Выполняют практическую часть под приглушенное музыкальное сопровождение.
Педагог -Заканчиваем работы.
Итог занятия.
Выставка работ, учащиеся раскладывают работы на столе. Поощрение.
Педагог -Ребята вы молодцы, какие у всех красивые пейзажи.