Просмотр содержимого документа
«Презентация по ИЗО Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла»
СШ №1 Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла Учитель ИЗО Плахотная Е.Е.
Русские народные промыслы
Дымковская игрушка
Хохлома
Городец
Тульские самовары
В старых книгах нашли запись о том, что в 1825 году в подмосковном селе местный крестьянин Филипп Вишняков с сыновьями открыл свою подносную мастерскую.
Трактирные, или «скатертные», достигали размеров стола, а маленькие «закусочные» - не больше тарелки.
Подносы имели самую разнообразную форму: и круглые, и овальные, и прямоугольные, и даже треугольные
Г Ж Е Л Ь
Д Ы М К О В О
С В И С Т У Н Ь Я
Т Р А В К А
Ф И Л И М О Н О В О
Т В Е Р С К А Я
Х О Х Л О М А
Село Жостово
Искусство Жостова
Среди Жостовских подносов не найти двух совершенно одинаковых…
Самым распространенным видом Жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.
В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная "царица садов и оранжерей" – роза.
Поднос радует глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками на блестящем черном или цветном фоне
Этапы и приёмы росписи
1. Грунтовка.
Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает чёрным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т.д.
2. Замаленок.
Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.
3. Тенежка.
Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.
4. Прокладка.
Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.
5. Бликовка.
Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создаёт настроение и колорит.
6. Чертежка.
Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.
7. Привязка.
Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
8. Уборка.
Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.